Рабочая программа по литературе. 6 класс.
рабочая программа (литература, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 16» города Губкина Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________Черных Н.В.. Протокол № ___ от «____»____________2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по НМР МОУСОШ № 16 г. Губкина ___________ Горшкова Е.А.. «____»____________2011г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 16 г. Губкина __________Гаврилова Р.П.. Приказ № ___ от «___»____2011 г. |
Рабочая программа
по литературе
6 «А», «В» классы
Базовый уровень
Учитель
Гаврилова Раиса Петровна,
высшая квалификационная категория
2011-2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по литературе для VI класса создана на основе примерной программы по литературе для 5 –11 классов общеобразовательной школы (авторы – составители: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев), и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе. Для реализации задач литературного образования обучающихся в программу 6 класса включены вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие возрасту и уровню читательских интересов пятиклассников.
Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Рабочая программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся, способствует формированию ключевых и предметных компетенций, осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.
В данной рабочей программе детализируется и раскрывается содержание стандарта, определяется общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений
Рабочая программа по литературе направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
- воспитание духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
- формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа произведений.
Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- - образную природу словесного искусства;
- - содержание изученных литературных произведений;
- - изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- использовать воспитательный потенциал литературы как искусства;
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея, основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов их взаимосвязи; роль портрета и пейзажа;
- определять род и жанр литературного произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
- выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
- объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
- писать изложения на основе произведений, сочинения по изученному произведению;
- выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Перечень учебно-методических средств обучения
Г. Меркин, С. Зинин, В. Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – М., 2010
Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор Г.С.Меркин, Москва «Русское слово», 2009
Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Ф.Е. Соловьева. Под редакцией Г.С. Меркина. Москва «Русское слово», 2010
Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Автор Ф.Е. Соловьёва Москва «Русское слово», 2010
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003
Энциклопедии
Словрь литературоведческих терминов
Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям
Портреты поэтов и писателей
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Иллюстрации по литературе
Электронные презентации
Количество учебных часов.
Федеральный базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает для изучения литературы в VI классе 70 часов в год. Исходя из этого, в рабочей программе часы для изучения литературы в 6 классе распределены следующим образом:
Введение - 1 час
Из греческой мифологии - 2 часа
Из устного народного творчества - 3 часа
Из древнерусской литературы - 3 часа
Из литературы XVIII века – 1 час
Из литературы XIX века 34 ч
Из литературы XX века - 14 часов
Из поэзии о Великой Отечественной войне - 3 часа
В.П. Астафьев - 4 часа
Из зарубежной литературы - 4 часа
Итоговый урок - 1 час
Из них 3 часа - контрольные сочинения, 5 часов - внеклассное чтение
Формы и средства контроля.
1.Изложения – устные и письменные.
2.Составление тезисного плана.
3. Тестирование
4.Чтение наизусть
5.Литературная викторина
Контрольные сочинения в 6 классе
№ | Темы | Классное сочинение | Домашние сочинения |
1 | Введение | ||
2 | Из греческой мифологии | ||
3 | Из устного народного творчества | ||
4 | Из древнерусской литературы | ||
5 | Из литературы XVIII века | ||
6 | Из литературы XIX века | 1 Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский». 1 Сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» | 1 Домашнее сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» |
7 | Из литературы XX века | 1 Сочинение по сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | |
8 | Из поэзии о Великой Отечественной войне. | ||
9 | В.П. Астафьев | ||
10 | Из зарубежной литературы | ||
11 | Итоговый урок | ||
Итого: | 3 | 1 |
Календарно – тематический план
проведения уроков литературы
в 6 «А», «В» классах в 2011-2012 учебном году.
