Рабочая программа по литературе для 8 класса (программа под ред. Г.И.Беленького)
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) по теме
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, перечень произведений для заучивания и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
№ п\п | Дата | Тема урока | Примечания |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. | Введение Искусство слова. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Отличие художественной литературы от других видов искусства. Устное народное творчество Народные песни. Исторические песни. Лирические песни. Авторы и собиратели народных песен. К.Г.Паустовский. «Колотый сахар». Народная песня и литературное творчество. Вн. чт. Устное народное творчество Кузбасса (защита проектов). Русская старина А.Н.Толстой. «Земля оттич и дедич». Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского». Образ главного героя. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - первое автобиографическое произведение в литературе. Сатирическая «Повесть о Шемякином суде». «Повесть о Петре и Февронии» - одно из произведений агиографического жанра. Вн. чт. Пора книгопечатания в Сибири. Литература XIX века А.С.Пушкин – прозаик. Работа над материалами о Пугачёвском восстании. Историческая основа повести «Капитанская дочка». Особенности композиции. Гринёв и Савельич. Гринёв и обитатели Белогорской крепости. Русский бунт в повести А.С.Пушкина. Пушкинский Пугачёв. Анализ калмыцкой сказки. Отношение автора и рассказчика к народному восстанию. Образ Маши Мироновой. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Русские писатели о творчестве А.С.Пушкина. Рр Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Вн. чт. «Повести Белкина». Сюжет и герои повестей. Вн. чт. «Метель». Роль случайности и предопределённости в жизни человека. М.И.Цветаева. «Генералам двенадцатого года». Отражение характеров людей героического времени в стихотворении. М.Ю.Лермонтов – певец Родины и свободы. Мотивы вольной кавказской природы. Символические образы тюрьмы и узничества в стихотворениях «Сосед», «Пленный рыцарь». Стихотворение «Завещание». Художественный образ в лирике. «Мцыри». Композиция и художественные особенности поэмы. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский). В.Г.Белинский о поэме. Наши современники о произведениях М.Ю.Лермонтова. Тема и идея художественного произведения. Рр Чтение наизусть произведений М.Ю.Лермонтова. Н.В.Гоголь. Великий сатирик о себе. Гоголь о театре. Жизненная основа комедии «Ревизор». Порядки в уездном городе. Анализ первого действия комедии. Хлестаков и слух о ревизоре. Анализ второго действия. Семейство городничего. Анализ третьего действия. Разоблачение пороков чиновничества. Анализ четвёртого действия. Анализ пятого действия. Смысл «немой сцены». Конфликт и сюжет художественного произведения. Хлестаков и хлестаковщина. В.Г.Белинский о Хлестакове. «Ревизор» в театре и кино. Русские писатели о творчестве Н.В.Гоголя. Юмор и сатира в драматическом произведении. Рр Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Вн. чт. Сатирическая литература Кузбасса. И.С.Тургенев. Особенности прозы писателя. Любовь в жизни писателя. Из истории создания повести «Ася». «Ася». История семьи Гагиных. Н.Н. – главный герой повести. Образ рассказчика. Ася – образ «тургеневской девушки». Сложность характера Аси. Приёмы психологической характеристики героя. Вн. чт. «Андрей Колосов» - рассказ об искренности в любви. «Три встречи», «Часы». Сюжет и герои рассказов. Л.Н.Толстой. Художник, мыслитель, Человек. История создания рассказа «После бала». Особенности композиции рассказа. Полковник на балу и после бала. Автор и рассказчик в произведении. Литература конца XIX – начала XX века В.Г.Короленко. Человек с большим и сильным сердцем. Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе «Парадокс». Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины. Поэтическая миниатюра «Огоньки», утверждающая веру в светлые начала жизни. И.А.Бунин. О писателе. Россия в лирических произведениях писателя. Рр Выразительное чтение наизусть стихотворений о родине И.А.Бунина. Вн.чт. Малая родина в стихотворениях кузбасских поэтов. Рассказ И.А.Бунина «Сверчок». Трагедия «маленького человека». Вн.чт. Рассказы И.А.Бунина «Птицы небесные», «Крик». Сюжет и герои рассказов. М.Горький. Певец свободы. «Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни». Композиция, ритмика, интонационные особенности произведения. Два характера в рассказе М.Горького «Челкаш». «Ма-аленькая!» Смысл названия рассказа. Вн. чт. «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии». Литература XX века Н.А.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. Тематика стихотворений поэта. Рр Обучение анализу лирического произведения. К.Г.Паустовский. Мастер слова. Рассказ «Телеграмма». Композиция рассказа. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Роль воображения в художественном творчестве. А.Т.Твардовский. Поэт и гражданин. Как был написан «Василий Тёркин». Анализ глав поэмы «Василий Тёркин». Образ главного героя. Авторский голос в поэме. Народность языка. Юмор в поэме. Популярность поэмы и её героя в годы ВОв и в наши дни. Вн.чт. Стихотворения А.Т.Твардовского, посвящённые Вов. Вн.чт. Кузбасские писатели о событиях Великой Отечественной войны. В.М.Шукшин. О писателе. «Дядя Ермолай», «Солнце, старик и девушка». «Микроскоп». Особенности героев и рассказов Шукшина. Лирика Н.М.Рубцова. Рр Выразительное чтение наизусть полюбившихся стихотворений Н.М.Рубцова. Вн. чт. Мой город в стихотворениях местных поэтов. Из зарубежной литературы У. Шекспир. Сведения о жизни драматурга. «Ромео и Джульетта». Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. М. де Сервантес. О писателе. «Дон Кихот». Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы. П.Мериме. Слово о писателе. Легенда Мериме «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С.Пушкина «Бонапарт и черногорцы». «Конь Фомы II» и стихотворение «Конь». Художественная литература, её особенности и значение. Рр Сочинение-рассуждение «Чему учит литература?» Подведение итогов года. Рекомендации на летнее чтение. Резервный урок. Резервный урок. Резервный урок. Резервный урок. |
