Рабочая программа по литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Программа по литературе развивающей образовательной системы "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_literatura.docx | 66.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 81»
Устиновского района г. Ижевска
г. Ижевск, ул. Союзная, 149 тел. 37-22-10
Рабочая программа составлена на основании
Образовательной Программы
по русскому языку для старшей школы
и соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
на 2012-13 учебный год
для 7 классов
Составитель учитель: Т.Л. Иванова,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Рецензент:
Ижевск, 2012
Пояснительная записка
Статус документа
Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, федеральной программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Литература», является составной частью развивающей образовательной системы «Школа 2100» и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю (34 рабочие недели).
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта (утверждён приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года).
Федеральный базисный учебный план (утверждён приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года).
Стандарт основного общего образования по литературе.
Программа по литературе для 5 – 11 классов под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
Допущено Министерством образования и науки РФ (письмо №03-408 от 01.04.2005)
Напечатана в сб. «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа. Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна» – М.: Баласс, 2008.
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).
Закон «Об образовании» РФ.
Региональный компонент стандарта общего образования.
Школьный компонент стандарта общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса «Чтение и литература» (1–11-й классы).
В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.
Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
В программе для 5–8-го классов выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга»² избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При рекомендации подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.
Произведения для текстуального и обзорного изучения внутри одного раздела объединяются по степени изучаемости (для удобства работы учителя с программой).
Такое разделение текстов иногда нарушает логику построения темы, раздела в учебных книгах. Учителю необходимо ориентироваться на последовательность текстов в учебниках.
В случае предложения ряда равноценных по сложности и объему произведений «для обзорного изучения» учитель вправе выбрать текст в соответствии с возможностями и интересами учащихся, собственными читательскими предпочтениями. Если произведение не входит в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ», учитель также имеет право самостоятельно определять характер работы с текстом (текстуальное изучение или обзорное). Недопустимо при этом все тексты, не входящие в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ», рассматривать только в обзоре.
Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно³, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).
В случае большого объёма теста изучаются отдельные главы, фрагменты. Такой подход к работе с крупно объемным текстом был заложен уже в начальной школе и позволяет значительно расширить круг авторов и произведений для учащихся 5–8-го классов.
Структура и содержание программы
Программа составлена в соответствии со структурой средней школы: 1–4-й классы, 5–9-й классы, 10–11-й классы. Содержание программы на основной и старшей ступенях образования определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе. Ориентация разделов программы для 5–8-го кл. в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет ее значительное обновление по сравнению с ныне действующими программами.
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
- соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
- эмоциональная ценность произведения;
- опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
- национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
- способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
- психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
7–8-й классы – период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.
В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют происходящие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций – такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным. С этой же целью в учебники 5–8-го кл. введены «сквозные» персонажи, авторские тексты; в учебниках 7–11-го кл. материал изложен проблемно.
- Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Обращаем внимание педагогов: теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения. Работа по теории литературы положена в основу «Тетрадей по литературе». Основные сведения вводятся до начала изучения систематического курса (9–11-й классы).
- В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе.
- Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литературы, риторики).
- Задача развития речи в курсе русского языка – овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучаемый языковой материал; в курсе риторики – обучение эффективному и результативному общению и освоение речевых жанров; в курсе литературы – обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. В программе каждого класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырем линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.
Актуальность программы: состоит в формировании ценностно-смысловая компетенции учащихся (мировоззрение, ценностные ориентации), а также учебно-познавательной компетенции (овладение приёмами решения учебно-познавательных проблем). Овладение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; что имеет огромное значение для социальной адаптации школьников.
Цель обучения: воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя. Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
Задачи обучения:
1. Развивать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Формы и методы преподавания:
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.
- Комментированное и выразительное чтение
- Литературоведческий анализ лирического текста.
- Составление партитуры текста при подготовке к выразительному чтению стихов;
- Проблемный диалог, беседа, дискуссия;
- Работа с учебником; различные виды переработки учебного текста: составление плана, тезисов, конспектов;
- Анализ художественного текста с точки зрения содержания и формы, формулирование вопросов к фрагменту текста («диалог с текстом»);
- Устные сообщения учащихся, отзыв на сообщения одноклассников;
- Творческие работы, анализ работ, редактирование.
