РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе, 11 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов; примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту образования;
- построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности,
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra__11_klass.docx | 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС
2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
102 часа (3 часа в неделю)
Пояснительная записка 11 класс
Данная программа по литературе составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов; примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту образования;
- построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности,
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Ц е л и обучения:
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Internet
Задачи литературного образования в 11 классе :
- Формирование представлений о литературе как о литературном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека
- Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции
- Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства
- Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности
- Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству
- Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью
- Формирование основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно – художественных произведений.
В 11 классе изучается литературный процесс, а также художественный мир писателя в историко – культурном аспекте.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Виды деятельности учащихся 11 класса на уроках литературы
- Чтение:
- Чтение литературных произведений, включенных в программу.
- Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
- Внеклассное чтение произведений изучаемого автора, направления, чтение критических статей, мемуарной, справочной и научной литературы.
- Анализ:
- Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя, в связи с литературным направлением.
- Соотнесение содержания литературного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
- Анализ традиционного и новаторского в художественном содержании и художественной форме произведения.
- Выявление черт литературного направления (Реализма, модернизма)в произведении.
- Определение особенностей индивидуального стиля в произведениях писателя.
- Анализ стилевых доминант (Историзма, документализма) в литературном произведении.
- Целостный анализ эпического, лирического, лироэпического произведения.
- Анализ эпического, драматического, лирического, лироэпического произведения в заданном аспекте.
- Анализ тематики и проблематики ( исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.
- Развитие устной и письменной речи:
- Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведении, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
- Письменная характеристика индивидуального стиля писателя.
- Письменный ответ на вопрос об отражении в произведении идейной борьбы или литературной полемики.
- Сочинение о тематике и проблематике (исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.
- Сочинение об особенностях жанра и композиции литературного произведения в связи с его идейным содержанием.
- Устное рассуждение о соотношении традиционного и новаторского в художественном содержании и художественной форме произведения.
- Письменный анализ эпического, лирического, драматического и лироэпического произведения.
- Сочинение на литературоведческую тему.
- Конспектирование литературно-критической статьи.
- Рецензия на произведение.
2. Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
№п\п | Название раздела и тем | Кол-во часов | Основные понятия | Использование ИКТ | ЕГЭ | Дата проведения | ||||||||
План | факт | |||||||||||||
1 | Введение. Судьба России в 20в. основные направления, темы и проблемы русской литературы 20в. | 1 | Русская литература 20-го века. Характеристика литературно-го процесса начала 20-го века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. | 7.09.11 | ||||||||||
2 | И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И. Бунина | 1 | Философичность, изысканность лирики. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночест-во». Выразит. чт. и анализ стих. | презентация | 10.09.11 | |||||||||
3 - 4 | И. Бунин. «Господин из Сан – Франциско». Поэтика рассказа. | 2 | Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Анализ эпизодов, выразит. чт., работа с эпиграфом. | 12.09.11 13.09.11 | ||||||||||
5 - 6 | Тема любви в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник» | 2 | Тема любви в рассказе. Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. | 14.09.11 17.09.11 | ||||||||||
7 | А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок» | 1 | Проблема самопознания личности в повести. Автобиогра-фический, гуманистический характер повести. Пересказ отрывков. | презентация | 19.09.11 | |||||||||
8 | А.И.Куприн «Олеся». Изображение мира природы и человека. | 1 | Трагизм любовной темы. | 21.09.11 | ||||||||||
9-10 | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» | 2 | Любовь как высшая ценность в рассказе. Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. | 24.09.11 26.09.11 | ||||||||||
