№ п/п | Тема урока | Тип / вид урока | Основные понятия | Учебные навыки |
| Оборудование к уроку | Проверка знаний | Домашнее задание |
|
|
|
| предметные | общеучебные |
|
|
|
| Введение. Судьба России в ХХ в. Характеристика литер. процесса начала ХХв. Осн. направления, темы и проблемы рус. л-ры ХХв. Философ. мысль начала столетия | Комбинированный урок; лекция | Литературный процесс (сложности и противоречия), направления | Взаимодействие зарубежной, русской лит-ры и лит-ры других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия |
| Опорные схемы и таблицы; иллюстратив ный материал | Выборочный опрос | Конспект, инд. задания |
|
|
|
|
|
|
| Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб. | Лирика Бунина (ид.-темат. ан-з) |
| И.А.Бунин. Традиции XIXв. в творчестве писателя. Философичность, живописность, лаконизм и изысканность лирики | Комбинированный урок; лабораторная ра бота | Психологизм, философичность, лаконизм, | Жанровое, идейно-тематическое своеобразие | Схематизация материала, сопоставительная хар-ка | Опорные схемы и таблицы; иллюстратив ный материал | Индивидуальный опрос, словарно-орф. работа | Ид.-тем. ан-з стихотвор. |
|
|
|
|
|
|
|
| Рассказ «Г. С-Ф.», учеб-к |
| «Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа. Социально-философские обобщения прозы | Комбинированный урок; урок-практикум | Поэтика, толстов ские и чеховские традиц. | Осуждение бездуховности существования, взаимосвязь мира чел-ка и того, что его окружает |
| Опорные схемы и таблицы | Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб. | Ид.-тем. ан-з текста |
|
|
|
|
|
|
|
| «Т. аллеи» |
| «Тёмные аллеи». Своеобраз. цикла | Практикум | Литерат. цикл | Ан-з текста | Худож. чтение | Дополн. л-ра | Комбинир. опр. | «Чист. пон.» |
| Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе | Комбинированный; лабораторная ра бота | Литературные реминисценции, романтика | Поэтизация мира. Концентрированность повествования. анализ эпизода |
| Опорные схемы и таблицы, иллюстр. мат-л | Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб. | Идейно-композиционый ан-з |
| Психологизм и особ-ти «внешней изобразит-ти» бунинской прозы | Урок-практикум РР | Психологизм | Сюжетно-композиц. анализ текста, портретная характеристика |
| Опорные схемы и таблицы | Выборочный опрос | Подгот. к сочин. (план) |
| А.И.Куприн. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографич. и гу-мани стиче ский характер повести | Лекция с элементами беседы | Самопознание, личность, нивелирование, гуманизм | Художественное иллюстрирование; идейно-тематический анализ текста; портретная характеристика героев |
| Опорные сх. и табл., иллюстр. мат-л; видеофильм | Фронтальный опрос, словарно-орфограф. работа | Индивид. з., «Поединок» |
|
| Комбинированный; беседа |
|
|
|
|
| «Гранатовый браслет» |
| «Гранатовый браслет». Проблематика и тематика рассказа. Тема любви. «Суламифь», «Олеся» | Урок-практикум РР | Критический реализм | Схематиз. мат-ла, сопоставительная хар-ка; худож. иллюстриров. |
| Дополнительная литература | Комбинированный опрос | Домашнее сочинение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции | Комбинированный урок; лабораторная работа | Романтический пафос революционных песен | Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького |
| Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература | Выбор. опрос; сл.-орф. работа | Идейно-тем. ан-з, табл. |
|
|
|
|
|
|
| Комбинированный опрос | Индивидуальн. Задан. |
| «На дне» как соц.-философская драма. Новаторство Горького-драматур-га. Сценическая судьба пьесы | Комбинированный урок; лабораторная работа | Новаторство, драматургия, драма | Жанрово-композиционный анализ текста; Идейно-темат. ан-з текста, исследовательск. работа |
| Опорные схемы и таблицы, дополнит. л-ра | Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб. | Идейно-тем. ан-з, таблица, цитаты |
| Три правды в пьесе «На дне», её социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким | Комбинированный урок; лабораторная работа. Урок контроля | Нравственно-философская проблематика, «вечные темы» | Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин) |
| Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература | Фронтальный опрос, словарно-орфограф. работа | Подготовка к сочинению |
|
|
|
|
|
|
|
| Сложный план |
| Философия отчаяния в творчестве Л. Андреева. «Иуда Искариот», «Рассказ о семи повешенных». | Практикум | Литературный портрет | Применение, соверш. и отработка получ. ЗУН, самост. раб. |
| Опорные схемы и таблицы | Фронтальный опрос | Домашнее сочинение |
| Поэзия конца XIX – начала ХХ. Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве нач. века. Основн. направления модернизма | Изучение нового; лекция с элементами беседы | Ренессанс, декадентство, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм | Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания |
| Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература | Индивидуальный опрос, словарно-орф. работа | Конспект, индивидуальн. задан. |
