урок по поэме Лермонтова "Мцыри"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Урок ;Узнать :для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы" (Круглый стол)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krug_stol.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Узнать :для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?»
(Три «блаженных» дня из жизни Мцыри)
Урок литературы в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
(Программа Г.И.Беленького, учебник п/р Г.И.Беленького)
Цели: образовательная - провести идейно-тематический анализ лирического произведения, проанализировать поэму Лермонтова, показать художественные открытия поэта.
развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования, готовить учащихся к исследовательской деятельности,
воспитательная - прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать, не быть эмоционально глухими.
- Структура урока -
- Организационный момент
- Актуализация
- Контроль (домашнего задания)
- Изучение нового материала и закрепление ( параллельно)
- Итог урока
- Рефлексия
- Домашнее задание.
2. Место урока в теме.
Это второй урок по поэме «Мцыри». (Лермонтовская лирика изучалась в течение 3-х лет)
3..Тип урока – изучение и первичное закрепление нового материала.
4.Содержание обучения.
а) работа над понятиями: лирика, лирический герой,
лирический сюжет. ( Извлечение термина из текста, ответ на вопросы. применение в речи)
б) причинно-следственные связи: личность – общество – искусство
в) закономерности – выход на философский уровень обобщений.
Внутренняя сфера-социальная сфера-природа-Бог
г) при этом учитываются индивидуальные особенности класса.
- УМЕНИЯ И НАВЫКИ –
ОУН – анализ, синтез, обобщение, сравнение, определение понятий, описание.
Специальные - умение работать с художественным текстом, воспринимать его в единстве содержания и формы
8. Форма организации познавательной деятельности
а) фронтальная
б) групповая и индивидуальная работа
- Методы обучения – приемы исследовательского.
- Конечный результат
Учащиеся получают представление о свободе и ее необходимости, об отсутствии ее, подавляющей, убивающей личность морально и физически,осознают глубину содержания произведения, видят изящество формы, оценивают словесное мастерство поэта и тщательную отделку, весомость слова.
- Результат работы оценивается только у тех, кто выполнил предварительное домашнее задание( исследование проблемы (сообщение), иллюстрация к тексту) и активно участвовал в обсуждении.
Ход урока.
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | Приветствует учащихся, рассаживает их в форме круглого стола, сам садится в центре среди учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. |
Актуализация. Мотивация и целеполагание | 1. Подчеркивает актуальность обсуждаемой темы, оговаривает образовательную цель. 2. Обращает внимание учащихся раздаточный материал №1, знакомит с условиями работы «круглого стола». (Приложение №1)
|
2. Задают вопросы о новой форме работы. . |
Контроль | 1. Итак, на прошлом неделе мы познакомились поэмой Лермонтова «Мцыри». Давайте вспомним основной материал, который будет положен в основу нашего сегодняшнего разговора. Каков жанр этого произведения, , когда оно была написано, каков смысл названия., эпиграфа, какова история создания. 2. Следит за ходом заранее подготовленных исследований по основной проблеме. (6 выступлений по 3-4 минуты), следит за оформлением доски. |
2. .Выступают с сообщениями 3. Выслушивают сообщения.
5. Оформляют в тетради материал урока |
Изучение нового материала, осознание, закрепление | Делает выводы по уроку, отмечает положительные моменты , делает замечания, предлагает определить причины неудач, если таковые были. Дает информацию об оценках, мотивируя их. | 1.Отвечают на вопросы, подтверждая свои высказывания текстом. 2.Участвуют в дискуссии, высказывают свое отношение к проблеме, интерпретируют тест, сообщают дополнительную информацию, интересные факты 3. Делают выводы и обобщения. |
Итог урока. | Предлагает заполнить рефлексивные листы, которые даны каждому ученику, которые он проанализирует на следующем уроке. | 1. Слушают учителя, высказывают свои предположения. |
Рефлексия. | Предлагает выбрать и записать домашнее задание, объясняя его суть. | 1. Заполняют листы. |
Домашнее задание. | 1.Выбирают и записывают домашнее задание. |
Приложение №1
Круглый стол
«Узнать: для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?»
Проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны приобрел Мцыри за три «блаженных» дня?
Алгоритм работы
- Представление новой формы работы. Знакомство с правилами проведения круглого стола
- Презентация подготовленных выступлений
- Обсуждение заявленной проблемы
- Свободная дискуссия
- Заполнение листов
- Подведение итогов
Формы участия учащихся в работе круглого стола:
- Сообщение (3-5 минут)
- Реплика
- Свое отношение к проблеме
- Интерпретация текста
- Дополнительная информация
- Интересный факт
- Ассоциация
- Ответ на вопрос
- Формулировка вывода
Рефлексивный лист.
- Сумели ли высказать свое суждение на уроке?
- Чье выступление вам больше понравилось?
- Какая мысль показалась неожиданной?
- Какой вопрос остался непонятным?
Домашнее задание
- Найдите в лирике Лермонтова стихотворение, созвучное «Мцыри».
- Выучите его наизусть или проанализируйте письменно.
- Стены монастыря Лермонтов называет «хранительными», «дружескими», а для Мцыри это плен. Почему?
- «Но после к плену он привык»… Если привык, то зачем бежать?
- Почему монаху так важно выслушать Мцыри, что он пришел к нему «с увещеваньем и мольбой»?
- Но людям я не делал зла,
А потому мои дела
Немного пользы вам узнать,-
А душу можно ль рассказать?»
- Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил,- я так же мог бы жить!
Почему же тогда бежал? Жил бы так же в монастыре?
- Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы, краткой. Но живой,
Меж бурным сердцем и грозой?
- Ты хочешь знать, что видел я на воле?
- Ты хочешь знать, что делал я на воле?
- В знакомой сакле огонек
То трепетал, то снова гас…
Хотелось мне…..но я туда войти не смел.
Почему?
- Но даже на краю небес
Был все же тот зубчатый лес.
……..
Но верь мне, помощи людской
Я не желал… Почему?
- Как относится Мцыри к барсу, который нанес ему смертельную рану?
- Да, заслужил я жребий мой!
Откуда такая уверенность?
- Свое завещание Мцыри заканчивает словами:
И с этой мыслью я засну
И никого не прокляну. О каком проклятии речь?
- Перечитаем 25 главу.
О каком пламени, который прожег тюрьму, говорит Мцыри?
Приложение 3.
Оформление доски.
Так жизнь скучна, когда боренья нет.
М.Ю.Лермонтов
«Узнать :для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?»
Проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны приобрел Мцыри за три «блаженных» дня?
Открытия Мцыри.
1. Мцыри решился на побег во время грозы – он смелый, целеустремленный человек.
- Он чувствует себя частью природы.
- Природа подарила ему недоступные прежде воспоминания о родине и семье.
- При встрече с грузинкой он понял: родина для него дороже любви на чужбине.
- В бою с барсом он решил, что был бы « в краю отцов не из последних молодцов».
- Свобода дороже жизни.
На доске располагаются иллюстрации к каждой идее сообщения, сделанные заранее учащимися. (Всего –6)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
11 кл. А. Блок Урок по поэме А. Блока "Двенадцать"
План урока в 11 кл. по поэме А. Блока "Двенадцать". Опыт подробного комментирования...
"Я была тогда с своим народом..." Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 11 класс
Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвяз...
Урок "Связь поэмы "Мёртвые души" Н.В.Гоголя с мифом, славянским фольклором" (по 5 главе)
Урок проводится в форме исследования. Ребята определяют, как поэма связана с мифом, славянским фольклором, находят пословицы, сказочно-былинные мотивы....
Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"
Урок называется "Подвиг любви бескорыстной". Название урока отражает и основные задачи...
Методическая разработка урока по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"
Предлагаемый вниманию читателя урок является третьим в изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе. Ему предшествовали уроки: «Детские и лицейские годы А.С. Пушкина», «Знакомство с поэмой «Руслан и Люд...
Методическая разработка урока по поэме "Слово о полку Игореве" (Урок1)
Методическая разработка представляет собой первый урок по поэме "Слово о полку Игореве". Урок с применением ИКТ: содержит ссылки на интернет-ресурсы иллюстративного и контролирующего характера....
Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"
Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....