Тема: Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока литературы в 5 классе. Тип урока: урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 34.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс : 5
Тема: Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя.
Цели: Познакомиться с впечатлениями детства Тургенева; познакомиться с историей создания рассказа «Муму»; познакомиться с портретом главного героя рассказа; окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель. Проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима). Показать симпатию автора к своему герою, направить читательское восприятие; обогатить представления учащихся о нравственных качествах Герасима; выявить душевную щедрость, высокую человечность, чуткость героя; показать, что душевное богатство и чёрствость, опустошённость вне социальных отличий.
Основное содержание темы, термины и понятия:
- Основное содержание
- Работа с тестовым заданием
- Сообщение учеников о крепостном праве, о прототипах героев
- Просмотр отрывка из мультфильма по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
- Аналитическая беседа по тексту
- Составление кластера «Образ Герасима»
- Словарная работа
- Работа в группах
- Термины и понятия:
Литературный герой, портрет, прототип, метафора, сравнение, гипербола, крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой; аннибалова клятва.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учеников; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому.
Метапредметные
- Познавательные: расширить представление детей о жизни крепостных крестьян в России 19 века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
- Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану, формулируя вопросы по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения; формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.
- Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение высказывающего.
Предметные:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
понимание ключевых проблем рассказа И.С. Тургенева «Муму», связанных с образами барыни и Герасима; понимание связи произведенийя с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; формирование навыков составления рассказа о герое, лексической работы, работы с иллюстрациями; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- В ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.
- В сфере физической деятельности: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.
Организация образовательного пространства
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Мультфильм по рассказу И.С.Тургенева "Муму"
Межпредметные связи
История:
Отмена крепостного права
МХК
Иллюстрации к рассказу И.С.Тургенева «Муму»:
«Каморка Герасима» Художник А. И. Кулешов
Формы работы: фронтальная, в группе, индивидуальная
Ход урока:
Приветствие учителя
- Сегодня у нас урок-знакомство (прикрепляет на доску блок кластера «Знакомство»). Что такое знакомство?
Предполагаемые ответы: поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности
- Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.
- Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?
Работа с кластером (графический систематизатор знаний)
- Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?
- Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?
Необходима тема для общения
Сегодня мы познакомимся с великим русским писателем И.С.Тургеневым
Запишите тему урока: Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя
Перед нами стоит цель: познакомиться с впечатлениями детстваТургенева; познакомиться с историей создания рассказа «Муму»; познакомиться с портретом главного героя рассказа.
А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок? Определите ваши цели урока?
Сформулируйте учебную задачу, проговорите ее в паре, запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться анализировать образ героя».
Зачитывает вслух определение портрета. «Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения».
Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом русском писателе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада» — именно так выглядел Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет.
Сообщение ученика: Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. В имении был и роскошный двухэтажный дом с колоннами, почти в 40 комнат, и уютные уголки огромного парка с тенистыми аллеями и прудами, и великолепные цветники. Около дома — «службы»: постройки для дворни (крепостных слуг), которых было около трехсот человек: повара, прачки, столяры, портные, мальчики для побегушек, кружевницы... Подальше — скотный, конный и птичий дворы. Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя. Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с её завода.
Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто в ее имении. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816 году она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, а затем 28 октября (9 ноября) 1818 года Иван. Главным лицом в усадьбе была мать писателя Варвара Петровна. Она была очень богатой, ей принадлежала не только усадьба Спасское, но и еще несколько имений и тысячи крепостных крестьян.
Своевольная, властолюбивая, она была умна, образованна... Но, несмотря на свой ум и образованность, была она жестокой помещицей-крепостницей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что та не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал ее любимый цветок. Прихотям и причудам Варвары Петровны не было конца. Домашний врач из крепостных обязан был каждое утро справляться о ее здоровье, вести записи и отсылать их в Москву двум докторам.
Работа в парах: Сейчас вы внимательно прочитаете статью в учебнике на страницах 188-189. Выделите ту информацию, которая не прозвучала в выступлении Кирилла. Выявление затруднений и пути построения из затруднений.
+(Николай Иванович Якушин – заведующий кафедрой истории журналистики и литературы Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, профессор кафедры литературы в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А. Шолохова. Н.И. Якушин – известный исследователь истории русской литературы)
На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?
Сообщение ученика: Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (отрабатывали барщину) или отдавать ему часть заработанных денег (платили оброк).
Обратимся к значению слов: барщина, оброк.
Сообщение ученика: Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».
Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.
Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.
Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными, но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в своей спальне.
1852 год – написание рассказа «Муму». Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом. (Повесть —средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы).
1861г – отмена крепостного права
Почему Тургенев обращается к теме повести «Муму» задолго до отмены крепостного права?
Сообщение ученика: В 1852 г умирает Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял некролог. (НЕКРОЛО́Г - статья по поводу смерти какого-нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности). Но власти запретили употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную статью в «Московских ведомостях» царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом в полиции Тургенев жил по соседству с помещением, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Каждый день Тургенев слышал хлест розг и их крики.
Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» Это была его аннибалова клятва (клятва до конца жизни)– бороться за отмену крепостного права
// твёрдая решимость быть непримиримым в отношении кого-либо или чего-либо до конца//
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества..
Сообщение ученика: Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Всё вынес…
История, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле. Мать Тургенева Варвара Петровна и немой дворник Андрей – прототипы героев – барыни и Герасима.
Прототип (работают со словарем) Гайдоров = Радько
Запись термина в тетрадях учащихся.
Прототип - реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.
- Рассказ начинается словами «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом…»
- А вам бы хотелось на миг оказаться в доме барыни?
- Ну что ж, у нас есть такая возможность. Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма. Ваша задача - ощутить атмосферу барского дома и нарисовать словесный портрет барыни.
Просмотр начала мультфильма по рассказу И.С.Тургенева «Муму» (1 кадр - о барыне) 2 минуты
- Итак, как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом.)
- Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.)
Комментированное чтение первого абзаца рассказа БАРЫНЯ с.189
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом (Почему балкон покривился? скупа она и позабыта-позаброшена) жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала (Какой оттенок имеет это слово?) последние годы своей скупой и скучающей старости. (Почему автор говорит о её старости именно так?) День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи. (Найдите развёрнутую метафору. Что означает эта метафора?) (Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)
День - это зрелые годы, утро - юность, ночь – старость. Скажите, когда день для нас нерадостный и ненастный (когда нет солнца). А что в жизни может греть так же как солнце? Что способно осветить нашу жизнь? (дружба, любовь). Не было в жизни барыни ни дружбы, ни любви. Почему же? Ведь у неё были дети, рядом были слуги. (Была она чёрствая, капризная и злая.)
- Какую характеристику даёт автор барыне? (Барыня – вдова. Она живёт уединённо, «окружённая многочисленной дворней». «Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко». В прошлом у неё было мало радости, да и настоящее приносило одни огорчения: «она…доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».)
- Все герои рассказа имеют свои имена, порой даже значащие, кроме барыни. Почему барыня названа в рассказе «причудливой старухой»? (В образе причудливой старухи находит отражение уродливое явление русской жизни начала XIX в., порождённое крепостным правом. Образ героини является собирательным, то есть включающим характерные черты определённого явления).
Образ Герасима, работа в парах.
- Сегодня мы начнем работать над характеристикой Герасима (вот по такому кластеру).
- Сейчас вы получите задания по рядам, задания выполняются в парах. Мы читаем отрывки из 1 главы, а вы выполняете задание (читают ребята по очереди – по 1 предложению) первую главу, ваша задача – выполнить задание. Отвечает один от пары.
1 ряд - Обязанности Герасима в деревне.
Почему Герасим так усердно и много работал? Найти эпитеты
ЖИЗНЬ ГЕРАСИМА В ДЕРЕВНЕ
Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.
Одаренный необычайной силой, он работал за четверых-дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей.
Словарная работа.
Выяснение лексического значения слов, характеризующих образ Герасима:
Неистомный – не знающий усталости, утомления.
Тягловый мужик- тягло – сколько должны обработать земли с семьи. В данном случае «который выполняет самую трудную работу в поле»
Исправный - бесперебойный, безотказный; аккуратный, внимательный
Трехаршинный цеп 2 метра 13 см.
- Зачем барыня взяла Герасима из деревни? (забавно ей было – такой огромный дворник)
- Как выглядел Герасим? В чём было несчастье Герасима?
- Чем был для Герасима переезд в Москву (с точки зрения его и барыни)?
(Барыня считала, что повысила Герасима, а он же в этом не разбирался, ему лучше было в родной деревне.)
- Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди....Почему? И ещё говорит о нём «славный он был мужик».
- Как относится автор к своему герою?
- Автор пишет, что на работу Герасима «весело было смотреть». Скажите, тот, кто так работает, что на него весело смотреть, получает сам удовольствие от работы?
