Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по литературе
Вид урока: урок изучения биографии.
Тип урока: урок по изучению историко-литературного материала.
Тема: Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.
Цели:
1) образовательная: познакомить учащихся с биографией А.С. Грибоедова;
2) развивающая: развить умение высказывать свою точку зрения;
3) воспитательная: воспитать уважение к творчеству писателя.
Оборудование: портрет писателя, учебник, иллюстрации, рефераты по творчеству Грибоедова.
План урока.
- Познакомить учащихся с темой и целями урока.
- Изучение жизни и творчества А.С. Грибоедова.
- Задание на дом.
Ход урока.
- Познакомить учащихся с темой и целями урока.
Учитель: Тема нашего урока «Жизнь и творчество А.С. Грибоедова». Цель урока – познакомиться с биографией писателя.
- Изучение жизни и творчества А.С. Грибоедова.
Учитель: Познакомимся с фрагментом книги А.Д. Тимрота «Бунт сердца и ума». Московские годы жизни А.С. Грибоедова. – М., 1965. – С. 140-142
« — Что случилось, Александр?
— Ax, Андрей! Прочти! Дурак Загоскин в журнале своем намарал на меня ахинею! — Грибоедов сдергивает перчатки, бросает шляпу, швыряет номер "Северного наблюдателя".
Жандр находит подчеркнутое ногтем место в отзыве Загоскина "О молодых супругах".
«Читая подобные стихи, невольно вспомнишь слова Мизантропа: "Такие, граф, стихи против поэзии суть тяжкие грехи"».
— А?! Каков! Конечно, непростительно этим оскорбляться! — кричит Грибоедов. — Но нет! Нельзя больше молчанием отделываться, когда глупец жужжит об тебе дурачества. Шаховской вечно хранит молчание! И что ж? Завален пасквилями. А я его проучу! — Грибоедов мечется по кабинету. — Ах, шут! Ах, балаган! Театр лубочный!
Вечером у Шаховского горячо обсуждают статью Загоскина. Гри боедов исчезает рано. Наутро он скачет к Жандру. Стаскивает его с постели.
- Готово! Андрей! Изволь выслушать. Жандр протирает кулаками глаза.
- Постой, постой. Остановись. Дай прийти в себя.
Эй! Господа!
Сюда! Сюда! —
Возбужденно читает Грибоедов. —
Для деловых людей и праздных
Есть тьма у нас оказий разных:
Есть дикий человек, безрукая мадам!
Взойдите к нам!
Добро пожаловать,
Кто барин тароватый,
Извольте видеть — вот
Рогатый, нерогатый
И всякий скот:
Вот господин Загоскин,
Вот весь его причет:
Княгини и
Княжны,
Князь Фольгин и
Князь Блесткин;
Они хоть не смешны, да сам зато уж он
Куда смешон!
- Постой, Александр, да ведь это просто брань?
- Молчи, Андрей! Пожалуйста, прошу.
Грибоедов читает на память, одушевляясь, отстраняя тетрадь, гла за его становятся темны:
Вот Вам Загоскин — Наблюдатель;
Вот "Сын отечества", с ним вечный состязатель.
Один напишет вздор,
Другой на то разбор;
А разобрать труднее,
Кто из двоих глупее.
Он бросает тетрадь на стол. Потирает довольно руки.
- Одевайся, Андрей! Извозчик ждет.
- Куда прикажешь?
- В журнал! Немедленно! А в какой, решай сам: у тебя друзья всюду.
- Помилуй! Какой журнал это напечатает?
- Да я подпишусь!
— Это едва ли поможет!
— Ну, тогда, пожалуй, можно заменить Загоскина на Моськина. "Вот вам Михайло Моськин», а в другом месте: «Вот Моськин — Наблюдатель»".
Жандр нехотя одевается, плетется вслед за Грибоедовым. Словно собаку на мороз выталкивают. Обходят всех издателей, журналы, газеты. Всюду одно: "Простите, Александр Сергеевич, так же невозможно! Это обида."
