Рабочая программа по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 5 класса по авторской программе Г.С.Меркина, базовый уровень  (70 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5_klass_g_merkin.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г.С. Меркина для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. – 5-е изд., исправленное и дополненное – М.: Русское слово, 2009.

Цель программы

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Задачи программы

  1. формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
  2. формирование умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи; умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово и рассказать о его роли в тексте; умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Базовый учебник: Г.С. Меркин. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Русское слово, 2009.

Количество часов в год - 70

Количество часов в неделю – 2

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого

Классные сочинения  

1

1

1

3

Домашнее сочинение

1

1

Контрольное тестирование

1

1

2

Формы организации учебного процесса:

  1. групповые;
  2. коллективные;
  3. индивидуальные.

Формы контроля: классные и домашние сочинения разных жанров, тестирование.

Раздел III.  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков литературы в 5 классе

 

п/п

Тема урока

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Литература как вид искусства и как учебный предмет

1

2

Из мифологии. Античный миф. «Рождение Зевса», «Олимп».

1

3

«Одиссей на стороне циклопов»

1

4

Славянский миф и его специфика. «Рождение мира»

1

5

Из устного народного творчества(4+1Р/Р+1В/ЧТ)

Загадки как малый фольклорный жанр. Пословицы и поговорки русского народа

1

6

Т.Л. Виды сказок. Волшебная сказка и ее своеобразие

1

7

Герои и нравственная идея сказки «Царевна -лягушка»

1

8

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает?» Сюжеты и реальная основа бытовых сказок

1

9

Р/Р Классное сочинение «Мой любимый сказочный герой»

1

10

Вн.чт. В гостях у сказки

1

11

Из древнерусской литературы (2)

О литературе Древней Руси

1

12

Из «Повести временных лет». Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе

1

13

Из басен народов мира (5)

Жанр басни. Сравнение басен Эзопа («Лисица и виноград», «Ворон и Лисица») и Жана де Лафонтена («Лисица и виноград»)

1

14

Русские басни. Басни «Ворона и Лиса» В.К.Тредиаковского и А.П.Сумарокова

1

15

Басня М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру»

1

16

И.А.Крылов и его басни.  «Ворона и Лисица», «Волк на псарне»

1

17

И.А.Крылов и его басни.  «Демьянова уха», «Свинья под дубом» (выразительное чтение и анализ)

1

18

Из литературы ХIХ века (22+2Р/Р+1КТ)

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

19

Царевна и царица-мачеха

1

20

В мире пушкинского слова

1

21

«Руслан и Людмила». Вступление к поэме «У Лукоморья»

1

22

В мире пушкинских стихотворений о природе: «Зимняя дорога», «Бесы»

1

23

Р/Р Классное сочинение по произведениям А.С.Пушкина

1

24

Поэзия ХIХ века о родной природе.

1

25

Анализ стихотворений П.А.Вяземского, А.А.Фета, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, Е.А.Баратынского

26

М.Ю.Лермонтов. В мире лермонтовского слова: «Бородино»

1

27

М.Ю.Лермонтов. В мире лермонтовского слова: «Бородино».                      

28

Н.В.Гоголь и его художественный мир.  «Ночь перед Рождеством»

1

29

Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести

1

30

Суеверие, злая сила, зло и добро в повести

1

31

И.С.Тургенев «Муму».  Герасим в деревне и в городе.

1

32

Герасим и Татьяна. Муму, дворня

1

33

Стихотворения И.С.Тургенева в прозе. «Щи», «Русский язык»

1

34.

Н.А.Некрасов и его художественный мир. «Орина, мать солдатская», «Забытая деревня»

1

35

Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия

1

36

Т.Л. Законы стихосложения

1

37

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Рассказ «Кавказский пленник» Творческая история

1

38

Тема и основные проблемы в рассказе: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин)

1

39

Р/Р Подготовка к  домашнему сочинению на тему «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник?»

1

40

А.П.Чехов «Пересолил». Юмор в рассказе

1

41

Вн. чт. по рассказам А.П.Чехова

1

42

Контрольное тестирование № 1

1

43

Из литературы ХХ века (14+1В/ЧТ)

А.А.Блок. Выразительное чтение и анализ стихотворений «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

1

44

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Роль детали. Прием антитезы

1

45

И.А.Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги…», «В деревне». Литературные приёмы, используемые для описания зимней дороги

1

46

А.И.Куприн. «Детский сад». Смысл названия и финала рассказа.

1

47

С.А.Есенин и его художественный мир.  «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

1

48

А.П.Платонов. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка

1

49

П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок».

1

50

Отношение Данилушки к миру окружающей его природы

1

51

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». В чем заключается юмор рассказа?

1

52

Ю.В.Сотник. Чему учит рассказ «Гадюка»?