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Предполагаемая дата | Фактическая дата | Подготовка к ЕГЭ | Плани руемый конт- роль | Теория литературы | Оборудование |
Введение (1 час) | ||||||||
1 | 1 | Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. | 02.09 | Умение составлять тезисы и план прочитанного. | Литература и другие виды искусства | |||
Из греческой мифологии (2 часа) | ||||||||
2 | 1 | Отражение в мифах представлений о героизме, стремления познать мир и реализовать свою мечту. | 05/ 06.09 | Значение крылатых слов и выражений: ахиллесова пята, яблоко раздора, муки Тантала, олимпийское спокойствие, сизифов труд | Т/л: мифологический сюжет | Презета-ция «Мифы» | ||
3 | 2 | Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». | 09.09 | тезисный план статьи уче бника. Чтение и различные виды пересказа | В.А. Серов. "Похищение Европы". Скульптурные изображения Прометея. | |||
Из устного народного творчества (3 часа) | ||||||||
4 | 1 | Предания и легенды, их художественные особенности Легенда «Солдат и смерть», РР.Создание словарной статьи | 12/13. 09 | Жанр предания Предание, легенда | ||||
5 | 2 | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | 16.09 | |||||
6 | 3 | Сказка и её художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | 19/20. 09 | В1,В12 | Художественный пересказ Афоризмы и крылатые выражения в сказке | Отличие сказки от мифа, виды сказок | Таблица «Виды сказок» | |
. Из древнерусской литературы (3 часа) | ||||||||
7 | 1 | «Сказании о белгородских колодцах ».Отражение народных представлений о событиях и людях. | 23.09 | Умение отвечать на вопросы по тексту произведения | карточки | |||
8 | 2 | Черты жанра исторической повести в «Повести о разорении Рязани Батыем». . Р.Р. Изложение «Подвиг Евпатия Коловрата» | 26/27. 09 | Письменный контроль изложения | иллюстрации | |||
9 | 3 | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха. | 30 | Устный контроль составленного поучения | ||||
Из русской литературы XVIII века – (1 час) | ||||||||
10 | 1 | Л.М.Ломоносов Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». | 3/4.10 | Чтение:, е наизусть | иносказание многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение | Портрет, презентация | ||
Из литературы XIX века (34 часа) | ||||||||
11 | 1 | В.А.Жуковский Краткие сведения о писателе В.А. Жуковский и А.С. Пушкин | 7.10 | Презентация ЦОР | ||||
12 | 2 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Творческая история баллады «Светлана» | 10/11. 10 | Выразительное чтение, анализ по вопросам | Роды и жанры, определение баллады | Иллюстрации к балладе, аудиозапись | ||
13 | 3 | Внеклассное чтение. В.А. Жуковский «Кубок» | 14.10 | Устный пересказ и отзыв | ||||
14 | 4 | А.С.Пушкин Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. | 17/18. 10 | Интернет-экскурсия | ||||
15 | 5 | Лирика природы в творчестве А.С.Пушкина. Анализ стихотворения «Деревня». | 21 | Устный анализ | Жанр Элегии | иллюстрации | ||
16 | 6 | А.С. Пушкин «Зимнее утро». Стихотворные размеры. | 24/25. 10 | В1,В12 | Чтение наизусть | Таблица «Стихотворные размеры» | ||
17 | 7 | Жанр романа. Творческая история романа «Дубровский». | 28.10 | Пересказ статьи учебника | Таблица роды и жанры | |||
18 | 8 | Историческая правда и художественный вымысел в романе «Дубровский» | 7/8.11 | Чтение и анализ текста | ||||
19 | 9 | Основной конфликт романа «Дубровский» Центральные персонажи. | 11.11 | Составление таблицы главные герои | Инструктивные карточки | |||
20 | 10 | Нравственные и социальные проблемы романа | 14/15. 11 | Художественный пересказ, связь с др.видами искусства-иллюстрации к роману | иллюстрации | |||
21 | 11 | Верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, преданность в жизни главных героев. | 18.11 | Викторина на знание текста романа «Звёздный час» | композиция | ЦОР | ||