Используемые технологии: проблемно-поисковые технологии, личностно-ориентированные, ИКТ, а также интегрированные технологии, основанные на межпредметных связях с русским языком и изобразительным искусством.
Формы контроля: практические работы по анализу текста; сочинения-рассуждения, повторительно-обобщающие уроки, тестовые работы.
Требования к уровню подготовки за курс русского языка 7 класса.
- видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
- определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
- воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
- воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;
- давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8–11-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9–11-й кл.);
- выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
- работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- Анализ, сравнение, сопоставление, классификация
- Самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
- Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
- Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
- Умение воспринимать звучащую речь
- Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.
- Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Организация самостоятельной работы учащихся:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
- определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- устные и письменные интерпретации художественного произведения;
Подготовка к ЕГЭ.
Организация деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ в 7 классе предполагает, прежде всего, систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Исходя из данной цели работа по совершенствованию как общеучебных, так и специальных навыков и умений будет проведена по трём направлениям: 1) выразительное чтение художественного (научного) текста; 2) смысловой и языковой анализ текста; 3) создание собственных высказываний (устно и письменно). Кроме того, на каждом уроке предполагается изучение теоретико-литературных понятий. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения. Творческие работы (классные и домашние) будут способствовать формированию речеведческих навыков.
Виды и формы работы учащихся.
-создание собственных проектов с последующим составлением рекламных буклетов, слайд-шоу и т.д.
-составление аннотаций и отзывов на книгу;
-составление словаря лексики (автора, рассказа, стихотворения);
-проведение семинарских занятий;
-проведение лабораторных работ по анализу текста;
-«диалог с текстом» (постановка вопросов к тексту);
-сочинения различных видов и жанров.
Учебный план
№ | Название раздела | Всего часов | В том числе | Основные предметные понятия | |
практических | контрольных | ||||
1 | Введение | 2 | 1 | Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы. Литературный герой и читатель. | |
2 | «Я и мое детство» | 14 | 6 | 5 | Автобиографическая и мемуарная литература. Личность автора, ее отражение в литературе. Традиции автобиографической литературы. А.И. Герцен «Былое и думы» (главы). Роль отрочества в становлении личности автора. «Былое и думы» как образец мемуарной литературы. Л.Н. Толстой «Детство», «Отрочество» (главы). Внутренний мир героя. Работа над собой, нравственное становление личности. М. Горький «Детство» (главы). Автобиографическое повествование. История детской души в повести М. Горького. С. Есенин «Письмо матери». М.И. Цветаева «Отец и его музей» (отрывки из «Воспоминаний»). Особенности мемуарной литературы. Ш. Бронте «Джен Эйр» (главы). Автобиографическое начало в романе. Вымышленные мемуары. Лирическая исповедь. Стихи-воспоминания о детстве: И. Бунин «Детство», К. Симонов «Тринадцать лет...», А. Тарковский «Белый день», М. Цветаева «В субботу», С. Есенин «Мой путь». Теория литературы. Художественная автобиографическая литература. Мемуарная литература. Объективное и субъективное в литературе. Автор и его герой. Понятие о литературной традиции. |
