«Страницы жизни писателя»
план-конспект по литературе по теме
Сценарий литературного вечера, посвященного Н. В. Гоголю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_literaturnogo_vechera.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного вечера
«Страницы жизни писателя»
Снеткова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 г.Покрова
Петушинского района
Владимирской области
Цель : познакомить учащихся с фактами биографии Н.В. Гоголя, основными темами его творчества, историей создания произведений; раскрыть самобытность языка писателя; воспитывать умение воспринимать произведение без отрыва от жизни писателя.
Оборудование: портреты писателя, его родителей, А.С.Пушкина, иллюстрации к произведениям Гоголя, музыкальные отрывки из произведений русских композиторов, альбом с названиями «глав».
Пролог
Ведущий
Мог выйти архитектор из него:
Он в стилях знал извилины различий.
Но рассмешил при встрече городничий,
И смеху отдал он себя всего.
Смех Гоголя нам ценен оттого,-
Смех нутряной, спазмический, язычий,-
Что в смехе древний кроется обычай:
Высмеивать свое же существо.
В своем бессмертье, мертвые мы души…
Свиные хари и свиные туши,
И человек ,и мертвовекий Вий –
Частицы смертного материала…
Вот, чтобы дольше жизнь не замирала,
Нам нужен он, как двигатель крови.
( И. Северянин)
Ведущий :
Николай Васильевич Гоголь принадлежит к великим писателям , которыми гордится русский народ. Гоголь страстно любил Россию и посвятил свое творчество и жизнь служению ей. Творчество Гоголя имеет мировое значение. Он один из величайших художников русского слова. Его животрепещущее, меткое и сильное слово – мощный проводник возвышенной мысли, и мы до сих пор читаем Гоголя с тем же наслаждением, с каким его читали сто с лишним лет назад.
Глава 1 «Детство»
Ведущий :
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года, в местечке Сорочинцы бывшей Полтавской губернии, в Украине. Он происходил из небогатой помещичьей семьи и провел детство в родительском имении, в деревне Васильевке, среди живописной украинской природы.
Кто раз побывал в гоголевских местах, тот не забудет их необыкновенной, ласкающей красоты. Излучены быстрого Псла, сверкающие среди зеленых холмов, светлые лиственные рощи, наполненные звонкими птичьими голосами, волнистые луга с сочной, мягкой травой и яркими цветами – вот картины, окружавшие Гоголя с детства и воспитавшие в нем горячую любовь к природе.
Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был человек мягкий, уступчивый, с наклонностью к романтической мечтательности, которая соединялась у него с юмористическими способностями. Он писал стихи и сочинял на украинском языке комедии.
Мать Гоголя, Марья Ивановна, была добрая, простодушная женщина. Преждевременная смерть мужа в 1825 году стала для нее тяжким горем. Вся ее любовь сосредоточилась на детях, которых в живых у нее осталось пятеро: четыре дочери и «Никоша». Особенной ее любовью пользовался Николай, старший из детей.
Семейство Гоголей совсем не похоже на семьи тех украинских помещиков, которых изображал Гоголь в своих украинских повестях – например, в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Родители Гоголя принадлежали к образованному слою украинского дворянства и поддерживали близкие отношения с теми из соседей, которые, как и они, стояли выше обычного уровня.
Ведущий :
Те, кто знал Гоголя в детстве, вспоминали о нем, как о мальчике не по летам серьезном. Иной раз он бывал так задумчив, что это даже беспокоило его мать. Только изредка на него находили приступы веселости. Товарищем его юности был рано умерший брат Иван. Их обучал наемный семинарист, который едва ли мог дать им много знаний. Отец заботился главным образом о литературном образовании сыновей. Он разговаривал с ними о литературе и во время прогулок задавал разные темы для стихотворений.
