Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.prog_._lit._8_kl.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол от «__» _______2011 г. № _____ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора МАОУ «СОШ №33 с УИОП» ______________ (подпись) Малахова Г.Ф. | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол от «__» ______2011 г. № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ №33 с УИОП» ____________________ (подпись) Бредихин А.Н. |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Криводеревой Людмилы Вячеславовны,
учителя русского языка и литературы,
по учебному курсу «Литература»
8 класс (базовый уровень)
Старый Оскол
2011
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Примерная Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразвательной школя / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Цели и задачи программы
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей [1]:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Основное содержание программы
Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем.
Выяснение своеобразия личности писателя.
В связи с периодом становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах, включение произведений, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема «человек – общество – государство».
Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм). [2]
Изучение литературы в 8 классе строится на основе углубления и расширения
представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент с учётом родовой и жанровой специфики литературного источника. Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей.
Объём усвоения теоретико-литературных понятий обучающимися 8 класса представлен в таблице [3]:
Жанрово-родовые понятия, категории и термины | Структурно-образующие элементы | Образный мир | Выразительные средства художественной речи |
Историческая песня | Эпическое и лирическое; песня-плач; солдатские песни | Темы и герои |
Сказание |
Житие | Агиография; чудесное происшествие | Особый тип героя (святой) |
Слово |
Сентиментализм | Жанровый состав | Герой сентиментальной прозы | Стиль сентиментализма |
Романтизм | Жанровый состав | Герой романтического произведения | Стиль романтизма |
Элегия | Мотивы жизни и смерти | Элегический стиль |
Идиллия | Идеализированная жизнь |
Трагедия | Конфликт в трагедии | Трагические характеры и персонажи |
Преобладающие виды работы:
различные виды (краткий, выборочный, художественный, от другого лица) устного и письменного пересказа;
различные виды собственных рассказов (создание песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т.д.);
письменные ответы на вопросы;
классные и домашние сочинения разных жанров.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по литературе
- Умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения;
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умения выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Раздел III.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературы в 8 классе
Планирование составлено на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2010.
Количество часов: всего – 70, в неделю – 2.
Сочинений классных – 4, домашних – 1, контрольных тестирований – 2, уроков внеклассного чтения – 4.
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1 | Введение (1) Художественная литература и история. Творческий процесс. | 1 |
2 3 | Из устного народного творчества (2) Исторические песни. «Иван Грозный молится по сыне». «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Песни-плачи. | 1 1 |
4 5 6 7 | Из древнерусской литературы (4) «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Из «Жития Александра Невского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке. «Сказание о Борисе и Глебе» Благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость. «Житие Сергия Радонежского». Служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси | 1 1 1 1 |
8 | Из литературы XVIII века (4 + 2 р.р) Г.Р. ДЕРЖАВИН Стихотворения: «Памятник», «Вельможа». Тема поэта и поэзии. | 1 |
9 10 11 12-13 | Н.М. КАРАМЗИН Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика повести. Новый тип героя, образ Лизы. Р.р. Классное сочинение по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» | 1 1 1 2 |
14 15 16 | Из литературы XIX века (28 + 5 р.р. + 1 к.т. + 2 вн.чт.) Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака ». К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза». А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия». Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ». | 1 1 1 |
17 | Вн. чтение И.А. Крылов. «Кошка и Соловей». П.А.Вяземский. «Тройка». | 1 |
18 19 20 21 22 23 24 | А.С. ПУШКИН Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Роман «Капитанская дочка»: проблематика. Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. | 1 1 1 1 1 1 1 |
25-26 | Р.р. Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 2 |
27 28 29 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри», основные мотивы. Художественная идея и средства ее выражения. Образ-персонаж, образ-пейзаж. | 1 1 1 |
30 | Контрольное тестирование по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | 1 |
31 32 33, 34 35 | Н.В. ГОГОЛЬ Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Город N и его обитатели. Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. | 1 1 2 1 |
36 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | 1 |
37 38 39 | И.С. ТУРГЕНЕВ Произведения писателя о любви. Повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера. | 1 1 1 |
40 | Н.А. НЕКРАСОВ Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. | 1 |
