Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Программа составлена к учебнику под редакцией  В. Я. Коровиной (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_7_klass.rar40.43 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федерального компонента государственного стандарта  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004, № 1089).

Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 17-е издание, М. Просвещение 2008г.

Примерные программы основного общего и среднего (полного) образования по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН от 07.06. 2005г. №03-12630).

Приказа МОиН РФ от 21.02.2012 N 23290 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год».

Учебника для общеобразовательных учреждений (учебник - хрестоматия  Коровиной В.Я.. «Литература в  7 классе в 2-х частях» Просвещение, 2009 год).

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных  учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (приказ МОиН РФ от 09.03.2004 №1312).

Приложение к письму МОиН РФ Челябинской области от 10.07.2012 № 24/5135 «О преподавании учебного предмета «Литература» в 2012-2013 учебном году».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в  7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.

Раздел II. Учебно-тематический план

четверть

Всего часов

Из них

Вн.ч..

Сочинения

Наизусть

Р.р.

Техника чтения

1

1

1

всего

3

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного»,  «Сороки-Ведьмы»,   «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,  доброта,   щедрость,   физическая   сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос  (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему  (эпитеты,   сравнения,   метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о  Петре  и   Февронии  Муромских».   Нравственные  заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо  Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория   литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ   РУССКОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ  XIX   ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»    («Полтавский    бой»),    «Медный    всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.  Своеобразие языка.  Основная  мысль стихотворения.

Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».  Воспитание детей  в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край  ты   мой,   родимый  край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,   миросозерцания.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX   ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха  Изергиль»  («Легенда  о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,  словотворчество  Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория   литературы. Лирический герой (начальные

представления).   Обогащение   знаний   о  ритме   и   рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,  поднятые в рассказе.

Теория   литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая  моя  Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или  Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни  на слова  русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы  народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ   ЗАУЧИВАНИЯ   НАИЗУСТЬ

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны   1747 года (отрывок).

A.        С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

B.        А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

B.        В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Винокуров. Москвичи).

C.        А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

Из  древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века

A.        П. Сумароков. Эпиграмма.

B.        В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. Басни (на выбор).

A.        Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».

B.        А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А.  С.   Пушкин.  Товарищам.   К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.

М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.

Н. А. Некрасов. Саша.

И. С. Тургенев. Бурмистр.

Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».

А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».

А. Н. Майков. Гроза.

Я. П. Полонский. Дорога.

Л. Н. Толстой. Детство.

А. П. Чехов. Размазня.

A.        И. Куприн. Изумруд.

Из русской литературы XX века

И. А. Бунин. Лапти.

B.        Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».

C.        А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.

A.        Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.

B.        П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.

А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».

Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

В. С. Высоцкий. Песня о друге.

A.        Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

B.        С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы

Японские трехстишия (хокку,  или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери.  Все лето в один день.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные издания.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Мультимедийные пособия.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Направления и реализация НРК.

«Вокруг тебя-Мир…» (на основе УМК «Вокруг тебя-Мир…»).

«Литература России. Южный Урал» (на основе учебного пособия «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов», «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 10-11 классов»).

Я выбрала курс «Вокруг тебя-Мир…», он утверждается методическим объединением. Наша школа располагает учебниками «Вокруг тебя-Мир…». Книга для ученика 7 класса / Авт.-сост. А. Делетроз. – М.: Издательство  МАИК «Наука», 1996., которые соответствуют требованиям данного курса НРК. Одна из задач курса – обеспечить  преемственность в реализации содержания НРК.

Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

Из них на Р\Р

Наизусть

Вн.чт.

1

Вводный урок

1

2

УНТ

5+1 техника чтения

1

1

3

Из древнерусской литературы

3

1

4

Русская литература 18 века

2

2

5

Русская литература 19 века

30+1 техника чтения

5

6

3

6

Русская литература 20 века

19

3

4

7

7

Зарубежная литература

5+1 техника чтения

1

Итого

68

14

12

12

        Планирование соответствует программе.

