Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Иванова Татьяна Львовна

Рабочая программа по литературе, созданная на основе программы Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В. («Школа 2100»),

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5_kl.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 81»

Устиновского района г. Ижевска


г. Ижевск, ул. Союзная,  149  тел. 37-22-10

 Рабочая программа составлена на основании

Образовательной Программы

по русскому языку для старшей школы

и соответствует Федеральному государственному

образовательному стандарту

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

на 2012-13 учебный год

для 5-Б класса

Составитель учитель: Т.Л. Иванова,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Рецензент:

Ижевск, 2012

Пояснительная записка

Статус документа

     Рабочая программа по литературе, созданная на основе программы Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В. («Школа 2100»), соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

Общая характеристика учебного предмета 

     Особенность данной программы состоит в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается как средство гармонического развития личности.

     Цель преподавания литературы в данном курсе – воспитание грамотного компетентного читателя. Целью же литературного образования является освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

     Задачи литературного образования:

  1. Поддерживать интерес к чтению.
  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника.
  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру ребёнка.
  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства.
  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий.
  6. Развивать эстетический вкус читателя.
  7. Развивать функциональную грамотность.
  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи.

Структура и содержание программы

     В 5 классе содержание программы опирается на возрастные читательские интересы и возможности учащихся. Происходит постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства. Основные учебные цели в 5 классе:

  1. формирование личностного отношения к прочитанному;
  2. осмысление литературы как словесного вида искусства.

     Основным теоретико-литературным понятием, изучаемым в курсе 5 класса, будет жанр (жанры приключенческой литературы, детектива, фантастики и т.д.).

     В 5 классе на уроках литературы должны быть также сформированы такие ОУУН, как знание терминологии и умение ею пользоваться, а также умение составлять простой и сложный план текста.

     Программа предусматривает произведения для «текстуального изучения», «для обзорного изучения», уроки по развитию речи и произведения для внеклассного чтения. Последний вид произведений в данной рабочей программе будет рассматриваться на уроках в связи с изучением каждого конкретного произведения.

Требования к уровню подготовки за курс русского языка 7 класса.

     В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» к концу 5 класса учащиеся должны уметь (на своем уровне):

       - видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

       - определять проблематику произведения;

       - воспринимать произведение на эмоциональном и смысловом уровнях;

       - давать интерпретацию произведения на основе личностного восприятия;

       - воспринимать произведение как художественное целое;

       - использовать сведения по теории литературы при истолковании и оценке литературного произведения;

       - понимать связь изученного произведения со временем его написания;

       - выразительно читать художественное произведение;

       - грамотно строить высказывания различных форм, в частности краткого и подробного пересказов;

       - писать небольшие по объёму сочинения;

       - работать со справочным аппаратом книги.

     Программа рассчитана на 3 урока в неделю (102 часа в год), что соответствует БУП-2004.

Учебный план

Название раздела

 

Всего часов

В том числе

Основные предметные понятия

практических

контрольных

1

Введение

2

Литература как вид искусства

2

От чего захватывает дух

 

52

1

7








Приключенческая литература, жанр эссе, литературный герой, портретная характеристика героя, сюжет, композиция, монолог и диалог, рифма и ритм                            

3

Что можно увидеть с закрытыми глазами

   

16


1

Фантастика, художественная деталь, литературная сказка

4

В лабиринте событий

5

1

Детектив

5

Я и другие

15

1

Автобиография, сказка и быль, стихи и проза

6

Мы не можем без них или они без нас?

11

1

Писатель-анималист, стихотворный размер

7

Обобщение  

1

1

           Итого                                              102           2           11

Учебно-тематическое планирование


урока

Названия урока, темы

Кол-во

часов

ОУ (предметные)

Контроль

Форма

урока

1.

Введение. Наш новый предмет

1

Фронтальный опрос

Беседа

2.

Введение. Новый учебник и его герои

1

Фронтальный и индивидуальный опрос

Урок - экскурсия

3.

