Николай Васильевич Гоголь. Творческая история «Мертвых душ». Композиция. Жанр. Роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Цели урока: 1. напомнить учащимся о важнейших событиях в
период создания «Мертвых душ».
2. познакомить с творческой историей поэмы
«Мертвых душ»; вызвать интерес к этому
произведению;
3.познакомиться с главным героем – Чичиковым
в процессе работы над первой главой.
4. помочь учащимся увидеть губернский город NN
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature_10_klass.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе
10 класс (2 часа)
Тема: Николай Васильевич Гоголь.
Творческая история «Мертвых душ». Композиция. Жанр. Роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.
«Чичиков… нашел, что город ничем
не уступал другим губернским городам.
(Все города были тогда примерно
такими же).
Н.В.Гоголь.
Учитель русского языка и литературы
Сушкова Неля Александровна.
Цели урока: 1. напомнить учащимся о важнейших событиях в
период создания «Мертвых душ».
2. познакомить с творческой историей поэмы
«Мертвых душ»; вызвать интерес к этому
произведению;
3.познакомиться с главным героем – Чичиковым в
в процессе работы над первой главой.
4. помочь учащимся увидеть губернский город NN/
Предварительная подготовка к уроку (вопросы для самостоятельной работы ):
- Какие события общественной жизни России 30-х годов 19 века оказали влияние на жизнь Н.В.Гоголя и его современников?
- Рассказать о взаимоотношениях Н.В.Гоголя с А.С.Пушкиным.
- Какие произведения создал Н.Гоголь по совету А.Пушкина.
Поисково-творческая работа с текстом: на протяжении урока ведется работа с изобразительно-выразительными средствами языка.
Работа с перфокартами: контрольный срез знаний по теме урока.
Ход урока:
1. Беседа по вопросам домашнего задания:
Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».
Мы познакомимся с историей создания поэмы, а также с главным героем Чичиковым. Определим роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя.
Итак, обратимся к вопросам домашнего задания.
1. Какие события в общественной жизни России 30-х годов 19 века оказали влияние на жизнь Н.Гоголя?
30-е годы 19 века – это время реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания, расправы царизма с восставшими, крушения всяких надежд на свободу.
- М.Лермонтов в стихотворении «Дума», обращаясь к своим современникам, дал общественно-политическую характеристику эпохе 30-х годов: духовный застой, равнодушие к царящему в жизни злу.
- Современник Н.Гоголя А.Герцен писал: «Первые годы, последовавшие из-за 1825 г, были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние…». А.Герцен вопрошал6 «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования…?»
- В.Белинский в своей статье о стихотворении М.Лермонтова «Дума» передает весь ужас своей эпохи. Он писал:»Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!...И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, свои стоном?»
В такой обстановке Н.Гоголь решил написать «Мертвые души», которые «потрясли всю Россию».
2. Каковы были взаимоотношения Пушкина с Гоголем. Какие произведения написаны Гоголем по совету А.Пушкина?
- В 1831 году Гоголь познакомился с друзьями Пушкина – А.Дельвигом, В.Жуковским, П.Плетневым, а затем и с самим А.Пушкиным.
Гоголь читал все произведения своего кумира, для него много значило дружеское внимание Ии одобрение Пушкина. Замысел и «Ревизора», и «Мертвых душ» Гоголю помог найти Пушкин.
В 1837 году Гоголь находился за границей в Париже, где его и застало известие об убийстве Пушкина, что явилось для него тяжелейшим потрясением.
2. Слово учителя об истории создания «Мертвых душ».
Да, ребята, действительно, Пушкин высоко ценил талант Гоголя , и он посоветовал ему заняться литературой.
Запишите тему урока и эпиграф.
Гоголь приступил к написанию «Мертвых душ» в 1835 году. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», - писал он. А чтобы показать всю Русь, надо ее хорошо знать.
Он наблюдает жизнь, собирает различные материалы, изучает русскую действительность, видит в ней много подлецов, казнокрадов, взяточников.
В «Мертвых душах» огромное количество действующих лиц. Все социальные слои крепостной России: чиновники, помещики, крепостные крестьяне. Да и сам автор выступает как действующее лицо.