1

53

Н.А.Заболоцкий. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Уступи мне, скворец, уголок…»

1

54

А.Т.Твардовский и его стихотворение «Станция Починок»

1

5

Родная природа в произведениях писателей ХХ века

1

56

Родная природа в произведениях писателей ХХ века

1

57

Вн.чт. Мое любимое стихотворение о природе

1

58

Из зарубежной литературы  (9+1Р/Р+1КТ+1В/ЧТ)

Д.Дефо и его книга «Приключения Робинзона Крузо»

1

59

Р/Р Классное сочинение «Чем мне понравился герой Д.Дефо?»

1

60

Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Герои сказки

1

61

Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Герои сказки

1

62

М.Твен.  Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы.  «Приключения Тома Сойера» (отрывок)

1

63

Мир детства и мир взрослых в романе «Приключения Тома Сойера»

1

64

Ж.Рони-Старший. «Борьба за огонь»

1

65

Дж. Лондон.   Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише»

1

66

Р.Бредбери. «Все лето в один день»

1

67

Т.л. Повторение и обобщение изученного

1

68

Контрольное тестирование № 2

1

69

Вн.ч. по произведениям зарубежной литературы

1

70

Повторение и обобщение изученного.Что читать летом?

1

Раздел IV. Содержание тем учебного курса

Введение (1)

Книга и ее роль в духовной жизни чело века и общества.  Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная

Из  мифологии  (3)

Рассказ о мифе и мифологии. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный миф

Из  устного  народного  творчества (4+1Р/Р+1В/ЧТ)

Истоки устного народного творчества, его основные виды

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица.

Из  древнерусской  литературы (2)

Создание первичных представлений о древнерусской лите ратуре

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические собы тия, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже ние в древнерусской литературе; нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы

Из басен народов мира (5)

 Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли сица»

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века

И.А. Крылов. Те матика басен И.А. Крылова. Образный мир басен И.А. Крылова

Из литературы XIX века  (22+2Р/Р+1КТ)

А.С. Пушкин. Сти хотворения.  «Сказка о мертвой царевне и о семи бога тырях». Литературная сказка и ее от личия от фольклорной. Поэма «Руслан и Людми ла» (отрывок)

Поэзия XIX века  о  родной  природе. А.А. Фет.  «Чудная картина…»М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Весен ние воды». Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..»  И.З. Суриков  «В ночном»

М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе ние «Бородино »

Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отраже ние в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести

И.С. Тургенев. Детские впечатления И.С. Тургенева. Рассказ «Муму».  И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык»

Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение авто ра к персонажам стихотворения

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедли вость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жи лин и Костылин)

А.П. Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Рассказ «Пересолил». Юмор в рассказе

Из  литературы XX века (14+1В/ЧТ)

А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» 

Л.Н. Андреев. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика

И.А. Бунин. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа

А.И. Куприн.  Рассказ «Детский сад». Смысл названия и финала рассказа

С.А. Есенин. Стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима аукает… », «Нивы сжаты, рощи голы… ». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

А.П. Платонов. Рассказ «Ни кита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка

П.П. Бажов. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова

Е.И. Носов. Рассказ «Как патефон пе туха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ре бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспита ние чувства милосердия, сострадания,

Ю.В.Сотник. Чему учит рассказ «Гадюка»?

Н.А.Заболоцкий. Стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок…»

А.Т.Твардовский.  Стихотворение «Станция Починок»

Родная природа в произведениях писателей XX  века. В.Ф. Боков «Поклон », Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатов «Песня соловья», В.И. Белов «Весенняя ночь»

Из  зарубежной  литературы  (9+1Р/Р+1КТ+1В/ЧТ)

Д. Дефо. Роман «Жизнь, необыкновен ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры вок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчи вость, смекалка, доброта), характеристика жанра

Х.К.Андерсен. «Снежная королева». Герои сказки

М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых

Ж. Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоцио нальный мир доисторического человека

Дж. Лондон. «Ска зание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрос лых)

Р.Бредбери. «Все лето в один день»

Итоговый  урок (1)

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»)

Раздел V. Формы и средства контроля

                           

Темы сочинений

  1. Классное сочинение «Мой любимый сказочный герой» (урок 9)
  2. Классное сочинение по произведениям А.С.Пушкина (урок 23)
  3. Домашнее сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»? (урок 39)
  4. Классное сочинение «Чем мне понравился герой Д.Дефо?» (урок  59)

Контрольное тестирование №1 (урок 42)