Гоголь вынес из детских лет страстную любовь к народной поэзии. Эта любовь росла и усиливалась с годами. Он восторгался историческими украинскими песнями. Приезжая потом на родину, Гоголь с наслаждением слушал лирников (бандуристов), украинских певцов, к которым пристрастился еще в детстве. До конца жизни он был усердным собирателем песен. После его смерти в Васильевке нашлась тетрадь, в которой было больше двухсот песен, записанных от крестьян его родной деревни. Точно так же любил Гоголь и русские песни, которым посвятил лирические строки в «Мертвых душах».
Звучит украинская народная песня.
Глава 2 «Годы учебы»
Ведущий :
Когда Гоголю исполнилось десять лет, родители отвезли его в Полтаву, где он поступил в поветовое (уездное) училище. Мы мало знаем о пребывании Гоголя в Полтаве. Знаем только, что жил он в то время у одного из учителей, который и подготовил Гоголя к экзамену, и что учился он хорошо по всем предметам, кроме математики.
В Нежине были у Гоголя свои радости: обширный тенистый сад, где он готовил уроки, иной раз сидя на дереве; речка, поросшая камышами; разговоры с садовником, которому он советовал рассаживать деревья «не по ранжиру, как войско в строю, а врассыпную, как делает это сама природа»; занятия в огороде; прогулки в Магерки, предместье Нежина, где у него было много знакомых среди крестьян. В беседах с простыми людьми он находил для себя много поучительного.
Ведущий :
Гоголь много читал. В библиотеке гимназии были сочинения крупнейших русских писателей 18-19 веков: Ломоносова, Фонвизина, Державина, Карамзина, Крылова и других. Все это было перечитано Гоголем. Он выписал сочинения немецкого поэта Шиллера, читал исторические книги и путешествия. Насколько широки были умственные интересы Гоголя, показывает составленная им в 1826 году «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия». Это толстая переплетенная тетрадь, куда Гоголь вписывал поговорки, пословицы, слова, употреблявшиеся в народе, украинские песни, сведения об украинских народных играх и обычаях, а также сведения по истории и искусству. Некоторые записи он иллюстрировал рисунками.
Но особенно увлекался Гоголь современной литературой. Внимательно следил он за возникавшими в литературе новыми движениями. Стихами Пушкина он упивался. Только прослышав в начале 1825 года, что вышла первая глава «Евгения Онегина», он спешит уже с просьбой к отцу поскорее прислать ее.
Глава3 «Театр»
Ведущий :
Другим увлечением Гоголя был школьный театр. Он сам распоряжался плотниками, ставившими сцену и кулисы, сам рисовал декорации, мастерил костюмы и был актером, главным образом на роли стариков и старух. В «Недоросле» Фонвизина он прекрасно играл Простакову. Гимназический театр имел успех, так что спектакли посещались не только нежинскими жителями, но и многими окрестными помещиками понятно, сколько радости доставляли эти спектакли самим участникам и с каким воодушевлением они их готовили. «Масленицу мы надеемся провести наилучшим образом,- писал Гоголь матери в 1827 года. – Театр наш готов совершенно, а с ним вместе столько удовольствия!»
Глава4 «Петербург»
Ведущий :
Гоголь стремился в Петербург. Там, в столице думал он найти приложение своим силам, осуществить свои заветные мечты о широкой деятельности на пользу отечества.
Лето и осень 1828 года прошли в приготовлениях к путешествию. Гоголь был полон радужных надежд, нетерпение и любопытство возрастали с каждым часом, по мере приближения к Петербургу. Когда в туманной мгле замелькали бесчисленные городские огни, не мог удержать своего волнения. Вот наконец она, чудесная северная столица, с ее каменными громадами, прямыми, как стрела проспектами и величественной Невой, окованной мощными гранитами!. Пусть ничего нельзя разглядеть впотьмах – но зато завтра, завтра!..
Но это «завтра» разочаровало Гоголя. Город пустых и бездушных чиновников – таким предстал Петербург перед Гоголем. Повести «Нос» и «Шинель» изображают эту пустоту чиновничьей жизни, поразившую Гоголя при первом же знакомстве со столицей.
