Страницы мужества и славы
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Урок внеклассного чтения по литературе в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stranicy_muzhestva_i_slavy.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 10 классе
Страницы мужества и славы.
Цель урока:закрепить знания учащихся о литературе, посвященной Отечественной
войне 1812г.;
учить выразительно читать;
прививать любовь к Родине, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: оформленная доска, репродукции картин, отрывки из фильмов
«Война и мир», «Гусарская баллада».
Вступительное слово учителя:
Есть в истории русского народа события, значение которых выходит далеко за рамки своего времени. К таким событиям относятся Отечественная война 1812 года, получившая широкое отражение в научной и художественной литературе и других видах искусства.
Ведущий: В ночь на 24 июня 1812 года полумиллионная армия Наполеона вторглась в Россию, переправившись через пограничную реку Неман. Этот эпизод войны отражен в стихотворении известного поэта середины XIX века Я.Полонского.
Отрывок из х/ф «Война и Мир»
Чтец: Вот Руси граница, вот Неман.
Французы наводят понтоны: работа кипит…
И с грохотом катятся медные пушки,
И стонет земля от копыт.
Надвинув свою треугольную шляпу,
Все в том же походном своем сюртуке,
На белом коне проскакал император
С подзорной трубою в руке.
Чело его ясно, движенья спокойны,
В лице не видать сокровенных забот
Коня на скаку осадил он, и видит-
За Неманом туча встает…
И душу волнуя, предчувствие шепчет:
«Сомнет знамена твои русский народ!»
«Вперед!» - говорят ему слава и гений.-
«Вперед, император, вперед!»
И миг его бледен, движенья тревожны,
И шагом он едет, и молча глядит,
Как к Неману катятся медные пушки
И стонут мосты от копыт.
Я.Полонский. «Переход через Неман»
Ведущий: Как один человек встал русский народ для отражения неприятельского нашествия.
Отрывок из х/ф «Гусарская баллада»
Чтец: Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны,
Восстал и стар и млад:
Летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
А.Пушкин. «Воспоминания в Царском селе»
Чтец: А позже, вспоминая о прожитой грозной поре, поэт обращался к своим лицейским друзьям.
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…
А.Пушкин «Была пора: наш праздник молодой» 1836 г.
Ведущий: Солдат Фанагорийского гренадерского полка Никанор Остафьев в первый же месяц войны написал замечательную «Песню к русским воинам», наполненную глубокой верой в победу над врагом.
Чтец: Братцы! Грудью послужите,
Гряньте бодро на врага
И вселенной докажите,
Сколько Русь Вам дорога!
Посмотрите, подступает
К нам соломенный народ;
Бонапарте выпускает
Разных наций хилый сброд.
Не в одной они все вере,
С принужденья все идут;
При чувствительной потере
На него же нападут…
Вся Европа ожидает
Сей погибели его;
Бонапарта почитает
За злодея своего.
Ах! Когда слух разнесется,
Что от нас сей враг исчез,
Слава русских вознесется
До высоких тех небес!
Ведущий: Под натиском превосходящих сил противника армии генералов Барклая- де- Толли и Багратиона отступали, завлекая французов в глубь России. Под Смоленском обе армии соединились и дали неприятелю первый крупный бой. О нем ярко повествует Л.Н. Толстой в романе «Война и мир».
Отрывок из х/ф «Война и Мир»
Чтец: «Мы в первый раз дрались там за русскую землю, в войсках был такой дух, которого я не видел… мы два дня сряду отбивали французов и… этот успех удесятерил наши силы»
Л.Толстой. «Война и мир» ч. II, гл. XXV)
Ведущий: Вскоре после Смоленского сражения был назначен новый главнокомандующий русскими войсками- М.И.Кутузов. Его назначение было выражением воли всего народа.
Чтец: Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал – и спас…
Пушкин. «Перед гробницею святой…»
Ведущий: Генеральное сражение, определившее исход войны, было дано 7 сентября 1812 г. Наполеон, вспоминая о нем много лет спустя, считал, что из всех его сражений самое ужасное то, которое он дал под Москвой.
