Горенки литературные
методическая разработка по краеведению

Экскурсия включает в себя рассказ об истории и архитектуре старинной подмосковной усадьбы Горенки, находящейся на территории города Балашиха,  и о  творчестве культурных деятелей, связанных с династиями владельцев усадьбы Долгоруковых и Разумовских.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorenki_literaturnye_.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«ЛИЦЕЙ»

Горенки литературные

Экскурсия

Выполнили учащиеся МОУ «Лицей» г. Балашиха,

воспитанники объединения

«Литературное краеведение»

ЦДОД «Созвездие»

Научный руководитель

учитель русского языка и литературы,

руководитель объединения

«Литературное краеведение»

Егупова Альбина Геннадьевна

Балашиха

2010

Пункт 1. Главные ворота.

Мы находимся с вами  у современных главных ворот усадьбы Горенки. (Экскурсовод встает спиной к табличке «Усадьба Горенки». Экскурсанты на траву лицом к табличке).

        Тема: История усадьбы.

Чем же знаменита усадьба Горенки? 

Метод изложения.

Прием: Использование исторических документов и художественной литературы.

         В писцовой книге Московского уезда за 1576-1578 годы встречается такая запись: «Пустошь Горенки. Пашни лесом поросником поросли, 16 чети в поле, а дву по тому ж доброй земли, сена 20 копен, лесу пашенного 3 десятины». В 1623 году то же место названо Коробиной или Коробкиной пустошью. Из писцовых книг Московского уезда 1632-1634 годов известно, что «за Никифором Плещеевым находились в поместье пустоши: Перевесье, на речке Горенке, Погребище на суходоле, Глебцово, а Степашково тож, и Коробкино на суходоле, а в них пашни паханные добрые земли сто одна четверть, лесу пашенного 11 десятин и непашенного 3 десятины».

Метод изложения необходим для сообщения исторических и литературных сведений. Прием: Рассказ на памятном месте.

        Первым владельцем Горенок был Плещеев. После смерти Плещеева его жена Мавра в 1658 году отдала эти пустоши в приданое своей дочери Марье, вышедшей замуж за касимовского царевича Василия Арслановича.

 В 1693 году они перешли  к их дочери, бывшей замужем за князем Ю.Я.Хилковым. По сохранившимся данным именно он поставил здесь господский дом и переименовал имение в Горенки. Из очерка графа Шереметева мы узнали, что горенками назывались крестьянские дворы. Хотя некоторые исследователи связывают это название с «горой», другие – с «горем».

В 1708 году Хилков отдал имение в приданое своей дочери Прасковье, её мужем стал князь Алексей Григорьевич Долгорукий. Он был сыном знаменитого петровского дипломата князя Григория Федоровича Долгорукова. Получил хорошее образование, но талантов отца не унаследовал. Между 1700 и 1706 гг. жил при отце в Варшаве. Благодаря значению при дворе отца и дяди Якова Федоровича А.Г.Долгоруков быстро продвигался по службе. В 1713 г. был губернатором в Смоленске, в 1723 г. - обер-президентом главного магистрата, а в 1726 г. по ходатайству Меншикова возведен Екатериной I в звание сенатора и назначен гофмейстером и вторым воспитателем великого князя Петра Алексеевича. При Петре II Алексей Григорьевич, осыпанный всевозможными наградами, назначен членом Верховного тайного совета.

        В 1718 году Долгоруков возводит в Горенках церковь во имя Происхождения Честных Древ Святого Креста Господня (Крестовоздвиженскую). К этому времени относится и постройка первого дворца. В1724 году Долгорукий покупает гораздо большее, чем Горенки, село Чижево, и с тех пор эти названия связаны неразрывно.

        В 1730 году Долгоруковы были сосланы в Сибирь за пособничество царевичу Петру Второму.

        Пункт 2. На углу перед «Флосом». Мы приближаемся к усадебному хозяйству «Флос», где продают населению цветы.

        Тема: Род Разумовских.

Метод изложения.

 Прием: рассказ на памятном месте.

