ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Гусев Вадим Вячеславович

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот. По существу, это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в IX веке и окончив его спустя семь столетий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_literature_8kl._drevnerusskaya_literatura.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ОПРОС

- Докажите, что предания являются неотъемлемой частью УНТ, одним из его жанров.

ПРЕДАНИЕ - жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации.

- В каких ещё жанрах УНТ ведётся разговор об исторических событиях, героями которых стали русские богатыри? (Былины)

Сообщение о БЫЛИНАХ.

Логичным продолжением в развитии фольклора стал период древнерусского искусства, древнерусской литературы. Сегодня мы попытаемся убедиться, что это цельный самостоятельный период в развитии русской культуры и литературы.

(Запись темы и эпиграфа)

ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!..

И. Бунин

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот. По существу, это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в IX веке и окончив его спустя семь столетий.

- С какими произведениями древнерусской литературы вы познакомились ранее? («Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»)

Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: " Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава - свободные своды".

Д. Лихачев писал: «С принятием христианства (988 год) из славянской Болгарии, переживавшей в то время культурный расцвет, на Русь были привезены книги. Часть книг переписывалась с болгарских на Руси. Древнеболгарский язык, называвшийся на Руси церковно-славянским, потому что на нем писались богослужебные книги, был близок древнерусскому и хорошо понимался русскими читателями того времени. Церковно-славянский язык, гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлеченные идеи, чрезвычайно обогатил древний русский язык, сделал его более выразительным. До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское — глаза, славянское — очи русское — небо, славянское — небеса и пр. Западные католические страны объединила латынь, славянские страны — церковно-славянский язык».

Ключевые моменты, с помощью которых можно охарактеризовать древнерусскую литературу:

истоки древнерусской литературы (устное народное творчество);

ее связь с мировой художественной культурой (Библия, культура Византии);

ее традиции в литературе Нового времени (эстафета мудрости, передаваемая из поколения в поколение);

жанры (под запись)

- поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях,

- повесть – рассказ о важных исторических событиях,

- слово – образец торжественного красноречия,

- хождение – рассказ о далёких путешествиях,

- житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Специфические черты древнерусской литературы (под запись):

В древнерусской литературе огромное количество литературных памятников, написанных в 11-17 веках.  Ей присущи следующие специфические черты:

1 Историзм

Нет практически в произведениях древнерусской литературы вымысла, литература основана на факте, героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица.

2 Рукописный характер произведений древнерусской литературы

(древнерусская литература существовала не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников - хранились в церквях и для простого человека доступа не было). Вплоть до 18 в произведения переносятся от руки несмотря на книгопечатание, появившиеся в 16 веке.

3 Церковный характер произведения:

Основными хранителями и переписчиками книг в древней Руси были монахи, менее всего заинтересованные в распространении книг светского содержания. Все произведения древнерусской литературы разделялись на церковные и светские.


4 Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев ввел термин - литературный этикет, т.е. в Древней Руси взаимоотношения между людьми подчинялись особому этикету или традиции (жизнь четко нормирована). Этикет существовал и в искусстве, особенно в живописи (изображения на иконах располагались в строго определенных положениях - рост зависел от известности), события из жизни святых подчинялись также этикету. Автор древне русских произведений прославлял или порицал то, что принято прославлять или порицать. Им создавалась в произведениях такие ситуации, какие необходимы по этикету (в «Слове о полку Игореве» отправляется в поход князь, значит необходимо показать обращение его к дружине, и его молитва богу, князь расписывается в парадных положениях; обычно русское войско изображается малочисленным, а войско врага многочисленным, чтобы показать силу войска и т.д.). Литературный этикет есть в любом произведении.

5 Анонимичность древнерусской литературы:

Авторы большинства произведений нам неизвестны. Причины:

1) имя автора со временем утрачивается (вносились изменения из века в век в тексты)

2) древнерусские книжники считали, что их имя не должно звучать в произведении поскольку их литературная деятельность - божий дар.

6 Вариативность:

Произведения переписывались, добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов.

7 В древнерусской литературе

Церковный жанр главный, до 17 века не существовало поэзии, отсутствовал театр, развлекательные жанры (связано с жизнью русских).. Потребность в этих жанрах черпалась в фольклоре.

8 Патриотизм древнерусской литературы и гражданственность.

