Внеклассная работа по литературе как средство формирования культурологической компетентности учащихся
методическая разработка по литературе по теме
Методический проект учителя раскрывает систему внеклассной работы по литературе в свете требований стандартов образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotki.zip | 66.77 КБ |
rep_ev_mater.zip | 569.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа по литературе как средство формирования культурологической компетентности учащихся
Актуальность темы
В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности учащихся. Внеклассная работа становится неотъемлемой частью творческого, углубленного изучения литературы, важнейшим средством формирования компетентностей учащихся: коммуникативной, культурологической, литературоведческой.
В книге «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского ("Просвещение", Москва, 1983) выделяются следующие виды внеклассной работы: кружковая работа, лектории определённой направленности, тематические вечера и утренники, диспуты, вечера вопросов и ответов на определенные темы, различного вида конкурсы, смотры, олимпиады, турниры, фестивали и другие формы состязаний, школьные стенгазеты и устные журналы, рукописные журналы литературной направленности (типа «Мы пробуем перо», «Наш литературный альманах»),общественные смотры знаний, предметные недели, в ходе которых учащиеся выпускают бюллетени, устраивают выставки книг, читают лекции, организуют встречи с учеными, работающими в данной области, посещение литературного музея.
Именно на роли литературного музея как средстве осуществления компетентностно - ориентированного подхода в обучении литературе и хочется остановиться.
Формирование компетентностей предполагает:
усвоение системы специфических знаний по литературе и освоение определённого круга чтения;
формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и человеку;
совершенствование речевой деятельности во всех её видах;
осознание литературы как явления культуры;
освоение литературы в развитии, в контексте историко-литературного процесса и культуры;
формирование системы знаний, позволяющих личности осуществлять свою деятельность в рамках культуры соответствующего социума.
Посещение литературного музея как вид внеклассной работы по литературе направлено на формирование коммуникативной, культурологической, литературоведческой компетентностей учащихся.
Проблема: Как выстроить систему работы по посещению литературного музея и направить её на формирование компетентностей учащихся?
Цель: Воспитание познавательного интереса к литературе и использование потенциала литературного музея для формирования компетентностей учащихся.
Задачи:
изучать биографию писателя как комментарий к его произведениям, ключ к их пониманию;
определить наиболее эффективные формы и методы данной внеклассной работы для полноценного личностного развития учащихся;
формировать потребность исследовательской деятельности учащихся;
расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь к литературе, читательский вкус и культуру в широком смысле этого слова.
Ожидаемый результат
Активизация интереса к изучению творческого пути писателя в контексте русской литературы
Воспитание вдумчивого читателя
Повышение общего культурного уровня учащихся
Совершенствование духовного воспитания
Сформированный интерес к исследовательской работе
Освоение индивидуальных, парных и групповых видов интеллектуальной работы
Этапы реализации проекта
Подготовительный (диагностика, формулирование проблемы, цели, задач).
Основной (планирование практической деятельности, реализация цели и задач проекта).
Итоговый (диагностика, анализ и обобщение полученных результатов, выводы).
Первый этап - подготовительный
Мы с ребятами любим путешествовать: посещать выставки, музеи, экспозиции. Диагностика показала, что запоминание увиденного является кратковременным и не оказывает особого влияния на душу ребёнка. Чтобы изменить ситуацию, возникли мысли о создании данного проекта. Были сформулированы цели и задачи и началась реализация проекта, рассчитанного на 5 лет: с 7 по 11 класс.
Основные направления деятельности | Ответственные | Срок выполнения |
Целеполагание, разработка проекта. Расчёт материальных затрат. Подготовительная работа с родителями учащихся | Репина Е.В., родительский комитет | Сентябрь 2006г. |
Второй этап - основной.
Основные направления деятельности | Ответственные | Срок выполнения |
Посещение Музея детства А.М.Горького ("Домик Каширина") в Нижнем Новгороде | Репина Е.В., родительский комитет | Октябрь 2006г. |
Посещение Царскосельского лицея | Репина Е.В., родительский комитет | Май 2007г. |
Поездка в Болдино | Репина Е.В., родительский комитет | Октябрь 2008г. |
Экскурсия в дом-музей Салтыкова-Щедрина | Репина Е.В., родительский комитет | Январь 2009 г. |
Посещение дома-музея М.А.Булгакова в Киеве | Репина Е.В., родительский комитет | Декабрь 2010 г. |
7 класс
Музей детства А.М.Горького ("Домик Каширина") в Нижнем Новгороде
Предварительная работа.
Изучение биографии А.М.Горького.
Чтение повести «Детство»
Размышление над вопросами:
Какой период жизни Горького отражён в прочитанной повести?
Какие люди окружали маленького Алёшу?
Что Горький называет «свинцовыми мерзостями русской жизни»?
Дед Каширин глазами героя повести.
Цыганок, Хорошее Дело, бабушка Акулина Ивановна - герои, сыгравшие особую роль в формировании характера Алёши. Какую?
Уроки жизни, полученные мальчиком в доме деда Каширина.
Вопросы и задания для экскурсии.