 Календарно-тематическое планирование

Сроки

Тема урока

Программные требования

Стандарт

Понятия

Отслеживание результатов

ОУУН

Коррекция

ИКТ

1

Введение.

1. Вводный урок. В мире литературы. Знакомство с учебником-хрестоматией.

Вводный урок. В мире литературы. Знакомство с учебником-хрестоматией.

Способы выражения авторской позиции

Авторская позиция

Фронт.опрос Работа с текстом

Умение строить связный ответ

2

УНТ. (5 часов)

Предания  (1 час)

Образы Ивана Грозного и Петра I в преданиях русского народа «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-воровки», «Петр и плотник».

Образы Ивана Грозного и Петра I в преданиях русского народа «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-воровки», «Петр и плотник».

УНТ как часть общей культуры народа. Жанры фольклора.

Предания

Оценка ответов уч-ся Работа по карточкам,инсцениров.

Совершенст.мо-нологич.речи

3

Былины (2 часа)

 Художественный мир былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

Художественный мир былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

Народное представление о героическом, отраженное в былинах.

Былина.

Фронт.опрос Чтение с элемен. Анализа

Обуч.составле-нию таблицы

4

Вн.чт.«Илья Муромец и Соловей-разбойник».Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин «Садко».

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин «Садко».

Народное представление о героическом, отраженное в былинах

Характер

Оценка ответов уч-ся Беседа

Умение выразит читать былины

5

Р.р. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

Развитие навыков владения литературной речью.

Композиция картины.

Сочинение на лит.тему

Совершенст.ис-след.навыков

6

Пословицы и поговорки. (1 час)

 Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок.

Отражение в русском фольклоре представлений о добре и зле.

Изуч.нов. мат-ла

Анализ пр-ия нового жанра

7

Проверка техники чтения

Правильное, беглое чтение вслух

8

ДРЛ. (3 часа)

 «Повесть временных лет». Из похвалы князю Ярославу и книгам. Из «Поучения» Владимира Мономаха.

Повесть временных лет». Из похвалы князю Ярославу и книгам. Из «Поучения» Владимира Мономаха.

Истоки и начало древнерусской литературы.

Летопись

Идеал

Фронт.опрос Анализ отрывков, ответы на вопрос

Умение анализ. Текст

9

Р.р. Сочинение по аналогии  «Поучение…»

Создание собственного текста.

10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности

Утверждение в литературе Древней Руси нравственных идеалов.

Милосердие, Житие.

Индивид.работа

Умение пони- мать тему

11

Произведения русских писателей XVIII века. (2 часа)

 М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… 1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… 1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.

Идея гражданского  служения, прославление величия и могущества Российского государства.

Ода

Сообщение

Чтение наизусть

12

Г.Р.Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Г.Р.Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Нравственно-воспитательный пафос литературы.

Эпиграмма

Наизусть

Навык выразит.чтения наизусть

13

Произведения русских писателей XIX века

 А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.

Формирование представление о национальной самобытности.

Поэма

Оценка ответов уч-ся

Навыки моно-логич.речи

14

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I.

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I.

Письмен.ответ на вопрос,беседа

Умение анализа поэтич.текста

15

«Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

«Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Интерес Пушкина к истории России, летописный источник «Песни…». Образ Олега и волхва.  

Песня

Фронт.опрос Выразит.чтение, чтение наизусть.

Отработка навыка  сопоставительного анализа.

16

Особенности композиции. Своеобразие языка.

Особенности композиции. Своеобразие языка.

 Работа с текстом, составл.таблицы

Языковой анализ текста

17

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.  История создания произведения.

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. История создания произведения.

Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Драма, трагедия.

Ответы на вопрос, работа с текстом

Анализ поэтич. Текста

18

Образ летописца Пимена.

Образ летописца Пимена.