|
| Комбинирован.; беседа |
|
|
| CD (презентация, веб-сайт) | Выборочный опрос | Чтение, пересказ |
| Русский символизм и его истоки. Эстетические взгляды символистов | Лекция с элементами беседы | «старш. символисты» и «младосимволисты» | Интерес к проблемам культурных традиций | Пафос трагического миропонимания | Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра | Выборочный опрос; словарно-орф. работа | Индивид. з.; идейно-тем. анализ |
| В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений Брюсова | Лекция с элементами беседы | Символизм, символ в поэтике символизма | Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений; рационализм, нарочитая отточенность стиля |
| Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература | Комбинированный опрос, словарно-орф. работа | Индивид. з.; идейно-тем. анализ; чтен., пересказ ст. |
| Образ Петербурга в литературе рубежа веков(по р-зу Т.Толстой «Река Оккервиль») | Лекция, беседа (урок внеклассного чтения) | Символизм, образ-символ. Тема родины. | Ид.-тем. ан-з , логика истории и развития связей человека |
| Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра | Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб. | Индивид. з.; идейно-тем. анализ |
| А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики, излюбленные символы. Поиски эстетич. идеала. «Стихи о Прекрасной Даме». | Комбинированный урок; лабораторная ра бота | Неоромантизм «младосимволистов» | Ид.-тем. ан-з , логика истории и развития связей человека и природы | Составл. плана-конспекта, схемат. мат-ла, идейно-композ. своеобразие | Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература; видеофильм | Индивидуальный опрос; слов.-орф. раб. | Чтение, пересказ, индивид. задан. |
|
| Комбинированный; практикум | Эстетический идеал |
|
|
| Комбинированный опрос | Наизусть |
| Трагедия поэта в «страшном мире» | Комбинирован.; лаборат. работа | Образ-символ, филос. пробл. | Ан-з стих., худож. приёмов поэта; выявл. нравств.-фил. пробл. |
| Оп. сх. и табл.; дополнит. л-ра | Выборочный опрос | Конспект, пересказ ст. |
| Эволюция творчества. Тема России, Родины и основной пафос патриотических стихотворений. | Комбинированный; лабораторная ра бота | Эволюция, патриотизм, пафос, образ-символ | Идейно-темат. анализ текста, исследовательская работа; схематизация материала |
| Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра | Фронтальный опрос; словарно-орф. работа | Идейно-тем. анализ; инд. задание |
| Поэма «Двенадцать» — попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. «Вечные образы» в поэме | Комбинированный урок; лабораторная ра бота | «вечные образы», поэма | Сочетание конкретно-истори-ческого и условно-символичес-кого планов в поэме, неоднозначность трактовки финала |
| Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература | Комбинированный опрос, словарно-орф. работа | Домашнее сочинение |
|
|
| Символизм |
|
|
|
| Конспект, индивид. зад. |
| Западноевроп. и отечеств. истоки акмеизма. Акмеизм как национ. форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма | Лекция; лабораторная работа | Акмеизм, неоромантизм, символизм, адамизм | Связь поэтики символизма и акмеизма | Мужественность и твёрдость взгляда на жизнь | Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература | Индивидуальный опрос; словарно-орф. работа | Конспект |
| Н.С.Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики. Героич. и жизнеутверждающий пафос поэзии. | Комбинированный урок; лабораторная ра бота | Пафос, поэтика, акмеизм | Яркость, праздничность восприятия мира; ид.-тем. анализ, выявл. нравств.-филос. проблем. |
| Дополнительная лит-ра | Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. | Индивид. зад |
|
|
|
|
|
|
|
| Конспект |
| Футуризм. Русские футуристы. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика | Комбинированный урок; лабораторная ра бота | Манифест, футуризм, словотворчество | Семантико-фонетический анализ текста | Схематизация мат-ла, сопоставит. хар-ка | Опорные схемы и таблицы, дополн. л-ра | Выборочный опрос, слов.-орф. работа | Ан-з стихотворения, наизусть |
| Эгофутуризм. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина. Эмоциональная яркость стиха | Урок изучения нового; лекция с элементами беседы | Эпатаж, неологизм, метафора, эгофутуризм | Анализ стихотворения | Идейно-темат. анализ текста, исследовательская работа | Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература | Выборочный опрос, словарно-орфографич. работа | Индивид. зад. ан-з стихотворения |
| Кубофутуризм. В.В.Хлебников. Поэтические эксперименты. Б.Л.Пастернак («Центрифуга») | Урок изучения нового; лекция с эл-ми беседы | Эгофутуризм, кубофутуризм, «Центрифуга» | Оригинальность словотворчества, анализ стихотворения, художественных приёмов поэта |
| Опорные схемы и таблицы, дополн. л-ра | Выборочный опрос, слов.-орф. работа | Индивидуальное задан, конспект |