        Это остатки первого в России ботанического сада, который создал Алексей Кириллович Разумовский. После опалы Долгоруковых все их владения перешли в казну и до 1741 г. числились за Дворцовым ведомством. В 1742 г. прощенные Долгоруковы вновь стали владельцами Горенок, но совсем ненадолго: княгиня Елена Алексеевна в 1747 г. продала имение графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. Разумовские владели Горенками на протяжении восьмидесяти лет.
        Граф, фельдмаршал, фаворит и тайный супруг императрицы Елизаветы Алексей Григорьевич Разумовский был примечательной личностью середины XVIII-го века.
Родился он в 1709 на хуторе Лемешки (ныне село) Козелецкого уезда Черниговской губернии в семье "реестрового" малороссийского казака Григория Розума (розум по-украински - ум; так прозвали Григория за то, что он в пьяном виде любил произносить поговорку: "що то за голова, що то за розум"!). Мальчиком пас общественное стадо, но еще в детстве у него проявилась страсть к учению и пению - он выучился грамоте у дьячка села Чемер.
        В 1731 году через Чемер проезжал один из придворных, полковник Вишневский. Он услышал в церкви чудный голос будущего фаворита и взял его с собою в Петербург. Обер-гофмаршал двора имератрицы Анны Иоанновны Левенвольд принял Алексея Розума в придворный хор. Там его увидела и услышала цесаревна Елизавета Петровна, пленившаяся его голосом и наружностью - он был красавец в полном смысле слова. С этого времени началось его быстрое возвышение.
        После ссылки любимца цесаревны, Шубина, именно Разумовский занял его место в ее сердце. Его карьера, благодаря заботам Елизаветы Петровны понеслась вскачь. В недолгое правление Анны Леопольдовны он стал камер-юнкером цесаревны. А вскоре для него настал момент истины. В перевороте, возведшем на престол Елизавету Петровну, Разумовский играл очень видную роль. Он всюду был с будущей императрицей, выказывая похвальную верность. За это и был пожалован в поручики лейб-кампании, с генеральским чином. После коронации государыни Разумовский получил звание обер-егермейстера и целый ряд имений в России и на Украине. Сам Разумовский стоял вне политики, но на него опирались такие представители "русской" партии, как канцлер Бестужев-Рюмин. По-видимому, не без влияния последнего и состоялся тайный брак государыни с Разумовским. Положение Разумовского после этого окончательно упрочилось - на него смотрели как на супруга императрицы. Это исключительное положение он сумел удержать до самой смерти государыни, хотя в последние годы место фаворита занял И. И. Шувалов.

        После его смерти Горенки достались в наследство брату Разумовского - графу Кириллу Григорьевичу (1728-1803), в 18 лет ставшему президентом Петербургской академии наук. Затем он стал гетманом Украины, фельдмаршалом.

        В 1784 году Кирилл Григорьевич разделил наследство между двенадцатью сыновьями. Горенки перешли Алексею Кирилловичу Разумовскому, известному ботанику, прозванному русским Линнеем.

        Пункт 3. Усадебное хозяйство «Флос».

Метод показа.

Прием: Наглядные пособия: Герб рода Разумовских. Портрет А.К.Разумовского.

        Граф Алексей Кириллович родился в 1748 году. Родители постарались дать ему отличное образование. Он прослушал курс лекций в Страсбургском университете. При Петре III был произведен в ротмистры. Затем переименован в камер-юнкеры и после этого нес только придворную службу. В 1775 году он был пожалован в действительные камергеры, но через три года вышел в отставку и поселился в Горенках, где и начал возводить величественную усадьбу.
        Вскоре услуги Разумовского вновь были востребованы. В 1786 году он был назначен сенатором и произведен в тайные советники. В 1795 году, из-за разногласий с императрицей Екатериной, которая отказалась назначить его президентом Коммерц-коллегии, Разумовский вышел в отставку и вновь поступил на службу только в 1807 году в качестве попечителя Московского университета.
        В 1810 г. Разумовский был назначен министром народного просвещения. При нем были открыты 72 приходские школы, 24 уездных училища, несколько гимназий и других учебных заведений, при Московском университете была учреждена первая кафедра славянской словесности. Разумовский лично принял участие в разработке устава Царскосельского лицея, который при нем и был открыт. После 1812 года Разумовский значительно охладел к службе и последние два года вовсе не занимался делами. В 1816 году он окончательно вышел в отставку и вновь поселился в Горенках. С 1818 г. Алексей Кириллович жил местечке Почеп Мглинского уезда (ныне Брянская область), где и умер в 1822 году.
        
