Страницы мужества и славы
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stranicy_muzhestva_i_slavy.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 10 классе

Страницы мужества и славы.

      Цель урока:закрепить знания учащихся о литературе, посвященной Отечественной

                      войне 1812г.;

                      учить выразительно читать;

                      прививать любовь к Родине, воспитывать патриотические чувства.

      Оборудование: оформленная доска, репродукции картин, отрывки из фильмов

                            «Война и мир», «Гусарская баллада».

     Вступительное слово учителя:

Есть в истории русского народа события, значение которых выходит далеко за рамки своего времени. К таким событиям относятся Отечественная война 1812 года, получившая широкое отражение в научной и художественной литературе и других видах  искусства.

     Ведущий: В ночь на 24 июня 1812 года полумиллионная армия Наполеона вторглась в Россию, переправившись через пограничную реку Неман. Этот эпизод войны отражен в стихотворении известного поэта середины  XIX века  Я.Полонского.

                              Отрывок из х/ф «Война и Мир»

 

      Чтец:  Вот Руси граница, вот Неман.

                 Французы наводят понтоны: работа кипит…

                 И с грохотом катятся медные пушки,

                 И  стонет земля от копыт.

Надвинув  свою треугольную шляпу,

Все в том же походном своем сюртуке,

На белом коне проскакал император

С подзорной трубою в руке.

    Чело его ясно, движенья спокойны,

    В лице не видать сокровенных забот

    Коня на скаку осадил он, и видит-

    За Неманом туча встает…

И душу волнуя, предчувствие шепчет:

«Сомнет знамена твои русский народ!»

«Вперед!» - говорят ему слава и гений.-

«Вперед, император, вперед!»

   И миг его бледен, движенья тревожны,

   И  шагом он  едет,   и молча глядит,

   Как к Неману катятся медные пушки

   И стонут мосты от копыт.

Я.Полонский. «Переход через Неман»

      Ведущий: Как один человек встал русский народ для отражения неприятельского нашествия.

                    Отрывок из х/ф «Гусарская баллада»

   

      Чтец:  Страшись, о рать иноплеменных!

                  России двинулись сыны,

                  Восстал и стар и млад:

                  Летят на дерзновенных,

                  Сердца их мщеньем зажжены.

   А.Пушкин. «Воспоминания в Царском селе»

       Чтец: А позже, вспоминая о прожитой грозной поре, поэт обращался к своим лицейским друзьям.

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас…

А.Пушкин «Была пора: наш праздник молодой» 1836 г.

       Ведущий:  Солдат Фанагорийского гренадерского полка Никанор Остафьев в первый же месяц войны  написал замечательную «Песню к русским воинам», наполненную глубокой верой в победу над врагом.

       Чтец:  Братцы! Грудью послужите,

       Гряньте бодро на врага

       И вселенной докажите,

       Сколько Русь Вам дорога!

       Посмотрите, подступает

       К нам соломенный народ;

       Бонапарте выпускает

       Разных наций хилый сброд.

       Не в одной они все вере,

       С принужденья все идут;

      При чувствительной потере

      На него же нападут…

      Вся Европа ожидает

      Сей погибели его;

      Бонапарта почитает

      За злодея  своего.

      Ах! Когда слух разнесется,

     Что от нас сей враг исчез,

     Слава русских вознесется

     До высоких тех небес!

       Ведущий:  Под натиском превосходящих сил противника армии генералов Барклая- де- Толли и Багратиона отступали, завлекая французов в глубь России. Под Смоленском обе  армии соединились и дали неприятелю  первый крупный бой. О нем ярко повествует Л.Н. Толстой в романе «Война и мир».

                          Отрывок из х/ф «Война и Мир»

     

       Чтец:  «Мы в первый  раз дрались там за русскую землю, в войсках был такой дух, которого я не  видел… мы два дня сряду отбивали французов и… этот успех удесятерил наши силы»

                            Л.Толстой. «Война и мир» ч. II, гл. XXV)

         Ведущий:  Вскоре после Смоленского сражения был назначен новый главнокомандующий русскими войсками- М.И.Кутузов. Его назначение было выражением воли всего народа.

         Чтец:  Когда  народной веры глас

                     Воззвал к святой твоей седине:

                   «Иди, спасай!» Ты встал – и спас…

Пушкин. «Перед гробницею святой…»

            Ведущий: Генеральное сражение, определившее исход войны, было дано 7 сентября 1812 г. Наполеон, вспоминая о  нем  много лет спустя, считал, что из всех его сражений самое ужасное то, которое он дал под Москвой.

