Внеклассная работа по литературе как средство формирования культурологической компетентности учащихся
методическая разработка по литературе по теме

Репина Елена Васильевна

Методический проект учителя раскрывает систему внеклассной работы по литературе в свете требований стандартов образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodrazrabotki.zip66.77 КБ
Package icon rep_ev_mater.zip569.79 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по литературе как средство формирования культурологической компетентности учащихся

Актуальность темы

В современных условиях эффективное преподавание литературы требует органичного сочетания всех форм и видов классных и внеклассных занятий, широкого развития самостоятельности учащихся. Внеклассная работа становится неотъемлемой частью творческого, углубленного изучения литературы, важнейшим средством формирования компетентностей учащихся: коммуникативной, культурологической, литературоведческой.

В книге «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского ("Просвещение", Москва, 1983) выделяются следующие виды внеклассной работы: кружковая работа, лектории определённой направленности, тематические вечера и утренники, диспуты, вечера вопросов и ответов на определенные темы, различного вида конкурсы, смотры, олимпиады, турниры, фестивали и другие формы состязаний, школьные стенгазеты и устные журналы, рукописные журналы литературной направленности (типа «Мы пробуем перо», «Наш литературный альманах»),общественные смотры знаний, предметные недели, в  ходе которых  учащиеся выпускают бюллетени, устраивают выставки книг, читают лекции, организуют встречи с учеными, работающими в данной области, посещение литературного музея.

        Именно на роли литературного музея как средстве осуществления компетентностно - ориентированного подхода в обучении литературе и хочется остановиться.

        Формирование компетентностей предполагает:

усвоение системы специфических знаний по литературе и освоение определённого круга чтения;

формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и человеку;

совершенствование речевой деятельности во всех её видах;

осознание литературы как явления культуры;

освоение литературы в развитии, в контексте историко-литературного процесса  и культуры;

формирование системы знаний, позволяющих личности осуществлять свою деятельность в рамках культуры соответствующего социума.

Посещение литературного музея как вид внеклассной работы по литературе направлено на формирование коммуникативной, культурологической, литературоведческой компетентностей учащихся.

Проблема: Как выстроить систему работы по посещению литературного музея и направить её на формирование компетентностей учащихся?

Цель: Воспитание познавательного интереса к литературе и использование потенциала литературного музея для формирования компетентностей учащихся.

Задачи:

изучать биографию писателя как комментарий к его произведениям, ключ к их пониманию;

определить наиболее эффективные формы и методы данной внеклассной работы для полноценного личностного развития учащихся;

формировать потребность исследовательской деятельности учащихся;

расширять кругозор учащихся, воспитывать любовь к литературе, читательский вкус и культуру в широком смысле этого слова.

Ожидаемый результат

Активизация интереса к изучению творческого пути писателя в контексте русской  литературы

Воспитание  вдумчивого читателя

Повышение общего культурного уровня учащихся

Совершенствование духовного воспитания

Сформированный интерес к  исследовательской работе

Освоение  индивидуальных, парных и групповых видов интеллектуальной  работы

Этапы реализации проекта

Подготовительный (диагностика, формулирование проблемы, цели, задач).

Основной (планирование практической деятельности, реализация цели и задач проекта).

Итоговый (диагностика, анализ и обобщение полученных результатов, выводы).

Первый этап - подготовительный

Мы с ребятами любим путешествовать: посещать выставки, музеи, экспозиции. Диагностика показала, что запоминание увиденного является кратковременным и не оказывает особого влияния на душу ребёнка. Чтобы изменить ситуацию, возникли мысли о создании данного проекта. Были сформулированы цели и задачи и началась реализация проекта, рассчитанного на 5 лет: с 7 по 11 класс.

Основные направления деятельности

Ответственные

Срок выполнения

Целеполагание, разработка проекта.

Расчёт материальных затрат. Подготовительная работа с родителями учащихся

Репина Е.В., родительский комитет

Сентябрь 2006г.