Во время долгой отставки граф всерьез увлекся собиранием и выращиванием экзотических растений. Устроенный Разумовским в Горенках в 1798 году Ботанический сад считался тогда лучшим в России. Его коллекция достигала 7000 экземпляров, и в год на его содержание тратилось до 70 тысяч рублей - огромные по тем временам деньги. В оранжерее, высотой до 12 метров, росло не менее 300 тропических деревьев, которыми особенно гордился граф. Растения доставлялись со всей России - от Сибири до Кавказа. В Горенках росли и уникальные для Подмосковья сибирские кедры, и американские ели Были собраны уникальные коллекции семян и огромная библиотека по ботанике. В ботаническом саду работали такие выдающиеся ученые, как Ф.Х.Стевен и Ф.Б.Фишер. Путешественник П.С.Паллас именно сюда передал собранный им гербарий. В 1809 году в Горенках возникло первое в России Фитографическое (ботаническое) общество, слившееся спустя 2 года с Московским обществом испытателей природы. Позднее наиболее редкие экземпляры растений из Горенских оранжерей пополнили коллекции ботанических садов Москвы и Петербурга. Некоторые же экзотические растения прижились и до сих пор встречаются в парке.

Именно Разумовский дал начало роду известных деятелей искусства

        Пункт 3. На дорожке перед дворцом. 

        Тема: Побочные дети Алексея Кирилловича Разумовского. Антоний Погорельский.

Метод изложения

Прием: Наглядные пособия: Родословная Разумовский - Погорельский - Толстой.

         Граф Алексей Кириллович Разумовский был женат на самой богатой невесте России Варваре Петровне Шереметевой, имел от нее двоих детей, но через несколько лет отослал ее от себя и «девица» Мария Михайловна Соболевская родила ему ещё десять детей. В 1810-х годах император Александр I по ходатайству графа пожаловал всем его «воспитанникам» дворянское звание, однако, категорически отказался сделать то же самое для их матери. Незаконные дети Алексея Кирилловича получили фамилию Перовские - от подмосковной усадьбы Разумовских Перово, где некогда императрица Елизавета Петровна тайно венчалась с двоюродным их дедом и своим фаворитом.
        Нужно сказать, что графские «воспитанники» оказались чрезвычайно достойными людьми. Особенно прославились сыновья. Так, Лев Перовский был военным, а позднее министром внутренних дел и уделов.

        До крупных чинов дослужился и Василий Перовский, в середине 19-го века он исполнял должности самарского и оренбургского генерал-губернатора. В 1833 году его посетил в Оренбурге Александр Сергеевич Пушкин, собиравший на Урале материалы для «Истории Пугачёвского бунта». Несколько позже в Отдельном Оренбургском корпусе, который также подчинялся В. Перовскому, отбывал ссылку рядовым солдатом поэт и художник Тарас Шевченко.

        Алексей Перовский, стал видным деятелем народного просвещения и писателем-романтиком под псевдонимом Антоний Погорельский.

        Что касается дочерей Перовских, то, например, одна из них, Анна, вышла замуж за графа Константина Толстого, брата выдающегося художника и медальера Фёдора Толстого. В 1817 году у них родился сын-будущий замечательный поэт, писатель и драматург и автор интереснейших ужасных рассказов Алексей Константинович Толстой.         Мужем другой дочери, Ольги, стал новгородский помещик М. Жемчужников. От этого брака было двое сыновей, тоже впоследствии прославившихся как соавторы Алексея Константиновича Толстого в создании образа Козьмы Пруткова.

        Из семьи Перовских вышла и известная террористка-народница Софья Перовская.