Ведущий :
Еще одно разочарование постигло Гоголя: его поэма «Ганц Кюхельгартен», напечатанная им летом 1829 года под фамилией В.Алов, потерпела неудачу. Стихотворство не было призванием Гоголя. В журналах его поэма вызвала только насмешливые отзывы. Это привело его в такое отчаяние, что он собрал все экземпляры и сжег. После долгих похождений Николаю Васильевичу удалось устроиться в департамент уделов. Но Большой отрадой стало общение с людьми искусства. По вечерам после службы Гоголь ходил заниматься живописью в Академию художеств и здесь встречался с художниками.
В 1831 году Гоголь получает место учителя истории в Патриотическом институте. В этом же году он знакомиться с А.С.Пушкиным. дружба с Пушкиным была огромным событием, повлиявшим на всю дальнейшую деятельность. Именно Александр Сергеевич подарил Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ».
Глава 5 «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Ведущий :
Замысел украинских рассказов возник у Гоголя вскоре по приезде в Петербург. Еще весной 1829 года он просит мать прислать ему описание одежды сельского дьячка – «от верхнего платья до самых Сапогов», девичьих нарядов – «до последней ленты», свадебного обряда, а также сообщала всяческие народные анекдоты и поверья.
«Вечера на хуторе близ Диканьки», вышедшие без имени автора, с обозначением, что они изданы неким «пасечником Рудым Панько», имели успех необыкновенный. Всех поразил их яркий комизм, настолько заразительный, что даже рабочие, набиравшие «Вечера…», не могли удержаться от смеха
Особое очарование «Вечеров на хуторе близ Диканьки» составляет разлитая в них поэтическая атмосфера украинских народных сказок и песен. Что-то новое неожиданное и свежее слышалось в языке рассказов – то увлекательно-лирическом, как, например, в описаниях природы, то шутливо-ироническом в комических сценах, но всегда ярком, точном, живописном.
Чтение отрывков из «Майской ночи, или утопленницы»
Инсценировка отрывков из «Ночи перед Рождеством» (монолог Оксаны, Вакула и черт)
Глава 6 «Миргород»
Ведущий :
В начале 1835 года напечатаны были один за другим два сборника: «Миргород», куда вошли «Старосветские помещики», «Тарас Бульба» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», и «Арабески», где, кроме разных статей, помещены повести из петербургского быта. Эти сборники были новой ступенькой в творчестве Гоголя в повести» Старосветские помещики» Гоголь изобразил упадок и разорение помещичьего хозяйства. В «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» ярко раскрыта пустота праздного помещичьего существования.
Как широко и многообразно было искусство Гоголя , видно из помещенной в том же сборнике повести «Тарас Бульба». Сила казаков, выросших на приволье степей,- в их сплоченности, в объединяющем их чувстве товарищества, в их преданности родине, дороже которой нет для них ничего на свете. Запорожская старина изображается Гоголем с героической стороны, но вместе с тем и во всей обыденности, во всех мелочах быта.. отсюда полнота и яркость впечатлений..
Героические образы Тараса и его старшего сына Остапа являются яркой иллюстрацией этого товарищества.
Гоголь, когда писал «Тараса Бульбу», вчитывался в украинские исторические песни, которые называл «живой, говорящей, звучащей о прошедшем летописью».Тарас и Остап напоминают своим величием былинных богатырей и изображаются с той же простотой и правдой.
Чтение отрывков из «Тараса Бульбы» (Речь Тараса перед походом, финальная сцена ).
Сборники «Миргород» и «Арабески», а также повести, напечатанные в «Современнике», ясно обнаружили обличительное направление творчества Гоголя. Смех снимал с действительности ореол могущества и непобедимости и освобождал от страха перед нею.
Глава 7 «Ревизор»
Ведущий :
Лето 1835 года Гоголь провел у себя в Васильевке и после небольшого путешествия вернулся в Петербург к началу лекций в университете. Но университетские занятия уже не интересовали его, и он был рад, когда в декабре 1835 года по случаю реформы университета был уволен, в это время он заканчивал «Ревизора».
Гоголь придавал театру и драме высокое общественное значение.»Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, - писал он в 1847 году. – Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра»
В «Ревизоре» сказалась в полной мере изумительная способность Гоголя изображать события так, что становятся совершенно ясны и понятны породившие их общественные условия.