11-12 | М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль» | 2 | Проблематика и особенности композиции рассказа. Анализ эпизодов. | 28.09.11 3.10.11 | ||||||||||
13-14 | «На дне» как социально – философская драма. | 2 | Социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. | 5.10.11 8.10.11 | ||||||||||
15-16 | Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно – философская проблематика | 2 | Три правды в пьесе. Социальная и нравственно-философская проблематика названия. Смысл названия. | 10.10.11 12.10.11 | ||||||||||
17 | Русский символизм и его истоки | 1 | Конспектиро-вание лекции | 15.10.11 | ||||||||||
18 | В. Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма | 1 | Рассказ о поэте как основоположнике русского символизма. Стиль произв. и их анализ | презентация | 17.10.11 | |||||||||
19 | Вн. чт. Лирика поэтов – символистов. К. Д. Бальмонт, А. Белый и др. | 1 | Выразит. чт. стих. Сообщения на заданную тему. | 19.10.11 | ||||||||||
20 | Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма | 1 | 22.10.11 | |||||||||||
21 | Н. С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н. Гумилева | 1 | Рассказ о поэте. Выразит. чт. и анализ стих. | презентация | 24.10.11 | |||||||||
22 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. | 1 | Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина Подготовка к дом соч. | 26.10.11 | ||||||||||
23 | А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. | 1 | Жизнь и творчество поэта. Блок и символизм. | презентация | 29.10.11 | |||||||||
24 | Тема страшного мира в лирике А. Блока | 1 | «незнакомка», «Ночь. Улица. Фонарь…», «Фабрика». Анализ и выразит. чт. стих. | 7.11.11 | ||||||||||
25 | Тема Родины в лирике А. Блока | 1 | «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге» Анализ и выразит. чт. стих. | 9.11.11 | ||||||||||
26 | Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира | 1 | Сложность худ мира поэмы. | 12.11.11 | ||||||||||
27 | Художественные и идей- но – нравственные аспекты новокрестьянской поэзии | 1 | Идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии | 14.11.11 | ||||||||||
28 | С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика | 1 | Жизнь и творчество поэта. Анализ и выразит. чт. стих. | презентация | 16.11.11 | |||||||||
29 | Тема России в лирике С. Есенина | 1 | « Япокинул родимый дом», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «возвращение на Родину». Выразит. чт. и анализ стих. | 19.11.11 | ||||||||||
30 | Любовная лирика С. Есенина | 1 | «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова» и др. Выразит. чт. и анализ стих. | 21.11.11 | ||||||||||
31 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина | 1 | «не жалею, не зову, не плачу», « Мы теперь уходим понемногу», «Сорокоуст». Выразит. чт. и анализ стих. | 23.11.11 | ||||||||||
32 | Вн. чт. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы» | 1 | Дом. соч. | 26.11.11 | ||||||||||
33 | Литературный процесс 20 – х годов 20 века | 1 | Конспектиро-вание лекции | 28.11.11 | ||||||||||
34 | Обзор русской литературы 20 годов. Тема революции и Гражданской Войны в прозе 20 – х годов | 1 | Подготовка сообщений | 30.11.11 | ||||||||||
35 | Поэзия 20 – х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. | 1 | Подготовка сообщений. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира. | 2.12.11 | ||||||||||
36 | В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта | 1 | «А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революцион-ного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» Выразит. чт. и анализ стих. | презентация | 5.12.11 | |||||||||
37 | Своеобразие любовной лирики В. Маяковского | 1 | «Лиличка» ,»Письмо товарищу Кострова…», «письмо Татьяне Яковлевой». Выразит. чт. и анализ стих. | 7.12.11 | ||||||||||
38 | Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского | 1 | «Юбилей ное», «Разговор с фининспекто ром о поэзии», «Сергею Есенину». Подготовка к дом. соч. по лирике Есенина, Блока, Маяковского. | 10.12.11 | ||||||||||
39 | Литература 30 – х годов. Обзор. | 1 | Сложность поисков и писательских судеб в 30-е годы | 12.12.11 | ||||||||||
41 | М. А, Булгаков. Жизнь и творчество. М. Булгаков и театр. | 1 | Жизнь и творчество писателя. Булгаков и театр. | презентация | 14.12.11 | |||||||||
42 | М.А. Булгаков «Белая гвардия». Судьбы революции и людей в романе. | 1 | Пересказ эпизодов. | 17.12.11 | ||||||||||
43-44 | История создания, проблемы и герои романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Работа с 1-й частью романа | 2 | Анализ эпизодов. История создания, проблемы и герои произведения. | 19.12.11 21.12.11 | ||||||||||
45-46 | Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Работа со 2-й частью романа. | 2 | Анализ эпизодов в романе. Пересказ отрывков. | 23.12.11 24.12.11 | ||||||||||
47 | Р/р Подготовка к сочинению. | 1 | 26.12.11 | |||||||||||
48 | Р/р. Сочинение | 1 | 27.12.11 | |||||||||||
49-50 | А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть Платонова «Котлован» | 2 | Тип платоновско-го героя – мечтателя и прадоискате-ля.утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Пересказ отрывков. | |||||||||||
51 | А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Любовная лирика А. Ахматовой | 1 | «песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью». Рассказ о жизни и творчестве. | презентация | ||||||||||
