МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С.ГРИБОЕДОВА
методическая разработка по литературе по теме
Методические материалы расположены в виде опорного конспекта
в помощь учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С.ГРИБОЕДОВА | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ПО ТВОРЧЕСТВУ А.С.ГРИБОЕДОВА
ВОПРОСЫ к комедии «ГОРЕ ОТ УМА»
1. Чей ум – виновник горя в комедии А. С. Грибоедова ?
2. Каков ум Чацкого в отличие от остальных героев комедии?
3. Имеет ли право Чацкий по своему статусу выносить приговор России, высшему свету, к которому он принадлежит? Как это его характеризует?
4. Способен ли Чацкий быть критиком самому себе и видеть не только в других, но и в себе изъяны?
5. Какова цель критики Чацкого? За что или кого он болеет душой?
6. Кого Чацкий жалует и признает? Отчего он одинок? Почему даже Софья, с которой он воспитывался, не рада его приезду?
7. В чем ущербность ума Чацкого?
8. Обладает ли Чацкий состраданием к другим людям и благодарностью?
9. Почему у Чацкого «ум с сердцем не в ладу», если он эгоистичен и на любовь жертвенную, невысокомерную не способен?
10. В чем «болезнь» ума Чацкого и нарастающая болезнь первой половины 19 века?
11. Права ли старуха Хлестова, сказавшая о Чацком: «Над старостью смеяться грех… А Чацкого мне жаль. По-христиански так, он жалости достоин.»
12. Есть ли Чацкому дело до блага Отечества? Его критика – это боль за Отечество или месть за «оскорбленное чувство?
13. Слова Чацкого – в его монологах, а каковы же дела? Есть ли соответствие слова делу?
Тема: “Умён ли Чацкий?”
I. Выдвижение проблемы.
В 1825 г. А.С. Пушкин прочитал комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”, он отказал её главному герою Чацкому в уме.
“В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? – писал Пушкин А.А. Бестужеву. – Ответ: Грибоедов. А знаешь ли что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”.
А между тем из названия “Горе от ума” следует, что причиной его бедствий является ум и только ум. Пушкин, таким образом, ставит под сомнение сам смысл названия комедии.
Попробуем разобраться в проблеме: умён ли Чацкий?
2. Выдвижение гипотез.
ГИПОТЕЗА 1.
Чацкий умён.
Уже при первом упоминании имени Чацкого тут же возникает тема ума. Лиза о нём говорит “остёр”. “Остёр, умён”,- соглашается Софья. В его образе воплотились черты передового человека того времени. Чацкий резко обличает действительность. Он обрушивается на тех “негодяев знатных”, которые людей своих, слуг меняют на собак, для своих затей – домашнего театра – отрывают от родителей детей, а затем распродают и их по одиночке. Чацкий отказался служить: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, он бичует дворянское общество за низкопоклонство перед иноземным, за презрение к родному языку и обычаям. Его речи умны и убедительны.
Фамусовское общество, страшась этих обличений, называет его безумным. Тема безумия подхватывается и быстро распространяется. Так возникает тема “умного безумца”. Ум оборачивается безумием. Таким и кажется Чацкий московскому фамусовскому кругу. Чацкому, человеку незаурядного ума, каким его замыслил Грибоедов, фамусовский мир тоже кажется безумным. Наше мнение: здесь звучит тема мнимого безумия от недюжинного ума, который отвергнут миром.
Мнение И.А. Гончарова: “Ум Чацкого силён и остёр…
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Почему, несмотря на свой ум, он постоянно оказывается в дураках
А.С.ГРИБОЕДОВ.
( 1795 – 1829 )
1. ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА .
Родился 4 (15) января 1795 года в старинной дворянской семье. Фамилия Грибоедовых принадлежала к высшему московскому обществу. Семейные традиции прочно связывали ее со старой барской Москвой.
Получил прекрасное образование. Сначала домашнее под руководством учителей, а потом в Благородном пансионе при Московском университете. Образованием Грибоедова руководили выдающиеся педагоги того времени. Мальчик рано обнаружил замечательную разностороннююю одаренность. Он обладал выдающимися музыкальными способностями ( остались музыкальные сочинения Грибоедова – в основном вальсы), виртуозно играл на фортепиано. С детских лет овладел 5 языками: французским, греческим, английским, латынью, немецким. С раннего возраста отличался рвением к учебе,стремительно осваивал науки и искусства, демонстрируя при этом блестящие успехи.