3 | «Я и я…» | 21 | 5 | 6 | Нравственные проблемы художественной литературы. Герой художественного произведения, его характер, поступки. Приемы создания характера в эпосе, драме, лирике. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Становление характера Гринева. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» в маленькой трагедии. Характеры Моцарта, Сальери. А. Грин «Алые паруса» (в сокращении). Вера в прекрасное и мечта о счастье. Сотворение чуда для любимого человека. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». Муки человеческой совести. А.С. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный…». Философские размышления о предназначении человека. В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (главы). Истинная слепота и духовное прозрение героя. Л.А. Кассиль «Ранний восход» (главы). Духовное становление героя. К.Г. Паустовский «Жизнь Александра Грина» (фрагмент). Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула» (отрывки). Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни. А. Франк «Погибель» (отрывки). Духовное становление человека в страшные годы войны. Стихи: Н. Огарев «Хандра», Ю. Левитанский «Диалог у новогодней елки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике. Теория литературы. Понятия «литературный герой», «характер». Герой в эпическом произведении. Речь и поступок как средство создания характера героя в эпическом и драматическом произведении. Сюжет, конфликт, проблема. Дневник как литературная форма. |
4 | «Я и другие» | 14 | 3 | 6 | Нравственные основы характера литературного героя. Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте. В.М. Шукшин «Крепкий мужик», «Слово о «малой родине». Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. Интерес писателя к человеку. А.Г. Алексин «Безумная Евдокия» (в сокращении). Взаимоотношения личности и коллектива, педагога и учеников. Воспитание «таланта человечности». В.Г. Распутин «Уроки французского». Проблема пробуждения совести и проблема памяти в рассказе. О.’Генри «Дары волхвов». Красота души героев. Нравственные ценности в жизни героев рассказа. В.К. Железников «Чучело» (главы). Стихи о смысле жизни, о поисках своего места в мире: А. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...», Р. Киплинг «Заповедь», Н. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц», А. Яшин «Спешите делать добрые дела», Б. Окуджава «Прощание с новогодней елкой». Теория литературы. Очерк как эпический жанр. Роль заглавия в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции и оценки героя. |
5 | «Я и мир: вечное и преходящее» | 14 | 3 | 5 | Герои и обстоятельства. Поступок героя как проявление характера. Нравственная цена поступка. Вечные ценности в жизни и литературе. М.А. Шолохов «Судьба человека». Судьба обычного человека в тяжелое военное время. Нравственный «стержень» характера А. Соколова. Особенности композиции рассказа. Ю.Д. Левитанский «Ну что с того, что я там был...». Влияние войны на человека – на его жизнь и внутренний мир. Ч.Т. Айтматов «Первый учитель» (в сокращении). Подвиг учителя Дюйшена. Нравственная красота характера героя. К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (главы). Бескорыстная любовь к обыкновенной земле. Стихи о вечном и преходящем: А.С. Пушкин «Зимнее утро», Ю. Левитанский «Падают листья...», В. Высоцкий «Я не люблю», А. Вознесенский «Сага», Г. Шпаликов «Людей теряют только раз...». Сонеты В. Шекспира, стихи о любви: А.С. Пушкин «Ты и Вы», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Признание», М.Ю. Лермонтов «Как небеса, твой взор блистает...», «Отчего», «Из-под таинственной холодной полумаски», А.К. Толстой «Средь шумного бала...», Ф.И. Тютчев «Я встретил вас...», А. Ахматова «Песенка», М. Цветаева «Как правая и левая рука...», «Наконец-то встретила...», В. Багрицкий «Ты помнишь дачу...», М. Петровых «Назначь мне свиданье...», М. Светлов «Все ювелирные магазины – они твои...», Д. Самойлов «Названья зим», «И всех, кого любил..., В. Высоцкий «Баллада о любви». Теория литературы. Композиция. Композиционные приемы «рассказ в рассказе», «рассказ с обрамлением». Понятие об авторском стиле. Сравнение, контраст, метафора как средства художественной изобразительности. Лирический герой и автор лирического произведения. Жанры лирической поэзии. |
6 | Обобщение | 3 | 2 | 1 | |
Итого: | 68 | 19 | 23 |
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Название урока, темы | Кол-во часов | ОУ (предметные) | Форма урока | Контроль |
I четверть (16 часов) Введение (2 ч) | |||||
1 | Становление читателя. Твой читательский дневник. Трудный путь к станции «Я». Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы. | 1 | Знать: Изображение человека как важнейшая нравственно- эстетическая проблема худ литературы Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста | Урок-размышление | |