| В.В.Маяковский. Жизнь и тв-во. Дух бунтарства в ранней лирике. Пафос революц. переустройства мира. Сатирич. произведен. поэта | Лкция с эл-ми беседы | Пафос, сатира, футуризм | Материализация метафоры в строках стиха; роль гиперболы и гротеска; новаторство поэта; ан-з стих., худ. приёмов поэта |
| Иллюстративный мат-л | Комбинированный опрос, словарно-орф. работа | Индивид. зад. анализ стих. |
|
| Комбинир. урок; лаборат. ра бота | Манифест, окказионализм |
|
| Дополнительная литература |
| Таблица (схематизац.) |
| Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. Черты избранничества лирического героя | Комбинированный урок; лабораторная ра бота | Любовная лирика, лиризм | Сюжетно-композиционный анализ текста, портретная характеристика героев |
| Опорные схемы и таблицы, дополн. л-ра | Выборочный опрос, слов.-орф. работа | Анализ стихотворений |
| Тема поэта поэзии в творчестве В.В.Маяковского | Комбинирован.; урок-практикум | Новаторство поэта | Выявл. нравств.-филос. проблематики, сост. плана-конспекта |
| Опорные схемы и таблицы | Выбор.опрос, сл.-орф. работа | Домашнее сочинение |
| Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество (обзор) | Урок внеклас-сного чтения; беседа | Новокрестьянская поэзия | Продолж. традиций русс. реалистической крестьянской поэзии XIX века; изображение труда и быта деревни, тема родины |
| Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература | Индивидуальный опрос; слов.-орф. работа | Индивидуальное задание, наизусть |
| С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Народно-песенная основа лирики Имажинизм. | Комбинированный урок; лабораторная ра бота | Имажинизм, лирика | Глубокое чувство родной природы; любовь и сострадание «ко всему живому» |
| Иллюстративный мат-л, дополнит. л-ра | Индивидуальный опрос; сл.-орф. работа | Заполнение табл., индив. задания |
| Тема России в лирике поэта. «Анна Снегина» − поэма о судьбе человека и Родины. | Комбинированный урок; лабораторная ра бота | Патриотизм, ностальгия, философская лир. | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего |
| Иллюстративный мат-л, дополнит. л-ра | Фронт. опрос, слов.-орф. работа | Наизусть, конспект, инд. задания |
| Люб. тема в лирике С.А.Есенина | Комб.; практика | Лирика | Психологич. портреты героев |
| Иллюстр. мат-л | Выбор. опрос | Ан-з стихотв. |
| Тема быстротечности ч-кого бытия в лирике поэта. Трагизм восприятия гибели русской деревни | Комбинированный урок; лабораторная ра бота | Трагизм, драматизм, философская лирика | Выявление частного и общего, идейно-тематический, нравственно-философский анализ |
| Опорные схемы и таблицы, дополн. л-ра | Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. | Инд. задания; подгот. к сочинению |
| Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы» | Урок внеклас-сного чтения; | Тематический цикл произвед. | Сравнительная характеристика, схематизация материала |
| Дополнительная литература | Выборочный опрос | Домашнее сочинение |
| Русская литература после 1917года (до 1941года). Литературный процесс 20-х гг. | Комбинирован.; лекция с элементами беседы | Советская, «воз-вращённая» и л-ра рус. зарубеж. | Общая хар-ка развития страны после Октябр. революц. Сложность периодизации р. л-ры |
| Дополнительная литература; иллюстр. мат-л | Индивидуальный опрос, сл.-орф. работа | Читать тексты (см. след. № ур.) |
| Обзор русской литературы 20-х гг. Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов (А.Серафимович «Железный поток», И.А.Бабель «Конармия») | Комбинированный урок; семинар; лабораторная работа | Гражданственность, патриотизм, интеллигенция, подвиг, романтизация | Поиски нового героя эпохи (Д.Фурманов «Чапаев», Б.Лавренев «Ветер»); выборочн. аналитический пересказ; выявление частного и общего |
| Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература; иллюстр. мат-л | Фронтальный опрос учащихся, словарно-орфографическая работа | Индивидуальное задание |
|
|
|
|
|
|
|
| Хар-ка персонажа |
| А.Фадеев. «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции | Урок изучения нового; практикум | Нравственность, мораль, патриотизм, долг, гуманность | Психологические портреты героев, различие жизненных принципов; нравственно-философский анализ поступков героев |
| Доп. л-ра (современная полемика о романе) | Комбинированный опрос, словарно-орф. работа | Сочинение-миниатюра, индивидуальное задание |
| Поэзия 20-х гг. Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н.Тихонов, М.Светлов, В.Луговской и др.). | Комбинированный урок; семинар; лабораторная работа | Романтизация подвига, патриотизм, проблемы счастья и смысла жизни | Поиски поэтического языка новой эпохи; социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов; идейно-тематический анализ стихотвор. |
| Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература; иллюстр. мат-л | Комбинированный опрос, словарно-орфо-графическая работа | Конспект, индивидуальное задание, идейно-тем. ан-з текста |