Главная задача писателя прославление русской земли.

9 Символизм (Лихачев).

Все средневековое искусство было пронизано стремлением к символизму, толкованию явлений природы, истории жизни. Древнерусские люди считали, что весь мир полон символов. Каждое явление имеет двойной смысл (гроза из «Слова о полку Игореве»). Символы понятны древним людям: зима - символизировала время пришествия крещение Иисуса Христа; весна - время крещения, обновление человека; лето - символ вечной жизни; осень символ последнего суда, время, когда человек подводит определенный итог своей жизни. Четырем временам года соответствует и 4 имя евангелистов.

10 Периодизация

Периодизация:


                  Лихачев выделяет периоды:

период 11-начало 12 века в литературе господствует стиль монументально-исторический, относительное единство литературы: единая Киевская литература. Литература развивается в двух центрах - Киев и Новгород. Время появления первых русских Житий(«Житие Бориса и Глеба» - первое русское житие). Зарождение оригинального русского жанра - летописания - «Повесть временных лет» (ПВЛ).

период середина 12 века - первая треть 13 века. Появляется новые литературные центры: Суздаль, Ростов, Смоленск, Галич и т.д. Местные литературные черты - местные темы. Время начавшийся феодальной раздробленности.

1 и 2 периоды - это литература Киевской Руси, т.к. господствует стиль монументального историзма (СМИ)

период конец 13 - начало 14 века. Период монголо-татарского нашествия. Литература отмирает на время - в литературе господствует одна тема - тема борьбы с захватчиками, отсюда трагизм, патриотизм, гражданственность - это ведущие особенности времени.

период конец 14 - первая половина 15 века. Век предвозрождения, Русь экономически и культурно возрождается, господствует экспрессивно-эмоциональный стиль (характерен для житий).

период вторая половина 15 века. В ДРЛ проникают переводные произведения: «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге». В 1453 пал Константинополь (столица Византии), происходит демократизация литературы. Влияние Византии не оказывает на жизнь Руси, на развитие культуры, важного значения; становится самостоятельным, незавершенным государством. Начинает образовываться единое центральное государство (Москва и Новгород), происходит еретическое отключение.

период Середина 16 века. Главная особенность - господство публицистического стиля: время борьбы дворянства и боярства.

период 17 век. Переход к новой литературе. Возрастает развитие индивидуального начала в творчестве писателей (появляется авторство, театр, поэзия).

В этом году вы познакомитесь с «Повестью о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (запись в тетрадь).

«Повесть о житии... Александра Невского» была написана, как считают ученые, вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого. Автор жития называет себя современником князя, «самовидцем», свидетелем его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и создает его жизнеописание.

Автор «Повести о житии... Александра Невского» был человеком широко начитанным и писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы... Он последовательно рассказывает о трех подвигах Александра: о битве на Неве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига — бранные, последний — подвиг самопожертвования.

«Повести о житии... Александра Невского» подражали, ее цитировали,    ей   следовали    как   литературному   образцу.    Она оставила заметный след в развитии древнерусской литературы, ее влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях. Поэтому мы можем наблюдать, как в произведениях УНТ, наличие различных художественных особенностей, присущих литературным произведениям.

Сегодня прочитаем о первом подвиге А. Невского (стр. 19 – 20). Давайте понаблюдаем над языком «Повести…» Отметьте карандашом в тексте знакомые вам  художественные приёмы (эпитеты, сравнения).(Читаю)

Опрос.

- Найдите отрывок, повествующий о предстоящей битве. Каким выражением автор называет войско короля («сила великая»), желание сражаться («дыша духом ратным»), злобу короля («шатаясь от безумия»)?

Этот приём называется метафора, что подтверждает художественную ценность произведения. Знание его пригодиться вам при сдаче ЕГЭ по русскому языку. (Запись в тетрадь)

                                Метафора - переносное значение слова, когда нечто уподобляется другому, может быть использовано и

     сходство и контраст.

На дом: 1) дочитать «Повесть…» и отметить знакомые художественные приёмы;

              2) вопрос  № 2 с.26 (вверху).

Т Е С Т

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Какие темы привлекали авторов древнерусской литературы?

3. Найти и выписать эпитеты в прочитанном отрывке (с.19 – 20).

4. Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? Почему?

5. Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....