Развернут.ответ на вопрос,беседа

Фронт.опрос

Навык сопост. анализа

19

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Воплощение в литературе романтических ценностей.

Опричнина

Беседа, ответы на вопросы.

Умение слушать учителя и записывать основное.

20

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

Связь с фольклором.

Тема, идея, язык художественного произведения, стихотворный размер, рифма, строфа.

Работа с текстом, выразит.чтение наизусть

Навык анализа поэтич.текста

21

Р.р. сочинение-характеристика героя.

Уметь строить высказывание в связи с изученным.

22

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел»…

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел»…

Соотношение мечты и действительности.

Работа с текстом, выразит, чтение, чтение наизусть.

Умение анализ. Поэтич.текст.

23

Р.р. Самостоятельный анализ стихотворения

Письменный анализ

Уметь строить высказывания в связи с изученным произведением.

24

Проверка техники чтения

Уметь бегло и выразительно читать текст вслух

25

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». История создания повести. Художественные особенности повести.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». История создания повести. Художественные особенности повести.

Повесть, эпос, литературный герой.

Сообщение учащихся

Обучение устн. Высказыванию

26

Облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность товариществу.

Облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность товариществу.

Литературный герой

Беседа по тексту, сравнительный анализ (устно).

Уметь сравнивать и обобщать.

27

Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

Противопоставление

28

Р.р. Сочинение -характеристика героя.

Сочинение -характеристика героев.

Сочинение

Создание письменной характеристики героя

29

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

Нравственные и философские искания русских писателей.

Развернутый ответ на вопрос.

Уметь выражать свои мысли.

30

Р.р. Стихотворения в прозе. «Русский язык» (наизусть), «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

Стихотворения в прозе. «Русский язык» (наизусть), «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

Стихотворения в прозе.

Выразительное чтение наизусть

Уметь анализировать поэтику стихотворений в прозе

31

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Образ русской женщины.

Развернутый ответ на вопрос.

Уметь анализировать эпизод художественного произведения

32

Вн.чт. «Размышления у парадного подъезда»

«Размышления у парадного подъезда»

Тема «маленького человека».

Трехсложный размер стиха.

Развернутый ответ на вопрос.

Уметь  воспринимать и анализировать поэтический текст, выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах

33

Вн.чт. А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

А.К.Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

Интерес русских писателей к теме  народа и власти.

Баллада

Уметь  участвовать в диалоге по прочитанному произведению

34

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика.

Интерес русских писателей к теме народа.

Сатира, сказка

Развернутый ответ на вопрос.

Уметь выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера

35

Р.Р. «Дикий помещик». Понятие о гротеске.

Р.Р. «Дикий помещик». Понятие о гротеске.

Интерес русских писателей к теме народа.

Гротеск

Развернутый ответ на вопрос.

36

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых

Психологизм в литературе

Автобиографическое произведение.

Развернутый ответ на вопрос.

Уметь сравнивать и обобщать.

37

Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.

Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.

Психологизм в литературе.

Развернутый ответ на вопрос.

Уметь работать по плану.

38

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Отношения детей и взрослых.

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Отношения детей и взрослых.

Интерес русских писателей к теме народа.

Рассказ

Развернутый ответ на вопрос.

Уметь подробно пересказывать.

39

Р.Р. «Лапти». Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

Р.Р. «Лапти». Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

Чтение наизусть

Уметь анализировать текст и работать в группах.

40

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Сатира и юмор. Реальное и фантастическое.

Сатира и юмор.

Уметь давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему

41

Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

Сатира и юмор. Реальное и фантастическое

Сатира и юмор.

Развернутый ответ на вопрос.

42

Край ты мой, родимый край…»

 Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина».

Стихотворения о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина».

Поэтическое изображение родной природы.

Метафора, эпитет, олицетворение.

Чтение наизусть

Уметь выразительно читать.

43

Р.р. Сочинение-анализ стихотворения.

