Рабочая программа по литературе для 7 класса к УМК Г. Меркина
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа расчитана на 68 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_7_klass.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
I квалификационной категории
Поповой Александры Валерьевны
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
в 7а,7б классах
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № _______
от « » 2012 года.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей литературного образования:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Для достижения поставленных целей в процессе реализации данной программы решаются следующие задачи, связанные как с собственной читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- освоение текстов художественных произведений;
- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- усвоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
- освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для образовательных учреждений (5-11 классы) : Программа по литературе для 5—11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. — 6-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010. — 200 с.
Авторская программа Г.С. Меркина для реализации задач литературного образования в 5—9 классах предлагает концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Так, начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Знакомство с биографией писателя, произведения которого изучаются на каждой ступени, также происходит постепенно. Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.
В конце программы для каждого класса основной школы приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть. Тексты распределяются с учетом возрастных особенностей уч-ся. Поскольку, в 5-6 классах учитель раскрывает школьникам
«секреты» автора художественного произведения, помогает осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру их читательских возможностей, вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания.
На новой ступени происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 7 и 8 классов общеобразовательной школы, К этому возрасту многое меняется в подростках, особенно если идет речь об умениях и навыках. Например, к 7 классу, даже если весь класс в школе не считается сильным, школьники в большей степени, чем в предыдущих классах, стремятся к чтению; к этому времени у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения (беглость, выразительность и осмысленность читаемого текста), значительно более верными становятся различные виды пересказов произведения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, создавать собственный текст и пр.
В связи с этим в 7-8 классах на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное про изведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.
Для 7 класса доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя.
Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, 2 часа в неделю.
Даная рабочая программа выделяет следующие механизмы по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-осознанное, творческое чтение художественных произведений
разных жанров; - выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментирования, с творческим заданием); - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения; - составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
В рабочей программе предусмотрены такие формы и виды промежуточного и итогового контроля как контрольная работа, тестирование, опрос, индивидуальные дифференцированные письменные задания, творческие работы.
Учебник
Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 6-е изд., испр. и доп. М. : Русское слово. 2008.
Содержание рабочей программы
68 часов, 2 часа в неделю
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Наша Масленица дорогая ... », «Говорили - сваты на конях будут»); лирические песни ( «Подушечка моя пуховая ... »); лироэпические песни ( «Солдатская»)Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает ... » (из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ее величест8а государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» ) «Предисло8ие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности на рода. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения. Связь с другими искусствами: работа с репродукциями
(портреты М.В. Ломоносова).
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры - Москва - Германия - Петербург.
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).
Из литературы XIX века
А.С.ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаев» («Любви, надежды, тихой слабы ... »), «Во глубине сибирских руд ... ». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы - предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование - дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича ... ». Родина в лирическом и эпическом про изведении; проблематика и основные мотивы «Песни ... » (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни ... ».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема - изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
И. С. ТУРГЕНЕВ
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении и.с. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу В шестом ... », «Железная дорога», «Размышления у парадною подъезда», поэма «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая»). Доля народная - основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце »: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества - основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая ... »;
И.С. Никитин. «Пахарь»;
А.Н. Плещеев. «Скучная картина! .. »;
А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же все унылые картины ... » и др.
Н.С.ЛЕСКОВ
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков - писатель
будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
А.А.ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь -над жаркой нивой ... ». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
Произведения русских поэтов XIX века о России
А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам ... »
Н.М. Языков. «Песня ».
И.С. Н и к и т и н. «Русь».
А.Н. Майков. «Нива»,
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край ... »
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника», Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Из литературы ХХ века
М.ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
И.А.БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер ... ».
Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу ». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение - основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И.КУПРИН
Рассказы «Куст сирени», «Allez! », Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение.
С.А.ЕСЕНИН
Стихотворения: «Отговорила роща золотая ... », «Я покинул родимый дом, ... ». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» И образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
И.С.ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразуюший фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения. Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться ... ». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд - основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями ... » (из цикла «Памяти матери), «На дне моей жизни ... ». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память - основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов ХХ века »:
А.А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... »;
А.А. Сурков. «В землянке »;
М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои ... » и др.