От чего захватывает дух? (Гумилев Из цикла «Капитаны»)

1

Выразительно читать

поэтическое произведение

Индивидуальный опрос

Беседа

4.

А.Дюма и его роман «Три мушкетера».Герои бессмертной книги

1

Комментированное чтение

Викторина

Беседа

5.

«Законы чести» в главе «Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала»

1

Чтение по ролям

Ответы на вопросы

Беседа

6.

Что такое дружба? (по главе «План кампании»)

1

Характеризовать героя

Задания из рабочей тетради

Урок-  исследование

7.

Н.Долинина «Честь и достоинство»

1

Комментированное чтение

Фронтальный опрос

Урок - исследование

8.

РР

Чтение и обсуждение домашних сочинений

1

Писать сочинение в форме эссе

Индивидуальный опрос

Урок развития речи

9.

Ж.Верн – удивительный писатель

1

Выделение и запись основных мыслей из лекции

Просмотр тетрадей

Минилекция

10.

«Дети капитана Гранта». Мужественные и честные сердца героев

1

Работа с картой

Ответы на вопросы

Урок-  путешествие

11.

Знаменитый географ на борту «Дункана»

1

Комментированное чтение текста., выборочный пересказ

Индивидуальный опрос

Беседа

12.

Роман-учебник, роман-открытие

1

Выборочный пересказ

Доклады

Комбинированный

13.

Как был найден капитан Грант

1

Пересказ

Фронтальный опрос

Обобщающий

14.

РР

Подготовка к сочинению

1

Выбор темы, набор фактического материала

Проверка планов, устное сочинение

Урок развития речи

15.

РР

Сочинение по разделу «Жизнь по законам чести»

1

Написание сочинения

Контрольный

16.

Что такое шифры и что такое клады.

1

Комментированное чтение

Создание шифра

Беседа

17.

К.Паустовский «Эдгар По» . Литературный портрет

1

Пересказ

Ответы на вопросы

Беседа

18.

Тайна золотого жука (по рассказу Э.По)

1

Нахождение элементов композиции в приключенческом произведении

Письменная работа

Изучение нового материала

19.

Стивенсон и неизведанные острова. «Остров сокровищ»

1

Пересказ

Тест по терминологии, кроссворд

Беседа

20.

Полный опасностей путь

1

Роль детали в произведении

Фронтальный и индивидуальный опрос

Беседа

21.

Цена честного слова

1

Составление литературного портрета

Защита творческих работ

Беседа

22.

«Вьется по ветру «Веселый Роджер, люди Флинта песенку поют»

1

Создание «пиратского гимна»

Письменный ответ

Беседа

23-24

А.Рыбаков и тайны повести  «Кортик»

2

Подробный пересказ эпизода

Викторина

Урок изучения нового материала

25.

РР

Сочинение по разделу «Шифры и клады»

1

Сочинение

Развитие речи

26.

Экстремальные ситуации и жизнь Д.Лондона

1

Комментированное чтение

Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала

27.

Что такое любовь к жизни?

1

Роль внешности, пейзажа в определении внутреннего состояния героя

Выполнение заданий в рабочей тетради

Обобщение

28-29

Оставаться человеком при любых обстоятельствах (Б.Житков «Механик Салерно»)

2

Стиль рассказа, чтение по ролям

Ответы на вопросы

Беседа

30.

РР

Сочинение по разделу «Экстремальные ситуации»

1

Сочинение

Развитие речи

31.

М.Твен и его маленькие герои

1

Выборочное чтение

Фронтальный и индивидуальный опрос

Урок изучения нового материала

32.

Приключения - игра

1

Выборочный пересказ, комментированное чтение

Защита самостоятельных работ

Практикум

33.

Приключения – игра и жизнь

1

Пересказ от лица героя

Викторина

Беседа

34.

Приключения - жизнь

1

Способы показа характера героя

Письменный ответ

Обобщение

35.

В.Катаев и название его повести

1

Фронтальный опрос

Минилекция

36.

Море Пети и море Гаврика

1

Инсценирование

Ответы на вопросы

Урок изучения нового материала

37.

