"Тайны поэтической строки"
презентация по литературе по теме
Презентация к уроку-кроссворду «Тайны поэтической строки» для 6-9 классов. Цель – закрепление и актуализация знаний о правилах построения стихотворной речи, необходимых для анализа лирического произведения, а также о реформе стихосложения и особенностях лирики как рода литературы. Презентация может использоваться как на уроках литературы, так и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayny_poeticheskoy_stroki.pptx | 1.69 МБ |
instrukciya_k_prezentacii.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лирика – род литературы, отражение жизни при помощи изображения состояний, мыслей, чувств и переживаний человека. Сфера описания лирики – внутренний мир. Лирика – самый субъективный и эмоциональный род литературы.
Каковы особенности лирики? Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Предмет лирики – внутренний мир человека; его мысли и чувства (движение и развитие). Субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества. Жизнь представлена через переживания человека. Косвенное, переносное или иносказательное значение слова выдвигается на первый план. Огромное значение играют образные возможности языка. Особая организация языка – стихотворная.
Итак, стихотворная речь отличается особой ритмической организацией. Она отражена в системе русского стихосложения. Стихосложение – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи .
Цель - повторить ключевые понятия стихосложения, необходимые для анализа лирического произведения. Ответив на вопросы, в выделенных клетках вы сможете прочесть ключевое слово – фамилию одного из основателей силлабо-тонической системы стихосложения. Разгадайте кроссворд!
1 2 3 4 5 6 7 8 1. Как называется стих без рифмы? 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й Во тьме ночной явилась буря; Сверкал на небе грозный луч; Гремели громы в чёрных тучах, И шумный дождь в лесу шумел... (Н. Карамзин)
1 2 3 4 5 6 7 8 2. Рифмовка со схемой ААВВ. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Вот утро севера - сонливое, скупое - Лениво смотрится в окно волоковое; В печи трещит огонь - и серый дым ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком. (А. Фет)
1 2 3 4 5 6 7 8 3. Постоянный словораздел в стихах, разделяющий строку на две части и способствующий ещё большей её ритмической организации. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А Еще одно | последнее сказанье... Дни поздней осени | бранят обыкновенно... Гляжу, как безумный, | на черную шаль... (Примеры из А. С. Пушкина).
1 2 3 4 5 6 7 8 4 . Повторяющаяся группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А
1 2 3 4 5 6 7 8 5 . Особый раздел стиховедения, посвящённый изучению стихотворного ритма. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А Р И Т М И К А
1 2 3 4 5 6 7 8 6 . Стихотворение, составленное из отрывков разных произведений одного или нескольких авторов. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А Р И Т М И К А Ц Е Н Т О Н Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой, И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище? Спой, светик, не стыдись! Недаром говорится, Что дело мастера боится». Медведь взревел – и подлинно запел; Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, То верещал козленком, То не путем мяукал он котенком. По счастью, близко тут Журавль случился. Он костью чуть не подавился. ( Центон из басен И.А. Крылова: «Зеркало и обезьяна», « Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Крестьянин и Работник», «Скворец, Волк и Журавль»).
1 2 3 4 5 6 7 8 7. Стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А Р И Т М И К А Ц Е Н Т О Н С П О Н Д Е Й Живя, ум Е й вс Е пережить: П ечаль , и радость, и тревогу. *** Д А , г О ре ей – и чем простосердечней, Тем кажется виновнее она… (Ф.И. Тютчев)
1 2 3 4 5 6 7 8 8. Поэтический оборот, употребление слов, фраз в переносном, образном смысле. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А Р И Т М И К А Ц Е Н Т О Н С П О Н Д Е Й Т Р О П
1 2 3 4 5 6 7 8 9. Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А Р И Т М И К А Ц Е Н Т О Н С П О Н Д Е Й Т Р О П А М Ф И Б Р А Х И Й Савраска увяз в половине сугроба – Две пары промерзлых лаптей … (Н.А. Некрасов)
1 2 3 4 5 6 7 8 10. Сочинение стихотворений на заранее заданные рифмы, как правило, шуточного характера. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А Р И Т М И К А Ц Е Н Т О Н С П О Н Д Е Й Т Р О П А М Ф И Б Р А Х И Й У И Е
1 2 3 4 5 6 7 8 11. Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А Р И Т М И К А Ц Е Н Т О Н С П О Н Д Е Й Т Р О П А М Ф И Б Р А Х И Й У И Е Д К И Л Ь Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые… (И.С. Тургенев)
1 2 3 4 5 6 7 8 12. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу… Каким размером написаны строки? 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А Р И Т М И К А Ц Е Н Т О Н С П О Н Д Е Й Т Р О П А М Ф И Б Р А Х И Й У И Е Д К И Л Ь Н П С