В 1806 году поступил в Московский университет на словесное отделение. Через 2 года закончил словесный факультет и стал студентом юридического ( этико-политический), а еще через 2 года, одолев и этот курс наук, поступил на естественно-математический факультет, обучение на котором не смог завершить из-за начавшейся Отечественной войны 1812 года – в период войны университет был закрыт. За время обучения в университете осваивает персидский. арабский и турецкий языки.
В 1812 году служит добровольцем в Московском гусарском полку, но в военных действиях не участвует, так как уже началось отступление французов. На военной службе Грибоедов провел 3 года и , выйдя в отставку, в 1815 году переехал в Петербург. В центре интересов Грибоедова – театр, музыка, литература. Пытается реализоваться в качестве переводчика. В 1814 – первые публикации в «Вестнике Европы», в 1815 – поставлена первая комедия «Молодые супруги».
В 1817 году знакомится с А.С.Пушкиным, поступившим в ту же Коллегию иностранных дел, что и А.С.Грибоедов. Круг общения молодого Грибоедова – П.Я.Чаадаев, Рылеев, Бестужев. Именно в этот период Грибоедов утверждается в мысли, что его будущая деятельность связана с литературной и научной деятельностью, и начинает пробовать свои силы в творчестве. Однако родители не разделяют увлечение сына литературой и театром, считая, что он должен стать дипломатом. По настоянию матери Грибоедов в 1818 году принимает должность секретаря русской дипломатической миссии в Персии и выезжает из Петербурга в Тавриз.
В 1818 году состоялась дуэль А.С. Грибоедова с офицером А.И. Якубовичем, который вызвал его на поединок. На дуэли писатель был ранен в кисть левой руки с серьезным повреждением пальца, что почти лишило его возможности играть на фортепиано, хотя он считался виртуозным исполнителем-музыкантом до дуэли.
1818- 1821гг. Грибоедов живет в Персии: сначала в Тегеране, затем в Тавризе. В 1820 году начинает работу над комедией «Горе от ума».
В 1822г. переведен в Тифлис под командование генерала А.П.Ермолова. Общается с В.Кюхельбекером, читает ему наброски комедии.
В 1823г. Грибоедов проводит длительный отпуск в Москве. В 1824 году заканчивает работу над комедией «Горе от ума». Произведение вызывает резонанс в обществе. Комедия начинает ходить в рукописных списках, но высшая московская знать негативно воспринимает произведение, усматривая в нем явные намеки на конкретных лиц. В 1824 году Грибоедов отправляется в Петербург, но и там его догоняют доносы о комедии, содержание которых сводится к тому, что «Горе от ума» - пасквиль на московское дворянство, что произведение наносит удар всему дворянскому сословию, что оно угрожает даже государственнному строю. Грибоедов хочет напечатать произведение, но комедию не допускают ни в печать , ни на сцену.
Литератору Ф.Булгарину удалось издать часть комедии ( 3 действие и 4 явления 1 действия в сборнике «Русская Талия» в 1825 году. Однако никакие обстоятельства не смогли помешать произведению разойтись по всей России в рукописном варианте и стать бестселлером того времени. Один из списков комедии был доставлен Пушкину, находившемуся в ссылке в Михайловском.
В 1825 году Грибоедов отправляется на Кавказ, и в Киеве встречается с членами «Южного общества» ( декабристами). После знакомства с членами тайного общества Грибоедов ведет со многими из них переписку.
12 декабря 1825 года вспыхнуло восстание декабристов в Петербурге. 22 января к генералу Ермолову на Кавказ, в крепость «Грозная», прибывает фельдъегерь с приказом сделать обыск у Грибоедова и арестовать его. Ермолов предупредил писателя об обыске, что дало возможность Грибоедову сжечь главную часть бумаг. 11 февраля Грибоедов был доставлен в Петропавловскую крепость, где провел 4 месяца по делу декабристов.
Декабристы Рылеев и Бестужев категорически отрицали принадлежность писателя к тайному обществу. Показания декабристов и отсутствие улик позволили Грибоедову освободиться из заключения.
После освобождения из-под следствия Грибоедов отправился на Кавказ, где началась война с Персией. Он участвует в заключении Туркменчайского мира (1828 год). Император Николай 1 награждает Грибоедова повышением по службе: писатель назначен полномочным министром-резидентом России в Персии. Писатель разрывается между дипломатической карьерой и творчеством, предчувствуя опасные последствия Туркменчайского мира: «Нас там всех перережут. Аллаяр-хан – мой личный враг, не простит он мне Туркменчайского трактата» ( слова Грибоедова из воспоминаний его друзей).