2 РР | Проверка техники чтения. Входной контроль. | 1 | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы | Урок контроля | Контрольная работа |
Раздел 1. Я и моё детство (14 ч) | |||||
3 | Стихи-воспоминания о детстве: И.А. Бунин. «Детство» . К.М. Симонов «Тринадцать лет…» | 1 | Знать: Традиции автобиографиче ской литературы Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста | Метод «диалог с текстом» | Наизусть |
4 | Роль отрочества в становлении личности автора. Герцен. «Былое и думы» (главы) как образец мемуарной литературы. | 1 | Знать: биографию Герцена, содержание глав Уметь: осознанно бегло читать, используя различные виды чтения | ||
5 РР | Л.Н. Толстой. «Детство» (главы) Внутренний мир героя. Образы матери и отца, образ Натальи Савишны. | 1 | Знать: биографию Толстого, содержание глав Уметь: осознанно бегло читать, используя различные виды чтения | Характеристика литературного героя | |
6 | Л.Н. Толстой. «Отрочество» (главы). Нравственное становление личности. Автобиографическая и мемуарная литература. | 1 | Знать: отличие литерат героя от автора Уметь: анализировать роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя | ||
7 РР | Обучающее сочинение-размышление о маме «Пусть всегда будет мама» | 1 | Сочинение | ||
8 | А.А. Тарковский. «Белый день» М.И. Цветаева. Воспоминания (главы). Обзор. «В субботу». Особенности мемуарной литературы. | 1 | Знать: средства создания характера лирич героя Уметь: создавать партитуру текста Знать: способы изображения внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний Уметь: устно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Метод «диалог с текстом» | Наизусть |
9 | С.А. Есенин. Мой путь (фрагмент). «Письмо матери» Образ родительского дома. | 1 | Знать: биографию Есенина Уметь: использовать выразит средства языка в соответствии с коммуникативной задачей | Метод «диалог с текстом» | Выразительное чтение |
10 | М. Горький. «Детство» (главы) Семья Кашириных. Тяжёлые картины детства | 1 | Знать: биографию Горького, содержание глав; Уметь устно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде | Анализ эпизода | |
11-12 РР | Характер героя в мемуарном и автобиографическом произведении. Образ бабушки. Алеша и Цыганок. Алеша и Хорошее Дело. | 2 | Характеристика литературного героя | ||
13 | М. Горький. «Детство» (главы). Рубцы на сердце человека. | 1 | Знать: содержание глав; Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста | Метод «диалог с текстом» | |
14 РР | Подготовка к дом. сочинению. | 1 | Знать: план написание отзыва; Уметь: писать отзыв о произведении | Урок творчества | Домашнее сочинение |
15 | Ш. Бронте. «Джен Эйр» (главы). Соотношение понятий «автор» и «герой» в мемуарах и автобиографическом произведении. | 1 | Знать: соотношение понятий «автор» и «герой» в мемуарах и автобиографичес ком произведении Уметь: контролировать и оценивать свою деятельность | Проблемно-поисковый | |
16 РР | Контрольная работа по 1 разделу «Я и мое детство» | 1 | Домашнее сочинение- рассуждение «Человеческую ласку на базаре не купишь» | ||
1 четверть – 16 часов РР – 6 Контрольная работа - 2 Сочинения - 2 Наизусть - 2 | |||||
II четверть (14 часов) Раздел 2. Я и Я (21ч) | |||||
17 | Нравственные проблемы художественной литературы. Приемы создания характера в эпосе, драме, лирике. Д.С. Самойлов. «Вдруг странный стих во мне родится...» Что значит быть личностью? | 1 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | ||
18 | В.Ф. Тендряков. «Хлеб для собаки». Володя и куркули. Володя и одноклассники. Муки человеческой совести. | 1 | Знать: нравственные проблемы худ литературы Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | Проблемно-поисковый | Характеристика литературного героя |
19 | В.Ф. Тендряков. «Хлеб для собаки». Володя и отец. Трудный процесс пробуждения совести. | 1 | Знать: способы выражения своей позиции и способы подбора аргументов Уметь: использовать монологическую и диалогическую речь | Проблемно-поисковый | Устные ответы |
20 РР | Р.Р. Обучающее сочинение по повести Тендрякова | 1 | Знать: план написания характеристики героя; Уметь: составить характеристику героя | Урок творчества | Сочинение |
