Мое творчество
материал по литературе по теме

Галиева Эльвира Райфаловна

Рассказ написан в 2010 году.События, происходившие  в рассказе автобиографичны.Имена изменены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maksimka.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Максимка

   

   На кладбище звонко , по-хозяйски , чирикали воробьи. Их веселый праздничный гомон был совсем неуместен , резал слух , и  от этого  

мое присутствие перед простенькой могилкой казалось верхом несправедливости и отчаяния.                                                  Все давно ушли, а я не могла оторвать взгляд от маленького холмика , как будто хотела вымолить прощение у того , кто уже никогда не подбежит ко мне и  не прокричит, картавя : «Зд-р-р-р-авствуйте, Элеонор-р-ра Юр-р-р-евна!»                                                 С фотографии надгробного памятника на меня , улыбаясь, смотрел мой бывший ученик Максим, в классе его называли Максимка. Большие доверчивые глаза смотрели на мир с каким-то испугом-удивлением. Мне всегда казалось : они извинялись или просили прощения за то, что просто существуют на белом свете.                 Помню тоненький писклявый голосок, которым он так смешил класс , помню нервно прыгающий кадык под нежной детской кожей,  помню нескладную фигуру. При первой же встрече возникало желание защитить, закрыть крылом, не дать растоптать трепетную нежность , которая жила в нем. Он был из тех, кто плакал над выдернутыми крыльями бабочки, тащил домой бездомных котят и разговаривал с цветами. Бабушка, воспитывавшая Максимку , сначала кричала, когда внук приносил  голодного бедолагу, потом успокаивалась и пристраивала к сердобольным подругам. Мать появлялась в доме редко: у ней была новая семья. Но любил ее Максимка преданно и беззаветно.                 

        Когда Максимка пошел в седьмой класс, мать тяжело заболела. Нужны были дорогие лекарства, а семья и так едва сводила концы с концами. Мальчишка ходил мрачный : перестал общаться со своими закадычными друзьями, не слышно стало его голоска на переменах, иногда на уроке задумывался и долго смотрел на одну точку.  На мой вопрос , что произошло, ответил: «Мама больна. Нужны деньги. Заграничные ампулы стоят дорого.»

        На классном собрании было решено единогласно: немедленно собрать деньги и отдать на лечение мамы Максима. Он, конечно, обрадовался, но чувствовалась какая-то неловкость во всем его облике. Взгляд его пронзительно-синих глаз будто просил у нас прощения за причиненное беспокойство.

        Деньги сложили в большой конверт и отдали Максимке после занятий. Мальчишка, растерянный, вышел из класса , осторожно неся перед собой белоснежное сокровище. Никогда не забуду его глаза, полные слез и благодарности… И жалкую спину в проеме двери… Внутри что-то заныло, забеспокоилось, но я отогнала эти предательские чувства , убедив себя в том , что ситуация под контролем и беспокоиться нечего.

         Наших денег хватило лишь  на несколько ампул. Вскоре Максимка нас успокоил, сказав, что помогли родственники. Я и не могла предположить, что неловко ему было  беспокоить чужих людей  просьбами о помощи. Стеснялся он…

        Начались зимние каникулы. Вихрь праздников и новые впечатления отодвинули чужие проблемы. Казалось, новая радостная жизнь пишется с чистого листа. Казалось, какие-то сказочные существа унесли в снежном танце все печали и неприятности прошлого года. Поведение моих воспитанников только подтверждало «правильность» моих наивных умозаключений.

        А Максимка изменился: стал водиться с ребятами постарше, сторонился одноклассников , пропускал уроки, старательно избегал откровенных разговоров со мной. В детском коллективе ничего не скроешь, и  многие стали замечать , что у Максимки появились деньги. На мои вопросы отвечал, мол стал  подрабатывать в магазине разнорабочим.  А сам виновато улыбался, чем в моей душе и посеял зерна  сомнения.

        Беда пришла по телефону.  Тех пор я боюсь ночных телефонных звонков. Кто-то глухо сказал в трубку: «Максимки больше нет. Его убили. Приходите завтра проститься.»

        Он воровал запчасти , вскрывая ночами машины. Хозяин одной из машин выследил вора и ударил монтировкой по голове. По-

пал в висок. Максимку не успели довести в больницу.

        Убийцу Максимки оправдали. Откупился он и от пострадавшей матери, и от суда. Сможет ли когда-нибудь откупиться от Бога?  

        После похорон бабушка , разбирая вещи внука, нашла большую пачку денег да еще дневник, прочитать который у нее не хватило сил.                                                                        

        Наконец-то воробьи угомонились , улетели по своим птичьим делам. Поднимаю глаза к небу и задаю немой вопрос: « Как случилось так, что  мы, умные взрослые  люди, не смогли сберечь тебя? Прости, Максимка…»                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"

Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....