В 1828 году Грибоедов женится на Нине Чавчавадзе, дочери грузинского поэта и государственного деятеля, князя Александра Чавчавадзе. Свадьба состоялась 22 августа, а 9 сентября того же года писатель отправился в Персию на место службы.
30 января 1829 года произошло нападение мусульман-фанатиков на русскую миссию в Тегеране. Грибоедов был зверски убит, а его тело в течение 3 дней толпа фанатиков-мусульман таскала по улицам города. Опознать его удалось лишь по руке с изуродованным когда-то на дуэли пальцем. Из всего состава русского посольства спасся только один человек – секретарь Мальцев. В схватке с мусульманами погибли не только работники посольства, но и 32 казака, составлявшие охрану посольства, а также весь штат посольства.
Грибоедов похоронен в Тифлисе, в монастыре Св.Давида. На пьедестале надгробного памятника вдова писателя высекла слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
2. Комедия «Горе от ума» : художественный метод.
1. Художественный метод - особый тип образного видения мира и отражения действительности, особый принцип отбора и оценки писателем явлений действительности. Понятие художественного метода включает в себя :
принципы художественного отбора;
способы художественного обобщения;
принципы эстетической оценки действительности с позиции идеала;
принципы художественного воплощения действительности в произведении искусства.
Основные методы – реалистический и нереалистический ( например, романтизм, сентиментализм и др.)
2. Реализм в России ( литературные формы).
Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
Черты:
стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;
тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой, внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени, большое внимание уделяется социально-бытовому фону вермени;
универсальность в изображении человека;
историческая точка зрения на жизнь.
3. Этапы развития реализма в России :
- просветительский реализм (Фонвизин, Новиков, Радищев, Крылов);
- «синкретический» реализм: сочетание раелистических и романтических мотивов при доминанте реалистического ( Грибоедов, Пушкин, Лермонтов);
- критический реализм – обличительная направленность , решительный празрыв с романтической традицией ( Гончаров, Тургенев, Некрасов, Островский и др );
- социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира, близок к классицизму по многим принципам изображения действительности.
4. Метод и герой Грибоедова.
Грибоедов одним из первых русских драматургов обращается к реалистическому методу изображения действительности. Противоречия в образе главного героя «горя от ума» - не только противоречия его натуры. Но и особенность проявления нового метода литературы. Это позволяет Грибоедову отразить новый тип личности, в котором выявились важнейшие тенденции русского общества начала Х1Х века. Писатель показал наиболее актуальный конфликт: старое не сдает своих позиций, в то время как новое активно вторгается в жизнь, желая распоряжаться в ней, устанавливать свои законы. Это фронтальный конфликт русской жизни того времени и, как впоследствии оказалось, всего Х1Х и начала ХХ века.
ПРИЗНАКИ РЕАЛИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:
отсутствие сюжетной развязки и благополучного финала (неразрешенность и неразрешимость конфликта, то есть «открытый финал»);
переосмысление системы персонажей, свойственной романтизму ( вершинная – с одним главным героем);
характеры раскрыты глубоко и многосторонне, с учетом противоречий, идивидуализированы с помощью речевых портретов;
мотивированностьсюжетных коллизий и поступков персонажей;
переосмысление романтического конфликта «ГЕРОЙ-ОБЩЕСТВО»;
построение пьесы на основе двух сюжетных линий ( любовная и социально-политическая);;
отсутствие крупных переломных событий;
афористичность речи персонажей, «эпиграммическая соль» реплик героев.
современный конфликт, современный герой, выражающий самую актуальную тенденцию русского общества.
ПРИЗНАКИ КЛАССИЦИЗМА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:
обширные монологи, не способствующие развитию действия;
традиционное количество актов – 5;
наличие «трех единств» ( времени, места и действия), с нарушением единства действия;
наличие «говорящих» фамилий и имен ( Молчалин, Скалозуб, Софья и др);
наличие традиционных амплуа ( Лиза – субретка: подруга и служанка главной героини).
ПРИЗНАКИ РОМАНТИЗМА В «ГОРЕ ОТ УМА»:
герой, вступая в конфликт с обществом, уходит от действительности;
в центр комедии поставлен соновной конфликт романтизма «ГЕРОЙ-ОДИНОЧКА И ОБЩЕСТВО».
3. КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА»: ПРОБЛЕМА ЖАНРА.
1). КОМЕДИЯ - жанр драматического произведения, в основе которого лежит противоречие (=несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимого, прекрасного и безобразного, вызывающее смех. Различают комедии положений, комедии нравов, лирические комедии, сатирические комедии, комедии характеров, однако возможно и слияние тех или иных разновидностей в едином целом.
ПРИМЕЧАНИЕ: «Горе от ума» - комедия характеров.
2). КОМИЧЕСКОЕ – эстетическая категория, отражающая противоречия, присущие явлениям действительности, в основе которой – смех.
3). ПРИЕМЫ КОМИЧЕСКОГО В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»:
прием «разговора глухих» . Собеседники не слышат друг друга и произносят словно два монолога параллельно друг другу, а не участвуют в диалоге ( 2 действие, 1 явление, Фамусов и Чацкий);
( 3 действие, 3 явление, Чацкий и Молчалин);
Фарсовая сцена общения еле слышащей графини бабушки с совершенно глухим князем Тугоуховским ( 4 действ., 20 явл).
прием «кривого зеркала». Герои пародийно повторяют друг друга . ( Например, Чацкий и Репетилов: само имя Репетилова говорит о его вторичности, о подчиненности его образа фигуре главного персонажа произведения. Репетилов - от франц. слова «повторять». Ни Чацкого, ни Репетилова никто всерьез не принимает и не слушает. «Кривое зеркало» до абсурда доводит черты именно Чацкого, показывает его недостатки и слабости.
Прием «говорящих имен». Это традиционный прием мировой литературы, когда имя персонажа предполагает и его характер, настраивая читателя на восприятие образа-персонажа. ( Тугоуховский – глух, Молчалин – подчеркнуто немногословен, Скалозуб – не к месту хохочет, «скалит зубы», Фамусов - от латинского слова «ФАМА» - молва, Софья – мудрость, Чацкий – звуковая ассоциация со словами «чадить»- пускать дым и фамилией «Чаадаев». Чаадаев – философ-западник, признанный сумасшедшим. )
4. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЧАЦКОГО.
Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея – гражданское служение. Самое ненавистное для него – рабство во всех проявлениях. Все окружающее, по его мнению, нуждается в тотальной переделке. Столкновение Чацкого с фамусовским миром - не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Чацкий привносит в общество реформаторский пыл. В глазах общества Чацкий – человек опасный ( «карбонарий»), нарушающий привычную установку существования мира. Для зрителя это революционер, перепутавший светскую гостиную и гражданский диспут.
Грибоедов первый в русской литературе Х1Х века показал «лишнего человека» ( термин А.И.Герцена), механизм его появления в русском обществе. Чацкий – первый в этом ряду. За ним – Онегин, Печорин, Базаров.
План статьи И.А.Гончарова
«Мильон терзаний».
Судьба комедии «Горе от ума».
Определение жанровых особенностей произведения.
Языковое и стилевое своеобразие комедии.
Определение Гончаровым сюжета и композиции.
Оценка образа Чацкого.
Трактовка образа Софьи.
Решение Гончаровым проблемного вопроса:
«Чацкий – победитель или побеждённый?»
В чём «мильон терзаний» Чацкого?
Реализм комедии и реалистичность
центрального образа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Жизнь и творчество А.С. Грибоедова"
Методический материал к уроку литературы...
тест по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова"
тест по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедовова"...
Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.
Конспект урока литературы...
Открытый урок по творчеству А.С.Грибоедова "Неизвестный Грибоедов" с использованием технологии развития критического мышления
Данный урок является отражением моего профессионального кредо: дать шанс каждому ребенку проявить себя. Для этого я использую как основную форму организации деятельности учащихся - групповая, па...
Викторина по творчеству А.С.Грибоедова
Данный материал можно использовать на итоговом уроке по творчеству А.С. Грибоедова, во время проведения недели литературы в школе....
Методическая разработка "Литературная гостиная, посвященная творчеству А.С. Грибоедова"
Автор представляет вниманию читателей методическую разработку, посвященную жизни и творчеству А.С. Грибоедова....
Диплом 3 степени в районном конкурсе методических материалов "Дорога творчества"
Диплом 3 степени в районном конкурсе методических материалов "Дорога творчества"...