Сочинение

Уметь анализировать поэтический текст.

44

Произведения русских писателей XX века

М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

М.Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Психологизм в литературе

Автобиография.

Развернутый ответ на вопрос.

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции

45

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

Психологизм в литературе

Сравнительная характеристика

Уметь сравнивать и обобщать.

46

Вн.чт.«Легенда о Данко»  из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Вн.чт.«Легенда о Данко»  из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Антитеза, портрет

Развернутый ответ на вопрос

Уметь найти черты романтического в легенде

47

В.В.Маяковский. Слово о поэте.  «Необычайное приключение…». Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

В.В.Маяковский. Слово о поэте.  «Необычайное приключение…». Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения.

Юмор, фантастика.

Чтение наизусть

Уметь воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выразительное чтение выявлять авторскую позицию, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

48

Вн.чт. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя.

Юмор, фантастика.

49

Л. Андреев «Кусака». Сострадание как главная черта человека.

Л. Андреев «Кусака». Сострадание как главная черта человека.

Гуманизм

Выборочный пересказ

Уметь выбирать материал.

50

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Юшка-незаметный герой с большим сердцем.

Слово о писателе. «Юшка». ». Юшка-незаметный герой с большим сердцем.

Выборочный пересказ

Уметь  анализировать поступки и характер главного героя

51

Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Изобразительно-выразительные средства

Выразительное чтение

Уметь выразительно читать.

52

Час мужества. Вн.чт.

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова.

Вн. чт. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова.

Годы военных испытаний и отражение их в литературе

Публицистика, интервью

Выразительное чтение.

Уметь выразительно читать тексты.

53

Р.р. Сочинение –отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.

Сочинение

Уметь самостоятельно  создавать письменные тексты.

54

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».

Поиски незыблемых нравственных ценностей.

Развернутый ответ на вопрос

Уметь читать и анализировать проблематику рассказа

55

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Поиски незыблемых нравственных ценностей.

Пересказ

Уметь читать и анализировать проблематику рассказа

56

Вн.чт. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

Вн.чт. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

Пересказ с творческим заданием.

Уметь анализировать поступки героев

57-58

Тихая моя Родина…» (2 часа)

Вн.чт. Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина». А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».

Вн.чт. Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина». А.Т.Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».

Лирический герой

Чтение наизусть

Уметь анализировать изобразительно-выразительные средства

59

Вн.чт. Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.

Мемуары

Развернутый ответ на вопрос

Уметь обобщать и делать выводы.

60

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.

Юмор

Беседа по тексту

Уметь находить «смешное» и «грустное» в рассказах Зощенко

61

Песни на стихи русских поэтов XX века. Вн.чт. (1 час)

 И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки».

Вн.чт. (1 час)

 И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге». А.Н.Вертинский «Доченьки».

Изобразительно-выразительные средства

Чтение выразительное

Уметь сравнивать и обобщать.

62

Из литературы народов России (1 час)

 Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни..

Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…», из цикла «Восьмистишия». Размышления поэта об истоках и основах жизни..

Духовные истоки национальных литератур

Развернутый ответ на вопрос

Уметь  анализировать тему и идею произведения и ее реализацию через изобразительные средства

63

Зарубежная литература (5 часов). Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Соотношение идеала и действительности.

Выразительное чтение стихотворений

Уметь  выразительно читать поэтический текст

64

Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…». Прославление подвига  во имя свободы.

Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…». Прославление подвига  во имя свободы.

Соотношение идеала и действительности

Выразительное чтение стихотворений

Уметь  выразительно читать поэтический текст

65

Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.

Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.

Хокку

Чтение наизусть

Уметь выразительно читать наизусть

66

О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе.

О.Генри. «Дары волхвов». Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе.

Сжатый пересказ сюжета

Уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы

67

Вн.чт. Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

Вн.чт.

Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

Сжатый пересказ сюжета

Уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы

68

Проверка техники чтения

Уметь читать текст бегло и выразительно вслух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....