        Метод изложения. Рассказ о Погорельском.

Прием: Наглядные пособия: портреты.

Основные сочинения Алексея Перовского уместились в два небольших тома.

Ему принадлежат стихотворения и переводы в русле карамзинизма и шуточные стихи, не предназначавшиеся для печати, несколько статей. В двух статьях он остроумно высмеивал чинную чопорность и нелепую придирчивость критиков поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

Главное в наследии Перовского – художественная проза, печатавшаяся в 1825-1833 года под ироническим псевдонимом Антоний Погорельский по названию его родового имения.

Углубляясь в историю литературы, в пору младенчества русской прозы, мы не раз обнаруживаем рядом с именем Погорельского слово «первый»: из-под его пера выходит первая русская фантастическая повесть и  один из первых бытовых, «семейных» романов.

«Лучший из худших, то есть, если угодно, очень хороший писатель... ». Эта парадоксальная оценка, принадлежавшая Н. Г. Чернышевскому, относится к Антонию Погорельскому.

1).Погорельский  - автор первой русской фантастической повести.

Погорельский стал автором первой русской фантастической повести.

В 1825 году в мартовском номере журнала «Новости литературы» была напечатана повесть Антония Погорельского «Лафертовская маковница». Сюжет ее таков: В населённом мелким московским людом Лефортове, в убогом домике отставного почтальона Онуфрича, читатель встречается с образом лафертовской маковницы-старой колдуньи, которая выбирает для дочери почтальона, а своей внучке, бесприданнице Маше, жениха Аристарха Фалалеевича, на поверку оказывающегося любимым чёрным котом бабушки-ворожеи. Разрушив колдовские чары и отказавшись от неправедного богатства, оставленного бабушкой, Маша выходит замуж за полюбившегося ей пригожего сидельца, словно в награду девушки оказавшегося богатым наследником.

Природа фантастики в повести представляет собой слияние двух традиций: народной сказки и гофмановских мотивов. Природа фантастики в повести представляет собой слияние двух традиций: народной сказки и гофмановских мотивов. О Гофмане в повести напоминает многое. Это старуха колдунья, которая совмещает своё мистическое ремесло с обыденной торговлей медовыми маковниками и платным гаданием. Читатель тех лет не мог не вспомнить при этом «Золотой горшок» Гофмана и его Луизу

Ещё важнее сходство основных структурных принципов: у Погорельского, как и у Гофмана, повествование строится на постоянном переплетении сверхъестественного и реального.

Однако художественное своеобразие повести заключается в использовании автором так называемой народной фантастики: народных суеверий, предрассудков, черт народной сказки и представлений простого человека о добре и зле. Они и создают необыкновенный колорит повести. Юмористические черты в облике кота-чиновника, мотив нечистой силы денег, характерный для романтиков «меркантильной» эпохи, предвосхищают у Погорельского поэтику Н. В. Гоголя.

2). Погорельский ввел в русскую литературу слово «Двойник».

В 1828 году им был написан роман «Двойник». Роман строится на игре и мистификации. Скучающего в деревне и строящего воздушные замки Антония приходит развлекать его точная копия - добродушное и вежливое привидение.

Роман состоит из трех новелл. Первая новелла - «Изидор и Анюта» - история любви двух молодых людей. Она  прямо адресует нас к карамзинской «чувствительной» повести. Погорельский соблюдает традиции сентиментализма, но вносит и новое, романтическое начало. Непривычная для этого жанра романтическая напряжённость действия, «таинственный» трагический финал, превосходные картины разорённой Наполеоном Москвы - всё это уже очевидные симптомы нарушения «чистоты» жанра сентиментальной повести.

Вторая новелла - «Пагубные последствия необузданного воображения» - также посвящена истории несчастной любви. В этой новелле двойник ведет диалог с самим собой. Слово «двойник» Погорельский первый ввел в русский язык и литературу по аналогии с немецким, взятым у Гофмана. Только у Гофмана двойник является оппонентом, а у Погорельского точной копией.

