Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Криводерева Людмила Вячеславовна

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.prog_._lit._8_kl.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО


на заседании МО учителей русского языка и литературы


Протокол

от «__» _______2011 г.

№ _____

СОГЛАСОВАНО


заместитель директора

МАОУ «СОШ №33 с УИОП»

 

______________

                  (подпись)

Малахова Г.Ф.

РАССМОТРЕНО


на заседании педагогического совета


Протокол

от «__» ______2011 г.

№ _____

УТВЕРЖДАЮ


Директор МАОУ «СОШ №33 с УИОП»


____________________

              (подпись)

Бредихин А.Н.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33

 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Криводеревой Людмилы Вячеславовны,

учителя русского языка и литературы,

по учебному курсу «Литература»

8 класс      (базовый уровень)

Старый Оскол

2011

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Примерная Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразвательной школя / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009, в соответствии с  требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.  

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Цели и задачи программы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей [1]:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного  и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

        Воспитательные задачи:

формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

       

Основное содержание программы

Постижение явлений, связанных не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем.

Выяснение своеобразия личности писателя.

В связи с периодом становления у школьников в данном возрасте новых представлений о личности, обществе, социально-этических проблемах, включение произведений, в центре которых решаются темы и вопросы личности в истории; проблема «человек – общество – государство».

Характеристика отдельного художественного текста в контексте нескольких произведений писателя; характеристика отдельных явлений историко-литературного процесса (сентиментализм, романтизм). [2]

Изучение литературы в 8 классе строится на основе углубления и расширения

представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент с учётом родовой и жанровой специфики литературного источника. Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем. Здесь впервые происходит естественная внутренняя интеграция историко-литературных связей.

        Объём усвоения теоретико-литературных понятий обучающимися 8 класса представлен в таблице [3]:

Жанрово-родовые понятия, категории и термины

Структурно-образующие элементы

Образный мир

Выразительные средства художественной речи

Историческая песня

Эпическое и лирическое; песня-плач; солдатские песни

Темы и герои

Сказание

Житие

Агиография; чудесное происшествие

Особый тип героя (святой)

Слово

Сентиментализм

Жанровый состав

Герой сентиментальной прозы

Стиль сентиментализма

Романтизм

Жанровый состав

Герой романтического произведения

Стиль романтизма

Элегия

Мотивы жизни и смерти

Элегический стиль

Идиллия

Идеализированная жизнь

Трагедия

Конфликт в трагедии

Трагические характеры и персонажи

Преобладающие виды работы:

различные виды (краткий, выборочный, художественный, от другого лица) устного и письменного пересказа;

различные виды собственных рассказов (создание песни, стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т.д.);

письменные ответы на вопросы;

классные и домашние сочинения разных жанров.

Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по литературе

- Умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

        - выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

        - осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения;

        - умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

        - умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном  произведении;

        - умения выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

        - умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

        - умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

        - умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

        - умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

        - умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

        - умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Раздел III.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 уроков литературы в 8 классе

             Планирование составлено на основе программы по литературе        для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-  составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2010.

   Количество часов: всего –  70, в неделю –  2.

  Сочинений классных – 4, домашних – 1, контрольных тестирований –  2,     уроков внеклассного чтения – 4.


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание


1

Введение (1)

Художественная литература и история. Творческий процесс.


1


2



3

Из устного народного творчества (2)

Исторические песни. «Иван Грозный молится по сыне».


«Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Песни-плачи.


1



1


4




5




6




7

Из древнерусской литературы (4) 

«Слово о погибели Русской земли».

Тема добра и зла в произведениях русской литературы.


Из «Жития Александра Невского».

Глубина и сила нравственных представлений о человеке.


 «Сказание о Борисе и Глебе»

Благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость.


 «Житие Сергия Радонежского». Служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси


1




1




1




1



8

Из литературы XVIII  века (4 + 2 р.р)

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Стихотворения: «Памятник», «Вельможа». Тема поэта и поэзии.


1

9




10



11


12-13

Н.М. КАРАМЗИН

 Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.


Основная проблематика и тематика повести.


Новый тип героя, образ Лизы.


Р.р. Классное сочинение по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

1




1



1


2

 


14






15







16

Из литературы  XIX  века (28 + 5 р.р. + 1 к.т. + 2 вн.чт.)

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. В.А. Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое», «Сельское кладбище».


К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...»,  «Смерть Ермака ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и

в дикости лесов...», «Мой гений».


Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ».



1






1







1


17

Вн. чтение

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей». П.А.Вяземский.  «Тройка».

1

18





19




20




21



22


23



24

А.С. ПУШКИН

Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».


Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика.


«Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору).


Роман  «Капитанская дочка»: проблематика.


Система образов романа.


Отношение писателя к событиям и героям.


Новый тип исторической прозы.

1





1




1




1



1


1



1

25-26

Р.р. Классное сочинение по роману  А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

2

27




28



29

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри», основные мотивы.


Художественная идея и средства ее выражения.


Образ-персонаж, образ-пейзаж.

1




1



1

30

Контрольное тестирование по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1

31




32


33,

34


35

Н.В. ГОГОЛЬ

Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.


Город N и его обитатели.


Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.


Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

1




1


2



1

36

Р.р.  Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1

37




38



39

И.С. ТУРГЕНЕВ

Произведения писателя о любви. Повесть «Ася».


Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.


Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера.

1




1



1

40

Н.А. НЕКРАСОВ

Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

1

41

А.А. ФЕТ

Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...».

1

42

Вн. чтение

Стихотворения  А.А. Фета (по выбору учащихся)

1

43




44

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета.


Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

1




1

45



46





47

Л. Н. ТОЛСТОЙ

 «Отрочество» (главы из повести).


Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Основные мотивы рассказа.


 Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

1



1





1

48-49

Р.р.  Классное сочинение по творчеству Л.Н. Толстого.

2



50






51

Из литературы XX века (12 + 1 р.р. + 1 к.т. + 2 вн.чт.)

М. ГОРЬКИЙ

Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Свобода и сила духа в изображении писателя: «Песня о Соколе».


Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни.



1






1

52

В. В. МАЯКОВСКИЙ

 «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

1

53

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;             М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Художественное своеобразие рассказов.

1

54

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Поэт труда, красоты, духовности. Стихотворение «Некрасивая девочка».  

1

55





56

В.П. АСТАФЬЕВ

Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет».


 Проблема нравственной памяти в рассказе. Образ рассказчика.

2

57

Вн. чтение

В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель».

1

58

Р.р.  Классное сочинение по рассказу «Фотография, на которой меня нет»

1

59





60

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

 Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы).


Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

1





1

61





62





63

В.Г. РАСПУТИН

XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».


Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.


 Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь.

1





1





1

64

Вн. чтение

В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки».

1

65

Контрольное тестирование по повести В. Г. Распутина «Уроки французского»

1

66




67

У. ШЕКСПИР

Певец великих чувств и вечных тем.

Трагедия «Ромео и Джульетта ».


Жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей в трагедии. Сценическая история пьесы.

1




1

68





69

М. СЕРВАНТЕС

Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.


Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

1





1

70

Итоговый урок

1

 

Раздел IV. Содержание тем учебного курса

Введение (1)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Из устного народного творчества (2)

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Из древнерусской литературы (4)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Из литературы XVIII  века (6)

Г.Р. ДЕРЖАВИН (1)

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Н.М. КАРАМЗИН (3 + 2)

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Из литературы  XIX  века (36)

Поэты пушкинского круга.

Предшественники и современники (3)

В.А. Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...»,  «Смерть Ермака ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

А.С. ПУШКИН (7 + 2)

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика.

«Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.

Роман  «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы 

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (3 +1)

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Н.В. ГОГОЛЬ (5 + 1)

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

И.С. ТУРГЕНЕВ (3)

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Н.А. НЕКРАСОВ (1)

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

А.А. ФЕТ (1)

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (2)

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Л. Н. ТОЛСТОЙ (3 + 2)

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Из литературы XX века (12 + 1 р.р. + 1 к.т. + 2 вн.чт.)

М. ГОРЬКИЙ (2)

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

В. В. МАЯКОВСКИЙ (1)

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

О серьезном с улыбкой (сатира начала XX века) (1)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (1)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Яне ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

В.П. АСТАФЬЕВ (2 + 1 + 1)

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ (2)

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

В.Г. РАСПУТИН (3 + 1 + 1)

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Из  зарубежной  литературы (5)

У. ШЕКСПИР (2)

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

М. СЕРВАНТЕС (2 + 1)

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Раздел V. Формы и средства контроля

Виды контроля

 В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Тестирование

2

1

1

Классные сочинения

4

1

1

1

1

Домашние сочинения

1

1

Темы для творческих работ (сочинений)

Сочинение1

Какие чувства, размышления вызвала у тебя повесть  Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Какова роль рассказчика в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Какова роль пейзажа в  повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Каков смысл заглавия повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

 Сочинение 2

Пугачевщина и Пугачев на страницах романа  А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: восстание или бунт?

