М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Воспитание уважения к великому прошлому России, знакомство с композицией стихотворения и особенностями повествования- главные цели урока литературы в 5 классе по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borodino.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
Цели урока: воспитание уважения к великому прошлому России, знакомство с композицией стихотворения и особенностями повествования.
Ход урока.
Информации для учителя.
Размышления автора о смелости, бесстрашии, подвиге, воинском долге, зашиты Отечества, связи поколений волнуют современных подростков.
Развязка в стихотворении очевидна. Кого стали считать бойцы? Уцелевших? Погибших? В некоторых классах по этому поводу возникают споры. Главное, чтобы ученикам стало ясно, что погибших было много, и что герои победы тоже были достаточно многочисленны. Учителю приносит удовлетворение то, что у учеников уже сформировалась способность чувствовать финал яркого лироэпического произведения.
В композиции этого произведения есть моменты, на которые обратим внимание. Почему первая и последняя строфы в рассказе старого солдата почти полностью повторяются? Что в них изменено? Как это объяснить?
— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля... Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы!
— Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя,
Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!
Кроме выделенных строк можно обратить внимание и на то, что в пятой строке первой строфы — многоточие, в последней — точка. Особенно важно и противопоставление поколений: нынешнее и могучее, лихое племя. Сам Лермонтов — именно из «нынешнего» поколения. Подумаем, почему молодой солдат не высказывает несогласие с репликой: «Богатыри — не вы!»
Однако учеников больше интересуют «схватки боевые», о которых тактично рассказал старый солдат
1. Вступительная беседа.
Цель ее - приблизить личный опыт пятиклассников, уровень их мания к восприятию содержания изучаемого произведения.
Как вы думаете, чем может гордиться человек?
А бывает ли, ни ваш взгляд, когда что-то является
поводом для гордости всего народа?
Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о великих исторических событиях.
Учитель, обобщая сказанное, подчеркнёт, что темой урока Бородинском сражении 1812 том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю. Лермонтова.
II. Знакомство с автором
Организуя этот этап урока, учитель должен помочь учащимся понять, почему волновал поэта 1812 год и почему к 25-летию со дня Бородинского сражения он обращается к этому событию. Говоря в доступной форме о трагедии лермонтовского поколения, учитель подведёт к пониманию дальнейшем чтении стихотворения) строк: «Да, были люди в наше не то, что нынешнее племя...»
III. Историческая справка.
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Рос сию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французские войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Моей громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии и считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Рус солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Мне из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раз роли друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе дали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой МО вон, втаскивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском...»
Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранило ко более? тыс. человек, у французов - вся гвардия (19 тыс. человек). Победить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе «У Бородино французская армия расшиблась о русскую». Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об её учреждении говорилось: «Воины! Славный... год, в который ... поразили вы лютого и сильного врага ... минул; но не пройдут и не умолкнут... громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!».
IV. Словарная работа.
Большинство военных терминов первой четверти XIX века (редут, лафет, бивак, кивер, улан, картечь, драгуны) объяснены в учебных хрестоматиях. Можно некоторые из них соотнести со зрительными впечатлениями, с помощью подготовленных к уроку репродукций.
V. Выразительное чтение стихотворения учителем.
Проверяя первичное восприятие, зададим вопрос:
- Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?
VI. Особенности организации текста стихотворения.
В чём особенность построения стихотворения?
(Диалог и монолог).
Кто участвует в разговоре?
Напомним понятие строфы, как сочетания стихотворных строк, образующих единство. ~ Сколько строф в стихотворении? Какое количество из них отведено монологу старого солдата? ~ Как содержание первой строфы подсказывает нам, как её читать?
Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату?
Какова тема прочитанного нами стихотворения ?
Что заставляет старого солдата обратиться воспоминаниям?
Перечитывая слова молодого человека, заметим, что они как одно вопросительное и два восклицательных предложения. Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, была сдана Москва. Непросто выслушивать этот скрытый упрёк ветерана
- С чего начинает солдат свой ответ ?
Он с гордостью говорит о славных людях-богатырях, участниках Бородинского сражения, и сравнивает их с «нынешнем племенем», подтвердить свой ответ, обращается к картинам прошлого...
V. Герои стихотворения - герои Бородина.
Беседа по вопросам.
Хотя Лермонтов не даёт описания внешности рассказчика,
как вы себе его представляете?
От какого лица ведётся повествование? О чём это говорит?
Что мы узнаём об однополчанах старого артиллериста? Как
они проявляют себя до и во время боя ?
Почему в повторяющихся в тексте стихотворения строфах
(см. 2 и!4) Лермонтов делает небольшие изменения? Что хочет подчеркнуть поэт вместе со своим героем?
Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Бородино".
Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....
М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения
Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...
методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"
Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....
Михаил Лермонтов "Бородино"
Презентация....
Презентация М.Ю.Лермонтов "Бородино"Автор Прохорова С.В.
Презентация показывает историческое значение войны 2012 года на примере литературного произведения....
М.Ю.Лермонтов "Бородино". Композиция, особенности повествования.
Цели урока: познакомить с детскими годами М.Ю.Лермонтова;знакомство с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”,воспитывать уважения к великому прошлому....
разработка урока литературы в 5 классе "М.Лермонтов бородино"
Урок-исследование по литературе и истории посвящён победе России в войне 1812 года.Приложение к уроку- аудиозапись стихотворения, презентаця....