Справедливо, что с Погорельского началась русская «гофманиана», ибо это – первое обращение русского писателя к Гофману, однако также справедливо, что с Погорельского началась и особая традиция освоения в России творчества великого немецкого романтика. Последователи Гофмана были и в России. Страстный поклонник немецкого писателя Н. А. Полевой внесет в свои фантастические повести социально-дидактические мотивы. Самый крупный русский романтик-фантаст Одоевский повторит мотив «кукольности» светского общества в «Сказке о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту», в «Той же сказке, только наизворот», вошедших в цикл «Пёстрых сказок» (1833).

Последняя новелла «Двойника» - «Путешествие в дилижансе» - была также плодом литературных впечатлений. Она явилась своеобразным откликом на модную повесть французского писателя и учёного Пужана  Жоко. У Жоко описывается мелодраматическая история любви самки-орангутанга и человека. Погорельский же противопоставляет ей  рассказ в духе Руссо о материнской привязанности обезьяны к похищенному ребёнку.

Книга Погорельского широкого читательского успеха не имела. Однако в откликах на «Двойника» все единодушно отмечали как редкое в современной литературе достоинство прекрасный, лёгкий и «заманчивый» слог.

Так или иначе, тонкое литературное чутьё Погорельского помогло ему точно уловить и наметить ряд важных тенденций, развитых литературой романтизма.  Продолжил «двойничество» Ф.И.Достоевский в своем романе «Двойник»

3) Погорельский - автор первой сказки в прозе для детей.

1829 году выходят  первая сказка в прозе для детей “Черная Курица”

Автор определил её жанр как  «волшебная повесть для детей». Сказка прелестна, она поучительна и наивна. В ней правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний мир ребёнка.  Впервые после произведения Карамзина “ Рыцарь нашего времени “ ненавязчиво выведена мораль и тонко сплетается обыденность, юмор и фантастика. Впоследствии сказка была особенно любима Л. Н. Толстым и  вошла в золотой фонд отечественной детской словесности, выдержав десятки переизданий на многих языках мира.

4). Погорельский – автор первого русского бытового романа.

В феврале 1830 года «Литературная газета» анонсирует выход романа Погорельского «Монастырка». Это был роман из жизни Малороссии. В нем  живость картин, верность описаний. Роман раскрывал внутреннюю логику характеров, и картины быта и нравов обретали в нём силу жизненной правды.  «Вот настоящий и, вероятно, первый у нас роман нравов», - писал Вяземский. Роман вызвал бурный отклик среди поэтов пушкинской школы, потому что появившийся ранее роман Федора Булгарина «Иван Выжигин» был псевдореалистичен, но из-за отсутствия иных стал популярным. Роман Погорельского, конечно, не реалистический роман; в нём есть и традиционно романтические ситуации и лица: таков, например, благородный цыган Василий, с которым связана целая сюжетная линия. Но он был значительным шагом вперёд по сравнению с «нравственно-сатирическим» романом, и, к тому же, верно отметил Вяземский, «язык и слог его» совершенно отвечали «требованиям природы и искусства». Это была также стрела, пущенная в Булгарина: его обвиняли именно в отсутствии «слога», в безжизненной правильности литературной речи. С точки зрения историко-литературной роман этот, во многом ещё несовершенный, явился, тем не менее, провозвестником того «семейного» реалистического романа, который получил в русской литературе дальнейшее блистательное развитие вплоть до романов Льва Толстого.

        Пункт 4. У центрального входа во дворец.

        Тема: Архитектура дворца.

Мы приближаемся к барскому дому. Как видите, сейчас дом реставрируется.

Метод показа.

Прием: Наглядные пособия: схема реставрации.

        На схеме представлен проект реставрации. На данный момент отреставрирован его нынешний фасад и начата реставрация со стороны главной аллеи. Давайте подойдем к центральному входу во дворец.

        Метод показа. Прием зрительной реконструкции. Средняя часть дома вполне сохранила черты дворца. Треугольный фронтон, круглые балконы с выступами, украшенными колоннами, но окна уже переделаны, времен, когда здесь была фабрика.

