«ДОБЛЕСТЬ РОДИТЕЛЕЙ - НАСЛЕДИЕ ДЕТЕЙ…» БОРОДИНО. 200 лет.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
«ДОБЛЕСТЬ РОДИТЕЛЕЙ - НАСЛЕДИЕ ДЕТЕЙ…»
(Слова, начертанные золотом на двух памятниках Бородинского поля, посвященных
артиллеристам.)
БОРОДИНО. 200 лет.
Литературно - музыкальная композиция. 5 – 6 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-6_klass._doblest_roditeley_-_nasledie_detey._200-yu_letiyu_borodino.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.П. Виноградова
«ДОБЛЕСТЬ РОДИТЕЛЕЙ - НАСЛЕДИЕ ДЕТЕЙ…»
(Слова, начертанные золотом на двух памятниках Бородинского поля, посвященных
артиллеристам.)
БОРОДИНО. 200 лет.
Литературно - музыкальная композиция. 5 – 6 классы.
Оборудование: презентация с репродукциями, аудиозаписи музыкальных произведений.
Задача современников – бережно, как
эстафету, передать будущим поколениям
великие деяния предков.
И.С. Глазунов
Гордиться славою своих предков не
только можно, но и должно, не уважать
оной есть постыдное малодушие.
А. С. Пушкин
Действующие лица: историки, литераторы, чтецы, «артисты».
На экране - панорама «Бородинская битва». Художник Ф. Рубо. 1912.
Звучит торжественная увертюра «1812 год». Музыка П.И. Чайковского.
Выходят историки.
1-й историк. Это было в 1812 году. На Россию шла войной французская армия под
командованием императора Франции Наполеона Бонапарта.
На экране - Портрет Наполеона Бонапарта.Эрнест Крофтс. 1888 год,
частная коллекция.
2-й историк. Наполеон звал своих маршалов завоевывать Россию и обещал им:
«Москва и Петербург будут вам наградой. Вы найдете в них золото,
вы будете господствовать над русским народом, готовым раболепно
исполнять все ваши повеления».
(М. Брагин. «В грозную пору. 1812 год», М. Изд-тво «Малыш» 1984, стр. 5)
3-й историк. Французский полководец был уверен в своих силах. Более 15 лет водил
он войска в Египет и Италию, в Австрию, Пруссию и другие страны.
Его военный гений позволил ему завоевать почти весь Европейский
континент. Наполеона называли «Богом войны».
4-й историк. Наполеон Бонапарт говорил своим маршалам: « Если я возьму Киев,
я буду держать Россию за ноги;
5-й историк. … если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову;
6-й историк. … если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».
(Там же, стр. 6.)
7-й историк. К первой половине 1812 года Наполеон собрал Великую армию - 600
тысяч солдат из многих европейских стран.
1-й историк. В июне 1812 года он пересек пограничный Неман и двинулся на Москву.
Русские войска насчитывали 220 тысяч солдат. Первой Западной армией
командовал генерал Михаил Барклай – де – Толли,
На экране - репродукция М.Б. Барклай – де – Толли. Художник Д. Доу. 1829.
1-й историк. Второй - генерал Петр Иванович Багратион.
На экране - репродукция Генерал Петр Иванович Багратион (1865 -1812).
Неизвестный художник. Масло.
2-й историк. Армии находились на значительном расстоянии друг от друга, и
Наполеон направил все усилия на то, чтобы разбить их поодиночке.
Но это ему не удалось, так как в августе русские войска объединились
под Смоленском.
3-й историк. Руководителем назначен Михаил Илларионович Кутузов, полководец,
имя которого с уважением произносили по всей стране: «Пришел
Кутузов бить французов!»
На экране - репродукция Главнокомандующий М.И. Кутузов (1745 – 1813).
Художник Р.М. Волков. Масло.
4-й историк. Михаил Илларионович принял решение найти удобную позицию для
генерального сражения - 124 километра от Москвы, близ села
Бородино.
На экране - репродукция панорамы Ф.А. Рубо «Бородинская битва» (фрагмент)
Звучит торжественная увертюра «1812 год». Музыка П.И. Чайковского
5-й историк. Перед вами самый напряженный момент Бородинского сражения: в 12
часов 30 минут дня 7 сентября. Со стороны русских в нем принимали
участие 120 тысяч, со стороны французов - 135 тысяч солдат.
6-й историк. Русские солдаты сражались, не щадя своей жизни. Битва длилась 15 часов.