22 | 12 | Р.Р. Изложение «Благородные увеселения русского барина». | 21/22. 11 | С2 | Письменный контроль | |||
23 | 13 | Р/Р Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский» | 25.11 | Письменный контроль | Иструктивная таблица | |||
24 | 14 | Внеклассное чтение «Станционный смотритель» | 28/29. 11 | Устный пересказ, отзыв | Композиция | |||
25 | 15 | М.Ю.Лермонтов Вольнолюбивые мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Тучи», | 02.12 | Исследовательская работа с текстом Чтение наизусть | Антитеза Двусложный размер | Презентация «Лермонтов» | ||
26 | 16 | М.Ю. Лермонтов «Парус», «Листок» | 5/6.12 | Чтение наизусть | Инверсия Многозначность художественного образа | Иллюстрации к стихотворению | ||
27 | 17 | Н.В. Гоголь Темы и проблематика повести «Тарас Бульба». | 9.12 | Пересказ статьи учебника | Жанр повести | Презентация Гоголь | ||
28 | 18 | Тарас, Остап, Андрий - центральные образы повести. Приемы их создания. | 12/13. 12 | Составление таблицы сравнительной характеристики | Иллюстрации художников к повести | |||
29 | 19 | Лирическое и эпическое в содержании повести «Тарас Бульба» . Тест | 16.12 | Тест на определение средств художественной выразительности | Текст теста ЦОР | |||
30 | 20 | Массовые сцены повести как отражение героизма и подвига казачества. | 19/20. 12 | Устное изложение» «Быт и нравы Запорожской сечи» | Гиперболы. Сравнения. метафора | Таблица «Художественные средства выразительности» | ||
31 | 21 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | 23.12 | Инсруктивная таблица | ||||
32 | 22 | И.С.Тургенев Творческая история и своеобразие композиции «Записок охотника» | 26/27. 12 | Сложный план. Цитатный план | Жанр рассказа | Портрет Тургенева, высказывания о писатетле | ||
33 | 23 | Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк». Милосердие, порядочность, доброта; главного героя. | 13.01 | |||||
34 | 24 | Н.А.Некрасов Темы народного труда в творчестве поэта. Анализ стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», | 16/17. 01 | Трёхсложные размеры стиха | Презентация | |||
35 | 25 | Н.А. Некрасов «Великое чувство! у каждых дверей...». Трехсложные размеры стиха. Стихотворный ритм. | 20.01 | Чтение наизусть по задания предыдущего урока | Таблица «трёхсложные размеры» | |||
36 | 26 | Внеклассное чтение Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» | 23/24. 01 | |||||
37 | 27 | Л.Н.Толстой. Повесть «Детство» как автобиографическое произведение. Анализ глав «Маман», «Что за человек был мой отец?», «Детство». | 27.01 | Составление цитатного плана | Автобиографическая проза | презентация | ||
38 | 28 | Рассказ «Бедные люди». Проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство». | 30/31. 01 | Различные типы пересказа | ||||
39 | 29 | В.Г.Короленко Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе» | 3.02 | Жанр Повести | Портрет | |||
40 | 30 | Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, справедливости и милосердия в повести. | 6/7.02 | Исследовательская работа | План для дискуссии | |||
41 | 31 | Система образов в повести. Дети и взрослые. Авторское отношение к героям. | 10.02 | План анализа эпизода, устная характеристика героя | Таблица для анализа текста | |||
42 | 32 | Р/Р Сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» | 13/14.02 | |||||
43 | 33 | А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы. Темы, приемы создания характеров персонажей. | 17.02 | Исследовательская работа | юмор | Таблица теория литер | ||
44 | 34 | Анализ рассказов «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим». Отношение автора к героям | 20/21. 02 | С5 | Различные виды пересказа | ЦОР | ||
Из литературы XX века (14 часов) | ||||||||