— Ну-с, превосходно! — Грибоедов останавливается посреди улицы. — Андрей! Завтра мою «фасесию» о Моськине будут читать всюду.« Прошу тебя, душа моя, сыщи переписчиков. Саж.ай строчить, и разошлем ко всем друзьям. Пусть разносят.
Работа кипит целый день. Ночью гонцы развозят грибоедовскую "фасесию" на Загоскина. На следующий вечер в театре хохот, шушу канье: сатира пошла гулять по рядам.
Удовлетворенный Грибоедов сидит на софе у Шаховского, подобрав под себя ноги. У него вид мальчика, которому удачно сошла шалость. В прекрасном расположении духа возвращается он домой».
Учитель: Андрей Жандр – друг Грибоедова, Шаховской – приятель и соавтор его, Загоскин – известный в то время писатель. «Фасесия» - фрацеция – короткий рассказ типа анекдота, острота.
- Что необычное, непривычное для облика писателя вы увидели в этом отрывке?
- Каким здесь представлен Грибоедов – человек?
- Какие качества его характера выявились во взаимоотношениях с заюскиным? (Импульсивность, желчность, готовность к мгновенному отпору своим недоброжелателям, чувство собственного достоинства, язвительность и остроумие).
- Заметили ли вы одно из противоречий его характера? Какое? (С одной стороны, резкое проявление злости, готовность отомстить любой ценой, с другой – незлопамятность и некое благодушие)
Учитель: Эти противоречия – основные свойства характера Грибоедова: Грибоедова – человека, Грибоедова – личности, Грибоедова – писателя. Образованнейший человек своего времени – весельчак и повеса… Человек, всю свою жизнь тяготевший к писательству, - царский чиновник, вынужденный заниматься ненавистной ему дипломатической деятельностью, добившийся в ней небывалых упехов … Острослов, ядовитый, желчный – веселый, легкий в общении с друзьями … И это Грибоедов …
Родился Александр Сергеевич Грибоедов 4 января 1794 (по другим данным 1795) года в Москве, в старинной дворянской семье.
Будущий писатель с ранних лет наблюдал быт и нравы мо сковского дворянства.
В семье под руководством опытных учителей Грибоедов по лучил хорошее первоначальное образование, продолженное в Благородном пансионе при Московском университете. Он изу чил греческий, латинский, французский, английский, немецкий языки, познакомился с выдающимися прозведениями мировой литературы. Позднее он овладел арабским, персидским и ита льянским языками.
Блестящие способности проявил он и в музыке, увлекался игрой на фортепьяно и сочинял сам. К сожалению, до нас дошли только два его вальса.
Двенадцатилетним мальчиком Грибоедов поступил в универ ситет. В те времена довольно часты были случаи раннего поступ ления в университет, но студент такого юного возраста и тогда был исключением. За шесть с половиной лет он окончил три факультета (словесное отделение философского факультета, естественно-математический и юридический факультеты) и по лучил ученые звания кандидата словесных и кандидата юридиче ских наук. Увлечение разнообразными науками, жажда знаний при выдающихся способностях, уме и трудолюбии позволили ему по образованности «стать с веком наравне».
Участие в университетских литературных кружках, в спектак лях и инсценировках все больше и больше привлекало юного студента к литературе и театру. Студенческая среда, из которой вышло немало будущих декабристов (И. Д. Якушкин, А. 3. Мура вьев и другие), увлечение освободительными идеями, чтение про изведений Радищева, Фонвизина —, все это способствовало фор мированию передовых взглядов будущего писателя.
По свидетельству близко знавшего Грибоедова актера П. А. Каратыгина, писатель уже в юношеские годы был вольно думцем и атеистом.
«Я решился тогда... поступить в военную службу». «Я был готов к испытанию для поступления в чин доктора, как получено было известие о вторжении неприятеля в пределы отечества нашего... Я решился тогда оставить все занятия мои и поступить в военную службу»,— писал Грибоедов. Вместе со многими товарищами в 1812 году он ушел добровольцем в армию. Будущему поэту не пришлось участвовать в сражениях, однако, передвигаясь со своим полком по стране, он многое повидал, встречался с участниками сражений, видел патриотический подъем жителей Москвы, видел ополченцев, а также города, наполненные спасавшимися от врага беженцами.