Предварительный просмотр:
Перечень произведений для заучивания наизусть
8 класс
(программа Г.И.Беленького)
1. Пушкин А. С. «Капитанская дочка» (отрывок)
2. Лермонтов М. Ю. «Сосед», «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!...» (одно на выбор)
3. Лермонтов М. Ю. «Мцыри» (отрывок)
4. Горький Максим. «Песня о Соколе» (отрывок)
5. Твардовский А. Т. Василий Тёркин (отрывок)
6. Н.М.Рубцов. « Старая дорога», «Журавли», «Посвящение другу» (одно на выбор).
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая учебная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература . 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого, входящей в УМК по литературе вместе с учебником - хрестоматией «Литература. 8 класс. В двух частях.» под ред. Г.И.Беленького.
Школьный образовательный компонент учебного плана МБОУ СОШ № 13 предполагает дополнительный час для расширенного изучения литературы в 8 классе, поэтому данная рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель) в отличие от авторской программы, рассчитанной на 68 часов (2 недельных часа, 34 учебные недели).
В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома) – выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных произведений – основа изучения литературы в школе, в том числе и в 8 классе.
Программа для 8 класса – в преддверии курса на историко-литературной основе – построена по хронологическому принципу. Обучающиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (её образностью, отличиями от других видов искусства).
Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.
Целью преподавания литературы в 8 классе является формирование обобщенного представления о литературе как искусстве слова. Для достижения этой цели проводятся наблюдения над языком и структурой художественного произведения: взаимосвязями персонажей, сюжетом, стихотворной формой, диалогом и т.д.
Цели определяют задачи рабочей учебной программы:
- формировать представление о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- развивать способность формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
- развивать художественно-творческих способности, воображение, эстетическое чувство школьников;
- воспитывать эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественных произведений, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
Содержание курса.
Введение. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.
Устное народное творчество.
Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).
Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражения в них «горя или радости сердца». Художественное своеобразие песен. Песенный стих, параллелизмы, особенности лексики, повторы.
Собиратель песен как герой рассказа К.Г.Паустовского «Колотый сахар».
Русская старина.
Житийный жанр в древнерусской литературе.
«Житие преподобного Сергия Радонежского» (фрагменты). Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убеждённость, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка.
Из сатирической литературы XVII в.: «Суд Шемякин».
«Повесть о Петре и Февронии» - одно из произведений агиографического жанра.
Литература XIX века.
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринёв, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, её душевная стойкость, нравственная красота. Пушкинский Пугачёв. Отношение автора и рассказчика к Пугачёву и народному восстанию. «Повести Белкина» (обзор). «Метель». Роль случайности и предопределённости в жизни человека.
М.Ю.Лермонтов. Мотивы вольной кавказской природы, символические образы тюрьмы и узничества в лирике. «Мцыри». Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме. Особенности построения поэмы.
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.
И.С.Тургенев. «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обретённого на одиночество. Приёмы психологической характеристики героев. «Андрей Колосов» - рассказ об искренности в любви. Сюжет и герои рассказов «Три встречи», «Часы».
Л.Н.Толстой. «После бала». Антитеза как приём, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора об ответственности человека за всё происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.
Литература конца XIX - начала XX века.
В.Г.Короленко. «Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.
И.А.Бунин. Россия в лирических произведениях писателя. «Сверчок» Трагедия и самоотверженность «Маленького человека» в рассказе. Сюжет и герои рассказов «Крик», «Птицы небесные».
Максим Горький – убеждённый защитник идеи активного отношения к жизни. Символико-аллегорический смысл «Песни о Соколе». Её композиция, ритмика, интонационные особенности. Два характера в рассказе М.Горького «Челкаш». «Ма-аленькая!» Смысл названия рассказа. «Заветы отца» и другие «Сказки об Италии».
Литература XXвека.
