М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Панькова Евгения Георгиевна

Воспитание уважения к великому прошлому России, знакомство с композицией стихотворения и особенностями повествования- главные цели урока литературы в 5 классе по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodino.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

Цели урока: воспитание уважения к великому прошлому России, знакомство с композицией стихотворения и особенностями повествования.

Ход урока.

Информации для учителя.

Размышления автора о смелости, бесстрашии, подвиге, воинском долге, зашиты Отечества, связи поколений волнуют современных подростков.

Развязка в стихотворении очевидна. Кого стали считать бойцы? Уцелевших? Погибших? В некоторых классах по этому поводу возникают споры. Главное, чтобы ученикам стало ясно, что погибших было много, и что герои победы тоже были достаточно многочисленны. Учителю приносит удовлетворение то, что у учеников уже сформировалась способность чувствовать финал яркого лироэпического произведения.

В композиции этого произведения есть моменты, на которые обратим внимание. Почему первая и последняя строфы в рассказе старого солдата почти полностью повторяются? Что в них изменено? Как это объяснить?

— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля... Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы!

— Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя,

Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Кроме выделенных строк можно обратить внимание и на то, что в пятой строке первой строфы — многоточие, в последней — точка. Особенно важно и противопоставление поколений: нынешнее и могучее, лихое племя. Сам Лермонтов — именно из «нынешнего» поколения. Подумаем, почему молодой солдат не высказывает несогласие с репликой: «Богатыри — не вы!»

Однако учеников больше интересуют «схватки боевые», о которых тактично рассказал старый солдат

1. Вступительная беседа.

Цель ее - приблизить личный опыт пятиклассников, уровень их мания к восприятию содержания изучаемого произведения.

Как вы думаете, чем может гордиться человек?

А бывает ли, ни ваш взгляд, когда что-то является
поводом для  гордости всего народа?

Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о великих исторических событиях.

Учитель, обобщая сказанное, подчеркнёт, что темой урока Бородинском сражении 1812 том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю. Лермонтова.

II.        Знакомство с автором

Организуя этот этап урока, учитель должен помочь учащимся понять,  почему волновал поэта 1812 год и почему к 25-летию со дня Бородинского  сражения он обращается к этому событию. Говоря в доступной  форме о трагедии лермонтовского поколения, учитель подведёт к пониманию дальнейшем чтении стихотворения) строк: «Да, были люди в наше не то, что нынешнее племя...»

III.        Историческая справка.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Рос сию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французские войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Моей громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии и считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Рус солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Мне из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раз роли друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе дали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой МО вон, втаскивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском...»

Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранило ко более? тыс. человек, у французов - вся гвардия (19 тыс. человек). Победить  русское войско не удалось, но оно было обескровлено.взвесив  все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе «У Бородино французская армия расшиблась о русскую». Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об её учреждении говорилось: «Воины! Славный... год, в который ... поразили вы лютого и сильного врага ... минул; но не пройдут и не умолкнут... громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!».

IV.        Словарная работа.

Большинство военных терминов первой четверти XIX века (редут, лафет, бивак, кивер, улан, картечь, драгуны) объяснены в учебных хрестоматиях. Можно некоторые из них соотнести со зрительными впечатлениями, с помощью подготовленных к уроку репродукций.

V.        Выразительное чтение стихотворения учителем.

Проверяя первичное восприятие, зададим вопрос:

-        Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?

VI.        Особенности организации текста стихотворения.

В чём особенность построения стихотворения?
(Диалог и монолог).

Кто участвует в разговоре?

Напомним понятие строфы, как сочетания   стихотворных строк, образующих единство. ~  Сколько строф в стихотворении? Какое количество из них отведено монологу старого солдата? ~  Как содержание первой строфы подсказывает нам, как её читать?

Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату?

Какова тема прочитанного нами стихотворения ?

Что заставляет старого солдата обратиться воспоминаниям?

Перечитывая слова молодого человека, заметим, что они как одно вопросительное и два восклицательных предложения. Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, была сдана Москва. Непросто выслушивать этот скрытый упрёк ветерана

-        С чего начинает солдат свой ответ ?

Он с гордостью говорит о славных людях-богатырях, участниках Бородинского сражения, и сравнивает их с «нынешнем племенем», подтвердить свой ответ, обращается к картинам прошлого...

V. Герои стихотворения - герои Бородина.

Беседа по вопросам.

Хотя Лермонтов не даёт описания внешности рассказчика,

как вы себе его представляете?

От какого лица ведётся повествование? О чём это говорит?

Что мы узнаём об однополчанах старого артиллериста? Как
они проявляют себя до и во время боя ?

Почему в повторяющихся в тексте стихотворения строфах
(см. 2 и!4) Лермонтов делает небольшие изменения? Что хочет подчеркнуть поэт вместе со своим героем?

Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Бородино".

Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....

М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения

Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...

методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"

Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....

Презентация М.Ю.Лермонтов "Бородино"Автор Прохорова С.В.

Презентация показывает историческое значение войны 2012 года на примере литературного произведения....

М.Ю.Лермонтов "Бородино". Композиция, особенности повествования.

Цели урока: познакомить с детскими годами М.Ю.Лермонтова;знакомство  с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”,воспитывать уважения к великому прошлому....

разработка урока литературы в 5 классе "М.Лермонтов бородино"

Урок-исследование по литературе и истории посвящён победе России в войне 1812 года.Приложение к уроку- аудиозапись стихотворения, презентаця....