Как могло случиться , что такой опытный служака, как городничий, похваляющийся тем, что он «трех губернаторов обманул», попал в такой просак, «сосульку, тряпку» принял за важного человека? Подобное недоразумение возможно было в условиях строя, где господствовало слепое чинопочитание и никто не смел сомневаться в словах начальства, где действия начальства не подлежали никакой критике. Пустой, на первый взгляд, анекдот о ложном ревизоре превращается под пером Гоголя в грозный обвинительный акт против чиновничьей машины царской России.
Инсценировка отрывка из «Ревизора» (сцена дачи взятки)
Глава 8 «Мертвые души»
Ведущий :
Двенадцать лет длилось добровольное изгнание Гоголя.
Значительную часть этого времени он провел в Риме, где усиленно работал над «Мертвыми душами». С самого начала он ставил обширную задачу: он предполагал показать «хоть с одного боку всю Русь». Все, о чем раньше писал Гоголь, собралось здесь в единую широкую картину. Перед нами появляются помещики, каждый со своим резко очерченным характером, от чересчур чувствительного Манилова до потерявшего последние остатки человеческих чувств Плюшкина, а вместе с тем представлен и весь мир губернских чиновников, начиная от губернатора, вышивающего по тюлю, и кончая чиновником казенной палаты Иваном Антоновичем, «кувшинным рылом». Эти яркие фигуры группируются вокруг героя поэмы, Павла Ивановича Чичикова, взбаламутившим своим появлением «мертвое» царство.
«Мертвые души» явились колоссальным событием – не только литературным, но и историческим. Они , по словам Герцена, «потрясли всю Россию»:это был крик боли и стыда, раздавшийся посреди общего молчания.
Инсценировка отрывка из «Мертвых душ» ( сцена «Чичиков и Коробочка»)
Эпилог
Ведущий :
Давно ушли из нашей жизни и Чичиковы , и Собакевичи, но произведения Гоголя живы и поныне, потому что жива одушевляющая их огромная нравственная сила. Читая Гоголя, люди всегда, и в будущие времена, будут смеяться вместе с ним тем смехом, который, как он говорил, «весь излетает из светлой природы человека».
Высокое художественное совершенство, которое на вечные времена закрепило гоголевские образы в человеческой памяти, достигается глубокой правдой, заключенной в созданных Гоголем характерах, его необыкновенным умением двумя-тремя штрихами так очертить человека, что он как живой стоит перед глазами. Как гений смеха Гоголь не имеет себе равного во всей мировой литературе.
Произведения Гоголя как создания искусства не умрут никогда и будут оказывать благотворное влияния на последующие поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Коммуникация» «Мои любимые книжки. Звук и буква «С» (в рамках проекта «По страницам книг писателя К.И.Чуковского»)
формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте через закрепление знаний о звуке и букве «С»....
Урок-проект по хакасской литературе «По страницам жизни и творчества А.А. Халларова - известного хакасского писателя»
Класс: 8Тип проекта: творческо-исследовательский, практический (по виду деятельности), групповойЦель реализации проекта: создание условий для вовлечения обучающихся в проектную деятельность по х...
"Путешествие к Чехову". Листая страницы жизни и творчества писателя.
Презентация содержит подробный материал о жизни и творчестве русского писателя А.П. Чехова....
Интересные факты из жизни писателя Л . Н . Толстого
Данная презентация является наглядным материалом для урока литературы в 7 классе. Она дает краткую информацию об авторе , которая призвана заинтересовать юных читателей посредством увлекательных факто...
Л.Н.Толстой. Страницы жизни и творчества писателя
Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Л.Н.Толстой. страницы жизни и творчества"...
Проект по литературе "Перелистывая страницы произведений писателей-земляков"
Цель проекта: повышение уровня качества чтения и формирование устойчивого интереса обучающихся 5-7 классов к литературным произведениям сибирских писателей....
Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881). Сведения из жизни писателя.
Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881). Сведения из жизни писателя....