           Чтец: М.Ю.Лермонтов «Бородино»

                             ( ученик читает наизусть)

          Ведущий: Обе стороны в этом сражении понесли огромные  потери. На поле боя был смертельно ранен выдающийся русский полководец Багратион. Писатель В. Соловьев  в пьесе в стихах «Фельдмаршал Кутузов», написанной им незадолго до Великой Отечественной войны, вложил  в уста умирающего героя такие слова:

          Чтец:   Солдаты! Мы сражались вместе,

           Мы сотни верст  прошли в пороховом дыму.

           Отдайте все, но Родины и чести

           Не отдавайте никому! Вперед!

          Ведущий:  А.Д.Кившенко создал картину «Военный Совет в Филях».

                                                      Рассказ учащихся по картине.

 

                            С потерей Москвы еще не потеряна Россия.

                            Приказываю отступать…

          Чтец: Пушкин «Евгений Онегин».

                                     

                          Напрасно  ждал Наполеон…

                                (читают наизусть)

          Ведущий:   Эти же мысли и чувства о Москве, о ее великом предназначении в борьбе с врагом выразил Лермонтов…

                         Москва! Москва!.. люблю тебя как сын…

         Ведущий:  Эти строчки живо перекликаются  с известными строками Лермонтова из его стихотворения «Два великана».

          Чтец: М.Ю. Лермонтов «Два великана».

         Ведущий:   Пребывание Наполеона в Москве, разбой и мародерство его войск вскоре привели к  разложению «великой армии», а пожар в Москве, охвативший огромную территорию, сделал невыносимым положение французов.

                          Отрывок из х/ф «Война и Мир»

          Чтец: Шумел, горел пожар московский,

                     Дым расстилался по реке.

                     На  высоте стены кремлевской

                     Стоял Он в сером сюртуке.

                     Он видел огненное море:

                     Впервые полный мрачных дум,

                     Он в первый раз достигнул горе.

                     И содрогнулся гордый ум!

                     Зачем я шел к тебе, Россия,

                     В твои глубокие снега?

                     Здесь о ступени  роковые,

                     Споткнулась дерзкая нога.

Н.Соколов «Он»

            Ведущий:    Наполеон просит мира.

                       «Волк на псарне» Крылов.

            Ведущий:  Рассказ по картине Верещагина.

                                «На большой дороге...»

            Ведущий: В те дни в рядах русского ополчения находился знаменитый поэт Жуковский.

             Чтец:    В.Жуковский.

                                        .

                             «Певец  во стане русских воинов»

            Ведущий:  Все выше поднималась волна народного партизанского движения.

                              «Дубина народной войны поднялась…»

Л.Толстой «Война и мир»

            Ведущий:  Партизанские отряды формировались и офицерами Кутузовской армии:

            Чтец:  Д.Давыдов «Партизан».

            Ведущий:  О партизанских офицерских отрядах писал замечательный поэт – декабрист К.Рылеев.

К.Рылеев «Партизаны»

            Ведущий: Среди участников Отечественной войны 1812 года встречается имя  мужественной женщины, Надежды Дуровой.

            Чтец:  Лермонтов «Начало поэмы» 1839 г.

                             отрывок из х/ф «Гусарская баллада»

            Заключительное слово учителя.

УРОК

внеклассного чтения в 9 классе

«Страницы мужества и славы».

(по произведениям А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого)

Учитель: Исаева Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция "Страницы мужества и славы"

Проведение в школе литературного вечера, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 .г, будет способствовать патриотическому воспитанию детей, расширит их знания о героическом прошлом страны, поз...

Страницы мужества и славы

Внеклассное мероприятие в форме литературно-музыкальной композициии о ходе Отечественной войны 1812 года, о героизме и патриотизме русского народа....

Страницы мужества и славы

Внеклассное мероприятие в форме литературно-музыкальной композициии о ходе Отечественной войны 1812 года, о героизме и патриотизме русского народа....

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года.

СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года....

Внеклассное мероприятие "Страницы мужества и славы" (литература + история)

Мероприятие посвящено 200-летию Отечественной войны 1812г....

"Страницы мужества и славы" Литературная композиция, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года (с применением компьютерной презентации).

Цели и задачи мероприятия:1.Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.2. Расширить знания учащихся  о далеком героическом времени страны.3. Познакомить с новыми фактами, именами героев с...

урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "

День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....