21 | В.Г.Короленко. «Слепой музыкант» (главы). Обзор Истинная слепота и духовное прозрение героя. | 1 | Знать: нравственные проблемы худ литературы Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | Семинар | Устные ответы |
22 | Л.А. Кассиль. «Ранний восход» (главы). Обзор Духовное становление героя. | 1 | Знать: нравственные проблемы худ литературы Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | Исследование | Устные ответы |
23 | АС. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный...». Человек и его предназначение. | 1 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | Наизусть | |
24 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания повести. Семейство Гринёвых. | 1 | Знать: биографию Пушкина, содержание глав Уметь: давать характеристику герою эпического произведения | интегрированный урок (история, ИЗО) | Устные ответы |
25 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Семейство Мироновых. | 1 | Знать: содержание глав Уметь: давать характеристику герою эпического произведения | интегрированный урок (ИЗО) | Характеристика литературного героя |
26 РР | Русский бунт в изображении А.С. Пушкина. Гринёв и Швабрин. Роль эпиграфа в произведении. | 1 | Знать: понятия «литерат герой», «характер» Уметь: давать сравнит характеристику | Проблемно-поисковый | Сочинение-миниатюра «Береги честь смолоду». |
27 РР | Образ Пугачева в повести. Преступник и благодетель. Анализ эпизода. Нравственные уроки произведения. | 1 | Знать: речь и поступок как средство создания х-ра Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | Исследовательский метод (семинар) | Анализ эпизода |
28 | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» в маленькой трагедии. | 1 | Знать: содержание трагедии Уметь: анализировать драматическое произведение | Игровая технология урок-суд | Устные ответы |
29 РР | Сочинение-размышление или сочинение-характеристика. | 1 | Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы | Урок творчества | Сочинение |
30 | Н.П. Огарев. «Хандра». А.В. Макаревич. «Пока горит свеча» | 1 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | Наизусть | |
2 четверть – 14 часов РР – 4 Сочинения - 2 Наизусть – 2 III четверть (21 часов) | |||||
31 | Сью Таунсенд. «Дневники Адриана Моула» Ранимая душа подростка, его мечты и их реализация в жизни. | 1 | Знать: биографию Таунсенд, содержание глав Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | Интегрированный урок (ИЗО). Исследование | Устные ответы |
32 | Анна Франк. «Погибель» (дневник). Духовное становление человека в страшные годы войны. | 1 | Знать: биографию Франк, содержание глав Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | Проблемный метод Викторина | Устные ответы |
33 | Б.Ш. Окуджава. «Песенка о ночной Москве». Ю.Д. Левитанский. «Диалог у новогодней елки». | 1 | Знать:ИВС Уметь: интерпретировать авторское использование ИВС Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | Наизусть | |
34 | К.Г. Паустовский. «Жизнь Александра Грина» (фрагмент) Отношение автора к творчеству Грина. Художественное своеобразие повести. Смысл названия повести. | 1 | Знать: биографию Грина Уметь: составить тезисный план | ||
35 | А. Грин. «Алые паруса» (в сокращении). Вера в прекрасное и мечта о счастье. | 1 | Знать: содержание повести Уметь: составить тезисный план статью учебника | Интегрированный урок (ИЗО) | Устные ответы |
36 РР | А. Грин. «Алые паруса» (в сокращении). Сотворение чуда для любимого человека. Анализ эпизода. Приемы создания характера литературного героя. | 1 | Знать: биографию Грина Уметь: выразительно читать и интерпретировать эпический текст | Интегрированный урок (ИЗО) | Анализ эпизода |
37 | Контрольная работа по 2 разделу. | 1 | Контрольная работа | ||
Раздел 3. Я и другие (14 ч). | |||||
38 | Нравственные основы характера литературного героя. Автор и его герой, выражение авторской позиции в художественном тексте. Р. Киплинг. «Заповедь». Человек и окружающий его мир. | 1 | Знать: биографию Киплинга, содержание текста Уметь: учить наизусть худ тексты по партитуре | ||
39-40 РР | В.К. Железников. Чучело (главы). Обзор. Преданность и предательство. Взаимоотношения личности и коллектива. | 2 | Знать: биографию Железникова, содержание глав Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | Урок-дискуссия | Устные ответы |
