РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе, 11 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему

Мартынова Елизавета Петровна

 

   Данная программа по литературе составлена на основе федерального  государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов; примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией В.Я.Коровиной.

              Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

  • рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
  • соответствует стандарту образования;
  • построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности,
  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-ra__11_klass.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС  

2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

102 часа (3 часа в неделю)

Пояснительная записка 11 класс

   Данная программа по литературе составлена на основе федерального  государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 классов; примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией В.Я.Коровиной.

              Выбор авторской программы мотивирован тем, что она

  1. рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
  2. соответствует стандарту образования;
  3. построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности,
  4. обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

  Ц е л и  обучения:

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

          • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Internet

Задачи литературного образования в 11 классе  :

  1. Формирование представлений о литературе как о литературном феномене, занимающем            специфическое место в жизни нации и человека
  2. Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции
  3. Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства
  4. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности
  5. Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству
  6. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью
  7. Формирование основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно – художественных произведений.

В  11 классе изучается литературный процесс, а также художественный мир писателя в историко – культурном аспекте. 

 Требования к уровню подготовки учащихся.

 

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. сопоставлять литературные произведения;
  1. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  2. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  3. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  4. владеть различными видами пересказа;
  5. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  6. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  7. писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Виды  деятельности учащихся 11 класса на уроках литературы

  1. Чтение:

  1. Чтение литературных произведений, включенных в программу.
  2. Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений, отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
  3. Внеклассное чтение произведений изучаемого автора, направления, чтение критических статей, мемуарной, справочной и научной литературы.

  1. Анализ:

  1. Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя, в связи с литературным направлением.
  2. Соотнесение содержания литературного произведения с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
  3. Анализ традиционного и новаторского в художественном  содержании и художественной форме произведения.
  4. Выявление черт литературного направления (Реализма, модернизма)в произведении.
  5. Определение особенностей индивидуального стиля в произведениях писателя.
  6. Анализ стилевых доминант (Историзма, документализма) в литературном произведении.
  7. Целостный анализ эпического, лирического, лироэпического произведения.
  8. Анализ эпического, драматического, лирического, лироэпического произведения в заданном аспекте.
  9. Анализ тематики и проблематики  ( исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.

  1. Развитие устной и письменной речи:
  1. Письменный ответ на вопрос о связи содержания произведении, особенностей его художественного мира с историческими событиями, идейными и эстетическими исканиями эпохи.
  2. Письменная характеристика индивидуального стиля писателя.
  3. Письменный ответ на вопрос об отражении в произведении идейной борьбы или литературной полемики.
  1. Сочинение о тематике и проблематике (исторической, нравственной, философской, социальной) произведения.
  2. Сочинение об особенностях жанра и композиции литературного произведения в связи с его идейным  содержанием.
  3. Устное рассуждение о соотношении традиционного и новаторского в художественном  содержании и художественной форме произведения.
  4. Письменный анализ эпического, лирического, драматического и лироэпического произведения.
  5. Сочинение на литературоведческую тему.
  6. Конспектирование литературно-критической статьи.
  7. Рецензия на произведение.

               2. Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

№п\п

Название раздела и тем

Кол-во

часов

Основные понятия

Использование ИКТ

ЕГЭ

Дата проведения

План

факт

1

Введение. Судьба России в 20в. основные направления, темы и проблемы русской литературы 20в.

1

Русская литература 20-го века. Характеристика литературно-го процесса начала 20-го века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

7.09.11

2

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И. Бунина

1

Философичность, изысканность лирики. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночест-во». Выразит. чт. и анализ стих.

презентация

10.09.11

3 - 4

И. Бунин. «Господин из Сан – Франциско». Поэтика рассказа.

2

Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Анализ эпизодов, выразит. чт., работа с эпиграфом.