41 | А.А. ФЕТ Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». | 1 |
42 | Вн. чтение Стихотворения А.А. Фета (по выбору учащихся) | 1 |
43 44 | А.Н. ОСТРОВСКИЙ Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. | 1 1 |
45 46 47 | Л. Н. ТОЛСТОЙ «Отрочество» (главы из повести). Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | 1 1 1 |
48-49 | Р.р. Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого. | 2 |
50 51 | Из литературы XX века (12 + 1 р.р. + 1 к.т. + 2 вн.чт.) М. ГОРЬКИЙ Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Свобода и сила духа в изображении писателя: «Песня о Соколе». Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. | 1 1 |
52 | В. В. МАЯКОВСКИЙ «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». | 1 |
53 | Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Художественное своеобразие рассказов. | 1 |
54 | Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Поэт труда, красоты, духовности. Стихотворение «Некрасивая девочка». | 1 |
55 56 | В.П. АСТАФЬЕВ Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Образ рассказчика. | 2 |
57 | Вн. чтение В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель». | 1 |
58 | Р.р. Классное сочинение по рассказу «Фотография, на которой меня нет» | 1 |
59 60 | А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. | 1 1 |
61 62 63 | В.Г. РАСПУТИН XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь. | 1 1 1 |
64 | Вн. чтение В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки». | 1 |
65 | Контрольное тестирование по повести В. Г. Распутина «Уроки французского» | 1 |
66 67 | У. ШЕКСПИР Певец великих чувств и вечных тем. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей в трагедии. Сценическая история пьесы. | 1 1 |
68 69 | М. СЕРВАНТЕС Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | 1 1 |
70 | Итоговый урок | 1 |
Раздел IV. Содержание тем учебного курса
Введение (1)
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Из устного народного творчества (2)
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Из древнерусской литературы (4)
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века (6)
Г.Р. ДЕРЖАВИН (1)
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Н.М. КАРАМЗИН (3 + 2)
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Из литературы XIX века (36)
Поэты пушкинского круга.
Предшественники и современники (3)
В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака ».
К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и
в дикости лесов...», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза».
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».
Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ».
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
А.С. ПУШКИН (7 + 2)
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика.
«Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.
Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (3 +1)
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Н.В. ГОГОЛЬ (5 + 1)
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
И.С. ТУРГЕНЕВ (3)
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Н.А. НЕКРАСОВ (1)
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.
А.А. ФЕТ (1)
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ (2)
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Л. Н. ТОЛСТОЙ (3 + 2)
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Из литературы XX века (12 + 1 р.р. + 1 к.т. + 2 вн.чт.)
М. ГОРЬКИЙ (2)
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
В. В. МАЯКОВСКИЙ (1)
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) (1)
Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (1)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Яне ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
В.П. АСТАФЬЕВ (2 + 1 + 1)
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ (2)
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
В.Г. РАСПУТИН (3 + 1 + 1)
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Из зарубежной литературы (5)
У. ШЕКСПИР (2)
Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.
М. СЕРВАНТЕС (2 + 1)
Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Раздел V. Формы и средства контроля
Виды контроля | В год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Тестирование | 2 | 1 | 1 |
Классные сочинения | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Домашние сочинения | 1 | 1 |
Темы для творческих работ (сочинений)
Сочинение1
Какие чувства, размышления вызвала у тебя повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Какова роль рассказчика в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Какова роль пейзажа в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Каков смысл заглавия повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Сочинение 2
Пугачевщина и Пугачев на страницах романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: восстание или бунт?
Для чего нужна в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» линия Петр Гринёв – Швабрин?
Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Отношение Пушкина к изображаемым событиям и героям. ( По роману «Капитанская дочка»)
Сочинение 3( домашнее)
Что такое хлестаковщина? Это явление уже достояние истории или оно характерно и для нашего времени?
2. Самый комический эпизод в «Ревизоре»
3. Нравственные принципы чиновников города N, ваше отношение к ним.
4. Придуманная и реальная жизнь Хлестакова.
Сочинение 4
Мое отношение к проблемам, волновавшим героев повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
Обстоятельства и жизненный выбор в рассказе Л.Н.Толстого «После бала».