| Сатирическое изображение эпохи. Рассказы М.Зощенко | Комбинированный; лаб. работа | Сатира, юмор, комизм | Составл. плана-конспекта, сх. мат-ла, идейно-комп. своеобр. |
| Дополнительная лит-ра | Выборочный опрос | Чит. «Мы»; инд. задания |
| Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее. Е.И.Замятин «Мы» | Урок изучения нового; практикум | Антиутопия, тоталитаризм, ч/кие ценности | Судьба личности в тоталитарном государстве; гуманистическая направленность текста |
| Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра | Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. | Сочинение-миниатюра, конспект |
| Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы | Комбинированный; лекция с эл-ми беседы | Творчество, индивидуализм, | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего |
| Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра | Выборочный опрос, слов.-орф. работа | Чит. тексты Булгакова; инд. задание |
| М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. М.Булгаков и театр. Судьба людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбинных» | Комбинированный; лекция с эл-ми беседы | Новаторство Булгакова-драматурга | Художественное мастерство произведений, жанрово-компо-зиционные особенности текста, аналитический пересказ текста, анализ и подбор соотв. мат-ла |
| Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература; иллюстр. мат-л | Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. | Конспект, индивидуальное задание |
|
| Изучение нового; лабор. работа | Характеристика персонажа |
|
|
| Выборочный опрос | Читать «М. и М.» |
| «Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа. История создания, проблемы и герои романа М.Булгакова. | Комбинированный урок; лекция с эл-ми беседы | Композиция, роман, мистика, проблематика; триада | Сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами |
| Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература | Комбинированный опрос, словарно-орф. работа | Индивидуальные задания; заполнить таблицу |
| Тайнодействие в романе. Москва и Ершалаим. Человеч-ое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и пробл. предат-ва. Фигура Понтия Пилата и тема совести | Комбинированный урок; лабораторная работа | Тайнодействие, совесть, мораль, нравственность, этика | Составление плана-конспекта, схематизация материала, идейно-композиционное своеобразие; выявление нравственно-философской проблематики |
| Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература, видеокассета | Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа | Индивидуальные задания; заполнить таблицу |
| Мастер и его Маргарита. Масштаб изображ. гл. героев романа | Комбинированный; практикум | Характ-ка персонажа, портрет | Характеристика персонажа | Схематизация материала | Опорные схемы и таблицы | Выборочн. опрос, сл.-орф. р. | Конспект, инд. задание |
| Образы Воланда и его свиты. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь) | Комбинированный урок; лекция с эл-ми беседы | Дьяволиада, традиционализм, типизация, | Сопоставительная характеристика | Схематизация материала, составление плана-конспекта | Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература | Комбинированный опрос; словарно-орф. работа | Индиивидуальное задание, ан-з эпизода |
| Сатирическое изображение Москвы («бесчисленное уродство нашего быта»). Проблема нравственного выбора в романе | Комбинированный урок; практикум | Сатира, гротеск, юмор, комизм, нравственность | Комплексный анализ эпизода, сравнительная характеристика; проблемное изложение материала; аналитический пересказ |
| Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература | Комбинированный опрос; словарно-орф. работа | Подготовка к сочинению (сложный план) |
| Пробл. тв-ва и судьбы художника. Смысл финальной главы романа | Комбинированный; практикум | Творчество, искусство | Устное аргументированное высказыван. в жанре публицистики |
| Дополнительная литература | Выборочн. опрос, сл.-орф. р. | Домашнее сочинение |
| Контрольная работа | Урок контроля | Своеобразие | Самостоятельная работа |
| Схемы и табл. | Фронт. опрос | Чит. Платон. |
| А.П.Платонов. Жизнь и тв-во. Повесть «Котлован». «Непростые» простые герои Платонова | Урок изучения нового; лекция с эл-ми беседы | Авторский стиль, индивидуальность | Необычность стилистики писателя | Особенности раскрытия «вечных тем» | Иллюстративный материал, опорные схемы | Индииидуальный опрос, сл.-орф. работа | Ид.-тем. своеобразие текстов Пл. |
| Пафос и сатира в произвед. Платонова. Связь его тв-ва с традиц. рус. сатиры (С.-Щ.). Особ-ти композиц. произведен. Платонова | Комбинированный урок; лекция с эл-ми беседы | Пафос, сатира, антиутопия, композиция, соц.-психол. драма | Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее (А.Платонов. «Чевенгур»); Тонкость психологич. анализа |
| Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература | Комбинированный опрос; словарно-орф. работа | Индивид. з., конспект, ан-з стихов Цветаевой |