(По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии. )
2 ряд - Обязанности Герасима в городе.
Задание: Найти сравнение, объяснить значение
ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ
Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить. И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом – и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья; а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди, при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.
- Как исполнял Герасим обязанности дворника? Почему новые занятия казались ему шуткой?
- Значение сравнения (сила, ловкость, удаль, любовь к работе, к труду – вот что мы видим в этом сравнении «как стекло»)
3 ряд - Интерьер, описание каморки Герасима.
Задание: подобратть ключевые слова – ассоциации.
Что можно сказать о характере Герасима, глядя на обстановку в его каморке?
Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее- не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках,, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.
- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание?
(Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть сильные преувеличения. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы».)
- Прочитайте ключевые слова ещё раз, какая ассоциация возникает? Какой герой живёт в такой комнате? (Богатырь)
- Скажите, а какой нрав был у Герасима? (строгий, справедливый, серьёзный, рассудительный, степенный)
1 группа
ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ
Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его побаивались,- а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице.
- Как Герасим относится к другим героям? Почему?
Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?
2 группа
ХАРАКТЕР ГЕРАСИМА
Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда! увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.
- Каково значение слова «степенный»?
Рассудительно-серьезный, отличающийся основательностью поступков, достоинством поведения. 2. Свойственный рассудительному человеку, характерный для него.
3 группа
КАК ПЕРЕНОСИЛ СВОЁ НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРАСИМ?
Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги - и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат-бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; а полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец кгородскому житью.
(Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.)
- Почему Герасим «швыряет метлу и лопату», а не ставит их или бросает?
- Почему не ложился, а «бросался на землю»? Какое чувство хотел подчеркнуть писатель?
- Герасиму было тоскливо, одиноко в городе. У него не было напряжённой работы, которая приносила бы усталость и удовлетворение. Но… Изменился ли Герасим? Согнула ли Герасима чуждая ему жизнь? Сломался ли он?
(Герасим, которого взяли в город в качестве «представительной фигуры» и только, остался таким же собранным, аккуратным, трудолюбивым и прямым, каким был в деревне. Он сумел сохранить чувство собственного достоинства).
Кластер это блок из нескольких объектов...
Обсуждение созданного в группах кластера «Образ Герасима»
V этап. Рефлексивная деятельность
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Задание 1 (самоанализ)
- Мы познакомились с главным героем рассказа, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты.
- Какие качества героя вам близки, ценны для вас?
Задание 2 (самооценка)
- Вернитесь к цели урока. Достигли вы ее или нет? Что помогло достигнуть цели?
- Может ли составленный кластер пригодиться в будущем?
- Понравилось ли работать в группе? Какая группа выступила с более полным и интересным ответом? Какой группе поставим «5», какой «4»? Почему?
- Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. Он не сдался, когда оказался в городе. Герасима отличает стойкость характера, сила духа и оптимизм.
Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Наш герой — один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. Но наступит время, когда образцовый слуга, проявив неслыханную дерзость, самовольно уйдет от барыни. Причины ухода останутся для окружающих загадкой. Но это предмет разговора на следующих уроках.
Домашнее задание: Прочитать с.193 – 202 (пересказ) Мини-сочинение на тему: «Каким я себе представляю Герасима».
Рефлексия.
Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?
- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.
- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.
- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».
- Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ "СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ". МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА
Методическая разработка урока литературы для 10 класса по теме Иван Сергеевич Тургенев "Стихотворения в прозе" поможет учащимся открыть для себя личность великого писателя...
Презентация "Иван Сергеевич Тургенев.Биография.Рассказ «Муму».Знакомство с героями "
Презентация "Иван Сергеевич Тургенев.Биография.Рассказ «Муму».Знакомство с героями "...
Урок "Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. «Муму» - рассказ о жизни в эпоху господства крепостного права".
Уроки литературы в 5 классе по творчеству И.С.Тургенева...
Урок литературы в 6 классе по ФГОС. Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир.
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по ФГОС....
Урок-знакомство "Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя"
Данная разработка по ФГОС поможет учителю-предметнику провести урок литературы в 5 классе....
Конспект урока в 6 «Б» классе по ФГОС "Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир."
Урок в 6 «Б» классе по ФГОС " Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир."...
Конспект урока литературы в 5 классе. И.С.Тургенев. Реальная основа рассказа "Муму". Образ главного героя.
Знакомство с творчеством писателя, с историей создания рассказа "Муму", с портретом главного героя рассказа....