1) В какой период Горький жил в доме деда Каширина? (с августа 1871 по весну 1872 г)
2) К какому сословию принадлежали Каширины? (мещане)
3) Осмотрите комнаты музея, запомните их расположение и предназначение. (В музее воспроизведена подлинная обстановка дома мещан Василия Васильевича и Акулины Ивановны Кашириных, деда и бабушки писателя А. М. Горького. Экскурсия начинается с кухни. Обстановка: стол, накрытый самотканной скатертью, на столе большое деревянное блюдо для еды, деревянные ложки и солоница, тарелка для резки мяса, огарок свечи в железном подсвечнике. в правом углу — иконостас, в левом -«горка» с посудой. Вдоль стены — русская печь. У печи, в деревянной лохани под чугунным рукомойником розги, напротив — деревянная скамья, на которой Василий Каширин порол внуков. За печью — ухваты, кочерга, полка с кухонной посудой. Из кухни дверь ведёт в комнату деда. В этой комнате, у стены стоит диван. Над ним висит большая фотография — гласные Нижегородской думы 1862—1863 гг. В центре помещения — стол, на нём раскрытая книга «Христианский памятник», рядом — гусиное перо для письма. В переднем углу, под иконами — сундук-подголовник для хранения ценностей, около двери — горка с парадной посудой. На вешалке, возле печи — парадный кафтан старшины красильного цеха и бархатный жилет. Около двери, на гвоздике висит енотовая шуба. Следующее помещение — комната бабушки. У окна комод, на нём — копилка, сундучки-укладки, предметы для рукоделия. Рядом с комодом, у окна подушка с коклюшками. Вдоль стены — кровать с пуховой периной, покрытая стёганым одеялом, сверху — гора подушек в белых наволочках. Над кроватью висит чёрная шёлковая тальма, украшенная стеклярусом. За кроватью, в углу — большой деревянный сундук. Над ним развешана женская одежда и укреплены старинные часы с маятником. Комната Михаила — дяди А. М. Горького. Обстановка комнаты: комод, овальное зеркало, полумягкий диван с резной спинкой. Около окна небольшой стол, на нём медный самовар с чайной посудой, штоф из-под вина, большие рюмки. На стене, над комодом висят семейные фотографии. В комнате можно увидеть парадную одежду: сюртук из чёрного сукна, рубахи-косоворотки, тканые пояса, женские платья. Через сени, заставленные различной хозяйственной утварью можно выйти во двор. Во дворе находятся хозяйственный постройки: красильня, сарай, каретник. Вдоль забора расставлены старые котлы, к забору прислонён дубовый надмогильный крест, напоминающий о трагической гибели Вани Цыганка)
4) Запишите непонятные слова, например, штоф, кафтан, др. Выясните впоследствии их лексическое значение.
5) Выберите творческое задание как способ подведения итогов экскурсии:
исследовательский проект
серия рисунков
словарик «Быт нижегородских мещан»
фоторепортаж
путевые заметки
заочная экскурсия по музею
Посещение музея.
Результат (продукт).
Урок – презентация «Дом деда Каширина и его атмосфера»
Доклад на школьной конференции Натальи Кудрявцевой «Заочная экскурсия в музей «Дом деда Каширина»
Создание творческих работ различного жанра
Фотовыставка и выставка рисунков.
8 класс.
Царскосельский лицей
Предварительная работа
Изучение жизни и творчества Пушкина в Лицейский период
Проведение классного часа «Дружба в моём понимании»
Чтение книги И.Пущина «Мой Пушкин»
Составление таблицы «Лицейские друзья Пушкина и их судьбы»
Литературная гостиная «В гостях у лицеистов»
6. Задания для экскурсии (по группам)
История лицея из первых уст…
Распорядок жизни в лицее
Заглянем в расписание уроков и в учебные аудитории
Комната Пушкина
Лицейские преподаватели
Культ дружбы в лицее
7. Участие в экскурсии.
8. Результат
Методическая разработка урока «Роль лицея в жизни и творчестве Пушкина»
Рукописный журнал с рубриками, аналогичными заданиям группам (итог работы группы).
9 класс
Болдино
Предварительная работа
1.На заседании литературного кружка ставится проблемный вопрос: «Почему Болдинская осень стала периодом необычайного, непревзойдённого творческого подъёма для Пушкина?»
2.Ребята получают задание разработать вопросы для экскурсии в Болдино и обменяться ими с другой группой.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа |
Сочинение-миниатюра «Октябрь уж наступил…» | История любви Пушкина и Гончаровой | Историческая справка «Россия в 30-е годы 19 века» | Что я увидел из окна пушкинского дома в Болдино? (фотоколлаж) | Материал для экскурсии по Болдино |
3.Участие в экскурсии
4.Результат
Праздник для учащихся 7-9 классов «Болдинская осень»
Сборник стихов учащихся «Вдохновение» (ниже – несколько осенних стихотворений учащихся)
***
Горит пожар из пламенных огней.
Цвета листвы вновь удивляют человека-
Багряный, золотой. Скажи на милость, чей
Кленовый лист с раскраскою рассвета?