| М.И.Цветаева. Трагедийная тональность тв-ва. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лир. героя. Поэзия как напряжённый монолог-исповедь | Комбинированный; лекция с эл-ми беседы | Своеобразие поэтического стиля | Сжатость мысли и энергия чувства; мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки |
| Дополнительная литература, видеокассета | Выборочный опрос, слов.-орф. работа | Наизусть, ан-з текста, схематизация |
|
| Комбинированный урок; лабораторная работа | Конфликт, исповедь, психологический портрет |
|
| Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература | Комбинированный опрос; словарно-орф. работа | Индивид. з., конспект, ан-з стихов Мандельшт. |
| О.Э.Мандельштам. Жизнь и тв-во. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. Острота ощущения связи времён. Философичность лирики и литературные образы в поэзии Мандельштама | Лекция; урок-практикум | Эстетика, конфликт, философия | Яркость поэтической палитры поэта | Идейно-тематический анализ текста | Иллюстративный материал, опорные схемы | Выборочный опрос, слов.-орф. работа | Наизусть |
|
| Комбинированный урок; лабораторная работа | Культурология, лирика, | Сюжетно-композиционный анализ текста, портретная характеристика, логика развития связей человека и природы, человека и общества |
| Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература, видеокассета | Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа | Анализ стихотворения; конспект, индивидуальные задания |
| А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеч. переживаний, её психологизм. Художественное своеобразия и поэтическое мастерство любовн. лирики | Комбинированный урок; лабораторная работа | Психологизм, лиризм | Аналитич. пересказ текста, выбор. ан-з, выявл. частного и общего | Схематизация мат-ла, идейно-композиц. ан-з текста | Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература, видеокассета | Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа | Наизусть; индивидуальное задание; |
| Патриотизм и гражданственность поэзии. Судьба России и судьба поэта в лирике А.Ахматовой | Комбинированный; урок-лаборат.работа | Патриотизм, гражданственность, реквием | Выявление нравственно-философской проблематики, выбор жизненной позиции |
| Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра | Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. | Индивид. задание; наизусть |
| Поэма А.Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы | Комбинированный урок; лабораторная работа | Роль эпиграфа, посвящения, эпилога и детали в создании поэтич. образа | Разговорность интонации и музыкальность стиха; библейские мотивы и образы в поэме; победа исторической памяти над забвением как основной пафос |
| Опорные схемы и таблицы; видеокассета | Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. | Сочинение |
|
|
|
|
|
| Дополнит. л-ра | Выборочный опрос; сл.-орф. | Чит. стихи Пастернака |
| Б.Л.Пастернак. Проникновенный лиризм и одухотворённость поэзии, стремление «поймать живое» (пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы). Размышления о жизни, о любви, о природе искусства. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор | Урок изучения нового; лекция с элементами беседы | Соединение патетической интонации и разговорного языка | Поэтическая эволюция П.: от сложности языка к простоте поэтического слова; живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики |
| Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература, видеокассета | Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа | Ан-з стихотв., индивидуальное задание; |
|
| Комбинированный; лабораторная работа |
|
|
| Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература | Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа | Индивид. задание; наизусть |
| Роман «Доктор Живаго». Проблематика, жанровое и художественное своеобразие. Образ Юрия Живаго. Цикл стих. героя | Урок внеклас-сного чтения | Разнообразие типов романа в русской литературе ХХ века | Соединение в романе эпического и лирического начала; связь цикла стихотворений героя с проблематикой романа |
| Дополнительная литература, видеокассета | Индивидуальный опрос | Индивидуальное задание |
|
| Комбинированный; лаборат. р. |
|
|
|
| Комбинированный опрос |
|
| М.А.Шолохов. Жизнь и тв-во писателя. «Донские рассказы». Ид.-тематич. своеобразие цикла | Комбинированный урок; лабораторная работа | Роман-эпопея, реализм, композиция | Художественное мастерство, идейно-композиционные особенности текста |
| Опорные схемы и таблицы; иллюстр. мат-л | Выборочный опрос, слов.-орф. работа | Индивид. задание; читать роман |
| «Тихий Дон» − роман-эпопея о всенародной трагедии. Картины гражданской войны в романе. | Изучение нового | Гражданственность, героизм, патриотизм | Ист.-культ. контекст в произв., ид.-тем. ан-з, логика истории и развития вз/отн. ч/ка и власти |
| Оп. сх. и табл.; дополнит. л-ра, видеокассета | Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. | Ан-з эпизода; инд. задан. |