Для чего нужна в романе  А.С.Пушкина «Капитанская дочка» линия Петр Гринёв – Швабрин?

 Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Отношение Пушкина к изображаемым событиям и героям. ( По роману «Капитанская дочка»)

 Сочинение 3( домашнее)

Что такое хлестаковщина? Это явление уже достояние истории или оно характерно и для нашего времени?

     2.  Самый комический эпизод в «Ревизоре»

     3. Нравственные принципы чиновников города N, ваше отношение к ним.

    4.  Придуманная и реальная жизнь Хлестакова.        

 Сочинение 4

 Мое отношение к проблемам, волновавшим героев  повести Л.Н.Толстого «Отрочество».

Обстоятельства и жизненный выбор в рассказе  Л.Н.Толстого «После бала».

 Как Л.Н.Толстой использует прием контраста в рассказе «После бала»?

 Образ    повествователя   в рассказе «После бала».

Сочинение 5

 «…фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово «учитель». (По рассказу В.П.Астафьева « Фотография, на которой меня нет»)

«Спешите делать добрые дела» (По самостоятельно прочитанным произведениям, с опорой на рассказ  В.П.Астафьева)

Анализ эпизода по выбору учителя.

 «Народные приметы не знают границ и расстояний». Какие основания были у писателя, чтобы прийти к такому выводу? (По рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

Тестирование №1

Михаил Юрьевич Лермонтов

Поэма «Мцыри»

1. Жанр произведения:

а) баллада;

б)  поэма;

в) стихотворение.

2.  Название произведения:

а) указывает на главного героя;

б) определяет его тематику;

в) имеет обобщающий смысл.

3.  Местом действия в произведении избран Кавказ, потому что

а)  поэт любуется красотой Кавказа;

б)  могучая природа Кавказа сродни стихийной, мятежной натуре Мцыри;

в)  первозданная природа гор противопоставляется мятежному Мцыри.

4.  Чтобы показать психологические мотивы поступков Мцыри, поэт избрал форму

а) рассказа о герое свидетеля его жизни;

б) диалога между Мцыри и монахом;

в)  монолога героя.

5.  Исповедь Мцыри

а) проникнута чувством покаяния;

б) защищает его право на волю и счастье;

в) история случившегося с героем.

6.  Тема произведения:

а) показ прошлого Грузии;

б) рассказ о жизни в монастыре;

в) красота человека, готового умереть за свободу.

7.  В строках: «Но дни бегут, бегут года, им не сойтися никогда» — автор использует:

а) сравнение;

б) метафору;

в) олицетворение.

8.  Произведение «Мцыри» написано:

а) ямбом;

б) хореем;

в) дактилем.

9.  В этом произведении авторская позиция:

а) скрыта;

б) ясно выражена;

в) отсутствует.

10. Две первые главы произведения являются:

а) композицией;

б) завязкой;

в) экспозицией.

11. Укажите, какая цитата из Библии использована в качестве эпиграфа в поэме М.Ю Лермонтова «Мцыри».

          а) «Возвращаются ветры на круги своя…»

          б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю...»

          в) «Все суета сует и всяческая суета»

12.Какое событие не изображено в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

           а) Захват русскими войсками пленных, среди которых оказался и      Мцыри?

 б) Бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы.

 в) Бой с барсом.

  О каком герое идет речь в заданиях 13-15.

13. Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,

– А душу можно ль рассказать?

а) Мцыри;        б) монах;        в) генерал.

14.  ...Рука судьбы

Меня вела иным путем...

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

а) Демон;        б) Мцыри;        в) Кирибеевич.

15. Он встретил смерть лицом к лицу,

       Как в битве следует бойцу.

а) Барс;        б) Мцыри;        в) Демон.

Ключи:

б)                         6-в)                            11- б)

а)                         7-в)                            12- а)

б)                         8-а)                            13 –а)

в)                         9-б)                            14- б)

б)                        10-в)                           15 –а)

Тестирование  №2

Тест

   В. Г. Распутин. «Уроки французского»

1. Жанр произведения:

а) мемуары (воспоминания);

б) рассказ;

в) повесть.