«Мертвые души» были задуманы трехчастным произведением по налоги с «Божественной комедией» Данте: ад,, чистилище, рай..
- На уроках культурологи вы изучали «Божественную комедию» Данте, вспомните, каков ее сюжет?
- Коли мы говорим об аналогии, как выдумаете, кого из героев поэмы Гоголь задумал провести через чистилище к нравственному и духовному возрождению?
Безусловно, вы правы. Только Чичикова и Плюшкина автор хотел провести через чистилище к духовному и нравственному возрождению Ведь только эти герои имеют биографию. Если есть прошлое, значит, есть и будущее. Остальные герои статичны, в них нет движения, а если нет движения – нет жизни. Гоголь как бы воплощает христианский завет: «…и последние будут первыми».
6 лет Гоголь работал над 1 томом. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел показать положительных героев, а также нравственное возрождение Чичикова. Этого писателю не удалось. 2 том Гоголь сжег, а к 3 так и не приступил. Из дошедших до нас черновиков видно, что положительные герои ему не удались.
Гоголь очень любил Россию и свято верил в ее достойное будущее, но пути преобразований он не видел.
«Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. – Не дает ответа».
Изначально «Мертвые души» были задуманы как роман, но позже Гоголь определяет жанр своего произведения как эпическая поэма.
- Почему поэма? Каковы особенности этого жанра?
В поэме много лирических отступлений и вставных конструкций, в которых автор передает сои чувства, переживания, что характерно для этого жанра.
- Какова композиция этого произведения?
Замысел изъездить с Чичиковым всю Русь определил и характер композиции. Она построена как история похождений приобретателя Чичикова, покупающего «мертвые» души.
1 глава - губернский город
2-6 гл. – посвящены помещикам, «хозяевам жизни»:
2гл. -Манилов
3 гл. - Коробочка
4 гл. – Ноздрев
5 гл. – Собакевич
6 гл. Плюшкин
7-10 гл. – губернское общество
11 гл. - биография Чичикова.
Говоря о Гоголе, мы не можем не остановиться на художественной особенности его творчества. Гоголь – гениальный русский сатирик. Сила Гоголя – в его юморе. Это «смех сквозь слезы». И с первых страниц поэмы мы слышим эту горькую иронию, переходящую в сатиру.
3.Аналитическая работа с текстом произведения.
Итак, мы приступаем к работе над 1 главой. Ее можно считать
экспозицией поэмы и в то же время завязкой, так как здесь мы знакомимся с главным героем, который приехал в губернский город N.
- С какой целью герой приехал в город? Подтвердите текстом.
(У него есть какой-то замысел. Это и является завязкой действия.)
А теперь нам понадобятся таблицы, положите их перед собой и будем одновременно работать с тестом и с таблицей.
Анализ 1 главы. «Знакомство с городом N».
- Кто приехал в город N? (какой-то господин).
- Чем он так замечателен? Что вы о нем можете сказать? (..ничего нельзя о нем сказать определенного, он никакой: «ни толстый и ни тонкий, ни стар, ни молод, недурен, но и не красавец»).
- Обратил ли кто-нибудь внимание на нового человека в городе? (никто, обратили внимание только на его бричку),
- Почему на бричку? (потому что по экипажу мужики судят о человеке).
- Далее мы следуем за своим героем и оказываемся в гостинице. Какое впечатление оставляет описание гостиницы? Ощущение запущенности, заброшенности, разрухи… Но она была такая, какие бывают гостиницы в любом губернском городе: ни лучше, ни хуже.)
- Вот наш герой осматривает свою комнату, может быть, мы сейчас с ним познакомимся поближе, узнаем, что это за человек? ( нет, вместо героя мы опять видим только его вещи6 чемодан, ларчик, колодки, жареная курица, которые много говорят о свеем хозяине).
- Во всякой гостинице есть общая зала, куда и отправляется наш герой. Какое впечатление произвело на вас это описание? ( Опять же запущенность, кругом грязь и самое главное, такую залу можно найти в любом губернском городе .В тексте много слов, которые подчеркивают типичность явления: те же, та же, все то же, что и везде.)
-Куда отправляется Чичиков дальше? (обедать).
- Что вы можете сказать об этом эпизоде? (Гоголь опять подчеркивает типичность явления, но самое главное, что поражает, нигде нет людей, а только перечисляются наименования блюд).
