Язык искусства. Аллегория
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Методическая разработка для урока литературы в 5 классе. Первые шаги на пути познания языка искусства. Иносказание - аллегория - азбука этого сложного языка. Мастерская
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_iskusstva._allegoriya._metodicheskaya_razrabotka.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Язык искусства. Аллегория
Малявина Н.Л учитель русского и
литературы ГБОУ СОШ№ 124
г. Санкт-Петербурга.
Предмет: литература
Возраст детей: 5 класс
Место работы: классная работа
Цель урока: ознакомить со средствами художественной выразительности
Задачи урока: воспитание художественного вкуса, воспитание коммуникативных умений, развитие умения воспринимать произведения искусства, активизация творческих способностей, обучение сотрудничеству
Тип урока: мастерская получения знаний
Методы урока: иллюстративный, индуктивный
Возрастная категория: 5 класс
УМК: Литература 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений, автор-составитель В.П. Полухина, Москва «Просвещение», 2003
Оборудование: в классе развешаны правила поведения на уроке в графическом изображении (предыдущее домашнее задание), магнитофон, принадлежности для рисования, столы расставлены для работы в группах
Технология: работа индивидуальная, в группах, сценическое представление, рефлексия
На предыдущем уроке начата работа над понятием «аллегория»: учащиеся пытались предположить, что может обозначать непонятное слово. представляя форму, цвет, вкус, смысл. Варианты: предмет мягкий и пушистый; так звали ученого, который открыл гору; как гром в облаках,; греческое слово или название животного или имя человека; крокодил…
Ход урока
- Вступительная часть урока.
Учитель предлагает встать в круг, держит в руках необычный предмет и объясняет задание.
Учитель: « Имя моего волшебного шарика сегодня «дружелюбие». Каждый, кто держит его в руках, становится приветливым и понимающим. Не говоря ни слова, нужно бережно передать его соседу и при этом подумать о соседе хорошее-хорошее и так, чтобы сосед понял, принял от тебя добрые мысли. За весь круг шарик от каждого получит заряд дружелюбия».
Учитель: « Придуманный вами недавно язык поможет вспомнить правила проведения нашей мастерской».
Ученики:
- Нельзя не работать
- Нельзя мешать соседу
- Лишние звуковые сигналы запрещены
Ученики садятся по группам (5человек).
2.Основная часть мастерской
Первый этап.
Учитель: «Мы сейчас узнали о чем-то, ничего никому не рассказывая. Но есть еще более Таинственные и красивые языки. Некоторые люди знают их в совершенстве, а другие могут им научиться. Послушайте музыку и на маленьком листочке запишите, о чем вам рассказала мелодия, что заставила вспомнить, представить, ощутить».
Звучит музыка П.И.Чайковского «Подснежник».
Обмен мнениями, впечатлениями.
Учитель: «Это произведение автор назвал «Подснежник». Стоит ли расстраиваться тому, кто не увидел цветка? Почему?»
Высказывание мнения.
Второй этап.
Учитель: «Каждый ученик берет альбомный лист и условно делит его пополам: на левой стороне рисует Цветок Грусти и Печали, далее, на правой – Цветок Счастья и Радости».
Ученики рисуют красками, цветными карандашами, фломастерами.
Учитель: «Надо придумать имя каждому цветку и подписать его рядом».
Учитель: «В группе рассмотрите все рисунки, задайте вопросы авторам, обсудите интересные находки каждого. Можно ходить в гости к другим группам».
Третий этап.
Каждая группа получает большой лист ватмана.
Учитель: «Разделите условно лист на две части. Вам предстоит нарисовать Цветок Грусти и Печали, который будет похож на каждый из ваших цветков! Непременное условие: все участвуют в работе!»
То же задание ученики выполняют с Цветком Счастья и Радости.
Учитель: « Перепишите все придуманные вами имена Цветов рядом с рисунком на ватмане».
Афиша: все работы вывешиваются на стену: в центре общая , вокруг нее – индивидуальные.
Учитель: « Подготовьте выступление одного человека от группы с комментарием вашего общего рисунка, объяснением «имен» ваших цветов».
Четвертый этап.
Учитель: «Теперь вместо языка красок мы используем язык движения. Вам предстоит всем вместе изобразить ваши цветы. Представлять работу будем так: вы должны представить неподвижную пластическую композицию в виде Цветка Грусти и Печали, и, когда зазвучит музыка, Цветок начнет плавно перерастать в Цветок Радости и Счастья. На счет «десять» вы должны представлять Цветок Радости. Этот иносказательный язык называется аллегорией».
Пятый этап.
Каждая группа представляет пластическую композицию. После показа – аплодисменты и высказывание мнения участников мастерской о том ,что необычного они увидели.
Заключительная часть – рефлексия.
Учитель: «Какие иносказательные языки вы умеете различать?»
Домашнее задание: подобрать пример аллегории в изобразительном искусстве или в художественной литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация для Недели русского языка "Искусство владения словом"
презентацию можно использовать при проведении открытия Недели русского языка....
план-конспект урока по английскому языку "Искусство и дизайн. Тадж Махал"
Урок составлен на основе рабочей программы по УМК - учебник курса «Английский в фокусе», пятый год обучения, 5-й класс (авторы Н.И.Быкова, М.Д.Поспелова, В.Эванс, Дж.Дули)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ИСКУССТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ». 10 КЛАСС
. Курс «Искусство письменной речи» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной...
Элективный курс по русскому языку "Искусство образной речи"
Элективный курс для 11 класса по русскому языку для подгготовки к ЕГЭ...
Элективный курс по русскому языку «Искусство письменной речи» 11 класс
Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов при подготовки в ЕГЭ. Содержание курса опирается на знания, умения и ...
Учебный курс по английскому языку "Искусство литературного перевода" 6 класс
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом мате...
Методическая разработка урока английского языка «Искусство. Загадки живописи»
Методическая разработка учителя английского языка Бритвенковой Ксении Юрьевны разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования школы с углубленным изучением английс...