Большие события и маленькие дети

1

Наблюдения за лексикой (морской пейзаж)

Индивидуальный опрос

Беседа

38-39

Дети становятся взрослыми

2

Комментированное чтение

Защита самостоятельных работ

Практикум

40

М.Лермонтов «Парус»

1

Выразительное чтение стихотворения, устное словесное рисование

Задания в рабочей тетради, Ответы на проблемные вопросы

Практикум

41

РР

Сочинение по разделу

1

Подбор лексики

Сочинение

Развитие речи

42-43

Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева

2

Комментированное чтение, чтение по ролям

Тест по терминологии

Урок - исследование

44

«Я найду экспедицию»

1

Проблемный анализ

Индивидуальный опрос

Практикум

45

Летчик Григорьев и штурман Климов

1

Пересказ, характеристика главного героя

Фронтальный и индивидуальный опрос

Беседа

46

Капитан Григорьев на войне

1

Чтение по ролям, пересказ эпизода

Фронтальный опрос

Беседа

47

Как была найдена экспедиция

1

Чтение по ролям

Защита творческих работ

Практикум

48

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1

Выразительное чтение

Письменный ответ

Практикум

49-50

М.Лермонтов «Бородино»

2

Анализ стихотворения

Чтение стихотворения наизусть

Практикум

51

РР

Сочинение по разделу

1

Сочинение

Развитие речи

52-53

Романтика неизведанного. Стихи А.Блока, Н.Гумилева, В.Маяковского, М.Светлова, Б.Берестова, Д.Самойлова

2

Выразительное чтение стихотворений, Комментированное чтение, анализ стихотворения

Чтение стихотворения наизусть

Практикум

54

Проверочная работа №1 (Что мы узнали о приключенческой литературе?)

1

Проверочная работа № 1

Контрольный

55

Наследие А.К. Дойла (жизнь и творчество писателя)

1

Комментированное чтение

Задания в рабочей тетради

Урок изучения нового материала

56

А.К. Дойл «Затерянный мир». Наука и полет фантазии

1

доклады

Урок-конференция

57

А.Беляев «Голова профессора Доуэля». Фантатический мир А.Беляева

1

Комментированное чтение, пересказ

Фронтальный и индивидуальный опрос

Беседа

58

Мари Лоран и голова профессора Доуэля

1

Интерьер как художественная деталь, комментированное чтение

Викторина

Беседа

59

Профессор Доуэль и профессор Керн

1

Анализ текста

Защита творческих работ

Урок - диспут

60

Гордость научной фантастики (жизнь и творчество Р.Брэдбери)

1

Фронтальный опрос

Урок изучения новго материала

61

Каждый из нас в ответе перед будущим. Р.Бредбери «И грянул гром»

1

Чтение по ролям, пересказ

Ответы на вопросы, тест

Беседа

62

Н.В.Гоголь и «ненаучная» фантастика

1

Пересказ

Индивидуальный опрос

Практикум

63, 64

Странное, причудливое, фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Портрет»

2

Комментированное чтение

Задания в рабочей тетради

Практикум

65, 66

Жизнь и фантастика в сказке.А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2

Чтение по ролям

Фронтальный и индивидуальный опрос

Практикум

67

А.С. Пушкин и его первая поэма

1

Чтение по ролям

Фронтальный и индивидуальный опрос

Практикум

68, 69

«Там чудеса…» (сказочное в поэме А.С.Пушкина  «Руслан и Людмила»

2

Пересказ, комментированное чтение

Задания в рабочей тетради

Практикум

70

РР

Сочинение по второму разделу

1

Сочинение

Развитие речи

71

Что такое детектив?