Как Л.Н.Толстой использует прием контраста в рассказе «После бала»?
Образ повествователя в рассказе «После бала».
Сочинение 5
«…фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово «учитель». (По рассказу В.П.Астафьева « Фотография, на которой меня нет»)
«Спешите делать добрые дела» (По самостоятельно прочитанным произведениям, с опорой на рассказ В.П.Астафьева)
Анализ эпизода по выбору учителя.
«Народные приметы не знают границ и расстояний». Какие основания были у писателя, чтобы прийти к такому выводу? (По рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)
Тестирование №1
Михаил Юрьевич Лермонтов
Поэма «Мцыри»
1. Жанр произведения:
а) баллада;
б) поэма;
в) стихотворение.
2. Название произведения:
а) указывает на главного героя;
б) определяет его тематику;
в) имеет обобщающий смысл.
3. Местом действия в произведении избран Кавказ, потому что
а) поэт любуется красотой Кавказа;
б) могучая природа Кавказа сродни стихийной, мятежной натуре Мцыри;
в) первозданная природа гор противопоставляется мятежному Мцыри.
4. Чтобы показать психологические мотивы поступков Мцыри, поэт избрал форму
а) рассказа о герое свидетеля его жизни;
б) диалога между Мцыри и монахом;
в) монолога героя.
5. Исповедь Мцыри
а) проникнута чувством покаяния;
б) защищает его право на волю и счастье;
в) история случившегося с героем.
6. Тема произведения:
а) показ прошлого Грузии;
б) рассказ о жизни в монастыре;
в) красота человека, готового умереть за свободу.
7. В строках: «Но дни бегут, бегут года, им не сойтися никогда» — автор использует:
а) сравнение;
б) метафору;
в) олицетворение.
8. Произведение «Мцыри» написано:
а) ямбом;
б) хореем;
в) дактилем.
9. В этом произведении авторская позиция:
а) скрыта;
б) ясно выражена;
в) отсутствует.
10. Две первые главы произведения являются:
а) композицией;
б) завязкой;
в) экспозицией.
11. Укажите, какая цитата из Библии использована в качестве эпиграфа в поэме М.Ю Лермонтова «Мцыри».
а) «Возвращаются ветры на круги своя…»
б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю...»
в) «Все суета сует и всяческая суета»
12.Какое событие не изображено в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
а) Захват русскими войсками пленных, среди которых оказался и Мцыри?
б) Бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы.
в) Бой с барсом.
О каком герое идет речь в заданиях 13-15.
13. Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
– А душу можно ль рассказать?
а) Мцыри; б) монах; в) генерал.
14. ...Рука судьбы
Меня вела иным путем...
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
а) Демон; б) Мцыри; в) Кирибеевич.
15. Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу.
а) Барс; б) Мцыри; в) Демон.
Ключи:
б) 6-в) 11- б)
а) 7-в) 12- а)
б) 8-а) 13 –а)
в) 9-б) 14- б)
б) 10-в) 15 –а)
Тестирование №2
Тест
В. Г. Распутин. «Уроки французского»
1. Жанр произведения:
а) мемуары (воспоминания);
б) рассказ;
в) повесть.
2. Название произведения говорит о том, что перед нами:
а) история дополнительных занятий по французскому языку;
б) рассказ об уроках нравственности и доброты;
в) рассказ юного героя о любимых уроках французского языка.
3. Действие в произведении происходит:
а) перед Великой Отечественной войной;
б) во время Великой Отечественной войны;
в) после Великой Отечественной войны.
4. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень» — это:
а) Птаха;
б) Вадик;
в) Федька.
5. Персонаж произведения, о котором герой говорит: «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой»:
а) Птаха;
б) Вадик;
в) Федька.
6. Рассказчик, который ни с кем не дружил, считал, что главной причиной его одиночества является:
а) гордость;
б) тоска по дому;
в) скупость.
7. Рассказчик играл в «чику», чтобы
а) накопить деньги и отправить их в деревню;
б) завоевать авторитет у ребят;
в) каждый день покупать молоко.