Второй этап - основной.

Основные направления деятельности

Ответственные

Срок выполнения

Посещение Музея детства А.М.Горького ("Домик Каширина") в Нижнем Новгороде

Репина Е.В., родительский комитет

Октябрь  2006г.

Посещение

Царскосельского

лицея

Репина Е.В., родительский комитет

Май 2007г.

Поездка в Болдино

Репина Е.В., родительский комитет

Октябрь 2008г.

Экскурсия

в дом-музей

Салтыкова-Щедрина

Репина Е.В., родительский комитет

Январь 2009 г.

Посещение дома-музея

М.А.Булгакова в Киеве

Репина Е.В., родительский комитет

Декабрь 2010 г.

7 класс

Музей детства А.М.Горького ("Домик Каширина") в Нижнем Новгороде

Предварительная работа.

Изучение биографии А.М.Горького.

Чтение повести «Детство»

Размышление над вопросами:

Какой период жизни Горького отражён в прочитанной повести?

Какие люди окружали маленького Алёшу?

Что Горький называет «свинцовыми мерзостями русской жизни»?

Дед Каширин глазами героя повести.

Цыганок, Хорошее Дело, бабушка Акулина Ивановна - герои, сыгравшие особую роль в формировании характера Алёши. Какую?

Уроки жизни, полученные мальчиком в доме деда Каширина.

Вопросы и задания для экскурсии.

1) В какой период Горький жил в доме деда Каширина? (с августа 1871 по весну 1872 г)

2) К какому сословию принадлежали Каширины? (мещане)

3) Осмотрите комнаты музея, запомните их расположение и предназначение. (В музее воспроизведена подлинная обстановка дома мещан Василия Васильевича и Акулины Ивановны Кашириных, деда и бабушки писателя А. М. Горького. Экскурсия начинается с кухни. Обстановка: стол, накрытый самотканной скатертью, на столе большое деревянное блюдо для еды, деревянные ложки и солоница, тарелка для резки мяса, огарок свечи в железном подсвечнике. в правом углу — иконостас, в левом -«горка» с посудой. Вдоль стены — русская печь. У печи, в деревянной лохани под чугунным рукомойником розги, напротив — деревянная скамья, на которой Василий Каширин порол внуков. За печью — ухваты, кочерга, полка с кухонной посудой. Из кухни дверь ведёт в комнату деда. В этой комнате, у стены стоит диван. Над ним висит большая фотография — гласные Нижегородской думы 1862—1863 гг. В центре помещения — стол, на нём раскрытая книга «Христианский памятник», рядом — гусиное перо для письма. В переднем углу, под иконами — сундук-подголовник для хранения ценностей, около двери — горка с парадной посудой. На вешалке, возле печи — парадный кафтан старшины красильного цеха и бархатный жилет. Около двери, на гвоздике висит енотовая шуба. Следующее помещение — комната бабушки. У окна комод, на нём — копилка, сундучки-укладки, предметы для рукоделия. Рядом с комодом, у окна подушка с коклюшками. Вдоль стены — кровать с пуховой периной, покрытая стёганым одеялом, сверху — гора подушек в белых наволочках. Над кроватью висит чёрная шёлковая тальма, украшенная стеклярусом. За кроватью, в углу — большой деревянный сундук. Над ним развешана женская одежда и укреплены старинные часы с маятником. Комната Михаила — дяди А. М. Горького. Обстановка комнаты: комод, овальное зеркало, полумягкий диван с резной спинкой. Около окна небольшой стол, на нём медный самовар с чайной посудой, штоф из-под вина, большие рюмки. На стене, над комодом висят семейные фотографии. В комнате можно увидеть парадную одежду: сюртук из чёрного сукна, рубахи-косоворотки, тканые пояса, женские платья. Через сени, заставленные различной хозяйственной утварью можно выйти во двор. Во дворе находятся хозяйственный постройки: красильня, сарай, каретник. Вдоль забора расставлены старые котлы, к забору прислонён дубовый надмогильный крест, напоминающий о трагической гибели Вани Цыганка)

4) Запишите  непонятные слова, например, штоф, кафтан, др. Выясните впоследствии их лексическое значение.