  1. Аэды– это: а) древние боги; б) бродячие певцы; в) злые духи; г)волшебники.
  2. Имя бога плодородия: а) Гермес; б) Кронос; в) Дионис; г) Гефест.
  3. Бог солнца у славян: а) Семарг; б) Сварог; в) Хорс; г) Перун.
  4. Согласно легенде, Земля была рождена: а) из воды; б) из облака; в) из молока; г) из масла.
  5. Каким словом нужно закончить пословицу «Делу время, потехе…»? а) миг; б) год; в) час; г) секунда.
  6. С какого слова начинается пословица «…воробей, вылетит не поймаешь»? а) пуля; б)самолет; в) мысль; г) слово.
  7. Название приема, благодаря которому события переносятся в сказочный мир: а) присказка; б) повтор; в) зачин; г) превращение.
  8. Вывод в басне называется: а) нравоучение; б) мораль; в) наставление; г) рассуждение.
  9. Определите название приема, характерного для басни: а) иносказание; б) заклинание; в) описание; г) повторение.
  10. Основное качество, присущее ритму: а) наличие рифмы; б) повторяемость ударений; в) длина строки.
  11. Художественное определение – это: а) метафора; б) аллегория; в) иносказание; г) эпитет.
  12. Носительница зла в сказке А.С.Пушкина: а) царица; б)черница; в)собачка; г) царевна.
  13. Кто указал королевичу Елисею правильный путь: а) солнце; б) месяц; в) ветер; г) тучи.
  14. Художественный приём, при помощи которого одно явление сопоставляется с другим, называется: а) олицетворение; б) аллегория; в) метафора; г) сравнение.
  15. Черт украл в Диканьке: а) Солоху; б) писаря;  в) звезды; г) месяц.

Контрольное тестирование №2 (урок 68)

  1. Герасим в рассказе И.С.Тургенева был: а) крепостной крестьянин; б) дворовый человек; в) вольнонаемный; г) служащий.
  2. Село Грешнево находится в: а) Ярославской губернии; б) Тульской; в) Костромской; г) Орловской.
  3. Стихотворение Н.А.Некрасова называется: а) «Забытая деревня»; б) «Забытая поляна»; в) «Забытое село»;

 г) «Забытая хата».

  1. Часть стихотворного произведения, объединяющая ритмически и по смыслу несколько стихов, называется: а) цитатой; б) строкой; в) строфой; г) стихотворением.
  2. Не является элементом фабулы: а) развязка; б) сравнение; в) кульминация; г) завязка.
  3. В Мелехове А.П.Чехов участвовал в ликвидации эпидемии: а) чумы; б) холеры; в) оспы; г) сибирской язвы.
  4. Дед семьи А.Блока Д.И.Менделеев был: а) физиком; б) биологом; в) филологом; г) химиком.
  5. В стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде…» стан березки сравнивается: а) с косынкой; б) с платком; в) с блузкой; г) с сарафаном.
  6. Слобода, в которой родился А.Платонов, называлась: а) Пригородной; б) Заводской;  в) Сельской; г) Ямской.
  7. Чашу,  сделанную по заказу барина в сказе П.Бажова,  Данилушка: а) сохранил; б) разбил; в) переделал; г) подарил.
  8. Какое прилагательное не употребляет А. Твардовский, говоря о станции Починок: а) глухая; б) маленькая; в) шикарная; г) родимая.
  9. Какое слово не мог сложить Кай из льдинок: а) вершина; б) вечность; в) вдохновение; г) высота.
  10. Кем среди мальчишек был в детстве С.Есенин: а) собаководом; б) коноводом; в) овцеводом; г) змееловом.
  11. Место, где был заложен сад в рассказе А.И.Куприна «Детский сад»6 а) возле дома Бурмина; б) за городом; в) на пустыре; г) в деревне.
  12. Автор росписи Кирилловской церкви в Киеве: а) Дюрер; б) Врубель; в) Веласкес; г) Репин.

Раздел VI. Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы/ автор - составитель Г.С.Меркин . – М.: Русское слово, 2009.
  2. Г.С.Меркин. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Русское слово, 2009.

Дополнительная литература

  1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Турьянская Б.И. и др. Литература в 5 классе. Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2008.
  3. http://www.vavilon.ru/ Вавилон (Современная русская литература
  4. http://www.pushkin.ru/ Всероссийский музей А.С. Пушкина
  5. http://www.ruthenia.ru/ Кафедра русской литературы Тартуского университета
  6. http://www.klassika.ru/ Классика.Ru
  7. http://www.rusword.com.ua/rus/index.php Мир слова русского
  8. http://students.washington.edu/krylovd/APindex.html Платоновская энциклопедия
  9. http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/ Русская поэзия
  10. http://slovar.by.ru/dict.htm Словарь литературоведческих терминов
  11. http://www.stihi.ru/ Стихи.ру
  12. http://belousenkolib.narod.ru Электронная библиотека Александра Белоусенко
  13. http://www.e-kniga.ru/ Электронная библиотека художественной литературы

Оборудование

  1. Виноградова Е.А. Литература. 5-9 классы. Методическое пособие и учебно-наглядные таблицы. – М.: Русское слово, 2007.
  2. Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах. Комплект из 20 таблиц с методическим пособием. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Комплект портретов для кабинета литературы. Русские писатели XX века. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Комплект портретов для кабинета литературы. Русские писатели XVIII-XIX веков. – М.: Дрофа, 2003.
  5. Кузнецова Т.А. Литература XIX век. 5-10 классы. Методическое пособие и учебные плакаты. – М.: Русское слово, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...