Скажи, когда же он опал? И где
Его искать? В страницах каких книг?
В какой листве? В какой вечерней мгле?
И как, и как запечатлеть сей миг?
Полина Тестоедова
Непривычно
Я чувствую что-то рядом…
Дрожь?
Выходит время, контрольные мысли.
Ты каждой каплей дождя живёшь,
Одетый в чёрствые жёлтые листья.
Привет тебе из далёких снов.
Усталость небрежно обнять, засыпая.
Давайте не будем ждать холодов,
Пока ещё день совсем не растаял.
И думать подолгу, смотреть из окна –
Всё слишком обыденно, слишком привычка.
И вроде всё прежнее, вроде я та.
Наверное, осень пришла как обычно.
Наташа Бакулева
10 класс
Дом-музей М.Е.Салтыкова - Щедрина в Кирове.
1.Предварительная работа
Найти ответы на вопросы:
1)Причины пребывания писателя в Вятке.
2)Где находится дом, где жил Салтыков-Щедрин? Какова его история?
3) Что представляла собой Вятка времён Салтыкова-Щедрина?
4) Круг общения писателя в нашем городе.
5) Служба и общественная деятельность Салтыкова-Щедрина
6) Литературное творчество Вятского семилетия
2.Посещение музея
3. Результат.
Конференция «Вятская ссылка Салтыкова-Щедрина»
Сборник эссе «Современные губернские очерки»
11 класс
Дом М. Булгакова в Киеве (Андреевский спуск, дом №13 - дом Турбиных)
Предварительная работа
Чтение романа М.Булгакова «Белая гвардия»
Изучение биографии писателя
Сочинение «Какими мне представляются дом Булгаковых и дом Турбиных»
Посещение музея
Дом Турбинных в Киеве стоит на Андреевском спуске, и дорога к нему вымощена мемориальной брусчаткой. По замыслу его основателя и главного хранителя Анатолия Кончаковского все вещи братьев Турбиных выкрашены в ирреальный белый цвет: белые шинели, белая гитара, белый самовар... Подлинные булгаковские предметы представлены в натуральном виде. В одной экспозиции совмещены две: мир героев романа и мир его автора.
Надев смешные белые тапочки и поднявшись по узкой лестнице на второй этаж, вы попадаете в мир молодого Михаила Булгакова - студента и начинающего врача. Вот стол, за которым он писал свои первые вещи. Вот его любимая лампа с зеленым абажуром, это семейные фотографии. Чернильница, канделябр, университетские учебники, пособия практического врача - кажется, что молодой хозяин сейчас вернется и расскажет вам замысел своего первого романа.
Но это и мир семьи Турбиных, списанный с мира семьи Булгаковых. Вот печка с Николкиными надписями и его гитара, а это страшная комната, где умирал Алексей Турбин. Когда заглядываешь туда, свет меркнет и все вещи начинают кружиться вокруг тебя, светит только Еленина лампадка…
Переполненный впечатлениями и ощущением, что ты - один из героев романа или друг семьи Булгаковых, покидаешь ты этот околдованный дом, в котором сохранился дух начала прошлого века. А с Андреевского холма, залитого сиренью и солнцем и увенчанного дивным храмом, открывается великоторжественный вид на Подол, на излучину могучей реки, на Царские сады, на заднепровские дали - на любимый Булгаковым Киев!
Результат
Сочинение «Какими мне представляются дом Булгаковых и дом Турбинных после посещения музея»
Методическая разработка интеллектуальной игры по роману Булгакова «Белая гвардия»
Ученические доклады на школьную научно-практическую конференцию
Третий этап - заключительный.
Реализация проекта проходила в период с 2006 по 2010 годы. По итогам работы были сделаны следующие выводы.
1.В 7 классе лишь 15% учащихся класса считали литературный музей неотъемлемой частью изучения биографии писателя, 28% не задумывались о роли музея, а остальные 57% не осознавали роли музея в своём литературном образовании.
В 11 классе 95% учащихся признали важнейшую роль музея писателя в изучении литературы и согласились со словами Герцена: «Жизнь сочинителя есть драгоценный комментарий к его сочинениям"
2.У учащихся данного класса сформированы компетентности, предусмотренные стандартом образования.
3. Большинство учащихся - люди читающие, люди со сформировавшимся читательским вкусом. Среди выпускников класса – студенты филологического факультета и факультета журналистики, призёры городских олимпиад по литературе.
4. Учащиеся класса – ежегодные участники и победители школьной научно-практической конференции. Темы проектов связаны с жизнью и творчеством писателей.
5. Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, выступления на педсовете и родительских собраниях - результат реализации проекта для педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
Необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение интереса к чтению художественной литературы, низкая к...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации через использование текста в качестве дидактического материала. ...
«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Доклад на Областной научно-практической конференции в г.Краснотурьинске...
Творческие работы по литературе как средство формирования познавательных интересов учащихся
Уроки литературы в 5 классе - это начало изучения нового предмета. Статья может быть полезна начинающим педагогам, так как в ней приводятся примеры из практической деятельности....