5) Выберите  творческое задание как способ подведения итогов экскурсии:

исследовательский проект

серия рисунков

словарик  «Быт нижегородских мещан»

фоторепортаж

путевые заметки

заочная экскурсия по музею

Посещение музея.

Результат (продукт).

Урок – презентация «Дом деда Каширина и его атмосфера»

Доклад на школьной конференции Натальи Кудрявцевой «Заочная экскурсия в музей «Дом деда Каширина»

Создание творческих работ различного жанра

Фотовыставка и выставка рисунков.

8 класс.

Царскосельский лицей

Предварительная работа

Изучение жизни и творчества Пушкина в Лицейский период

Проведение классного часа «Дружба в моём понимании»

Чтение книги И.Пущина «Мой Пушкин»

Составление таблицы «Лицейские друзья Пушкина и их судьбы»

Литературная гостиная «В гостях у лицеистов»

6.    Задания для экскурсии (по группам)

История лицея из первых уст…

Распорядок жизни в лицее

Заглянем в расписание уроков и в учебные аудитории

Комната Пушкина

Лицейские преподаватели

Культ дружбы в лицее

7.    Участие  в экскурсии.

8.     Результат

Методическая разработка урока «Роль лицея в жизни и творчестве Пушкина»

Рукописный журнал с рубриками, аналогичными  заданиям группам (итог работы группы).

9 класс

Болдино

Предварительная работа

1.На заседании литературного кружка ставится проблемный вопрос: «Почему Болдинская осень стала периодом необычайного, непревзойдённого творческого подъёма для Пушкина?»

2.Ребята получают задание разработать вопросы для экскурсии в Болдино и обменяться ими с другой группой.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Сочинение-миниатюра «Октябрь уж наступил…»

История любви Пушкина и Гончаровой

Историческая справка «Россия в 30-е годы 19 века»

Что я увидел из окна пушкинского дома в Болдино? (фотоколлаж)

Материал для экскурсии по Болдино

3.Участие в экскурсии

4.Результат

Праздник для учащихся 7-9 классов «Болдинская осень»

Сборник стихов учащихся «Вдохновение» (ниже – несколько осенних стихотворений учащихся)

***

Горит пожар из пламенных огней.

Цвета листвы вновь удивляют человека-

Багряный, золотой. Скажи на милость, чей

Кленовый лист с раскраскою рассвета?

Скажи, когда же он опал? И где

Его искать? В страницах каких книг?

В какой листве? В какой вечерней мгле?

И как, и как запечатлеть сей миг?

Полина Тестоедова

       

 Непривычно

Я чувствую что-то рядом…

Дрожь?

Выходит время, контрольные мысли.

Ты каждой каплей дождя живёшь,

Одетый в чёрствые жёлтые листья.

Привет тебе из далёких снов.

Усталость небрежно обнять, засыпая.

Давайте не будем ждать холодов,

Пока ещё день совсем не растаял.

И думать подолгу, смотреть из окна –

Всё слишком обыденно, слишком привычка.

И вроде всё прежнее, вроде я та.

Наверное, осень пришла как обычно.

                        Наташа Бакулева

10 класс

Дом-музей М.Е.Салтыкова - Щедрина в Кирове.

1.Предварительная работа

Найти ответы на вопросы:

1)Причины пребывания писателя в Вятке.

2)Где находится дом, где жил Салтыков-Щедрин? Какова его история?

3) Что представляла собой Вятка времён Салтыкова-Щедрина?

4) Круг общения писателя в нашем городе.