- Продолжаем следовать за Чичиковым. Куда он отправляется после обеда?
(посмотреть город).
- Остался ли Чичиков доволен осмотром города? (да, город никак не уступал другим губернским городам).
- Далее Чичиков заглянул в городской сад. Что вы можете сказать об этом эпизоде? (Здесь особенно чувствуется присутствие автора. Только здесь уже не добрый юмор, а едкая ирония. Ведь сад имеет очень жалкий вид, а как расписан в газетах. Гоголь обличает и лицемерие и чинопочитание граждан.)
-И вот наступил следующий день! Куда же отправился Чичиков? (наносить визиты городским сановникам).
- Кого он посетил первым ? (губернатора).
- Что мы можем сказать о губернаторе? (был ни толст, ни тонок, был большой добряк, сам вышивал по тюлю)
- Достаточно ли это для характеристики главы города? (Нет, губернатор должен заботиться о благосостоянии своих граждан, а город в запущенном состоянии и жителей мы не видим вообще.)
- Кого он еще посетил? (прокурора, вице-губернатора…)
-Как эти визиты характеризуют Чичикова? (Чичиков хорошо знает людей, он знает, как кому польстить, как создать о себе благоприятное впечатление. В итоге его все приглашали в гости. Так было получено и приглашение на бал в дом губернатора).
Чичиков, как глиняный сосуд, принимает обличие, которое в нем хотят видеть. Он, как зеркало, отражает все, что видит.
- Понаблюдаем за героем, когда он готовится к вечеринке. Чем вызвана такая внимательность к своему внешнему виду? (Чтобы должным образом решить свои дела, он должен был производить на всех хорошее впечатление. И он знал, как это сделать.)
- Следуя за Чичиковым, мы оказываемся у губернаторского дома.И что же мы видим? (Только что Чичиков ехал по темным, безлюдным улицам, а губернаторский дом освещен как для бала, словом, все как нужно. Опять типичность явления: губернаторский дом в любом городе должен выделяться своим богатством.)
- И вот мы с Чичиковым на балу. Как характеризует Гоголь гостей на вечеринке? Что это за люди, похожие на мух? Чем они занимаются? (Ничем. Они бестолково носятся врозь и кучами. Они хотят, чтобы их заметили. Может удастся занять какую-нибудь должность, хоть немного, но выше той, которую они имеют. В развернутой метафоре дается характеристика их жизненных целей. И неважно, кто в этих фраках. Они все обезличены, главное – одежда, мундир, фрак – показатель социальной принадлежности).
- А какие здесь мужчины? В чем суть сопоставления «Толстых» и «Тонких»?
(Опять же, мужчины здесь как и везде, обезличены, они разделяются только по габаритам. Одни – толстые, другие – тонкие. Толстые – это почетные чиновники города, они заботятся о своем благополучии. А тонкие, наоборот, с радостью проматывают состояние, оставленное им в наследство. Это те, кто управляет городом и которые ни на минуту не задумывались о благосостоянии города и его жителей.
- С кем еще знакомится Чичиков на вечеринке? (С помещиками Маниловым и Собакевичем).
Ребята, вот мы с вами и закончили анализ 1 главы. Подведем итоги.
- Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее? (Комментарий учащихся.)
Итак, мы познакомились с историей создания «Мертвых душ», определили жанр произведения, познакомились с композицией, с главным героем Чичиковым и губернским городом.
Нам осталось с вами определить роль 1 главы в раскрытии идейного замысла писателя. Это вы сделаете самостоятельно.
Но прежде, чем вы приступите к творческой работе, мы проведем небольшой тест на выявление знаний по истории создания поэмы.
- Закрепление. Контрольный срез по изученному материалу.
(Работа с перфокартами).
- Назовите эпоху, отраженную в поэме «Мертвые души».
А) конец 20-х – начало 30-х гг. 19 века.;
Б) 30 – 40-е гг. 19 в.,
В) Отечественная война 1812 г.
- Сюжет «Мертвых душ» был подсказан:
А) В.А.Жуковским;
Б) А.С.Пушкиным;
В) В.Г.Белинским.