Лирика поэтов - участников Великой Отечественной войны
Н.П. Майоров. «Творчество»;
Б.А. Богатиков. «Повестка »;
М. Джалиль. «Последняя песня»;
Вс. Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов - участников войны.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
Рассказ «Экспонат N... ». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М.ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине ». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).
Краеведение: Сростки - малая родина писателя.
Русские поэты ХХ века о России -
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно ... »
М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою ... »
Я.В. Смеляков. «История».
А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были ... »
А.Я. Яшин. «Не разучился ль ... »
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А.А. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
У.ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум ... », «Прекрасное прекрасней во сто крат ... », «Уж если ты разлюбишь, - так теперь ... », «Люблю , - но реже говорю об этом ... ». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р.БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» - по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
МАЦУО БАСЁ
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Теория литературы: хокку (хайку).
Развитие речи: попытка сочинительства.
А. де СЕНТ -ЭК3ЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» - по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца ».
Я.КУПАЛА
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет? », «Алеся». М. Горький и М. Исаковский - переводчики Я. Купалы.
Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов. Из древнерусской литературы
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день Восшествия на Всероссийский престол ... » (отрывок).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А.С. Пушкин. 1-2 стихотворения - по выбору.
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадною подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение - по выбору.
С.А. Есенин. Стихотворение - по выбору.
Из стихов о России поэтов XIX века. 1-2 стихотворения по выбору.
Н.А. 3аболоцкий. «Не позволяй душе лениться ... »
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни ... »
У. Шекспир. Один сонет - по выбору.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы
7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
Литература.7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 6-е изд., испр. и доп. М. : Русское слово. 2010.
Для учителя
- Программа по литературе для 5—11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. — 6-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010. — 200 с.
- Сборник нормативных документов. Литература / Сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
- Соловьева С.Ф. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – М.: Русское слово, 2012.
Календарно-тематическое планирование по литературе
7 класс, 68 часов, 2 часа в неделю
Учитель Попова А.В.
Дата По плану/ дано | Тема раздела учебного курса | № ур. | Тема и краткое содержание урока |
1 | Любите читать! | ||
Из устного народного творчества | 2 | «Святогор и Микула Селянинович» | |
3 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | ||
4 | Русские народные песни | ||
5 | Песни свадебные, лирические, лиро-эпические | ||
Из древнерусской литературы | 6 | Из «Повести временных лет»: « И вспомнил Олег коня своего» | |
7 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских. | ||
Из литературы XVIII века | 8 | Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре | |
9 | Краткие сведения о М.В. Ломоносове. Из оды «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» . | ||
10 | Учение М.В. Ломоносова о «трех штилях». Подготовка к сочинению на тему «Слава науке» | ||
11 | Краткие сведения о Г. Р. Державине | ||
12 | «Властителям и судиям» | ||
13 | Краткие сведения о Д.И. Фонвизине. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматического произведения | ||
14 | Образы комедии Д.И. Фонвизина «Неаоросль». Основной конфликт комедии, ее проблематика | ||
15 | Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии | ||
Из литературы XIX века | 16 | После Лицея. А.С. Пушкин в Санкт- Петербурге. | |
17 | «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» | ||
18 | «Туча». «Песнь о вещем Олеге» | ||
19 | «Полтава» | ||
20 | М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. Лермонтов-художник. «Родина» | ||
21 | «Песня про ... купца Калашникова». Историческая эпоха. Иван Грозный в изображении М.Ю. Лермонтова | ||
22 | Основные мотивы «Песни» Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни» | ||