        В 1822 году, после смерти знаменитого владельца, имение купил действительный статский советник, камергер, член Государственного Совета князь Борис Николаевич Юсупов (1750-1831), который вывез скульптуры, а также часть оранжерей ботанического сада в свои имения в Архангельском и Москве.

        А затем в 1832 году продал имение полковнику гвардии Николаю Аполлоновичу Волкову (1795-1858). Новый владелец был человеком другого склада ум, нежели Разумовские. Он вместе с купцом В.Н.Третьяковым (1780-1847) намеривался выгодно использовать огромные площади усадьбы для получения вполне реальной прибыли. В России начиналась эра текстильной промышленности. Наверно поэтому в конце 20-х гг. в Горенках появились две фабрики: бумагопрядильная и бумаготкацкая. Обе они как раз и разместились в бывшем дворце Разумовского. В залах с расписными плафонами и ионическими колоннами на полах из наборного паркета стояли теперь ткацкие станки. Волков владел усадьбой и фабрикой до ноября 1850 года.
        Затем деревню Горенки купил коллежский регистратор и фабрикант Ф. Ф. Пантелеев, имевший бумаготкацкую фабрику в сельце Лапине (Спасское). В 1843 г. на фабрике в Горенках стояло 192 машины, 150 механических станков, 930 рабочих вырабатывали плис для Кяхты на сумму 480 тыс. руб. в год. Был в Горенках и собственный чугунолитейный завод. А через 10 лет усадьба стала собственностью "почетного потомственного гражданина" Константина Владимировича Третьякова, превратившего фабрику в одну из самых больших в округе.
        Справа и слева от входа находятся дуговые тосканские колоннады с павильонами на концах, которые заняли место прежних оранжерей. Они созданы в 1912-1914 годах по проекту архитектора С.Е Чернышева.

        Обходим дом с правой стороны и видим замечательную колоннаду из 14 колонн. Это тоже проект Чернышева. Затем идут одноэтажные оранжереи, приспособленные сейчас под жилье. Но они сохранили элементы классических форм.

         К живописному пруду ведет эффектный спуск – уже заросшая лестница с совсем недавно присутствующими одноглавыми чугунными орлами на постаменте. Раньше сюда спускался и воздушный сад.

        Метод показа. Прием: Наглядные пособия: Фото «Спуск к воде с орлами».

                Пункт 5. У бывшей лестницы с орлами. 

        Тема: Алексей Константинович Толстой.

Метод изложения. Рассказ об Алексее Константиновиче Толстом.

Прием: Чтение стихов. Использование фонозаписи.

        Первая публикация — фантастическая повесть "Упырь" (1841, под псевдонимом Краснорогский) — была сочувственно встречена В. Г. Белинским. Роман "Князь Серебряный" — живое изображение инициативных, сопротивляющихся гнёту героев и занимательность повествования. В драматической трилогии Т., рисуя трагедию трёх царствований конца 16 — начала 17 вв., показывает губительное воздействие неограниченной самодержавной тирании на психологию государственных деятелей и нравы их подданных. Значительность изображенных в трагедиях исторических конфликтов, разнообразие типичных характеров и замечательный, тонко очерченный психологический образ царя Федора привлекают режиссёров и актёров. Постановкой "Царя Федора" был открыт в 1898 МХТ. Опубликовал драматическую поэму "Дон Жуан" (1862), исторический роман "Князь Серебряный" (1863), историческую трилогию — трагедии "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). В 1867 вышло первое собрание стихотворений Т. В последнее десятилетие жизни писал баллады ("Роман Галицкий", "Боривой", "Илья Муромец", "Садко" и др.), поэмы, лирические стихи.

         С 1854 печатал в "Современнике" стихи и литературные пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми. Козьма Прутков всю жизнь прослужил в Пробирной Палатке, но был очень мудрым человеком. Это ему принадлежат всем известные теперь афоризмы: Зри в корень! Бди! Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную. Никто не обнимет необъятного.

        Многие лирические стихи Толстого (напечатанные в 50—60-е гг.) приобрели широкую популярность ("Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где всё обильем дышит", "Где гнутся над омутом лозы" и др.).