Впечатления от войны глубоко запали в сознание юноши, он понял ее народный характер. Впоследствии он задумал написать народно-тероическую драму об Отечественной войне 1812 года, главным героем которой хотел сделать крепостного, совершавшего героические подвиги на войне, возвратившегося домой «под палку господина» и в отчаянии покончившего с собой. Грибоедов составил план драмы, но осуществить его не успел.
Передовая молодежь, будущие декабристы видели страшный разрыв, несправедливое несоответствие между величием, замечательными качествами русского народа, с такой силой проявленными в войне, и тем рабским, бесправным состоянием, в котоpoм он находился.
«Голову мою положу за несчастных соотечественников». Выйдя в отставку из армии, Грибоедов в 1817 году поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где познакомился с А. С. Пушкиным и будущим декабристом В. К. Кюхельбекером. Как мы уже ,Г знаем, в эти годы зарождались первые тайные декабристские общества. Грибоедов постоянно общался со многими из будущих декабристов. Некоторые из его друзей стали членами самых первых тайных обществ. Идейная близость Грибоедова с ними крепла. Он был свидетелем и участником споров между прогрессивно настроенными дворянами, противниками крепостного права, и реакционерами, стоявшими за сохранение крепостнических отношений.
Эта идейная борьба впоследствии отразилась в комедии «Горе от ума». Есть основания считать, что ее замысел возник именно в этот период.
В те же годы Грибоедов один и совместно с другими писателя создал несколько пьес для театра. Но все это было еще только пробой пера. Начинающий драматург выступает в печати и как критик, высказывая сложившиеся у него требования к литературе: сближение с жизнью, народность языка, свобода творчества, не стесняемого строгими правилами классицизма.
В 1818 году Грибоедов был назначен секретарем русского по сольства в Персии. Он прожил на Востоке четыре года. Молодой дипломат проявил способности и настойчивость в выполнении служебных поручений.
Так, несмотря на сопротивление персов, он добился вывода из Персии в Грузию большой группы русских пленных солдат (155 человек). «Голову мою положу за несчастных соотечествен ников»,— писал он в путевых заметках.
Грибоедов очень скучал по родине и друзьям, поэтому так радостны были для него приезды в Тифлис, где он находил лю дей, объединенных общественно-политическими интересами, во одушевленных освободительными идеями. Эти люди группиро вались преимущественно вокруг героя Отечественной войны, ко мандира Отдельного кавказского корпуса генерала А. П. Ермо лова, в ведении которого находилась деятельность русской ди пломатической миссии в Персии.
В 1822 году Грибоедов был переведен к Ермолову в качестве секретаря по иностранным делам.
«Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался» (Пуш кин). В Тифлисе продолжалась начатая Грибоедовым в Персии работа над «Горем от ума». Он писал сцену за сценой и читал их Кюхельбекеру, с которым особенно подружился в эти годы. В 1323 году Грибоедов получил длительный отпуск и уехал в Москву, взяв с собой I и II акты «Горя от ума». Пребывание в Москве позволило ему возобновить старые знакомства и попол нить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства. Писателя видели на балах, гуляньях, званых обедах. Позднее он уехал в тульское имение своего друга С. II. Бегичева. Там были созданы III и IV акты пьесы.
Возвратившись в Москву, Грибоедов продолжал работать над текстом комедии, оттачивая язык и стих, и в 1824 году закон чил пьесу.
Отпуск удалось продлить, и писатель приехал в Петербург, чтобы добиться разрешения напечатать и поставить комедию на сцене. Но цензура разрешила печатать только отрывки — четыре явления I акта и III акт с цензурными вырезками. (Первое пол ное издание комедии было осуществлено в России только в 1862 году.) В театре свою пьесу драматург тоже не увидел.