23 | Н.В. Гоголь в Санкт-Петербурге | ||
24 | «Шинель». «Внешний» и «внутренний человек в образе Акакия Акакиевича | ||
25 | Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести | ||
26 | Краткие сведения об И.С. Тургеневе. Общая характеристика книги «Записки охотника», Духовный облик рассказчика- героя «Записок охотника» | ||
27 | «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев. Сложные социальные отношения в деревне в изображении И.с. Тургенева | ||
28 | «Певцы». Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян | ||
29 | «Нищий». Тематика, художественное богатство стихотворения в прозе | ||
30 | Краткие сведения о Н.А. Некрасове. «Вчерашний день, часу в шестом » | ||
31 | «Размышления у парадного подъезда» «Русские женщины» | ||
32 | «Железная дорога» | ||
33 | Краткие сведения о М.Е. Салтыкове- Щедрине. «Дикий помещик» | ||
34 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | ||
35 | Л.Н. Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов» | ||
36 | «Севастополь в декабре месяце» | ||
37 | Краткие сведения о Н.С. Лескове «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра. Автор и рассказчик в сказе. Александр 1 и Николай 1 в сказ | ||
38 | Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России | ||
39 | Краткие сведения об А. А. Фете. «Зреет рожь над жаркой нивой», «Вечер» | ||
40 | А. П. Чехов в воспоминаниях современников «Хамелеон» | ||
41 | «Смерть чиновника» | ||
42 | Произведения русских поэтов XIX в. о России | ||
Из литературы ХХ века | 43 | Краткие сведения о М. Горьком «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» | |
44 | Народная Россия в изображении М. Горького. Гуманистическая направленность повести | ||
45 | «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко» | ||
46 | Краткие сведения об И.А Бунине. «Догорел апрельский светлый вечер» «Кукушка» | ||
47 | Краткие сведения об АИ. Куприне. «Куст сирени» | ||
48 | «Allez!!» | ||
49 | Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | ||
50 | Краткие сведения о с.А Есенине. «Я покинул родимый дом» «Отговорила роща золотая» | ||
51 | Краткие сведения об И.С. Шмелеве. «Русская песня» | ||
52 | Краткие сведения о М.М. Пришвине . «Москва-река» | ||
53 | Краткие сведения о К.Г. Паустовском. «Мещерская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля» и «Первое знакомство!» | ||
54 | «Мещерская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие!» | ||
55 | Краткие сведения о Н.А Заболоцком. «Не позволяй душе лениться! ..» | ||
56 | Краткие сведения об АТ Твардовском. «Прощаемся мы с матерями » , «На дне моей жизни » | ||
57 | «Василий Теркин. Главы «Переправа», «Два солдата» | ||
58 | Лирика поэтов - участников Великой Отечественной войны | ||
59 | Краткие сведения о БЛ. Васильеве. «Экспонат N2» | ||
60 | Краткие сведения о В.М. Шукшине. «Микроско | ||
61 | Русские поэты ХХ в. О России | ||
Из зарубежной литературы | 62 | Краткие сведения об У. Шекспире. Сонеты | |
63 | Краткие сведения о Р. Бёрнсе. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» | ||
64 | Краткие сведения о Р. Стивенсоне. «Остров сокровищ» | ||
65 | Краткие сведения о Мацуо Басё. Хокку | ||
66 | Краткие сведения об А де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия») | ||
67 | Краткие сведения об Янке Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?» | ||
68 | Резерв. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику Г.Меркина
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...
Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Г.Меркина
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...
Рабочая программа по литературе. 6 класс, учебник Г. С. Меркина.
Рабочая программа составлена в соответствии с новыми ФГОС. Включает в себя учебно-тематическое и учебно-календарное планирование. Рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю)...
рабочая программа по литературе 6 класс по Г.С.Меркину.
Рабочая прогамма рассчитана на 70 часов (2 раза в неделю) Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», авторы-составители...
Изменения в рабочую программу по литературе 7 класс по Г.С.Меркину
В связи с внесенными изменениями в годовой календарный график на 2013-2014 учебный год, организационный раздел ООП НОО, ООП ООО, учебный план на 2013-2014 учебный год ( прика...
Изменения в рабочую программу по литературе 6 класс по Г.С.Меркину
В связи с внесенными изменениями в годовой календарный график на 2013-2014 учебный год, организационный раздел ООП НОО, ООП ООО, учебный план на 2013-2014 учебный год ( прика...
рабочая программа по литературе, 5 класс, по Г.С. Меркину в соответствии с ФГОС
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе авторской программы по литературе «Программа к...