Н.А.Заболоцкий. Одухотворённость природы, единство в ней человека в стихотворениях поэта. Философская глубина, афористичность лирических произведений.
К.Г.Паустовский. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Композиция произведения. Ёмкость художественного слова. Роль изображения в художественном творчестве.
А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин» (отдельные главы поэмы). История создания произведения. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Юмор в поэме. Широкая популярность произведения во время Великой Отечественной войны и в наше время.
В.М.Шукшин. Тематика рассказов писателя. «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? «Микроскоп». Человек с 2чудинкой» (2чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.
Н.М.Рубцов. Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».
Из зарубежной литературы.
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта» (избранные сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной вечной любви. Сила чувства юных героев, их преданность друг другу. Трагедия как жанр драматургии.
М. де Сервантес. «Дон Кихот» (главы из романа). Душевное величие и наивная простота героя. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.
П. Мериме. Легенда «Черногорцы» в сравнении с текстом стихотворения А.С.Пушкина «Бонапарт и черногорцы». «Конь Фомы II» в сопоставлении со стихотворением А.С.Пушкина «Конь».
Художественная литература, её особенности и значение (обобщение изученного).
Роды и виды литературы. Основные средства эпического изображения. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Стихотворная речь.
Тематическое планирование
Содержание | Объём (час) |
Введение Устное народное творчество Русская старина Литература XIX века Литература конца XIX - начала XX века Литература XX века Из зарубежной литературы Итого: из них уроков внеклассного чтения развития речи региональный компонент | 2 5 6 44 15 16 17 105 12 11 6 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
- роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;
- основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
- некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
- средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
- родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
- проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основную информацию от второстепенной;
- развернуто обосновывать суждения, давать определения;
- выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;
- владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
- характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
- выявлять авторское отношение к изображаемому;
- пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
- писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
Предварительный просмотр:
Программно-методическое обеспечение курса
Беленький Г.И. Методические советы к учебнику для 8 класса. Литература. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2010. – 152 с..
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2009. – 110 с.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс], режим доступа:http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cc4e42e8-5f69-41ba-bcff-46f09f45ba73/?interface=pupil&class[]=49&subject[]=10
Список литературы для учителя
Дорожкина В.Т. Основы стихосложения – школьникам на уроке и во внеклассной работе: Практические рекомендации для учителей литературы и руководителей детских литературно-творческих объединений. – М: АРКТИ, 2006. – 223 с.
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 204 с.
Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х ч. / Под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – 113 8с.
Рыбникова М.А. Методика преподавания литературы. Об основах методики // Избр. труды. – М., 1985. – 250 с.
Словарь литературоведческих терминов. / Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 185 с.
Список литературы для обучающихся
Литература. 8 класс.: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях / Авт.-сост. Г.И.Беленький. – (любое издание 2007 – 2001 г.). – М.: Мнемозина. – 518 с.
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 204 с.
Сычев С.В. Русская литература с древнейших времён до середины XIX века / Современная школьная энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 732 с.
Ушакова О.Д. Понятия и определения: Литература /Словарь школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 186 с.
Предварительный просмотр:
Региональный компонент по литературе
8 класс
(5 часов)
- Устное народное творчество Кузбасса (защита проектов).
- Пора книгопечатания в Сибири.
- Сатирическая литература Кузбасса.
- Малая родина в стихотворениях кузбасских поэтов.
- Кузбасские писатели о событиях Великой Отечественной войны.
- Мой город в стихотворениях местных поэтов.
Предварительный просмотр:
Список литературы для учителя
Беленький Г.И. Методические советы к учебнику. Литература. 8 класс. Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.
Дорожкина В.Т. Основы стихосложения – школьникам на уроке и во внеклассной работе: Практические рекомендации для учителей литературы и руководителей детских литературно-творческих объединений. – М: АРКТИ,
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 2006.
Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х ч. / Под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвещение, 1990.
Рыбникова М.А. Методика преподавания литературы. Об основах методики // Избр. труды. – М., 1985.
Словарь литературоведческих терминов. / Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1974.
Список литературы для обучающихся
Инджиев А.А. Словарь литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов. – М.: Феникс, 2008.
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Сычев С.В. Русская литература с древнейших времён до середины XIX века / Современная школьная энциклопедия. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.
Ушакова О.Д. Понятия и определения: Литература / Словарь школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 8 класс.Программа Коровиной
Рабочая программа по литературе с пояснительной запиской....
Рабочая программа по литературе. 10 класс. Программа В.Я. Коровиной.
Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, основное содержание, контроль уровня обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематич...
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Программа В.Я. Коровиной
Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, основное содержание, контроль уровня обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематич...
Рабочая программа по литературе. 11 класс. Программа В.Я. Коровиной.
Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, контроль обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по литературе. 5 класс. Программа В.Я. Коровиной
Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, контроль уровня обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...
Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина 2014-2015 уч.год
Данная программа составлена в соответствии с новыми требованиями, содержит 8 пунктов...