Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова
статья по литературе по теме
Мы живем в период реформ, бурных, компьютерных технологий , Интернета. И уже никому не секрет, что дети мало читают. Большие произведения одних просто раздражают, другие признаются в нелюбви к чтению, третьи предпочитают классической литературе «легкие» жанры.
По мнению многих взрослых, литература как предмет изжилa себя. При этом ссылаются на иные требования к подрастающему поколению: деловитость, прагматизм, выработка умений и навыков, которые обеспечат им будущую карьеру в бизнесе. А литература – это несовременно.
Серьезнейшей проблемой сегодняшней школы является и резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
Современный подросток чрезвычайно изменился. Но радует то, что у них не пропал интерес к жизни, к людям, к миру – им хочется об этом думать и говорить. Опираясь на желание познавать мир, учитель – словесник должен научить школьника чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать его философские основы. А возможным это становится тогда, когда главным в изучении русского языка и для учителя, и для ученика становится совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл который есть в любом языковом явлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья_dyhovno-nravstv._vospitan..doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы МОУ Сергиевской сош
Васенина Алла Сергеевна.
Совершенствование духовно-нравственного воспитания посредством литературного слова.
Главное назначение словесника – быть источником нравственного влияния.
Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Из всех предметов, изучаемых в школьном образовании, отвечающих за нравственный и духовный мир человека, приоритет отдается русскому языку и литературе. Хочется подчеркнуть огромную ответственность нашей профессии- ведь мы должны и просто обязаны , открыв духовное начало в детском инстинкте, приучая его к чувству ответственности за совершаемые поступки, за сказанное слово, формировать душу ребёнка. Главное назначение словесника – быть источником нравственного влияния.
Мы живем в период реформ, бурных, компьютерных технологий , Интернета. И уже никому не секрет, что дети мало читают. Большие произведения одних просто раздражают, другие признаются в нелюбви к чтению, третьи предпочитают классической литературе «легкие» жанры: сказки, фентези, детективы, приключения и др.
По мнению многих взрослых, литература как предмет изжилa себя. При этом ссылаются на иные требования к подрастающему поколению: деловитость, прагматизм, выработка умений и навыков, которые обеспечат им будущую карьеру в бизнесе. А литература – это несовременно.
Серьезнейшей проблемой сегодняшней школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
Современный подросток чрезвычайно изменился. Но радует то, что у них не пропал интерес к жизни, к людям, к миру – им хочется об этом думать и говорить. Опираясь на желание познавать мир, учитель – словесник должен научить школьника чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать его философские основы. А возможным это становится тогда, когда главным в изучении русского языка и для учителя, и для ученика становится совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл который есть в любом языковом явлении.
Так, в учебнике дано определение имени существительного: «Имя существительное – этот часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы: кто? Что?» Стол- предмет, ручка предмет, цветок – предмет… А человек? Любовь? Дружба? Страдание? Улыбка?
Что обозначают существительные: ненависть, горечь, восхищение, гордость?- Чувства.
Космос, судьба, вера- философские понятия.
Революция, война, переворот? – исторические события и т.д.
На уроке школьникам можно дать самим подобрать общее значение к любому ряду слов или разложить общее на возможные составляющие.А потом пусть делают вывод, что же такое «имя существительное».Таким образом, учить ребят в каждом языковом явлении искать внутренний смысл.
На уроках русского языка я стараюсь всегда опираться на художественный текст. Не на отдельные предложения и слова, а именно на логический отрывок из художественного текста, способный вызвать эмоциональные переживания, имеющий духовно-нравственный аспект. Использование текста дает школьникам кроме знакомства с классикой, те образцы речи, то многообразие способов выражения собственного состояния, настроения, без которых невозможно научить детей по-настоящему чувствовать язык, владеть средствами его выразительности.
Русский язык и литература тесно и неразрывно связаны между собой, причем литература как искусство слова, где каждое слово - образ, фраза- информационная и психологическая мысль. Например , обсуждение фразы Луки из пьесы «На дне» М. Горького ( пьесу еще не изучали, слова взяты, чтобы показать ,как речь характеризует человека): «Ничего… я и жуликов уважаю…По мне ни одна блоха не плоха: все черненькие все прыгают».
Задаю вопрос: можем ли мы охарактеризовать героя, который говорит эти слова? Этот вопрос открывает целую дискуссию: верить такому человеку нельзя, люди все разные, уважают людей по их поступкам и т.д.
Недавно с семиклассниками познакомились с новым жанром стихотворения в прозе И.С.Тургенева. Перед нами его стихотворение «Русский язык»: «Во дни сомнений ,во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один- опора и надежда, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.»
Язык – опора, надежда. Что это значит? Могущество, свободу ценит И.Тургенев: « Не будь тебя, как не впасть в отчаяние от всего, что совершается дома…» Гражданская позиция писателя , глубоко личная, трагическая любовь к Родине. « Такой язык дан великому народу». В чем величие русского народа? Дворянин заботится о народе? Эти вопросы наталкивают школьников на глубокие размышления.
У В.А.Сухомлинский в книге « Родительская педагогика» пишет «…Есть такая опасная вещь- лень души. Лень души - равнодушие к человеку. Ты идёшь по улице многолюдного города, видишь среди множества лиц человека, в глазах которого смятение, отчаяние. Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаяния, ни смятения, ты не подумал, что перед тобою - горе, возможно,…гибель целого мира: ведь каждая человеческая душа – это неповторимый мир. Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни-лени души. Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во всё, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире - человек». Чтобы понять человека, не ранить его невзначай словом, взглядом, помогает нам русская литература.
В7-м классе идет разговор о «маленьком человеке» по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Что же послужило тому, что этот человек, добропорядочный, честно служивший, оказался «униженным»и «обиженным». Его предаёт дочь, обманывает гусар Минский. Это последствие. А причина? В итоге размышлений открываем и её : она в безнравственном устройстве общества, где один может оскорбить, унизить другого (может быть, в десять раз лучше его) только потому, что другой чином не вышел. Попробовал бы так поступить гусар Минский с генералом! На уроке говорим и о родительской любви, и об обязанностях детей по отношению к родителям. На страницах повести проходят и библейские сюжеты, несущие в себе нравственные заповеди. В итоге стараемся сформулировать мысль автора, определить его позицию гуманиста. Вся повесть – призыв писателя к уважению человеческой личности, человеческому достоинству.
. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»- хороший пример для рассмотрения таких нравственных понятий , как «достоинство», т.е. гордость, самоуважение , самолюбие , честь. Сравнительный анализ данных понятий (эгоизм, гордыня, высокомерие, самовлюбленность, тщеславие) помог ученикам осознать , что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с другими нравственными качествами.
Для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить учащимся тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытие и по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков.
Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Если даже наше общество сумеет достигнуть рыночной экономики, стать богатым, но никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность. Наоборот, все пороки людей могут обостриться. Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача учителя литературы. И решить её помогают произведения литературы. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, В. Астафьева, В.Распутина, Ю.Бондарева и многих других. Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии , честности, правдивости, мужестве, стойкости,, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень,
Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере , пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, о том спорят, нужно ли сочувствие и сострадание людям.
Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.
Учитель сеет разумное, доброе, вечное.
И если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...
Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся
В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...
Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...
Статья "Формирование духовно-нравственных качеств гимнази-стов посредством решения математических задач".
Я преподаю математику, стараюсь быть для своих учеников авторитетом и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет. На наш взгляд, математика обладае...
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...
Программа Духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся 7 класса
Цель воспитания: · Становление и развитие качеств личности направленное на формирование активной жизненной позиции.·...