Однако, несмотря на все запрещения, полный текст пьесы стал широко известен современникам благодаря множеству рукописных копий. Лицейский друг Пушкина декабрист И. И. Пущин привез один из списков комедии Пушкину в Михаиловское. Первое впечатление от пьесы Пушкин высказал в письме к А.А. Бестужеву и просил его показать это письмо Грибоедову. Осторожно, с оговоркой («Может быть, в ином я ошибся») вы мазав ряд критических замечаний, в частности о Чацком («Пер вый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб»), Пушкин далее признается: «Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался». Декабристы приняли пьесу востор женно и содействовали ее распространению.
Появление «Горя от ума» стало одним из главных событий литературной жизни 1824—1825 годов. Реакционное дворянство было возмущено комедией. Литературные противники находили пороки в ее композиции, языке и стихе. Декабристская критика горячо отстаивала пьесу в полемике с людьми, чуждыми передовым идеям.
Постоянно общаясь с декабристами, имея много друзей среди них, Грибоедов, по-видимому, знал о тайных обществах и их кланах. Позднее он писал А. А. Бестужеву: «Вспоминали о тебе и о' Рылееве, которого обними за меня искренно, по-республикански,». Так мог писать только идейно близкий к декабристам
Он ненавидел слово «раб»...» Осенью 1825 года Грибоедов возвратился на Кавказ, к месту службы. В декабре 1825 года в Пе тербурге произошло восстание. На Кавказе, у Ермолова, еще не вдали об этом событии, а на следствии по делу декабристов уже прозвучало имя Грибоедова.
Рылеев на допросе дал показание, что Грибоедова он в тайное общество не принимал. Это не убедило следственную комиссию. Грибоедов был арестован и увезен в Петербург. Современ ники писателя отмечают неоценимую услугу, которую оказал драматургу Ермолов, предупредив его об аресте и дав таким образом время для уничтожения некоторых бумаг и писем.
Писатель был доставлен в Петербург и помещен на гаупт-вахту Главного штаба, где и пробыл под арестом более четырех месяцев. Здесь, находясь под следствием, Грибоедов написал:
По духу времени и вкусу —
Он ненавидел слово «раб».
За то попался в Главный штаб
И был притянут к Иисусу!
На допросах и декабристы и сам Грибоедов отрицали при частность его к тайным обществам. Так, А. А. Бестужев говорил: «В ч-пены же его не принимал я, во-первых, потому, что он меня и старее и умнее, а во-вторых, потому, что жалел подвергнуть опасности такой талант; в чем и Рылеев был согласен». За недо статком улик Грибоедов в июне 1826 года был освобожден из-под ареста.
«Народ единокровный, наш народ разрознен с нами...» («Заго родная поездка», 1826). Первые месяцы после освобождения Гри боедов прожил в Петербурге. Его потрясла весть о казни пяти декабристов и о тяжелой участи, выпавшей на долю многих его друзей и знакомых.
Обладавший исключительным умом, способностью глубоко оценивать события, Грибоедов раньше многих других, сочувст вуя декабристам, разделяя их убеждения, понял их слабые сто роны. Он сомневался в успехе движения, оторванного от широ ких народных масс. Как и Пушкин, Грибоедов подошел к пони манию законов исторического развития, к пониманию роли народа в истории.
В очерке «Загородная поездка» писатель с горечью говорил о полном отчуждении дворян от народа. Эта мысль, несомненно, связана с восстанием декабристов и причинами его поражения.
Грибоедов в Персии. Летом 1826 года началась русско-персид ская война, и Грибоедов выехал на Кавказ. В 1828 году в ме стечке Туркма1нчай был подписан почетный и выгодный для Рос сии мирный договор с Персией, заключение которого было заслугой Грибоедова. Текст договора он вскоре повез в Петер бург. Николай I наградил Грибоедова орденом, чином статского советника и деньгами, но, опасаясь писателя, как близкого к де кабристам человека, отправил его опять в Персию, хотя и с по вышением — в должности русского посланника. Грибоедов сам называл это назначение «политической ссылкой».