|
| Комбинированный; лабор. раб. |
|
|
|
|
|
|
| Трагед. н-да и судьба Г.Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость хар-ров и жизн. коллизий в романе. Женские судьбы | Комбинированный урок; лабораторная работа | Специфика художественного строя романа, коллизия | «Вечные темы» в романе: ч-к и история, война и мир, личность и масса. Роль картин природы в изображении жизни героев |
| Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра, видеокассета | Выборочный опрос, слов.-орф. работа | Хар-ка персонажа; инд. задание; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. |
|
| Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон» | Урок-практикум | Эпизод, идейный центр произвед. | Психол. портреты персонажей, различие жизненных принципов |
| Дополнит. л-ра, видеокассета |
| Составление сложн. плана |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Русская литература за рубежом. 1917−1941 годы. Рус. л-ра в изгнании. «Золотое десятилетие» рус. л-ры за рубеж. (1925−1935). Споры о лит-ре и её роли. Судьбы молод. покол. пис. эмиграции | Комбинированный урок; лабораторная работа | «Золотое десятилетие»; духовные искания, нравственность, гуманизм актуальность | Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Харбин и Шанхай − центры зарубежной рус. лит-ры. Поэзия (Г.Иванов, М.Цветаева, В.Ходасевич) и проза (И.Шмелёв, А.Ремизов, Б.Зайцев, В.Набоков, Г.Газданов, М.Алданов и др.) рус. эмиграции («первая волна»; см.№117) |
|
| Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. | Индивидуальные задания; конспект; |
|
| Комбинированный; урок-практикум |
|
|
|
| Выборочный опрос, слов.-орф. работа |
|
| В.В.Набоков. Признание таланта, изобразительной силы писателя, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности, красочности описаний, обилия психологических и формально-стилистических находок. Мастерство Набокова-стилиста | Урок внеклас-сного чтения; комбинированный; лекция с элементами беседы, лабораторной работой | Автор двух литератур (русской и английской); сюжет | Ответств-сть человека за то, как он использует тот дар, к-рый ему дала судьба. Необычность композиц. романа «Дар». Ностальгич. тема в романе «Другие берега». Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя |
| Дополнительн. лит-ра, видеокассета; опорные сх. и табл. | Индивид. опрос; словарно-орфографическая работа | Инд. задан.; конспект; ан-з эпизода, хар-ка |
|
|
| Психологизм, стилистика; комопзиция |
|
| Опорные схемы и таблицы; иллюстр. мат-л | Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. | Ан-з эпизода о ВОВ; выб. пересказ |
| Великая Отечественная война в лит-ре: поэзия, проза, драматургия. Война и дух. жизнь об-ва. Патриотич. мотивы и сила н-дного чувства в лир. военных лет | Лекция с элементами беседы | Романтика и реализм в текстах о войне | Человек на войне и правда о нём (О.Берггольц, М.Исаковский, К.Симонов, Н.Тихонов, А.Сурков, Л.Соболев, К.Паустовский, Б.Гор-батов, А.Фадеев, Э.Казакевич, А.Бек, В.Некрасов; Л.Леонов и др.) |
|
| Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. | Наизусть; выбор. пересказ; |
|
| Семинар; беседа | Патриотизм, истинный, ложный |
|
|
| Выборочный опрос; сл.-орф. | Ид.-тем. своеобразие |
| Русская литература 50−90-х гг. Лит-ра 50-х − начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев | Семинар; беседа с элементами лекции | Конфликт, трагедия, драма, | В.Дудинцев «Не хлебом единым», П.Нилин «Жестокость», В.Шаламов «Колымские рассказы», А.Солженицын «1 день...» |
| Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература | Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа | Инд. задан.; ан-з эпизода, хар-ка персонажа |
| А.И.Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в тв-ве писателя | Комбинированный урок; лабораторная работа | Нравственность, философия, идейно-тематич. своеобразие | Выбор. историко-философский, идейно-тематич. ан-з текста; Выявл. нравств.-философ. проблематики |
| Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература | Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа | Инд. задан.; ан-з эпизода, хар-ка персонажа |
| Тема трагическ. судьбы ч-ка в тоталит. гос-ве и ответств-ти н-да и его руковод. за наст. и буд. страны | Комбинированный; урок-практикум | Роль публицистики в творчестве писателя | Особенности художественных решений в произведениях писателя |
| Дополнительная л-ра,; опорные сх. и табл. | Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. | Выборочный пересказ; ид.-тем. своеобразие, проблематика |
| В.Шаламов. «Колымские рассказы». Проблематика и поэтика | Урок внеклас-сного чтения | Поэтика, проблематика | Анал. пересказ текста, выбор. ан-з, выявл. частного и общего |
| Дополнительная литература | Выборочный опрос; сл.-орф. |
|
| Нов. осмысл. военной темы в тв-ве Г.Бакланова, В.Быкова, В.Бо-гомолова, Ю.Бондарева, Б.Василь-ева, К.Воробьёва, В.Некрасова | Комбинированный урок; лабораторная работа | Патриотизм, гражданственность, подвиг, традиционализм | Аналитич. пересказ с использованием цитат, ан-з эпизода |