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

        Лирические стихотворения Т. просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах ("Средь шумного бала, случайно", "То было раннею весной"). Т. вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений положено на музыку русскими композиторами — Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым.

Включаем романс «Средь шумного бала». Продвигаемся к гроту.

                Пункт 6. Грот. 

                Тема: Парк.

Метод показа. Проходим по дорожке к гроту. Это единственная сохранившаяся  в Горенском парке постройка конца 18-19 века. В грот ведут два  длинных темных полукруглых хода и темная круглая площадка посередине, из которой также идет ход под прямым углом. Здесь в тишине и прохладе отдыхали обитатели графского дома. Грот выходит к живописному пруду.

Ползают по гроту.

Пункт 7. Верхний пруд. 

Тема: Пруды.

Моторный метод. Пройдем дальше по аллее. Это так называемый верхний пруд. Он длинный, продолговатый, с заросшим сосной и елью островом посередине. Тут был каменный мост, низко висящий над водой, был «Горбатый мост». Тут находился красивый водопад, сейчас закованный в железные прутья. По словам провожатого Дмитрия Сергеева из  очерка Шереметева, вода в прудах целебная, мягкая, и особенно хороша во втором пруду, где она «белая, как хрусталь».

        Пункт 8. Нижний пруд.

        Тема: Наталья Долгорукова.

        Вот он через плотину, еще один пруд – нижний. Вода здесь никогда не останавливается, а течет даже зимой. Из большой трубы выбрасывается мощный поток. Этот пруд проточный. Он берет начало из Измайловского казенного болота и втекает в речку Пехорку. Тут можно попрыгать по камешкам и при желании вымочиться.

Моторный метод. Бегают по трубе в пруду. 

Поднимаются из пруда. Метод инсценировки. Встречает Наталья Долгорукова со служанкой и дамой. Сценка «Наталья Долгорукова. Возвращение из ссылки».

 

        Пункт 9. Липовая аллея.

        Тема: Наталья Долгорукова.

Прием изложения.

Метод: Использование исторических документов и художественной литературы. 

        Наталья Борисовна была поэтической натурой. И сейчас, проходя по тропинкам Горенского парка, нельзя не вспомнить поэтические строки романа писательницы Адель Алексеевой «Кольцо графини Шереметьевой»:  «От берез и кленов шло золотистое сияние – и солнца не надо! Пятна снега на земле слепили… Белое и золотое – красиво! Кленовые листья на белом снегу. Лист – как широкая открытая ладонь…На шубейку ее синего бархата упал дубовый лист. Наталья взяла его и долго разглядывала – на что похож, с чем сходен? ... Скрипка! Или альт…Ах, музыка, любимое занятие Шереметевых и Черкасских! Инструмент лишь умелым рукам подвластен – неслух коснется скрипичных струн, скрып получится, а ежели приезжий итальянец тронет смычком, запоет она человеческим голосом. Слушаешь, и каждый человек тебе будто друг сердешный…Не так же и любовь? Гневливого укротит, плачущего успокоит, робкого ободрит…К примеру, как у них с Долгоруким…»

         Сейчас мы проходим по липовой аллее. И поворачиваем к главному входу. Ведь раньше он был не со стороны Владимирского тракта, а со стороны Разинского шоссе.

          Три века назад здесь росли деревья. Парк, протянувший на юго-восток, изобиловал аллеями, лабиринтами, которые выводили то к гроту, то к беседкам, то к прудам среди сосновых рощ с зелеными островами.

Прием изложения.

 Метод: Использование исторических документов и художественной литературы. Очерк графа Павла Сергеевича Шереметева(1871 – 1943) «Горенки»: 

 «С левой стороны дорогу окаймляет высокий вал, засаженный старыми деревьями, за которыми огромная зеленая луговина, с прудом посередине, на котором растут кое-где группы сосен и раскинулись частые ели, старые вельмутовые сосны и лиственницы…Парк очень красив. Чудные деревья, стройная липовая аллея, но большей частью парк английский».