1 2 3 4 5 6 7 8 13. Композиционный приём повторения стиха или ряда стихов в конце строфы. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А Р И Т М И К А Ц Е Н Т О Н С П О Н Д Е Й Т Р О П А М Ф И Б Р А Х И Й У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф Е
1 2 3 4 5 6 7 8 14. Организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворения или его части. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А Р И Т М И К А Ц Е Н Т О Н С П О Н Д Е Й Т Р О П А М Ф И Б Р А Х И Й У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф Е С Р Ф
1 2 3 4 5 6 7 8 15. Определить размер: Опять стою я над Невой, И снова, как в былые годы… 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А Р И Т М И К А Ц Е Н Т О Н С П О Н Д Е Й Т Р О П А М Ф И Б Р А Х И Й У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф Е С Р Ф Я М
1 2 3 4 5 6 7 8 16. Стихотворение, в котором первые буквы строк составляют текст: слово, словосочетание, фразу. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А Р И Т М И К А Ц Е Н Т О Н С П О Н Д Е Й Т Р О П А М Ф И Б Р А Х И Й У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф Е С Р Ф Я М К Р С Т Х В ночной тиши сижу один. Д авно уж за полночь. Не спится!.. О стыл и спит во тьме камин. Х олодный чай. Перо.. Страница... Н очная тьма глядит в окно. О на лукаво обещает: " В от-вот - и явится ОНО! Е го ты жди! Не опоздает!"... Н о нет!.. И чистый лист не тронут. И сон объял, как темный омут... Е му придти - не суждено!... (Вадим Цокуренко )
1 2 3 4 5 6 7 8 17. Стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в строках, нет повторяющихся единообразных строф, может не быть рифмы. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 О Т В Е Т Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А Р И Т М И К А Ц Е Н Т О Н С П О Н Д Е Й Т Р О П А М Ф И Б Р А Х И Й У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф Е С Р Ф Я М К Р С Т Х В Р Л И Б Р Ночью как-то вольнее дышать мне, Как-то просторней... Даже в столице не тесно! Окна растворишь: Тихо и чутко Плывет прохладительный воздух. А небо? А месяц? О, этот месяц-волшебник! (А.А. Фет)
М К Л Ю Ч Е В О Е С Л О В О Кто утвердил силлабо-тоническое стихосложение? О Т В Е Т Л О М О О О Н С В Б Е Л Ы Й П А Р Н А Я Ц Е З У Р А С Т О П А Р И Т М И К А Ц Е Н Т О Н С П О Н Д Е Й Т Р О П А М Ф И Б Р А Х И Й У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф Е С Р Ф Я М К Р С Т Х В Р Л И Б Р
М.В. Ломоносов довёл до конца начатую В.К. Тредиаковским реформу русского стихосложения. До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение: в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. Ломоносов утвердил силлабо-тоническое стихосложение , в котором в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
«Любой человек так или иначе понимает, что для действительного восприятия серьёзной музыки нужна определённая подготовка, что для этого необходимо как-то овладеть самим «языком» музыки. Но в то же время большинство людей полагает, что для восприятия поэзии никакой подготовки не требуется – достаточно просто уметь читать… Подобное представление ошибочно…». (В.В. Кожинов) Прав ли исследователь?
Список источников Гаврилова Е. Б. Урок литературы: «Петр Великий» нашей литературы» [Текст] / Е. Б. Гаврилова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/571459/, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. Дорожкина В. Т. Основы стихосложения – школьникам на уроках и во внеклассной работе [Текст] / В. Т. Дорожкина . – М. : АРКТИ, 2006 Квятковский А. П. Поэтический словарь [Текст] / А.П. Квятковский. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-2451.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус . Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. [Текст] / Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke8/ke8-3812.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. Литературная энциклопедия: В 11 т. [Текст] / Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-0911.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь [Текст] / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2003. Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева [Текст] / Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/tyutchev/critics/pig/pig-001-.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Режим доступа: http://slovar.lib.ru/dict.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. Справочник по стихосложению [Текст] / Режим доступа: http://rifma.com.ru/AZ-0.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус . Стихосложение [Текст] / Режим доступа: http://stikhoplet.narod.ru/pr.html , свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. Труды Ломоносова в области языка и литературы [Текст] / Режим доступа: http://lomonosovsvd.narod.ru/literatura.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус .
Список источников иллюстраций http://ckr-tiei.futuretoday.ru/images/uploads/companies/msfu/svoe_slovo.jpg – книга, перо; http://stat18.privet.ru/lr/0a2d1e414db6355514be88271289b13a – книга, листы, чашка; http://azblok.net/uploads/posts/2010-08/1281959240_1966.jpg – раскрытая книга, рука; http://img-fotki.yandex.ru/get/3211/a-m-a-d-e-y-a.1/0_5109_498d30a5_XL – книга, природа; http://www.stihi.ru/photos/stihoanalys.jpg – фон кроссворда; http://img-2005-07.photosight.ru/09/938719.jpg – листок, перо на чёрном фоне; http://www.bath.k12.va.us/WebPics/NewtonsApple.png – заливка выноски; http://www.kunstkamera.ru/images/floor/3_XIV_01b.jpg – М.В. Ломоносов; http://s50.radikal.ru/i128/1012/62/d6a219b2e3c1.png – свеча, свиток . http://www.superstyle.ru/pic/art_pics/0_91_9106_1180530187.jpg – стопка книг
Предварительный просмотр:
Инструкция
Презентация к уроку-кроссворду «Тайны поэтической строки» для 6-9 классов. Состоит из 27 слайдов. Слайды переключаются по щелчку мыши.
1 слайд – титульный.
2, 3, 4 слайды – вступительная беседа об особенностях лирики как рода литературы, понятии стихосложения.
5 слайд – объявление задания и цели работы.
6-22 слайды – работа с кроссвордом. Отвечать на вопросы по порядку.
Вопрос №1. Находим квадрат с цифрой 1 и строку кроссворда, на которую он смотрит. При нажатии на кнопку с цифрой 1 внизу появляется вопрос. После предполагаемого ответа проверяем его. Нажимаем на кнопку «ответ»: в строке кроссворда появляется верный ответ. Данный ответ может проиллюстрировать пример. Нажимаем на кнопку рядом с вопросом (стопка книг) – появляется пример. Далее щелчок мышью. Перед нами кроссворд с готовым ответом на первый вопрос. Отвечаем на вопрос №2. Вопросы 2-17 – следуем той же инструкции.
Слайды № 9, 10, 13, 15, 18, 19, 20 не содержат примера или комментария. Кнопка возле вопроса отсутствует. Здесь после появления верного ответа сразу щелчком мыши переходим к следующему слайду.
23 слайд – полностью разгаданный кроссворд. Внизу – 9 квадратов. Задача учеников найти ключевое слово, ответив на вопрос: кто утвердил силлабо-тоническое стихосложение? Слово складывается из букв кроссворда, выделенных красным цветом. После обсуждения вариантов учеников проверяем ответ. Нажимаем на кнопку «ответ»: внизу появляется верный вариант.
24 слайд – слово учителя о М.В. Ломоносове и реформе стихосложения.
25 слайд – вопрос ученикам на основе высказывания. Размышление над высказыванием приводит учеников к мысли о значимости законов стихосложения. Это служит итогом выполнения кроссворда.
26 слайд – список источников содержания презентации.
27 слайд – список источников иллюстраций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
поэтическая строка
The moon is very nice and bright And also very high I think it is a pretty sight To see it in the sky...
поэтическая строка
Why doesn´t Bobby come and play....
Некоторые аспекты внедрения новых речевых технологий.Конспект урока литературы в 11 классе «Тайны поэтического ремесла».
Статья содержит краткое описание опыта работы по внедрению новых речевых технологий.В качестве примера предлагается конспект урока литературы в 11 классе с использованием лингвопоэтического анализа и...
Урок-конспект "Тайны поэтической звукописи"
Урок внеклассного чтения в 8 классе. Уро-исследование, на котором дети учатся постигать тайны поэтической речи. Наблюдения над звуковым оформлением текста помогает прийти к выводу, что звуки мы воспри...
Презентация к проекту "Тайны поэтического текста"
Школьный курс русского языка исторически сложился как формально – грамматический, описательно – квалификационный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового ...
Природа Якутии в поэтических строках Семена Данилова
Данная интерактивная презентация может быть использована на уроках литературы при реализации НРК после изучения темы "Природа в стихотворениях русских поэтов".https://cloud.mail.ru/public/EP...
Мастер-класс «Тайна поэтической лаборатории …»
Одно из направлений работы по формированию положительной мотивационной среды – это использование современных образовательных технологий. Одной из самых эффективных, по моему мнению, является тех...