К/р по творчеству М.Ю. Лермонтова в формате ЕГЭ (для 10 класса)
тест по литературе (10 класс) по теме

Точицкая Ольга Вячеславовна

В материале представлены как задания типа В, так и задания типа С на материале драмы "Маскарад" и лирики Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov._kontr._v_formate_ege.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова

(1)________

     Я вспомню голос твой.

     Маска

     Пожалуй, - вот уж чудо!

     Сто женщин говорят все голосом таким;

     Вас пристыдят - лишь адресуйтесь к ним,

     И это было бы не худо!

***

     (1)___________

     О! еще мгновенье!

     Ты ничего на память не оставишь? Нет

     В тебе к безумцу сожаленья?

     Маска

     (отойдя два шага)

     Вы правы, жаль мне вас - возьмите мой браслет.

     (Бросает браслет на пол, пока он его поднимает, она

     скрывается в толпе)

***

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

     СЦЕНА ПЕРВАЯ    

     Арбенин

     (сидит у стола на диване)

     Я ослабел в борьбе с собой

     Среди мучительных усилий...

     И чувства наконец вкусили

     Какой-то тягостный, обманчивый покой!

     Лишь иногда невольною заботой

     Душа тревожится в холодном этом сне

     И сердце ноет, будто ждет чего-то

     Не все ли кончено - ужели на земле

     Страданье новое вкусить осталось мне!

     Вздор. дни пройдут - придет забвенье

     Под тягостью годов умрет воображенье;

     И должен же покой когда-нибудь

     Вновь поселиться в эту грудь!

     (Задумывается, вдруг поднимает голову)

     Я ошибался! Нет... неумолимо

     Воспоминание!.. как живо вижу я

     Ее мольбы, тоску. О! мимо, мимо

     Ты, пробужденная змея.

     (Упадает головою на руки)

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

Вариант 1.

В-1. К какому из трех родов литературы относится пьеса «Маскарад»?

В-2. Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую он произносит в        ответ на слова другого персонажа?

В-3.Укажите имя персонажа, пропущенное в первой части фрагмента? (отмечено (1)).

В-4. Как называется изображение в литературном произведении внешности героя?

В-5. Как называют острое столкновение характеров, внутреннее противоречие в литературном произведении, являющееся движущей силой сюжета?

В-6. Прочитайте слова Арбенина. Какое событие предшествует этому эпизоду?

В-7. Из первых четырех строчек высказывания Арбенина выпишите эпитеты вместе с определяемыми существительными.

С-1. Укажите черты романтизма и реализма в данном произведении.

С-2. Какие этические проблемы подняты в пьесе «Маскарад»? Назовите другие произведения, в которых поднимается хотя бы одна из названных вами проблем (укажите какая).

Пророк

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий,

И вот в пустыне я живу

Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

"Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился c нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм и худ и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!"

В-8. Выпишите из стихотворения сравнение.

В-9. Выпишите из стихотворения устаревшие слова, которые создают торжественную, приподнятую интонацию.

В-10. В стихотворении противопоставлено отношение к пророку природы и людей. Как называется такое противопоставление?

В-11. Какое средство художественной выразительности использовано в строках: «В очах людей читаю я страницы злобы и порока»?

В-12. Каким размером написано стихотворение?

Вариант 2.

В-1. Как сам Лермонтов определил жанр «Маскарада»?

В-2. В приведенном фрагменте есть авторские пояснения к тексту пьесы и высказываниям героев, стоящие в скобках. Каким термином их обозначают?

В-3. Кто из героев скрывается под маской в данном отрывке?

В-4. Назовите имена персонажей, невольно втянутых в интригу между маской и ее собеседником.

В-5. Маска в пьесе – это иносказательный образ, имеющий множество значений и обладающий особой смысловой емкостью. Как называется такой образ в литературоведении?

В-6. Прочитайте слова Арбенина. Как в литературоведении называются рассуждения подобного рода?

В-7. Назовите художественный прием, который использован в строчках: «И должен же покой когда-нибудь //вновь поселиться в эту грудь».

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть;

Как я любил, за что страдал,

Тому судья лишь бог да совесть!..

Им сердце в чувствах даст отчет;

У них попросит сожаленья;

И пусть меня накажет тот,

Кто изобрел мои мученья;

Укор невежд, укор людей

Души высокой не печалит;

Пускай шумит волна морей,

Утес гранитный не повалит;

Его чело меж облаков,

Он двух стихий жилец угрюмый

И кроме бури да громов

Он никому не вверит думы....

В-8. К какому роду литературы относится это стихотворение?

В-9. Выпишите из стихотворения старевшее слово, синонимичное слову «лоб», употребленное здесь как метафора.

В-10. Стихотворение строится на контрастном противопоставлении мира лирического героя и мира остальных людей. Как называется такое противопоставление?

В-11. Гранитный утес назван «двух стихий жильцом угрюмым», он «никому не верит думы». Как называется такое перенесение человеческих черт на неживой предмет?

В-12. Каким размером написано стихотворение?

С-3. Почему это стихотворение можно назвать романтическим?

С-4. Какие еще стихотворения о противостоянии героя и мира, об одиночестве вам известны и как они перекликаются с данным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....

Контрольный тест по творчеству М.Ю.Лермонтова (7-8 класс)

Тест посвящен биографии М.Ю.Лермонтова и поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" . Тест разбит на 3 части: в первой  задания с вариантами(часть А)...

Контрольный тест по Теме "Творчество М.Ю.Лермонтова" 9 класс

Материал для контроля по теме "М.Ю.Лермонтов " 9 класс содержит тесты по лирике поэта и тесты по роману "Герой нашего времени"...

Контрольная работа по литературе 7 класс по творчеству М. Ю. Лермонтова

Контрольная работа по литературе 7 класс по творчеству М. Ю. Лермонтова...

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

СВОЯ ИГРА. «ТРОПА К ЛЕРМОНТОВУ» (ПО БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА)

Данную игру  я  рекомендую  проводить  в  10 классе  после  изучения  творчества  М.Ю.Лермонтова  Цель:  обобщить  знания  по  изу...

Презентация к внеклассному мероприятию по творчеству М.Ю. Лермонтова. "Художественный талант Лермонтова"

 "Художественный талант М.Ю. Лермонтова в изобразительном искусстве".Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие, приуроченное к юбилейной дате М.Ю. Лермонтова (практиче...