        

        Пункт 10. Улица Есенина. 

        Тема: Всеволод Мейерхольд и Балашиха.

Прием  показа. 

        Мы подходим к бывшей Васильевской просеке. На этой улочке всего два дома. И носит она имя Сергея Есенина. Перед голубым плотным забором поставлена мемориальная доска режиссеру Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду, а за забором ютится небольшая дача. В 20-х годах режиссер Всеволод Мейерхольд женился  на актрисе Зинаиде Райх. В 1926 году они на деньги  ее бывшего мужа поэта Сергея Есенина купили дачу в Горенском парке. Сюда к ним приезжали В.Маяковский, С.Прокофьев, Д.Шостакович, И.Ильинский и другие деятели культуры. На этой даче жили дети Райх и Есенина: Татьяна и Константин, а  сейчас живет их внук Владимир Кутузов, сын Татьяны. С момента ареста Мейерхольда в 1939 году за его якобы антиреволюционную деятельность  до 1943 года здесь  хранился его архив, затем его спрятал у себя Эйзенштейн.

 

Прием изложения.  Рассказ о Мейерхольде. 

        Мейерхольд в драматургии с 1898 года. В 1923 он создал свой театр ТИМ (позднее ГосТИМ), провозглашающий принцип театрального традиционализма с особой системой «биомеханики», на которой строится вся современная драматургия. Главные принципы биомеханики можно суммировать так:

- творчество актёра есть творчество пластических форм в пространстве;

- искусство актёра есть умение правильно использовать выразительные средства своего тела;

- путь к образу и к чувству надо начинать не с переживания и не с осмысления роли, не с попытки усвоить психологическую сущность явления; вообще не «изнутри», а извне, - начинать с движения.

Отсюда вытекали и главные требования к актёру: начинать с движения может только такой актёр, который прекрасно натренирован, обладает музыкальной ритмичностью и лёгкой рефлекторной возбудимостью. Для этого природные данные актёра должны быть развиты систематическими тренировками. Главное внимание уделяется ритму и темпу актёрской игры. Главное требование - музыкальная организованность пластического и словесного рисунка роли. Такими тренировками могли стать только специальные биомеханические упражнения. Цель биомеханики - технологически подготовить «комедианта» нового театра к выполнению любых самых сложных игровых задач.

Мейерхольд утверждал, что тело актёра должно стать идеальным музыкальным инструментом в руках самого актёра. Актёр должен постоянно совершенствовать культуру телесной выразительности, развивая ощущения собственного тела в пространстве. Упрёки Мейерхольду, что биомеханика воспитывает «бездушного» актёра, не чувствующего, не переживающего, актёра-спортсмена и акробата, мастер начисто отвергал. И справедливо. Он настаивал на том, что точно найденная, отработанная, закреплённая внешняя форма «подсказывает» нужное чувство, возбуждает переживание. Путь к «душе», к переживаниям, утверждал он, можно найти только с помощью определённых физических положений и состояний («точки возбудимости»), фиксированных в партитуре роли».

 Постановки «Лес», «Мандат», «Ревизор», «Горе от ума», «Клоп», «Баня», «Последний решительный», «Дама с камелиями» принесли Мейерхольду и его театру мировую славу. Умер  Мейерхольд в 1940. В 1956 году благодаря стараниям его внучки Марии Валентей он был реабилитирован. А в 1995 году муж Марины Константиновны Есениной Вячеслав Шугаев поставил перед домом мемориальную доску.

Заключение. Вот и подошла к концу наша экскурсия по Горенкам  литературным. Надеемся, что вы поняли, что любое место нашей родины полно загадок и интересных историй, и наша задача – сохранить эти истории для будущих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект

Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Презентация "Вечный поэт - Анна Андреевна Ахматова (Горенко)" для учащихся 11 класса

Данная работа может быть использована для уроков литературы в 11 классе при изучении биографии поэтессы Анны Ахматовой. В работе содержатся интересные сведения о жизненном и творческом пути поэта эпох...

Тематический план кружка "Горенка"

Кружок для детей средней группы по патриатическому воспитанию...