Писателя угнетала мысль о страданиях друзей-декабристов, и он предпринял ряд попыток помочь им: обратился к царю с просьбой о смягчении их участи, собирал деньги для сосланных в Сибирь, хлопотал за А. Одоевского, с которым был особенно близок, старался облегчить положение сосланных на Кавказ. Де кабрист Петр Бестужев писал в своих воспоминаниях: «Не взи рая на опасность знакомства с гонимыми, он явно и тайно ста рался быть полезным. Благородство и возвышенность характера обнаружились вполне, когда он дерзнул говорить государю в пользу людей, при одном имени коих бледнел оскорбленный властелин!»
В последние годы жизни были нелегкими для Грибоедова. Наступил период реакции после разгрома декабристского движе ния! Душевное состояние писателя было подавленным. Жизнь среди людей, поддерживавших дух николаевского времени, была ему тяжка.
Но он продолжал службу, самоотверженно работая для родины, для ее пользы и славы.
Счастливым событием последнего года жизни Грибоедова была женитьба его на дочери грузинского поэта Нине Алексан дровне Чавчавадзе.
В конце 1828 года по долгу службы Грибоедов приехал в Теге ран. Перед русским посланником стояла сложная задача: до биться выполнения Туркманчайского договора - выплаты контрибуции выдачи военнопленных и т. д.
Грибоедов был блестящим дипломатом. Современник его, генерал-майор Н. Н. Муравьев-Карский, высказал меткое сужде ние-»'дипломатических способностях русского посланника: «...я осталось уверенным, что Грибоедов в Персии был совершенно на своем месте, что он заменял нам там единым своим лицом двадцатитысячную армию и что не найдется, может быть, в России человека столь способного к занятию сего места».
Посланник был принят в Тегеране с почетом, но его требова ние выполнять условия договора вызвало у персидских сановников озлобление, которое подогревалось английскими диплома тами. Персидское духовенство под влиянием знати подстрекало фанатически настроенных персов к нападению на русское по сольство и расправе с посланником. 30 января 1829 года рассвирепевшая толпа разгромила посольство и зверски убила мужественно -защищавшегося Грибоедова. Служащие посольства и ка заки; составлявшие его "немногочисленную охрану, храбро всту пили в неравную схватку и погибли вместе с русским посланни ком.
Персы постарались исказить обстоятельства трагедии в Теге ране, а русское правительство не стало интересоваться выясне ние ее истинных причин. В это время Россия воевала с Турцией, и осложнять отношения с Персией царь не хотел. Он удовлетворился полученными от шаха извинениями и ценными подарками. Это была по существу плата за убийство Грибоедова. «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие»,— милостиво сказал царь посланцу шаха.
Тело убитого Грибоедова было перевезено из Тегерана в Ти флис. «Два вола, впряженные в арбу, подымались на крутую дорогу,— писал в «Путешествии в Арзрум» Пушкин.— Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» — спросил я их.— «Из Тегерана».— «Что вы везете?» — «Грибоеда».— Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис».
Такова жизнь А.С. Грибоедова, автора бессмертной комедии «Горе от ума»
- Задание на дом. Выделите важнейшие события биографии Грибоедова. Отметьте, что в нем привлекало умы и сердца современников. Какие чувства вызывают у вас его человеческие качества и вся его жизнь? Это задание выполните письменно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Жизнь и творчество А.С. Грибоедова"
Методический материал к уроку литературы...
тест по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова"
тест по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедовова"...
Зачётная работа №1 по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова", 9 класс вечерней школы
Данная зачётная работа предназначена для обучающихся 9 класса вечерней школы. Она позволяет быстро проверить знания учеников по теме "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова". Ответы на вопросы вписываются ...
Урок "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова"
Данный конспект урока содержит материал о жизни и творчестве А.С.Грибоедова...
Презентация "Жизнь и творчество А.С.Грибоедова"
Жизнь и творчество А.С.Грибоедова...
Литературная игра по жизни и творчеству А.С.Грибоедова
Литературная игра, посвященная жизни и творчеству А.С.Грибоедова, знакомит обучающихся 9 класса с незаурядным человеком, талантливым писателем и выдающимся дипломатом. В 2015 году А.С.Грибоедову...
Жизнь и творчество А.С. Грибоедова
Жизнь и творчество А.С. Грибоедова...