52 | Судьба России и судьба поэта в лирике А. Ахматовой | 1 | «Мне ник чему одические рати», « Мне голос был. Он звал утешно», «Родная земля», «приморский сонет» выразит. чт. и анализ стих. | |||||||||||
53 | Поэма А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и пота. | 1 | Трагедия народа и поэта. Смысл названия. Тема суда времени и исторической памяти. | |||||||||||
54 | О. Э. Мандендельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт эпохи и поэта | 1 | Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике. Трагический конфликт поэта и эпохи. Выразит. чт. и анализ стих. | презентация | ||||||||||
55-56 | М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой | 2 | «Моим стихам,написанным так рано», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня», «Стихи к Пушкину», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтич. стиля. Выразит. чт. стих. | презентация | ||||||||||
57 | М. А. Шолохов. Судьба и творчество. «Донские рассказы» | 1 | Пересказ рассказов. Сообщения о жизни писателя. | |||||||||||
58 - 59 | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон» | 2 | Проблемы и герои романа. Пересказ и анализ эпизодов. Составление плана. Рассказ о героях романа. | |||||||||||
60-61 | Трагедия народа и судьба Григория Мелихова | 2 | Составление плана. Характеристика героев. Трагедия народа и Григория Мелехова. | |||||||||||
62-63 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон» | 2 | Комментированное чтение отрывков. Пересказ отрывков. | презентация | ||||||||||
64 | Мастерство М. Шолохова в романе «Тихий Дон» | 1 | Функция пейзажа, психологический портет. | |||||||||||
65 | Р/р Подготовка к сочинению. | 1 | ||||||||||||
66 | Р/р. Сочинение | 1 | ||||||||||||
67 | Литература периода ВОВ: поэзия, проза, драматургия | 1 | Отзыв о прочитанных произведе-ниях. | |||||||||||
68 | Новое осмысление военной темы в литературе 50 – 90х годов. | 1 | К.Воробьев «Убиты под Москвой», Быков «Обелиск» | |||||||||||
69- 70 | А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А. Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины | 2 | Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете…», «памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины» и др. выразит. чт. и анализ стих. | презентация | ||||||||||
71-72 | Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Пастернака | 2 | «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до сути», «Гамлет», «Зимняя ночь». Выразит. чт. стих. | |||||||||||
73-74 | Вн. ч. Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» | 2 | ||||||||||||
75 | А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Образ И.Шухова | 1 | Жизнь и творчество. Своеобразие творчества писателя.. Характеристика героя. Пересказ отрывков. | |||||||||||
76 | А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя. | 1 | ||||||||||||
77 | В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» | 1 | Отзыв о произведе-нии. | презентация | ||||||||||
78 | Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта. | 1 | «Видения на холме» «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» Анализ стих. | |||||||||||
79 - 80 | «Деревенская» проза в современной литературе. В. П. Астафьев «Царь-рыба». | 2 | Взаимоотно-шения человека и природы в рассказах. Пересказ и анализ отрывков. | |||||||||||
81 | В. Г. Распутин. «Живи и помни». Жизнь и творчество писателя. | 1 | Выборочный пересказ текста. | |||||||||||
82 | В. Г. Распутин. «Живи и помни». Нравственные проблемы произведения | 1 | Характеристика героев. | |||||||||||
83 | И. А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно – тематический диапазон лирики поэта | 1 | Выразит. чт и анализ стих. Биография и творчество поэта. | |||||||||||
84 | Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта | 1 | Биография и творчество поэта. Анализ стих. | презентация | ||||||||||
85 | «Городская» проза в современной литературе. Ю. В. Трифонов «Обмен» | 1 | Анализ рассказа. Отношение к проблеме произведения. | |||||||||||
86 | Темы и проблемы современной драматургии. А. В. Вампилов «Утиная охота» | 1 | Отзыв о произведе-нии. Рассказ о герое. | |||||||||||
87 | Из литературы народов России. М. Карим. Жизнь и творчество | 1 | Рассказ о поэте. Чтение и анализ стих. | |||||||||||
88-89 | Основные направления и тенденции развития современной литературы | 2 | Конспектиро-вание лекции. Сообшения о произведениях литературы последних лет. | |||||||||||
90-91 | Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». Труд как созидательная и очищающая сила. | 2 | Мастерство писателя в создании индивидуаль-ных характеров. | |||||||||||
92 | Т. С. Элиот. Слово о поэте. | 1 | Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры. Ирония автора. | |||||||||||
93-94 | Э. М. Хемингуэй. Повесть «Старик и море» | 2 | Слово о писателе. Образ главного героя. Единения человека и природы. | |||||||||||
95-96 | Э. М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. | 2 | Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев найти свое место в жизни. | |||||||||||
97-98 | Повторение изученного в 11 кл. | 2 | ||||||||||||
99-102 | Резервные | 4 | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....