1

Чтение учебно-научной статьи

Задание в рабочей тетради

Урок изучения

Нового материала

72

Истоки детективной литературы. Э.По Убийство на улице Морг»

1

Пересказ, обсуждение композиции, описание главного героя

Задания в рабочей тетради

Беседа

73, 74

Знаменитый сыщик, мистер Шерлок Холмс. А.К.Дойл «Горбун»

2

Комментированное чтение, пересказ

Викторина, задания в рабочей тетради

Комбинированный

75

РР

Сочинение по 3 разделу

1

Сочинение

Развитие речи

76,77

Драмы взрослых и драмы детей.  В.Короленко В дурном обществе»

2

Обсуждение статьи в учебнике

Фронтальный и индивидуальный опрос

Беседа

78,79

Уроки добра и справедливости

2

Пересказ, чтение по ролям

Викторина

Беседа

80

Смысл названия и основные идеи повести М.Пришвина «Кладовая солнца»

1

Нахождение признаков сказки и были в «Кладовой солнца»

Письменный ответ

Практикум

81

Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч

1

Чтение по ролям, характеристика героя

Индивидуальный опрос

Практикум

82

Тропа Насти

1

Комментированное чтение, устное словесное рисование

Фронтальный и индивидуальный опрос

Беседа

83

Тропа Митраши

1

Комментированное чтение, устное словесное рисование

Фронтальный и индивидуальный опрос

Беседа

84

«Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца». Смысл названия повести

1

Роль названия в произведении

Фронтальный и индивидуальный опрос

Обобщение

85

Один из лучших детских писателей (жизнь и творчество Льва Кассиля)

1

Работа с учебником

Фронтальный и индивидуальный опрос

Урок изучения нового материала

86

Чего не выдумаешь в детстве! (главы из повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)

1

Комментированное чтение

Фронтальный и индивидуальный опрос

Беседа

87

Республика ШКИД и ее проблемы (глава из повести Г.Белых, Л.Пантелеева «Республика ШКИД»)

1

Составление характеристики героя

Защита самостоятельных работ

Практикум

88

Рассказы о детях В.Распутин «Мама куда-то ушла»

1

Подробный пересказ

Ответы на вопросы

Беседа

89

Стихи о детях  Д.Самойлова, В.Берестова, Н.Заболоцкого

1

Анализ лексики , интонации, рифмы в лирическом произведении

Чтение наизусть стихотворений

Практикум

90

РР

Сочинение по 4 разделу

1

Сочинение

Развитие речи

91,92

«Собачий мир» в рассказе  А.П.Чехова «Каштанка»

2

Комментированное чтение, составление словесного портрета

Защита самостоятельных работ

Практикум

93,94

«Всем кошкам кошка» в рассказе А.И. Куприна «Ю-ю» и в рассказе К.Чапека «С точки зрения кошки»

2

Чтение по ролям

Задания в рабочей тетради

Практикум

95

Жизнь –животным (рассказ о жизни и творчестве Д.Даррела)

1

Обсуждение рассказов

Фронтальный и индивидуальный опрос

Беседа

96

Смешное и трогательное (беседа по фрагменту из книги Даррелла «Гончие Бафута»)

1

Пересказ

Защита творческих работ

Беседа

97

Неповторимый мир (рассказ о жизни и творчестве Э.Сетона-Томпсона)

1

Комментированное чтение

Доклады

Урок изучения нового материала

98

Друг, который никогда не предаст (беседа по рассказу Э.Сетон-Томпсона «Чинк» )

1

Пересказ

Фронтальный и индивидуальный опрос

Беседа

99,

100

Стихи Б.Заходера, С.Есенина, В.Инбер,  Н.Глазкова, И.Бунина, В.Маяковского, Н.Заболоцкого о животных

2

Определение стихотворных размеров в стихотворениях

Чтение наизусть

практикум

101

РР

Сочинение по 5 разделу

1

Сочинение

Развитие речи

102

Проверочная работа

№ 2 (Что же там, за горизонтом?)

1

Проверочная работа № 2

Контрольный

Учебно-методическое обеспечение

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература 5 класс ( «Шаг за горизонт»).Учебник в 2 книгах – М.: Баласс, 2008-2010

2.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Тетрадь по литературе 5 класс – М.: Баласс, 200

3.Барова Е.С. Уроки литературы в 5 классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт». Методические рекомендации для учителя/ под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – М.: Баласс,2000

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....