| Опорные сх. и табл.; доп. литература; иллюстр. мат-л | Комбинированный опрос, словарно-орфогр. работа | Ан-з эпизода; хар-ка персонажа; |
|
|
|
| Выявл. нравств.-философ. проблематики, выбор жизн. позиции |
|
|
|
|
| А.Т.Твардовский. Жизнь и тв-во. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. Утверждение нравственных ценностей | Лекция; урок-практикум | Проблема традиций и новаторства в литературе; пафос, нравственность | Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой») |
| Опорные сх. и табл.; доп. литература; иллюстр. мат-л, видеокассета | Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа | Наизусть, индивид. задание |
| Поэма «За далью−даль» − поэтич. и философ. осмысл. трагич. событий прошлого. Пафос труда в поэме | Комбинированный урок; лабораторная работа | Роль некрасовской традиции в тв-ве поэта |
|
| Дополнительная л-ра,; опорные сх. и табл. | Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. | Индивид. задание; конспект |
| Литература второй половины ХХ века. Поэзия 60-х годов. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики | Урок внеклас-сного чтения; семинар | Традиционность литературы; классика | В.Боков, В.Фёдоров, Н.Рубцов, Н.Глазков, А.Прасолов, С.Ор-лов, Ю.Друнина, Б.Слуцкий, С.Наровчатов, Д.Самойлов, Л.Мартынов, Е.Винокуров, В.Солоухин, А.Тарковский, Н.Старшинов |
| Опорные схемы и таблицы; доп. литература; иллюстрированный материал, видеокассета | Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа | Ан-з стихотворения; индивид. задание |
| Н.Рубцов. Основные темы и мотивы лирики и её художественное своеобразие | Комбинированный урок; лабораторная работа | Лирика, своеобразие тематики, идея |
|
|
| Индивидуальный опрос; сл.-орф. работа | Ан-з стихотворения; инд. задание, наизусть |
| Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели». Своеобразие лирики | Урок−семинар; беседа | «оттепель», лирика | Б.Окуджава, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский и др. |
| Доп. литература; опорные сх. и таблицы | Выборочный опрос, слов.-орф. работа |
|
| «Городская» проза. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести Ю.Трифонова «Обмен» | Урок изучения нового; лекция с эл-ми беседы | «вечные» темы, нравственная проблематика | Нравств. проблемат. и худож. особ-ти текстов Д.Гранина, В.Дудинцева, В.Маканина и др. |
| Доп. литература; опорные сх. и таблицы | Выборочный опрос, слов.-орф. работа | Индивид. задание; конспект |
| «Деревенская» проза». Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира ч-ка, кровно связанного с землёй | Комбинированный урок; лабораторная работа | «деревенская проза», реализм, духовность | Повести С.Залыгина, В.Белова, В.Астафьева, Б.Можаева, Ф.Абрамова, В.Шукшина, В.Крупина и др. |
| Дополнительная л-ра,; опорные сх. и табл., иллюстр. мат-л | Комбинированный опрос, словарно-орфогр. работа | Инд. задан.; ан-з эпизода, хар-ка персонажа |
| Ф.А.Абрамов. «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, её сложной судьбы. Семья Пряслиных как носительница лучших народных традиций | Комбинированный урок; лабораторная работа | Повесть-воспоминание, нравственность, гуманность, ностальгия | Трагические страницы истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жёстким руководством в колхозах |
| Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра; иллюстрирован. материал | Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа | Выборочный пересказ; ид.-тем. своеобразие, проблематика |
| В.П.Астафьев. Ч-к и природа в р. «Царь-рыба». Мотивы трагич. бессилия и оценка «событий бытия» | Комбинированный урок; лабораторная работа | Трагизм, драматизм, экология, нравственность | Мифологическое одушевление природы и её возмездие за безнравственность |
| Дополнительная литература, оп. сх. и табл. | Выборочный опрос, слов.-орф. работа | Ан-з эпизода; хар-ка персонажа |
| «Печальный детектив». Потеря нравств. ориентиров во всех слоях общ-ва, пониж. ур. интеллигентн. гор. населения, стремление гл. героя помочь этому общ-ву | Комбинированный урок; лабораторная работа | Нравственность, интеллигентность, детектив, гуманизм | Нравственные проблемы романа; тема греха, возмездия и покаяния в литературе; роль религиозности в духовном мире человека |
| Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра; иллюстрирован. материал | Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа | Выборочный пересказ; ид.-тем. своеобразие, проблематика |
| В.Г.Распутин. Трагич. решение пробл. отцов и детей («Последний срок»). Уважение к прошлому, историческая память народа в романе «Прощание с Матёрой»м Родины. и будущ. В.БыкоБогорбатов, А.Фадеев, Э.Казакевич, А.Бек, В.Некрасов; Л.Леонов, Е.Швас | Комбинированный урок; лабораторная работа | Трагизм, драматизм, историческая память | Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа |
| Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра; иллюстрирован. материал | Выборочный опрос; сл.-орф. работа | Инд. задан.; ан-з эпизода, хар-ка персонажа; |
|
| Комбинированный; практикум | Нравственная проблематика | Смысл жизни и смерти; постановка и решение нравств. вопр. |
|
| Комбин. опрос; с.-орф. работа |
|
| Темы и проблемы современной драматургии. Нравственная острота проблематики пьес А.Володина, А.Арбузова, В.Розова, А.В.Вампилова | Урок-семинар; беседа | Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы; резонёр | Аналитич. пересказ текста, выборочн. ан-з, выявл. частного и общего | Выявл. нравств-философ. проблемат..; психологич. портрет героя | Дополнительная литература, опорные схемы и таблицы | Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа | Инд. задан.; выборочный пересказ; идейно-тем. своеобразие, проблематика; |
| Литература народов России. М.Карим. Жизнь и творчество. Психологизм лирики башкирского поэта. Отражение вечного движения жизни | Урок внеклас-сного чтения | Психологизм, творчество, своеобразие, художественные особенности | Тема памяти о родных местах, мудрости предков в текстах (М.Джалиль, Д.Кугультинов, Р.Гамзатов, Ю.Шесталов, Г.Тукай, К.Кулиев, Ю.Рытхэу, К.Хетагуров) |
| Дополнительная литература, опорные схемы и таблицы | Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа |
|
| Литература рус. зарубежья. «Вторая волна» рус. литературной эмиграции (И.Бродский, А.И.Солженицын). И.Бродский. Пробл.-тем. диапазон лир. поэта | Урок изучения нового; беседа; урок−практикум | Жанрово-композиционные особенности, стиль, диапазон | Идейно-тематический анализ, логика истории и развития связей ч-ка и природы; художественные открытия Бродского; мастерство изображения жизни |
| Дополнительная литература, опорные схемы и таблицы | Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа | Конспект, индивидуальное задание; |
| «Третья волна» литерат. эмиграц. (Г.Владимов, С.Довлатов, А.Гладилин, И.Ратушинская, Ф.Горенштейн, Ю.Мамлеев, В.Аксёнов, С.Соколов и др.) | Комбинированный урок; лабораторная работа | «вечные темы», философские вопросы; идеологический конфликт | Осмысление истории русской литературы как единого процесса; аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего |
| Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра; иллюстрирован. материал | Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа | Индивидуальное задание; |
| Авторская песня в развитии лит. процесса и муз. культуры н-да. Песенное тв-во А.Галича, Ю.Кима, В.Высоцкого, В.Цоя, Ю.Визбора, А.Дольского, И.Талькова и др. | Урок изучения нового; комбинированный; лабораторная работа | Авторская песня, ритм, мелодия, гражданственность, драматизм, социальная трагедия, народность творчества | Перекличка событий и героев произв. с фактами российской истории | Ист.-культурн. контекст в произведении, идейно-тематич. анализ, логика истории и развития вз/отн. человека и власти | Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра; иллюстрирован. материал, видео-, аудио-кассеты, CD | Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа | Идейно-тематическое. своеобразие, проблематика; |
| Б.Ш.Окуджава. Военные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэтических интонаций | Комбинированный урок; практикум |
| Сист. образов и нравств. концепция автора |
|
| Выборочный опрос, слов.-орф. работа | Выборочный пересказ; ид.-тем. своеобразие, проблематика |
| Лит. журналы. Их позиция и роль в культ. жизни страны («Новый мир», «Октябрь» и др.) | Комбинированный урок; лабораторная работа | Публицистика, менталитет, СМИ, культура | Монологическая речь, элементы ан-за стиля автора текста, проблемное изложение материала |
| Дополнит. л-ра, опорные схемы и таблицы | Выборочный опрос, слов.-орф. работа |
|
| Возрастание роли публицистики, публиц. направл-сть многих худ. произвед. конца 80−90-х гг. | Комбинированный урок; лабораторная работа | Жанры публицистики, официозность | Традиционализм и новаторство в выражении идейно-тематического своеобразия |
| Дополнит. л-ра, опорные схемы и таблицы | Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. | Индивидуальное задание; |
| Некоторые тенденции развития литературы постмодернизма и жёсткого реализма | Комбинированный урок; лабораторная работа | Постмодернизм, реализм, модернизм | Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей |
| Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра | Комбинированный опрос, слов.-орф. раб. | Индивидуальное задание; |
| Л-ра на соврем. этапе. Осн. напр. и тенденц. развития: проза реализма и «нереализма», поэзия, л−ра рус. зарубежья посл. лет | Комбинированный урок; лабораторная работа с эл-ми лекции | Постмодернизм, «нереализм» | Активное отстаивание бережного отношения к человеку, природе, талантливым, трудолюбивым людям, обустраив. р. землю |
| Оп. схемы и таблицы; дополнительная литература | Комбинированный опрос, словарно-орфогра-фическ. работа | Индивидуальное задание; |
|
|
| Тенденция, тенденциозность |
|
|
|
|
|