2. Название произведения говорит о том, что перед нами:

а) история дополнительных занятий по французскому языку;

б) рассказ об уроках нравственности и доброты;

в) рассказ юного героя о любимых уроках французского языка.

3. Действие в произведении происходит:

а) перед Великой Отечественной войной;

б) во время Великой Отечественной войны;

в) после Великой Отечественной войны.

4. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень» — это:

а) Птаха;

б) Вадик;

в) Федька.

5. Персонаж произведения, о котором герой говорит: «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой»:

а) Птаха;

б) Вадик;

в) Федька.

6. Рассказчик, который ни с кем не дружил, считал, что главной причиной его одиночества является:

а) гордость;

б) тоска по дому;

в) скупость.

7. Рассказчик играл в «чику», чтобы

а) накопить деньги и отправить их в деревню;

б) завоевать авторитет у ребят;

в) каждый день покупать молоко.

8. Говоря о характерных особенностях голоса учительницы и голосов односельчан («У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, а у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким»; «...пока училась, пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб...»), рассказчик употребил:

а) антитезу;

б) сравнение;

в) аллегорию.

9. Фраза: «Голос без свободы сел ослаб, как у птички в клетке» — содержит:

а) аллегорию;

б) сравнение;

в) антитезу.

10. Изображения учительницы и ученика («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за само дыхание...»; «...перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах... в перешитых из отцовских галифе... марких светло-зеленых штанах...») представляют собой:

а) описание;

б) рассуждение;

в) повествование.

11. Словесные портреты главных персонажей находятся в тексте рядом. Стилистический прием, использованный автором в этом случае:

а)сравнение;

б) ирония;

в) антитеза.

12. Юный герой считал, что французские слова:

а) придуманы для наказания;

б) удивляют своей неповторимостью;

в) совсем не похожи на русские слова.

13. В предложении: «И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка...» — выделенные слова являются:

а) эпитетами;

б) постоянными эпитетами;

в) логическими определениями.

14. В предложении: «Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых» — автор использовал:

а) гиперболу;

б) иронию;    

в) метафору.

15. По утверждению Лидии Михайловны, человек стареет, когда:

а) перестает удивляться чудесам;

б) перестает быть ребенком;

в) доживает до преклонного возраста.

2.Задание типа С1-С2. Объем работы -6-7 предложений. Письменный ответ на вопрос.

             В чем смысл названия рассказа В. Распутина «Уроки французского»?

 

 Ключи. 1-б); 2- б); 3- в); 4- а);5-б); 6-б);7-в); 8-а); 9-б); 10-а); 11-в);

12-а); 13-а); 14-а); 15-б);

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения

Литература.

Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008

Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы./Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М., «Русское слово»,2008

Методические рекомендации к учебникам авторов программы.

Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. –М., 2007

Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – М. «Русское слово», 2008

Мультимедийные пособия по литературе

Электронные учебники, пособия и справочники по литературе

Школьная хрестоматия. Н.В. Гоголь. 2004.

Школьная хрестоматия. М.Ю. Лермонтов. 2004.

А.С.Пушкин. В зеркале двух столетий. 2001.

1С: аудиокниги: А.С. Пушкин "Евгений Онегин". 2007.

А.С.Грибоедов "Горе от ума", действие 1-2. 2004.

А.С.Грибоедов "Горе от ума", действие 3-4. 2004.

Средства ИКТ

1. Универсальный настольный компьютер.

2. Интерактивная доска.

3. Принтер.

4. Цифровой проектор.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 25 учащихся

Осн. школа

Базовая

Профильная

Иллюстрации // Плакаты

1

Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату

1

1

нет

1

2

Портреты поэтов и писателей

Используются для постоянной экспозиции в кабинете

1

1

нет

1

СРЕДСТВА ИКТ

3

Универсальный портативный компьютер

Используется учителем

есть

4

Портативный компьютер ученика

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

5

Мобильный классный комплект портативных компьютеров

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

есть

6

Терминальный класс (тонкий клиент)

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и для проектной деятельности

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

7

Универсальный настольный компьютер

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и для проектной деятельности

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

есть

8

Цифровой проектор

Используется учителем и учащимися

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой,

дополнительно 1 мобильный

есть

9

Передвижной столик для мобильного цифрового проектора

Используется для установки мобильного цифрового проектора при отсутствии потолочного проектора и  возможности конструктивно связать проектор с демонстрационным столом