5) Служба и общественная деятельность Салтыкова-Щедрина

6) Литературное творчество Вятского семилетия

2.Посещение музея

3. Результат.

Конференция «Вятская ссылка Салтыкова-Щедрина»

Сборник эссе «Современные губернские очерки»

11 класс

Дом М. Булгакова в Киеве (Андреевский спуск, дом №13 - дом Турбиных)

Предварительная работа

Чтение романа М.Булгакова «Белая гвардия»

Изучение биографии писателя

Сочинение «Какими мне представляются дом Булгаковых и дом Турбиных»

Посещение музея

Дом Турбинных в Киеве стоит на Андреевском спуске, и дорога  к нему вымощена мемориальной брусчаткой. По замыслу его основателя и главного хранителя Анатолия Кончаковского все вещи братьев Турбиных выкрашены в ирреальный белый цвет: белые шинели, белая гитара, белый самовар... Подлинные булгаковские предметы представлены в натуральном виде. В одной экспозиции совмещены две: мир героев романа и мир его автора.
Надев смешные белые тапочки и поднявшись по узкой лестнице на второй этаж, вы попадаете в мир молодого Михаила Булгакова - студента и начинающего врача. Вот стол, за которым он писал свои первые вещи. Вот его любимая лампа с зеленым абажуром, это семейные фотографии. Чернильница, канделябр, университетские учебники, пособия практического врача - кажется, что молодой хозяин сейчас вернется и расскажет вам замысел своего первого романа.
Но это и мир семьи Турбиных, списанный с мира семьи Булгаковых. Вот печка с Николкиными надписями и его гитара, а это страшная комната, где умирал Алексей Турбин. Когда заглядываешь туда, свет меркнет и все вещи начинают кружиться вокруг тебя, светит только Еленина лампадка…
Переполненный впечатлениями и ощущением, что ты - один из героев романа или друг семьи Булгаковых, покидаешь ты этот околдованный дом, в котором сохранился дух начала прошлого века. А с Андреевского холма, залитого сиренью и солнцем и увенчанного дивным храмом, открывается великоторжественный вид на Подол, на излучину могучей реки, на Царские сады, на заднепровские дали - на любимый Булгаковым Киев!

Результат

Сочинение «Какими мне представляются дом Булгаковых и дом Турбинных после посещения музея»

Методическая разработка интеллектуальной игры по роману Булгакова «Белая гвардия»

Ученические доклады на школьную научно-практическую конференцию

                           Третий этап - заключительный.

Реализация проекта проходила в период с 2006 по 2010 годы. По итогам работы были сделаны следующие выводы.

1.В 7 классе лишь 15% учащихся класса считали литературный музей неотъемлемой частью изучения биографии писателя, 28% не задумывались о роли музея, а остальные 57% не осознавали роли музея в своём литературном образовании.

В 11 классе 95% учащихся признали важнейшую роль музея писателя в изучении литературы и согласились со словами Герцена: «Жизнь сочинителя есть драгоценный комментарий к его сочинениям"

2.У учащихся данного класса сформированы компетентности, предусмотренные стандартом образования.

3. Большинство учащихся - люди читающие,  люди со  сформировавшимся читательским вкусом. Среди выпускников класса – студенты филологического факультета и факультета журналистики, призёры городских олимпиад по литературе.

4. Учащиеся класса – ежегодные участники и победители школьной научно-практической конференции. Темы проектов связаны с жизнью и творчеством писателей.

5. Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, выступления на педсовете и родительских собраниях - результат реализации проекта для педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

Необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение ин­тереса к чтению художественной литературы, низкая к...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся

формирование умений и навыков  речевого общения или коммуникации через использование текста в качестве дидактического материала. ...

Творческие работы по литературе как средство формирования познавательных интересов учащихся

Уроки литературы в 5 классе - это начало изучения нового предмета. Статья может быть полезна начинающим педагогам, так как в ней приводятся примеры из практической деятельности....