Организация самостоятельной работы на уроке как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Е.Ф.Савельева
Заместитель директора по УВР
МОУ «СОШ №2 им. А.И.Исаевой»
Организация самостоятельной работы на уроке как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся.
В наши дни общество предъявляет новые требования к современному человеку: умение гибко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, критически мыслить, выдвигать новые идеи, разрабатывать и воплощать в жизнь проекты, грамотно работать с информацией, заниматься самообразованием, быть коммуникабельным и др.
В соответствии с этим, одной из главных задач образования является формирование ключевых компетентностей обучающихся. Этот процесс предполагает становление самостоятельной, творческой личности, которая может решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, применять их в действительности, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
Компетентность - способность данного лица производить определенный вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-либо вопросу [9] .
Работа школы по формированию ключевых компетентностей учащихся ориентирована на то, чтобы не просто дать детям знания, а научить их эти знания добывать и применять на практике, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.
В педагогических исследованиях понятие «коммуникативная компетентность» рассматривается в различных аспектах:
- способность личности к речевому общению и умению слушать [10];
- система внутренних ресурсов, совокупность знаний умений и навыков, необходимых для построения эффективного действия в определенном круге ситуаций межличностных взаимоотношений, эта система составляет основу практической деятельности человека в любой сфере жизни и необходимое условие успешной реализации личности [8;8];
- сформированность ряда умений: устанавливать контакт, собирать и правильно интерпретировать информацию, слушать и слышать, поддерживать беседу, находить компромиссные решения, проводить самоанализ, т.е. умение быть самостоятельным и творчески развитым человеком [11].
Самостоятельность является качеством личности учащегося, она проявляется в мышлении, речи, практике, мотивации, поведении и деятельности, организации учебного труда [5].
Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, И.Т. Огородников, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и др.; психологи Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский , П.Я. Гальперин , В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Ф. Эсаулов и др. Эти исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа.
Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем: 20% услышанного; 40% увиденного; 60% увиденного и услышанного; 80% увиденного, услышанного и сделанного на практике.
Организация самостоятельной работы на уроке имеет большое значение и является средством формирования коммуникативной компетентности учащихся. Ее эффективное использование позволяет решить ряд вышеперечисленных задач.
В советской дидактике под самостоятельной работой принято было понимать работу учащихся, выполняемую индивидуально или по группам [3,7].
На современном этапе в педагогической литературе даются более подробные определения самостоятельной работы, которые раскрывают ее сущность и значимость.
Самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности школьника, форма самообразования, связанная с его работой в классе [6, 249].
Самостоятельная работа учащихся - это форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств [1, 265].
Итак, присоединяясь к мнению Л.А.Кропотовой, мы понимаем под самостоятельной учебной работой любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [7].
Как средство обучения самостоятельная работа реализует ряд функций: в каждой конкретной ситуации соответствует каждой конкретной задаче и цели; формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый уровень ЗУН и его продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности; вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое получение знаний, умение ориентироваться в потоке информации; является орудием педагогического руководства в управлении познавательной деятельностью учащихся [11].
Самостоятельная работа учащихся на уроке может осуществляться в различных формах:
- работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками;
- упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения;
- решение задач, практические, лабораторные работы;
- проверочные, самостоятельные работы (тесты, схемы, таблицы, задачи);
- доклады и рефераты;
- индивидуальные и групповые задания во время наблюдений на экскурсиях;
- домашние лабораторные опыты и наблюдения.
Успех организации самостоятельной работы учащихся на уроке зависит от выполнения ряда требований, выделенных в работах современных дидактов:
- любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения (учитель контролирует и управляет самим процессом работы);
- самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика, переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным;
- учитель должен обеспечить сочетание разнообразных видов самостоятельной работы, чтобы формировать у учащихся разнообразные умения и навыки;
- самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика [11].
Таким образом, система самостоятельной работы должна удовлетворять основным принципам дидактики: доступности, постепенности, систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ должна быть построена логически. В этом случае будет соблюдаться преемственность. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ [11].
В современных исследованиях [4] отмечается, что при планировании самостоятельной работы учащихся необходимо: предусмотреть ее место в структуре урока; продумать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении темы; определить ее оптимальный объем; предусмотреть затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки закладывания опытов, темы наблюдений для учащихся; определить форму заданий; подобрать соответствующий дидактический материал; продумать средства активизации познавательной активности учащихся; предусмотреть рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
При планировании самостоятельной работы учащихся на уроке учителю необходимо также учитывать и уровни самостоятельной деятельности учащихся, выделяемые в соответствии с их учебными возможностями:
- копирующие действия учащихся по заданному образцу, идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образом; на этом уровне происходит подготовка к самостоятельной деятельности;
- репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач;
- продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы образца, требует самостоятельных выводов;
- собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления [2].
