Урок мужества. Урок литературы, 7класс.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Час мужества.
Интервью с поэтом-участником Великой-Отечественной войны Ю.Г.Разумовским о военной поэзии.
Урок литературы, 7 класс.
(УМК под ред. В.Я.Коровиной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_muzhestva_.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Леженская основная общеобразовательная школа»
села Леженьки Тимского района Курской области
Час мужества.
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны Ю.Г.Разумовским о военной поэзии
Урок литературы, 7 класс.
(УМК под ред. В.Я.Коровиной)
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Арцыбашева СИ.
Цели и задачи:
–донести до сознания обучающихся значение предстоящего праздника великой Победы;
–подчеркнуть роль литературы в годы войны, познакомить с военной поэзией, вызвать желание продолжить чтение книг о войне;
–формировать чувство патриотизма, воспитывать гордость, сострадание и любовь;
–учить выразительному чтению.
Оборудование: выставка книг о ВОВ, фото поэтов, записи песен «До свидания, мальчики!», «Москвичи».
Предварительное задание: чтение наизусть стихотворений
Ход урока.
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
А.Твардовский.
1.Организация учащихся
– Ежегодно в канун Дня Победы мы проводим уроки мужества. Тема сегодняшнего урока: «Интервью с поэтом-участником В.О.войны о военной поэзии». Эпиграфом я взяла слова А.Т.Твардовского и я хочу, чтобы мы сегодня как бы побеседовали с поэтами-фронтовиками и услышали их слово. А как называется жанр публицистики, в котором используется живое слово?
В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев, автор «Молодой гвардии», заявил: «Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Поэт Алексей Сурков, автор знаменитой «Землянки», писал: «Пожалуй, никогда за время существования поэзии не было написано столько лирических стихов». Почему?
– Поэзия поддерживала, помогала, вдохновляла. Отражала необыкновенную душу нашего человека. Вслушайтесь в суровую музыку стихотворения А.А.Ахматовой «Мужество».
Чтение стихотворения А.А.Ахматовой «Мужество».
Юлия Друнина в семнадцать лет добровольцем ушла на фронт, была батальонным санинструктором. Дважды ранена. Демобилизовалась сержантом медицинской службы. Окончила Литературный институт. Автор стихотворных сборников и автобиографической повести.«Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал ко всему привыкший 41-й год. Я пришла из школы в блиндажи сырые. Потому что имя ближе, чем Россия не могла сыскать…», так она сказала о себе в 1942 году. А в 1944 году она напишет стихотворение о погибшей подруге «Зинка!»
Чтение стихотворения «Зинка!»
Есть одно военное стихотворение необычной судьбы. Константин Симонов «Жди меня».
К.Симонов с первых дней Отечественной войны находился на Западном фронте. Был корреспондентом газеты «Красная звезда». Закончил войну в Берлине.
На фронте стихотворение «Жди меня» вырезали из газеты, переписывали и с ним шли в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами. В то время всё было общим: страдание и горе, надежды и радости, вера в победу.
Чтение стихотворения «Жди меня».
Вопрос: В те годы больше было поэм или стихотворений, баллад или песен?
– Были стихотворные произведения всевозможных жанров.
Все они отражали чувства, настроения народа, бойцов, например: «Связист», «Песня смелых» А. Суркова, стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Сын артиллериста» Я К. Симонова и «Баллада о красноармейце Демине» А. Прокофьева, «Машинист» И. Уткина, «Разговор с соседкой» О. Берггольц и «Песня о Днепре» Е. Долматовского, «До свиданья, города и хаты» М. Исаковского, «Баллада о мальчике» И. Сельвинского и поэма П. Антокольского «Сын», стихотворение П. Шубина «Шофер», «Баллада об одиночестве» С. Гудзенко и многие другие.
Но, конечно, стихотворения и песни, как наиболее простые жанры, были нашим главным, говоря по-военному, «оперативным оружием».
– Булат Окуджава. В 1942 г. ушёл из школы в армию добровольцем, миномётчиком, пулемётчиком, после ранения – радистом.
«До свидания, мальчики!» (Прослушивание песни).