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнительно 1 мобильный

нет

10

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

Служит для стационарного крепления проектора

Для каждого стационарного проектора

есть

11

Экран на штативе

Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа. Переносной

Если нет стационарного экрана

-

12

Экран настенный

Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа

Во всех помеще-ниях, где установлен стационарный проектор

-

13

Наушники с микрофоном

Предназначены для индивидуального ввода/вывода аудиоинформации в/из компьютера

По числу компьютеров и регистраторов данных

нет

14

Акустическая система

Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

15

Принтер лазерный цветной формата А4

Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

16

Сканер маркерной доски

Предназначен для записи, отображения, анализа и редактирования информации непосредственно с аудиторной доски

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

17

Документ-сканер

Предназначен для ввода в компьютер (оцифровки) графических изображений и текстовых материалов

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

18

Документ-камера (имиджер)

Предназначена для проекции на экран объектов на демонстрационном столе

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

19

Видеокамера со штативом и выносным микрофоном

Предназначена для видеозаписи изучаемых процессов и явлений, фиксации хода образовательного процесса

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

20

Фотокамера цифровая со штативом

Предназначена для фиксации (записи) неподвижных изображений и короткой видеозаписи

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

21

Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы

Предназначено для хранения и обмена индивидуальной информацией

По одному для каждого учащегося, включенного в запланирован-ную и контролируемую деятельность с применением ИКТ

нет

22

Мобильное внешнее устройство хранения данных для групповой работы

Предназначено для хранения массивов информации (экспериментальных данных, видеозаписей), ее передачи, архивирования и резервирования

По одному для каждого курса, модуля и проекта, идущего с ИКТ поддержкой.

нет

23

Сетевой фильтр-удлинитель

Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования

В соответствии с технологической потребностью

есть

24

Планшетный (панельный) компьютер

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР)

25

Операционные системы

Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере

1

1

1

26

Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов

Обеспечивают возможность обработки всех школьных информационных объектов в ходе образовательного процесса

1

1

1

ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

27

Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм

Обеспечивают возможность использования в педагогических целях специальных форм организации информации, учитывающих происхождение, историко-культурный контекст и взаимосвязь понятий, а также планирование и реализацию планов

1

1

1

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНСТРУМЕНТЫ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

28

Инструмент построения генеалогических древ

Инструментальная среда. Позволяет строить большие генеалогические древа с включением иллюстраций, комментариев и формированием базы данных о каждом из членов семьи исторического лица, а при публикации в Интернете - добавлять гиперссылки на сайты. Предназначена для проведения учебного исследования семейных биографий писателей и поэтов

1

1

нет

1

Ленты времени

Интерактивная шкала времени. Предназначена для наглядного представления событий, фактов, периодов, привязанных к временной шкале. Содержит иллюстративный и поясняющий материал

1

1

нет

1

ЦОР// ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

29

Школьная информационная среда

Информационная среда, в которой осуществляется планирование образовательного процесса, рассылки заданий, учебных материалов и др., фиксируется процесс и результаты деятельности учителя и учащихся, через которую школа взаимодействует с родителями и обществом, выходит в региональное, российское и мировое информационное пространство.

1

1

есть

1

30

Инструмент учителя для создания тестов

Открытый цифровой инструмент для создания тестов. Позволяет создавать тесты, аналогичные используемым в ЕГЭ, с процессом выполнения, также сходным с процессом сдачи ЕГЭ. Предусматривает различные тренировочные режимы, фиксацию времени выполнения отдельных заданий и т. д.

1

1

нет

1

СРЕДСТВА ИКТ // ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

31

Словари

Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса

1

1

в элект-ронном виде

1

32

Энциклопедия

Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя

1

1

в элект-ронном виде

1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

33

 ЛИТЕРАТУРА // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по литературе

Обеспечивают потребности учащихся в информации по литературе, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д. Возможно ограничение использования информации источников при выполнении специальных видов аттестационных заданий

 

 частично

 

34

Учебно-методические комплексы по литературе

УМК, включающие учебники, имеющие  рекомендацию Министерства образования РФ и предоставленные правообладателем для свободного использования их содержания в цифровой форме в системе общего образования РФ. Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной, групповой и самостоятельной работы.

1

1

 есть

1

35

Иллюстрации по литературе

Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов.
При необходимости иллюстрации включают разметку и звуковое сопровождение.
Дают наглядное представление об изучаемых темах

1

1

 частично

1

36

Галерея портретов поэтов и писателей

Служит для обеспечения наглядности при знакомстве с историей предмета и в качестве источника материалов для проектных работ учащихся.

1

1

нет

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....