41 | Н.А. Заболоцкий. «О красоте человеческих лиц» Стихи о смысле жизни, о поисках своего места в мире. | 1 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | Наизусть | |
42 | А.Г. Алексин. «Безумная Евдокия» (в сокращении) Взаимоотношения личности и коллектива. Воспитание «таланта человечности». | 1 | Знать: биографию Алексина, содержание глав Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | Урок-дискуссия | Рецензия на прочитанную книгу (домашнее сочинение) |
43 | А. Яшин. «Спешите делать добрые дела» | 1 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | Урок медленного чтения | Наизусть |
44 | В.Г. Распутин. «Уроки французского» | 1 | Знать: речь и поступок как средство создания х-ра Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | Исследовательский метод (семинар) | Устные ответы |
45-46 РР | В.Г. Распутин. «Уроки французского» | 2 | Знать: речь и поступок как средство создания х-ра Уметь: выделять характерные причинно-следственные связи | Исследовательский метод (семинар) | Устные ответы |
47 | В.М. Шукшин. «Крепкий мужик» Герои Шукшина как отражение авторской системы нравственных ценностей. | 1 | Знать: биографию Шукшина, содержание рассказа Уметь: анализировать и интерпретировать произведение | Дифференц. работа с текстом | Устные ответы |
48 | О.Генри. «Дары волхвов» Красота души героев | 1 | Знать: биографию О.Генри, содержание новеллы Уметь: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; | Презентация | Устные ответы |
49 | А.С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет...» Б.Ш. Окуджава. «Прощание с новогодней елкой». Авторская позиция в оценке литературного героя. | 1 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | Наизусть | |
50 РР | Контрольное сочинение – рассуждение по разделу «Мое представление о совести, добре и человечности» | 1 | Знать: план написания рецензии Уметь: составить рецензию на лит произведение | Урок творчества | Сочинение |
51 | Контрольная работа по 3 разделу. | 1 | Контрольная работа | ||
3 четверть – 21 час РР – 3 Контрольная работа - 2 Сочинения - 2 Наизусть – 5 | |||||
IVчетверть (17 часов) Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее (14 ч) | |||||
52 | Вечные вопросы бытия. Д.С. Самойлов. «Зрелость» | 1 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | ||
53 | М.А. Шолохов. «Судьба человека» Судьба обычного человека в тяжелое военное время. | 1 | Знать: биографию Шолохова, содержание рассказа Уметь: организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; | Проблемно-поисковый (семинар) | Устные ответы |
54 РР | М.А. Шолохов. «Судьба человека» Нравственный стержень характера А.Соколова. Особенности композиции рассказа | 1 | Знать: биографию Шолохова, содержание рассказа Уметь: организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; | Проблемно-поисковый (семинар) | Характеристика литературного героя |
55 | В.В. Быков. «Круглянский мост» (главы). Обзор | 1 | Знать: Роль заглавия в худ тексте Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Устные ответы | |
56 | Ю.Д. Левитанский. «Ну что с того, что я там был...» Влияние войны на человека – на его жизнь и внутренний мир. | 1 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст | Устные ответы | |
57 | Ч.Т. Айтматов. «Первый учитель». Обзор Подвиг учителя | 1 | Знать: биографию Айтматова, роль заглавия в худ тексте Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения | Устные ответы | |
58 | А.А. Вознесенский. Сага. Г.Ф. Шпаликов. «Людей теряют только раз...» | 1 | Знать: краткую биогр справку Уметь: выступать устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий. | Интегрированный урок (ИЗО, музыка) | Наизусть |
59 | К.Г. Паустовский. «Мещорская сторона» Бескорыстная любовь к родине. | 1 | Знать: биоргафию Паустовского, содержание произведения Уметь:самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать информацию; | Исследоват метод (лаборат работа) | Устные ответы |
60 | А.С. Пушкин. «Зимнее утро» Читаем стихотворение Пушкина выразительно | 1 | Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст Знать: сравнение, контраст, метафора как средства выразительности | Наизусть | |
61 РР | Сочинение-рассуждение. | 1 | Уметь: выбирать и использовать ИВС в соответствии с коммуникативной задачей | Урок творчества | Сочинение |
62 | Итоговый контроль. | 1 | Урок контроля ЗУН | Контрольная работа | |