Чтец: М.Ю.Лермонтов «Бородино»
( ученик читает наизусть)
Ведущий: Обе стороны в этом сражении понесли огромные потери. На поле боя был смертельно ранен выдающийся русский полководец Багратион. Писатель В. Соловьев в пьесе в стихах «Фельдмаршал Кутузов», написанной им незадолго до Великой Отечественной войны, вложил в уста умирающего героя такие слова:
Чтец: Солдаты! Мы сражались вместе,
Мы сотни верст прошли в пороховом дыму.
Отдайте все, но Родины и чести
Не отдавайте никому! Вперед!
Ведущий: А.Д.Кившенко создал картину «Военный Совет в Филях».
Рассказ учащихся по картине.
С потерей Москвы еще не потеряна Россия.
Приказываю отступать…
Чтец: Пушкин «Евгений Онегин».
Напрасно ждал Наполеон…
(читают наизусть)
Ведущий: Эти же мысли и чувства о Москве, о ее великом предназначении в борьбе с врагом выразил Лермонтов…
Москва! Москва!.. люблю тебя как сын…
Ведущий: Эти строчки живо перекликаются с известными строками Лермонтова из его стихотворения «Два великана».
Чтец: М.Ю. Лермонтов «Два великана».
Ведущий: Пребывание Наполеона в Москве, разбой и мародерство его войск вскоре привели к разложению «великой армии», а пожар в Москве, охвативший огромную территорию, сделал невыносимым положение французов.
Отрывок из х/ф «Война и Мир»
Чтец: Шумел, горел пожар московский,
Дым расстилался по реке.
На высоте стены кремлевской
Стоял Он в сером сюртуке.
Он видел огненное море:
Впервые полный мрачных дум,
Он в первый раз достигнул горе.
И содрогнулся гордый ум!
Зачем я шел к тебе, Россия,
В твои глубокие снега?
Здесь о ступени роковые,
Споткнулась дерзкая нога.
Н.Соколов «Он»
Ведущий: Наполеон просит мира.
«Волк на псарне» Крылов.
Ведущий: Рассказ по картине Верещагина.
«На большой дороге...»
Ведущий: В те дни в рядах русского ополчения находился знаменитый поэт Жуковский.
Чтец: В.Жуковский.
.
«Певец во стане русских воинов»
Ведущий: Все выше поднималась волна народного партизанского движения.
«Дубина народной войны поднялась…»
Л.Толстой «Война и мир»
Ведущий: Партизанские отряды формировались и офицерами Кутузовской армии:
Чтец: Д.Давыдов «Партизан».
Ведущий: О партизанских офицерских отрядах писал замечательный поэт – декабрист К.Рылеев.
К.Рылеев «Партизаны»
Ведущий: Среди участников Отечественной войны 1812 года встречается имя мужественной женщины, Надежды Дуровой.
Чтец: Лермонтов «Начало поэмы» 1839 г.
отрывок из х/ф «Гусарская баллада»
Заключительное слово учителя.
УРОК
внеклассного чтения в 9 классе
«Страницы мужества и славы».
(по произведениям А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого)
Учитель: Исаева Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная композиция "Страницы мужества и славы"
Проведение в школе литературного вечера, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 .г, будет способствовать патриотическому воспитанию детей, расширит их знания о героическом прошлом страны, поз...
Страницы мужества и славы
Внеклассное мероприятие в форме литературно-музыкальной композициии о ходе Отечественной войны 1812 года, о героизме и патриотизме русского народа....
Страницы мужества и славы
Внеклассное мероприятие в форме литературно-музыкальной композициии о ходе Отечественной войны 1812 года, о героизме и патриотизме русского народа....
ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года.
СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года....
Внеклассное мероприятие "Страницы мужества и славы" (литература + история)
Мероприятие посвящено 200-летию Отечественной войны 1812г....
"Страницы мужества и славы" Литературная композиция, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года (с применением компьютерной презентации).
Цели и задачи мероприятия:1.Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.2. Расширить знания учащихся о далеком героическом времени страны.3. Познакомить с новыми фактами, именами героев с...
урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "
День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....