45 | 1 | И.А.Бунин Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах писателя. «Не видно птиц. Покорно чахнет...» . | 24.02 | С4 | Чтение наизусть, анализ | Стили речи | Картины художников о природе | |
46 | 2 | И.А. Бунин «Лапти.» Р/Р Письменный отзыв об эпизоде | 5/6.03 | |||||
47 | 3 | А.И.Куприн Детские годы писателя. История создания и проблематика повести «Белый пудель» | 9.03 | С1 | аудиозапись | |||
48 | 4 | Р/Р В чем проявился характер главных героев повести: дедушки и Сережи? | 12/13. 03 | С1-С5 | Сочинение -рассуждение | Таблица для составления характеристики | ||
49 | 5 | Внутренний мир человека в рассказе А.И. Куприна «Тапёр». | 16.03 | |||||
50 | 6 | С.А.Есенин Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке»: пафос и тема стихотворения. | 19/20.03 | Словарь тропов и фигур | Презен таци | |||
51 | 7 | С.А. Есенин «Разбуди меня завтра рано...». Одухотворенная природа — один из основных образов стихотворения | 23.03 | Чтение наизусть | ЦОР | |||
52 | 8 | Внеклассное чтение «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе» | 2/3.04 | Муз., иллюстрации | ||||
53 | 9 | М.М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. Сказка – быль «Кладовая солнца». | 6.04 | Портрет | ||||
54 | 10 | Жизнь Насти и Митраши в единстве с природой. Пейзаж и его роль в художественном произведении. | 9/10.04 | Различные виды пересказа | ||||
55 | 11 | Трудный путь человека к правде. Душевное состояние героев сказки-были. | 13.04 | Исследовательская работа | ||||
56 | 12 | Р.р. Сочинение по сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | 16/17.04 | Письменный контроль | ||||
57 | 13 | Н.М. Рубцов. Краткие сведения о поэте. Образный строй стихотворений «Звезда полей», | 20.04 | Выразительное чтение | Портрет. видеоурок | |||
58 | 14 | Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина». | 23. 24//04 | |||||
Из поэзии о Великой Отечественной войне. (3 часа) | ||||||||
59 | 1 | Д.С.Самойлов «Сороковые», А.А.Ахматова «Мужество», «Победа», С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной» | 27.04 | Выразительное чтение анализ | ||||
60 | 2 | М.В.Исаковский «В прифронтовом лесу» К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…», Р.Г.Гамзатов «Журавли» | 30.05 | Чтение наизусть и анализ | ||||
61 | 3 | Внеклассное чтение. Литературно-музыкальная композиция «Сороковые - роковые» | 4.05 | Муз. записи,ил-люстрации | ||||
В.П. Астафьев (4часа) | ||||||||
62 | 1 | В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Тематика и проблематика рассказа «Конь с розовой гривой». | 7/8.05 | Составление цитатного плана | Портрет ЦОР | |||
63 | 2 | Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. | Ответы на вопросы | Дидактические карточки | ||||
64 | 3 | Нравственные проблемы рассказа – честность, понятие долга, доброта. Яркость и самобытность героев. | 11.05 | Пересказ и анализ | ||||
65 | 4 | Внеклассное чтение «Фотография, на которой меня нет» | 14/15.05 | Пересказ, отзыв | ||||
Из зарубежной литературы (4 часа) | ||||||||
66 | 1 | «Сказка о Синдбаде – мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. | 18.05 | Ответы на вопросы, пересказ | иллюстрации | |||
67 | 3 | Братья Гримм. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. | 21/22.05 | Исследовательская работы. Сопоставление с русской народной сказкой | Муз. записи | |||
68 | 4 | О. Генри «Вождь краснокожих». Юмористическое и комическое в рассказе. | 25.05 | Рассказ от другого лица | ||||
69 | 5 | Д. Лондон «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Рекомендации для летнего чтения | 28/29.05 | Читательская конференция | Портрет | |||
70 | Повторение изученного в 6 классе. Рекомендательный список для летнего чтения. | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....