О ней (ее считали одной из самых кровавых в истории) Наполеон
написал:
7-й историк. «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой.
Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские
стяжали право быть непобедимыми».
На экране - «Конец Бородинского сражения». Репродукция картины В.В. Верещагина.
1-й историк. Отгремел Бородинский бой. Русская армия отступала по Можайской
дороге к Москве. В деревне Фили, в чистой избе крестьянина
Фролова собрался военный совет.
На экране - «Военный совет в Филях». Репродукция картины А.Д. Кившенко.
2-й историк. На нем решался вопрос: сразиться ли под стенами Москвы или сдать ее
без сражения? От верного решения зависела судьба армии и Москвы,
судьба России.
3-й историк. Михаил Илларионович выслушал мнения генералов и заявил:
«С потерею Москвы не потеряна Россия… Приказываю отступать и
сохранить армию… Гори, Москва - живи, Россия!»
4-й историк. На следующий день русская армия проходила через Москву. С армией
уходили московские жители. Москва опустела.
На Поклонной горе стояли французы. Наполеон ждал депутатов, готов
был принять ключи от Москвы. Он не сомневался в своей победе.
На экране - репродукция картины В.В. Верещагина «Наполеон на Поклонной
горе».
5-й историк. Прошел час, другой, третий, а ключей от русской столицы императору
Франции не несли. Город был пуст.
6-й историк. Сдача Москвы была вынужденной жертвой, которую принес народ и
армия ради спасения Родины.
На экране - репродукция «Французы в Москве». С рисунка Д.Шмаринова.
На сцену выходят литераторы.
1-й литератор. Героические события нашей истории нашли отражение в музыке,
живописи, литературе. «Бородино» М. Ю. Лермонтова,
«Полководец» А.С. Пушкина, «Военные записки» Дениса Давыдова,
участника, героя войны 1812 года и многих других поэтов и
писателей. Кто их не читал?
2-й литератор. Сегодня мы встречаемся с творчеством великого русского писателя
Ивана Андреевича Крылова. Своими баснями он помогает нам жить,
смеяться, бороться и побеждать.
На экране - И.А. Крылов. Художник К.П. Брюллов. Государственная
Третьяковская галерея.
3-й литератор. В трудные дни испытаний Отечественной войны 1812 года
Иван Андреевич создает патриотические басни, которые служили
оружием в борьбе с захватчиком. Писал их Иван Андреевич по
горячим следам военных событий.
На экране - проходят названия басен: «Обоз», «Ворона и Курица», «Булат»,
«Волк на псарне», «Щука и Кот», «Кот и Повар» и иллюстрации к ним.
Звучит Торжественная увертюра « 1812год». Музыка П.И. Чайковского.
4-й литератор. Басни Ивана Андреевича - кусок жизни, комедийная сценка,
сценическая миниатюра. Под пером И.А. Крылова они превратились
в живую историю. С некоторыми из них мы встречаемся сегодня.
7-й историк. Москва опустела. Поджоги, грабежи разлагали наполеоновскую
армию, вошедшую в Москву, французы оказались осажденными со
всех сторон.
1-й историк. Русская армия прикрыла дорогу на Калугу, где были сосредоточены
большие запасы продовольствия и снаряжения. Голодные французские
солдаты «ежедневно ходили на охоту стрелять ворон и, как
передавали очевидцы, не могли нахвалиться своим вороньим супом».
5-й литератор. Этот хитрый и дальновидный маневр Кутузова разгадал Иван
Андреевич Крылов. Он выступил с басней «Ворона и Курица»
Это был рассказ о только что минувших днях: безвестная Курица -
домоседка уходила из Москвы, чтобы не оставаться с французами, но
Ворона не собиралась пускаться в дальний путь, она заявляла, что, может
быть, ей удастся поживиться. Но она обманулась в своих расчетах и
попала в суп к голодным французам.
1-й литератор. Конец басни известен – он породил пословицу «Попался, как ворона в
суп».
2-й литератор. Этой басней Иван Андреевич Крылов защитил Михаила
Илларионовича Кутузова - оставленная Москва стала сетью, в которой
запутался Наполеон.
На сцену выходят «артисты». Постановка басни «Ворона и Курица».
Автор. Одет в белую рубашку, черный костюм, черную обувь.
Ворона. Одета в черную рубашку, черную короткую юбку, коричневые туфли.