63 | Проверка техники чтения. | 1 | Урок контроля умений и навыков | Техника чтения | |
64 | Семинар по теме «Лирика русских поэтов» | 1 | Знать: краткую биогр справку поэтов Уметь: выступать устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий. | Метод проектов | Устные ответы |
65 РР | Анализ лирического текста | 1 | Знать: способы анализа лирического текста Уметь: выступать устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий. | Метод проектов | Письменная работа |
Обобщение (3 ч). | |||||
66 РР | Мир твоей литературы. | 1 | Знать: особенности художеств литературы, способы изображения героя в произведениях разных родов и жанров Уметь: дать оценку худ произведению с т.з. квалифициро ванного читателя | Урок-дискуссия | Устные ответы |
67 РР | Читательская конференция. | 1 | Знать: вечные ценности в жизни и литературе Уметь: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; | Проектная деятельность | Устные ответы |
68 РР | Защита проектов по теме «Круг моего чтения» | 1 | Знать: основы ораторского искусства Уметь: говорить правильно, грамотно, увлекательно | Проектная деятельность | Защита проектов |
4 четверть – 17 часов
РР – 6 Контрольная работа - 1
Сочинения - 1 Наизусть – 2
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект:
для учащихся
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 7 класс («Путь к станции Я»). Учебник в 2-х книгах.- М.: Баласс, 2010
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Рабочая тетрадь к учебнику литературы. 7 класс. – М.: Баласс, 2010.
для учителя
1. Барова Е.С.Уроки литературы в 7 классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции Я», М., Баласс, 2010
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Путь к станции Я. 7 класс», Баласс, 2010.
Дополнительная литература для учителя
3. Аркин, И. И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика [Текст] : кн. для учи теля / И. И. Аркин. - М. : Просвещение, 2008.
4. Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавания литературу в школе [Текст] / Г. И. Беленький. - М. : Просвещение, 1990. - (Библиотека учителя русской! языка и литературы).
5. Беляева, Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцирование^ подхода к учащимся [Текст] : книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. - М. : Вербум, 2004.
6. Войтушенко, В. Д. Н. А. Некрасов - редактор Л. Н. Толстого [Текст] / В. Д. Войтушенко II Методика преподавания русского языка и литературы / под ред. М. И. Бойко. - Киев, 1972. ~ С. 88-95.
7. Володина, Н. В. Выявление индивидуальности автора в процессе изучения литературно критической статьи [Текст] / Н. В. Володина // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе : межвузовский сборник научных трудов / под ред. И. В. Володиной. - Во логда, 1984.-С. 84-93.
8. Воробьев, П. Г. Принципы и методы изучения биографии писателя [Текст] / П. Г. Воробьев // Преподавание литературы в 8 классе / под ред. В. В. Голубкова. - М.: Просвещение, 1958. - С. 5-50.
9. Демиденко, Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы / Е. Л. Демиденко. - М. : Дрофа, 2006.
10. Дорофеева, М. Г. Изучение творчества В. М. Шукшина в школе [Текст] / М. Г. Дорофеева [и др.]. - СПб., 1998.
11. Иванова, Э. И. Изучение зарубежной литературы в школе [Текст] / Э. И. Иванова, С. А. Ни колаева. - М. : Дрофа, 2001. - (Серия «Библиотека учителя»).
Средства обучения. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Экран.
3. Мультимедийный проектор.
Печатные пособия:
1. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII—XIX вв.».
2. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XX в.».
3. Таблицы «Теория литературы в таблицах».
Список Интернет-ресурсов
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru
Информационно-образовательный портал Тюменской области http://www.tmn.edu.ru/
Учительская газета http://www.ug.ru
Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru
Газета «Литература» http://lit.1september.ru
Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org
Олимпиады для школьников: информационный сайт http://www.olimpiada.ru
Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследов. и творческих работ учащихся http://unk.future4you.ru
Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании http://www.edu-all.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....