Самостоятельная работа обладает большим потенциалом. На любом уроке можно работать над развитием коммуникативной компетентности учащихся, которая предполагает умения:
- работать с книгой (осознавать тексты, понимать рисунки, схемы, таблицы и др.);
- вести дискуссию, доказывать, опровергать, строить гипотезы, умозаключения; правильно задавать вопросы;
- учиться ораторскому искусству: излагать материал свободно, интересно, грамотно, используя термины, средства выразительности.
- пополнять словарный запас, работая с информацией и интернет -ресурсами,
- составлять план выступления, распределять задания в группе и ответственно подходить к их выполнению;
- планировать свою деятельность на уроке и при выполнении домашнего задания;
- соблюдать нормы поведения во время беседы, обсуждения работы одноклассников, при работе в группе.
- работать в парах, находить совместно решение проблемы.
- работать по плану, алгоритму, предписанию, инструкции;
- классифицировать, систематизировать учебный материал;
- проводить самоконтроль, анализ и самоанализ.
Например, при организации самостоятельной работы с книгой на уроках биологии, необходимо помнить следующее:
1. Для развития умения работать с текстом, важно систематически пользоваться текстами учебника. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.
2. Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Например, на уроке в 6 классе на тему “Класс двудольные. Семейство Крестоцветные” учитель предлагает учащимся следующие задания по работе с учебником: прочитайте текст и дайте морфологическое описание 1-2 растений семейства Крестоцветных по плану в задании № 2, стр. 211-212 учебника.
В 7 классе много интересного материала при изучении отрядов животных. Учитель делит класс на группы и дает задания. Например, при изучении темы «Класс Земноводные, или Амфибии»:
Первая группа учащихся изучает Отряд Безногие. Самостоятельная работа со статьей учебника “Отряд Безногие” по вопросам: в какой части земного шара обитают червяки? Где обитают червяки? Как строение червя приспособлено к среде их обитания? На основании, каких признаков строения червя относят к земноводным?
Вторая группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Хвостатые” по вопросам: Каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий? Как передвигаются хвостатые амфибии? Как у хвостатых амфибий происходит газообмен? Как размножаются хвостатые амфибии? Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания?
Третья группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Бесхвостые” по вопросам и заданиям: Какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши? Какие особенности строения и жизнедеятельности хвостатых амфибий доказывают, что они не смогли стать сухопутными? Рассмотреть рисунок 104 и объяснить, как питается лягушка; как размножаются бесхвостые амфибии. После работы с текстом учебника проводится беседа.
При закреплении знаний о строении семян двудольных растений учитель может дать самостоятельную работу с текстом учебника по заданию: прочтите текст о строении семян и на его основе составьте схему строения семени фасоли.
Органической частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы.
Задания по работе с рисунками на первых этапах простые. Например, в 6 классе задание: рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении клетки.
На уроке, посвященном изучению распространения плодов и семян, учитель дает задание: рассмотреть рисунки учебника и ответить на вопрос, плоды каких растений изображены на рисунках и как они распространяются.
В дальнейшем задания усложняются, учитель предлагает учащимся составить рассказ по рисунку, сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции, установить связь между строением и функциями, выявить черты приспособленности растительного организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.
Работу с учебником учитель проводит в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц и др., а также использует задания учебника для руководства самостоятельной работой учащихся по наблюдению за развитием растений и постановке опытов, как руководство к действию при выполнении лабораторных работ [4].
Таким образом, организация самостоятельной работы учащихся на уроке не только способствует решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике, но и на этой основе формировать коммуникативную компетентность учащихся.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке - это ответственная и сложная работа каждого учителя, направленная на решение в единстве образовательных (обеспечение учащихся глубокими и прочными знаниями) и воспитательных (воспитание личностных качеств, в том числе активности, самостоятельности, коммуникативной компетентности и др.) учащихся.
Список использованной литературы
- Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
- Беспалько, В.П. Критерии для оценки знаний и пути оптимизации процесса обучения. // Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом учения. - М., 1967.
- Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1984.-64с.
- Волкова, Н.А. Организация самостоятельной работы на уроке биологии.// Волкова, Н.А. festival@1september.
- Дайри, Н.Г. Основное усвоить на уроке: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987.-192с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. // И.А. Зимняя – М.: Лотос, 2001.
- Кропотова, Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001.
- Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие - Ульяновск: ИПК им. Ульянова, 1996.
- Москвин, А.Ю. Большой словарь иностранных слов// сост. А.Ю. Москвин. М.:ЗАО Центрполиграф, 2005-816 с., с 299.
- Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике// Полонский В.М..-М.: Высшая шк., 2004.-512 с., с.66
- http://works.tarefer.ru/64/100011/index.html)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.
Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка...

ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
Cистеме общего образования принадлежит важная роль в подготовке человека к жизни в быстро изменяющемся обществе. В связи с этим школу можно рассматривать как важней...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
Необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение интереса к чтению художественной литературы, низкая к...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации через использование текста в качестве дидактического материала. ...

«Визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка». 2 часть. Результаты первого этапа.
В данной работе представлен аналитический материал по изученной проблеме «Визуализация как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках английского языка", диагностичес...
«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Доклад на Областной научно-практической конференции в г.Краснотурьинске...