Курица. Одета в желтое короткое пышное платье, желтые туфельки на небольшом
каблучке.
На сцене - стул, на нем сидит Ворона, в руках у нее щетка, которой она водит по носу,
чистит его, глядит вниз. Недалеко от Вороны - второй стул - воз, на
нем сидит Курица.
Автор. Когда Смоленский Князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил,
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися,
как из улья пчелиный рой.
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
Курица (ей с возу Курица кричит):
«А ты что ж, кумушка, в дорогу?
Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат».
Ворона (вещунья ей в ответ):
«Мне что до этого за дело?
Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры - как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, еще удастся поживиться
Сырком, иль косточкой, иль чем – нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь».
Автор. Ворона подлинно осталась;
Но, вместо всех поживок ей,
Как голодом морить Смоленский стал гостей –
Она сама им в суп попалась.
Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:
А как на деле с ним сочтешься -
Попался, как ворона в суп!
Звучит Торжественная увертюра «1812 год». Музыка П.И.Чайковского
На сцену выходят историки.
2-й историк. Французы оставили Москву - началось отступление наполеоновской
армии. Кутузов шел по следам врага, гнал его, не вступая в сражения,
чтобы сохранить русскую армию.
3-й историк. За это на Михаила Илларионовича посыпались обвинения в
медлительности, в бездействии. Иван Андреевич выступил на его
защиту басней «Обоз».
На сцену выходят «артисты»: автор, конь, лошадь, хозяин.
Автор - белая рубашка, темные брюки.
Конь, лошадь - два мальчика, одетые в черные брюки, черные рубашки, черные туфли.
В качестве поклажи каждый держит два стула. На каждом стуле стоят горшки.
Хозяин в шапке – ушанке, рукавицах, с кнутом, закинутом за кушак. Он осторожно
сводит первого «коня» вниз, т.е. помогает ему спуститься с эстрады на пол сцены. Движения обоих такие медленные и осторожные, что горшочек на верху поклажи даже не сдвинулся.
Лошадь, стоя на эстраде рядом со своим грузом, издевается над товарищем. Но вот пришла ее очередь. Она поднимает поклажу и с удалью, бегом спускается с эстрады. Стулья падают, и сама не удерживается на ногах. Чтец вместе с хозяином помогает хвастунье подняться, подбирает черепки и сокрушенно говорит: «Прощай, хозяйские горшки!»
Автор. С горшками шел обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг.
Лошадь. «Ай конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень;
косо ! криво !
Смелее! Вот толчок опять:
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору;
А то и под гору и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди – тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!
Автор. Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась:
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей; и с возом - бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
-------------
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Звучит торжественная увертюра «1812 год». Музыка П.И. Чайковского.
3-й литератор. А сейчас вы услышите самую любимую всеми нами басню.
На экране - «Волк на псарне». Проходят иллюстрации:
1. Волк. Художник Е.М. Рачёв.
2. «Волк на псарне». Художники М.Алексеев и Н. Строганова.
4-й историк. Москва горела…
На экране - А.Ф. Смирнов. Пожар Москвы. 1813г. Холст, масло.
Музей – панорама «Бородинская битва». Москва.
Ветер разносил искры, зажигал дом за домом; далеко за Москвой видно
было зарево пожара. Наполеон, сидя в горящей Москве, понял, что ему
грозит гибель;
5-й историк. Он стал просить мира, но вместо переговоров, о мире Кутузов дал его
войскам сражение при Тарутине.
4-й литератор. В эти дни Иван Андреевич Крылов написал знаменитую басню
«Волк на псарне». Каждая строка басни отвечала живым событиям дня:
попыткам Волка – Наполеона заключить мир с Ловчим после того, как
Волк, «думая залезть в овчарню, попал на псарню» и со всех сторон
был окружен гончими.
5-й литератор. В сером Волке каждый мог узнать Наполеона в его сером походном
сюртуке, а в переговорах Волка с Ловчим - дипломатические попытки
Наполеона договориться с Кутузовым.
1-й литератор. Иван Андреевич переписал басню, отдал жене Кутузова, княгине
Катерине Ильиничне. Она тут же отослала ее в армию.
2-й литератор. После сражения под Красным Михаил Илларионович объехал войска,
поздравляя их с победой, а затем, улыбаясь, вытащил из кармана
сложенную вчетверо бумагу:
- Вот послушайте, какую мне прислал побасенку наш краснобай Крылов,-
и, развернув листок, начал читать.