8. Говоря о характерных особенностях голоса учительницы и голосов односельчан («У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, а у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким»; «...пока училась, пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб...»), рассказчик употребил:
а) антитезу;
б) сравнение;
в) аллегорию.
9. Фраза: «Голос без свободы сел ослаб, как у птички в клетке» — содержит:
а) аллегорию;
б) сравнение;
в) антитезу.
10. Изображения учительницы и ученика («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за само дыхание...»; «...перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах... в перешитых из отцовских галифе... марких светло-зеленых штанах...») представляют собой:
а) описание;
б) рассуждение;
в) повествование.
11. Словесные портреты главных персонажей находятся в тексте рядом. Стилистический прием, использованный автором в этом случае:
а)сравнение;
б) ирония;
в) антитеза.
12. Юный герой считал, что французские слова:
а) придуманы для наказания;
б) удивляют своей неповторимостью;
в) совсем не похожи на русские слова.
13. В предложении: «И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка...» — выделенные слова являются:
а) эпитетами;
б) постоянными эпитетами;
в) логическими определениями.
14. В предложении: «Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых» — автор использовал:
а) гиперболу;
б) иронию;
в) метафору.
15. По утверждению Лидии Михайловны, человек стареет, когда:
а) перестает удивляться чудесам;
б) перестает быть ребенком;
в) доживает до преклонного возраста.
2.Задание типа С1-С2. Объем работы -6-7 предложений. Письменный ответ на вопрос.
В чем смысл названия рассказа В. Распутина «Уроки французского»?
Ключи. 1-б); 2- б); 3- в); 4- а);5-б); 6-б);7-в); 8-а); 9-б); 10-а); 11-в);
12-а); 13-а); 14-а); 15-б);
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Литература.
Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008
Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы./Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М., «Русское слово»,2008
Методические рекомендации к учебникам авторов программы.
Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. –М., 2007
Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – М. «Русское слово», 2008
Мультимедийные пособия по литературе
Электронные учебники, пособия и справочники по литературе
Школьная хрестоматия. Н.В. Гоголь. 2004.
Школьная хрестоматия. М.Ю. Лермонтов. 2004.
А.С.Пушкин. В зеркале двух столетий. 2001.
1С: аудиокниги: А.С. Пушкин "Евгений Онегин". 2007.
А.С.Грибоедов "Горе от ума", действие 1-2. 2004.
А.С.Грибоедов "Горе от ума", действие 3-4. 2004.
Средства ИКТ
1. Универсальный настольный компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Принтер.
4. Цифровой проектор.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Дидактическое описание | Количество на 25 учащихся |
Осн. школа | Базовая | Профильная |
Иллюстрации // Плакаты |
1 | Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям | Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату | 1 | 1 нет | 1 |
2 | Портреты поэтов и писателей | Используются для постоянной экспозиции в кабинете | 1 | 1 нет | 1 |
СРЕДСТВА ИКТ |
3 | Универсальный портативный компьютер | Используется учителем | есть |
4 | Портативный компьютер ученика | Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет |
5 | Мобильный классный комплект портативных компьютеров | Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | есть |
6 | Терминальный класс (тонкий клиент) | Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и для проектной деятельности | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет |
7 | Универсальный настольный компьютер | Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и для проектной деятельности | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | есть |
8 | Цифровой проектор | Используется учителем и учащимися | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнительно 1 мобильный | есть |
9 | Передвижной столик для мобильного цифрового проектора | Используется для установки мобильного цифрового проектора при отсутствии потолочного проектора и возможности конструктивно связать проектор с демонстрационным столом | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнительно 1 мобильный | нет |
10 | Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора | Служит для стационарного крепления проектора | Для каждого стационарного проектора | есть |
11 | Экран на штативе | Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа. Переносной | Если нет стационарного экрана | - |
12 | Экран настенный | Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа | Во всех помеще-ниях, где установлен стационарный проектор | - |
13 | Наушники с микрофоном | Предназначены для индивидуального ввода/вывода аудиоинформации в/из компьютера | По числу компьютеров и регистраторов данных | нет |
14 | Акустическая система | Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет |
15 | Принтер лазерный цветной формата А4 | Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет |
16 | Сканер маркерной доски | Предназначен для записи, отображения, анализа и редактирования информации непосредственно с аудиторной доски | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет |
17 | Документ-сканер | Предназначен для ввода в компьютер (оцифровки) графических изображений и текстовых материалов | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет |
18 | Документ-камера (имиджер) | Предназначена для проекции на экран объектов на демонстрационном столе | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет |
19 | Видеокамера со штативом и выносным микрофоном | Предназначена для видеозаписи изучаемых процессов и явлений, фиксации хода образовательного процесса | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет |
20 | Фотокамера цифровая со штативом | Предназначена для фиксации (записи) неподвижных изображений и короткой видеозаписи | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет |
21 | Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы | Предназначено для хранения и обмена индивидуальной информацией | По одному для каждого учащегося, включенного в запланирован-ную и контролируемую деятельность с применением ИКТ | нет |
22 | Мобильное внешнее устройство хранения данных для групповой работы | Предназначено для хранения массивов информации (экспериментальных данных, видеозаписей), ее передачи, архивирования и резервирования | По одному для каждого курса, модуля и проекта, идущего с ИКТ поддержкой. | нет |
23 | Сетевой фильтр-удлинитель | Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования | В соответствии с технологической потребностью | есть |
24 | Планшетный (панельный) компьютер | Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | нет |
СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР) |
25 | Операционные системы | Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере | 1 | 1 | 1 |
26 | Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов | Обеспечивают возможность обработки всех школьных информационных объектов в ходе образовательного процесса | 1 | 1 | 1 |
ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ |
27 | Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм | Обеспечивают возможность использования в педагогических целях специальных форм организации информации, учитывающих происхождение, историко-культурный контекст и взаимосвязь понятий, а также планирование и реализацию планов | 1 | 1 | 1 |
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНСТРУМЕНТЫ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ |
28 | Инструмент построения генеалогических древ | Инструментальная среда. Позволяет строить большие генеалогические древа с включением иллюстраций, комментариев и формированием базы данных о каждом из членов семьи исторического лица, а при публикации в Интернете - добавлять гиперссылки на сайты. Предназначена для проведения учебного исследования семейных биографий писателей и поэтов | 1 | 1 нет | 1 |
Ленты времени | Интерактивная шкала времени. Предназначена для наглядного представления событий, фактов, периодов, привязанных к временной шкале. Содержит иллюстративный и поясняющий материал | 1 | 1 нет | 1 |
ЦОР// ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА |
29 | Школьная информационная среда | Информационная среда, в которой осуществляется планирование образовательного процесса, рассылки заданий, учебных материалов и др., фиксируется процесс и результаты деятельности учителя и учащихся, через которую школа взаимодействует с родителями и обществом, выходит в региональное, российское и мировое информационное пространство. | 1 | 1 есть | 1 |
30 | Инструмент учителя для создания тестов | Открытый цифровой инструмент для создания тестов. Позволяет создавать тесты, аналогичные используемым в ЕГЭ, с процессом выполнения, также сходным с процессом сдачи ЕГЭ. Предусматривает различные тренировочные режимы, фиксацию времени выполнения отдельных заданий и т. д. | 1 | 1 нет | 1 |
СРЕДСТВА ИКТ // ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ |
31 | Словари | Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса | 1 | 1 в элект-ронном виде | 1 |
32 | Энциклопедия | Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя | 1 | 1 в элект-ронном виде | 1 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ |
33 | ЛИТЕРАТУРА // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по литературе | Обеспечивают потребности учащихся в информации по литературе, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д. Возможно ограничение использования информации источников при выполнении специальных видов аттестационных заданий |
| частично |
|
34 | Учебно-методические комплексы по литературе | УМК, включающие учебники, имеющие рекомендацию Министерства образования РФ и предоставленные правообладателем для свободного использования их содержания в цифровой форме в системе общего образования РФ. Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной, групповой и самостоятельной работы. | 1 | 1 есть | 1 |
35 | Иллюстрации по литературе | Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов. | 1 | 1 частично | 1 |
36 | Галерея портретов поэтов и писателей | Служит для обеспечения наглядности при знакомстве с историей предмета и в качестве источника материалов для проектных работ учащихся. | 1 | 1 нет | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....