– Что значит: будьте высокими? (честными, смелыми, стойте насмерть)
Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат.
Е.Винокуров «Москвичи». Словно видим картинку одиноких матерей, не дождавшихся своих сыновей. (Прослушивание песни).
Чтение стихотворения А.Ахматова «Важно с девочками простились»
– О войне лучше знают те, кто был на поле боя.
Чтение стихотворений Ю. Друниной « Целовались, плакали и пели», «Я только раз видала рукопашный…», Н. Старшинова «И вот в свои семнадцать лет».
Слово учителя
И всё же во время войны писали не только о сражениях. Солдаты тянулись к душевному теплу, к лирическим исповедальным стихотворениям. Например, очень известным было стихотворение К.Симонова «Ты, помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» В нём и сострадание, и сочувствие, и нежность ко всем переживающим страшные годы войны. Здесь каждая строчка – картина.
Чтение стихотворения.
Такие стихотворения поддерживали не только воинов, но и их родных. Ольга Берггольц. Во время войны она жила в Ленинграде. Её голос звучал по радио в осажденном городе, внушал веру в победу. В стихотворении «Твой путь» она говорит о силе любви, которая сильнее ненависти, войны и смерти.
Вопрос
– Какое из ваших стихотворении вы выбрали бы для чтения в школе сегодня?
– Мне хотелось бы прочитать «Балладу о трех шагах, «Балладу о бомбежке» и т. п. Но я прочитаю стихотворение «Я обращаюсь к молодым», потому что оно о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. Я написал его в год 20-летия победы и обращался к призывникам – ровесникам Победы.
В этом стихотворении я имел в виду высоту духа, моральную высоту, о которой необходимо помнить всегда, в любом возрасте и в любое время.
Слово учителя
Конечно, люди не хотят войны. И даже в дни войны стихи были проникнуты не только чувствами гнева, но и чувствами острого сострадания. Вот почему так часто вспоминается стихотворение А.Т.Твардовского, призывающее нас быть готовыми к ответу перед собственной совестью:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны, в том,
Что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь
Речь не о том, но все же, всё же, всё же…
Не случайно молодёжь включает в свои выступления песни о войне, о памяти и совести, которые проверялись в жестокие годы военных лет. Различны стихотворения Анатолия Жигунова и Владимира Высоцкого, но одинаково скорбная нота в них о павших бойцах.
Чтение стихотворений «Калина» А. Жигулина, В. Высоцкого «Братские могилы».
Вопрос: А каково значение этих стихов о войне в наше мирное время?
Особое свойство художественной литературы заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне – это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей: они – почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи. А некоторые из них в полном смысле – ваши ровесники – я имею в виду сыновей полка. Вспомните «Сороковые…»
Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание сил духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу.
Подведение итогов
Интервью закончилось. Интервью – это жанр публицистики. Цель публицистического стиля?
В чём хотели убедить нас авторы? Да, ребята, вам жить на этой земле, в нашей стране. Вы не должны допустить, чтобы снова была война.
Домашнее задание
Я предлагаю вам составить вопросы к интервью с фронтовиком, любимым поэтом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»
Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...
Конспект урока. Интегрированный урок литературы и права на тему: "Жестокие игры: поступок и его последствия".
Данный урок создает условия для сравнительно-сопоставительного анализа и правового комментария трех ранее изученных фрагментов "Жестокие игры". Урок позволяет сформировать общие этико-правовые знания ...
Шекспировский урок. Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира.
Интегрированный урок (литература, английский язык, музыка) по творчеству Уильяма Шекспира "Красота и цельность человеческой души в творчестве У.Шекспира"....
Лабораторные уроки на уроках литературы
Проблемы современеого Литературного образовапия требуют глубокого осмысления, которое возможно на основе органического соединения отечественных традиций преподaвания литературы и инновационных подходо...
Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»
1. Сформировать представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...
Методическая разработка "Урок Победы". Урок литературы в 7 классе по теме: "Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений".
Цель урока: создать условия для выявления правил подготовки и моделирования интервью с ветераном Великой Отечественной войны; донести до сознания обучающихся мысль о масштабности и значении предстояще...