3-й литератор. Кутузова слушали, сдерживая дыхание. Дойдя до стиха « Ты сер, а я,
приятель, сед», генерал снял свою фуражку, и все, увидев его
серебристые седины, не могли удержаться от восторженных
восклицаний.
4-й литератор. Когда же он прочел последние слова басни:
«И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю, -
то по войску прокатилось громкое «Ура!».
(И.Сергеев. «Крылов». Детгиз, 1953, стр.221-222).
5-й литератор. И мы готовы кричать «ура», гордясь подвигами героев в войне 1812 г.
Все встают и кричат: «Ура!»
На сцену выходят «артисты»:
Автор. Одет в белую рубашку, черный костюм, темную обувь.
Волк. Одет в серую рубашку, серые брюки, светлую обувь.
Псари. Трое ребят в светлых рубашках, обвязанных поясом, темных брюках,
Высоких черных сапогах.
Ловчий. В белой рубашке, белых брюках, темном длинном плаще с красным
воротником, на плечах – погоны, сделанные из коричневого картона, на ногах
- высокие черные сапоги.
Автор. Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор –
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку; ( раздается лай собак)
Псари (кричат): «Ахти, ребята, вор!»
Автор. И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем
Псари: «Огня! (кричат), - огня!»
Автор: Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом,
И что приходит, наконец,
Ему рассчесться за овец, -
Пустился мой хитрец в переговоры
И начал так:
Волк: «Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад.
А я не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…»
Ловчий. - «Послушай –ка, сосед, -
(Тут Ловчий перервал в ответ,-)
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
Автор. И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Звучит отрывок из торжественной увертюры «1812 год». Музыка П.И. Чайковского
6-й историк. 11 декабря 1812 года император Александр 1 приехал вечером в Вильну.
Михаил Илларионович Кутузов встретил его фразой:
- Ваше величество, ваш обет исполнен: на русской земле не осталось ни
одного вооруженного неприятеля.
7-й историк. Александр 1 : «Михаил Илларионович, вы спасли не только Россию, вы
спасли Европу!». Выдающийся полководец был награжден орденом
Георгия Победоносца первой степени.
На экране - М.И. Кутузов (1745 – 1813). Неизвестный художник.
1-я четверть 19 века.
1-й историк. Михаил Илларионович Кутузов: « Да, русский народ отстоял Отечество и
избавил Европу от тирании!.. История, наши потомки об этом забыть
не должны!» ( Л. Раковский. «Кутузов». Лениздат. 1986, стр.653).
На экране - Триумфальная арка в Москве. Построена в честь победы русских
войск в войне 1812 года. Архитектор О.И. Бове.Скульптор И.П. Витали.
Звучит М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Эпилог №24.
Торжественный хор и марш «Славься».
Используемая литература.
1. Леонтий Раковский. Кутузов. Лениздат. 1986.
2. Михаил Брагин. В грозную пору. 1812 год. Изд-тво «Малыш». М. 1984.
3. Иван Сергеев. Крылов. Детгиз. М. 1955.
4. Крылов И.А. Сочинения в 2-х томах. М. Изд-тво «Правда». 1969.
5.Крылов И.А. Басни. М. Изд-тво «Детская литература». М. 1971.
Живопись.
1.А.Лаптев. Рисунки к басням: «Волк на псарне», «Обоз».
2.Гравюры художника А.П. Сапожникова «Волк на псарне», «Раздел», «Ворона и
Курица».
3.Бородинское поле.
Памятники Отечественной войны 1812 года. Комплект открыток. М. 2004.
4. «Недаром помнит вся Россия…».
Из собрания музея – панорамы «Бородинская битва».
Автор – составитель Шувалова Т.Д. «Изобразительное искусство». М. 1984.
Музыка.
1. Торжественная увертюра «1812 год». Музыка П.И. Чайковского.
2. М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Эпилог № 24. Торжественный хор и марш
«Славься».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Бородино".
Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....
Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"
Разработка урока по литературе в 6 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....
М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения
Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...
Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...
методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"
Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....
Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")
В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...
«Памяти русского писателя Леонида Бородина» Умер русский писатель Бородин. Наш современник Его не стало в ноябре 2011 года
Сценарий литературной конференции.Сибирь связана с именами русских писателей 20 века: Виктором Астафьевым, Василием Беловым и Валентином Распутиным, с которым Бородин дружил. Эти авторы воп...