- В основе сюжета «Мертвых душ» лежит:
А) конфликт между помещиками и городскими чиновниками;
Б) драматическая судьба капитана Копейкина;
В) авантюра Чичикова с покупкой «Мертвых душ».
4.Известно, что замысел Гоголя – «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» - предопределил композицию поэмы. Она построена:
А) как любовные похождения Чичикова, занятого поисками богатой невесты;
Б) как история похождений «предпринимателя» Чмчмкова, покупающего «мертвые души»;
В) как попытки главного героя найти свой путь деятельности и смысл жизни.
5.Какое впечатление вначале произвел Чичиков на жителей губернского города:
А) человека, с которым «никак нельзя говорить, как с человеком близким… никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич, такой подлец!»;
Б) опытного светского человека, умеющего поддержать разговор на любую тему, говорящего «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»;
В) человека-манекена, «ни то ни се».
6. Укажите, в чем суть аферы Чичикова:
А) «мертвые души» нужны Чичикову для приобретения весу в обществе;
Б) «мертвые души» нужны Чичикову для удачной женитьбы;
В) Чичиков хотел заложить умерших крестьян в Опекунский совет под видом живых, а затем, получив под залог ссуду, скрыться.
7.Какова судьба второго и третьего томов «Мертвых душ»:
а) были написаны и опубликованы при жизни автора;
б) не были написаны Гоголем;
в) написан второй том, белову4ю рукопись которого Гоголь сжег за девять дней до смерти; к третьему писатель не приступал.
8. Кого из писателей можно сравнить с Н.В.Гоголем (по стилю, характеру обличительного смеха, способу отражения действительности);
А) А.П.Чехова;
Б) М.Е.Салтыкова-Щедрина;
В) Ф.М.Достоевского.
9. Н.В.Гоголь скончался 21 февраля 1852 года. Царское правительство запретило писать о его смерти. И все же появился небольшой некролог: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?!..»
А) В.Г.Белинский;
Б) Н.Г.Чернышевский;
В) И.С.Тургенев.
Проверить тесты во время выполнения творческого задания и объявить в конце урока.)
5. Творческая работа. Наблюдение над стилем писателя.
Наступило время для творческой работы. Вам нужно еще раз обратиться к тексту 1 главы и выписать слова, словосочетания, синтаксические фигуры и тропы, которые говорят о типичности явлений, описанных в 1 главе и сделать выводы.
6.Итоги урока:
- объявить оценки за контрольный срез;
- заслушать 1-2 творческие работы;
Вывод : Мир Гоголя – это предметный мир, вещественный. Вещи громко заявляют о себе, они независимы, самодостаточны. А материальный мир у Гоголя пустой. Чем он наполнен? Чем живут чиновники? Ничем. Сплетни, пересуды, обман, стремление к самообогащению.
- прокомментировать и объявить оценки, полученные в ходе работы на уроке.
7. Домашнее задание: Перечитать 2-3 главу, сделать сравнительную характеристику 2-х помещиков: Манилова и Коробочки, руководствуясь планом сравнительной характеристики героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Николай Васильевич Гоголь. Личность и судьба
Рассказ о писателе всегда вызывает повышенный интерес уч-ся. Данный материал станет хорошей иллюстрацией к урокам по творчеству Н.В.Гоголя...
«Так кем же все-таки был Плюшкин?». Урок по роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души».
Анализ шестой главы поэмы...
Роль пейзажа в раскрытии идейного замысла романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
В процессе аналитического чтения романа «Герой нашего времени» мы поставили перед собою цель выяснить, насколько глубоко понимают старшеклассники пейзажные зарисовки, как они представляют себе х...
Николай Васильевич Гоголь: "Мертвые души"
Презентация по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души"...
Урок "Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести".
Уроки литературы в 5 классе по творчеству Н.В.Гоголя...
Урок-практикум. Николай Васильевич Гоголь «Мертвые души». Павел Иванович Чичиков. Подлец или предприниматель?
Технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология....
Конспект урока литературы «Особенности сюжета и композиции в новелле Николая Васильевича Гоголя "Страшная месть"
Конспект урока литературы «Особенности сюжета и композиции в новелле Николая Васильевича Гоголя "Страшная месть". На уроке ставится цель: соотнести теоретические понятия сю...