12.09.11

13.09.11

5 - 6

Тема любви в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник»

2

Тема любви в рассказе. Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

14.09.11

17.09.11

7

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок»

1

Проблема самопознания личности в повести. Автобиогра-фический, гуманистический  характер повести. Пересказ отрывков.

презентация

19.09.11

8

А.И.Куприн «Олеся». Изображение мира природы и человека.

1

Трагизм любовной темы.

21.09.11

9-10

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет»

2

Любовь как высшая ценность в рассказе. Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа.

24.09.11

26.09.11

11-12

М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль»

2

Проблематика и особенности композиции рассказа. Анализ эпизодов.

28.09.11

3.10.11

13-14

«На дне» как социально – философская драма.

2

 Социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

5.10.11

8.10.11

15-16

Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно – философская проблематика

2

Три правды в пьесе. Социальная и нравственно-философская проблематика названия. Смысл названия.

10.10.11

12.10.11

17

Русский символизм и его истоки

1

Конспектиро-вание лекции

15.10.11

18

В. Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма

1

Рассказ о поэте как основоположнике русского символизма. Стиль произв. и их анализ

презентация

17.10.11

19

Вн. чт. Лирика поэтов – символистов. К. Д. Бальмонт, А. Белый и др.

1

Выразит. чт. стих. Сообщения на заданную тему.

19.10.11

20

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

1

22.10.11

21

Н. С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н. Гумилева

1

Рассказ о поэте. Выразит. чт. и анализ стих.

презентация

24.10.11

22

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

1

Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина

Подготовка к дом соч.

26.10.11

23

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм.

1

Жизнь и творчество поэта. Блок и символизм.

презентация

29.10.11

24

Тема страшного мира в лирике А. Блока

1

«незнакомка», «Ночь. Улица. Фонарь…», «Фабрика».

Анализ и выразит. чт. стих.

7.11.11

25

Тема Родины в лирике А. Блока

1

«Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге» Анализ и выразит. чт. стих.

9.11.11

26

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира

1

Сложность худ мира поэмы.

12.11.11

27

Художественные и идей-

но – нравственные аспекты новокрестьянской поэзии

1

Идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии

14.11.11

28

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика

1

Жизнь и творчество поэта. Анализ и выразит. чт. стих.

презентация

16.11.11

29

Тема России в лирике С. Есенина

1

« Япокинул родимый дом», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «возвращение на Родину». Выразит. чт. и анализ стих.

19.11.11

30

Любовная лирика С. Есенина

1

«Не бродить, не мять в кустах багряных…»,

«Собаке Качалова» и др. Выразит. чт. и анализ стих.

21.11.11

31

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина

1

«не жалею, не зову, не плачу», « Мы теперь уходим понемногу», «Сорокоуст».

Выразит. чт. и анализ стих.

23.11.11

32

Вн. чт.        Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

1

Дом. соч.

26.11.11

33

Литературный процесс 20 – х годов 20 века

1

Конспектиро-вание лекции

28.11.11

34

Обзор русской литературы 20 годов. Тема революции и Гражданской Войны в прозе 20 – х годов

1

Подготовка сообщений

30.11.11

35

Поэзия 20 – х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи.

1

Подготовка сообщений. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.

2.12.11

36

В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта

1

«А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революцион-ного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» Выразит. чт. и анализ стих.

презентация

5.12.11

37

Своеобразие любовной лирики В. Маяковского

1

«Лиличка» ,»Письмо товарищу Кострова…», «письмо Татьяне Яковлевой». Выразит. чт. и анализ стих.

7.12.11

38

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского

1

«Юбилей

ное», «Разговор с фининспекто

ром о поэзии»,

«Сергею Есенину». Подготовка к дом. соч. по лирике Есенина, Блока, Маяковского.

10.12.11

39

Литература 30 – х годов. Обзор.

1

Сложность поисков и писательских судеб в 30-е годы

12.12.11

41

М. А, Булгаков. Жизнь и творчество. М. Булгаков и театр.

1

Жизнь и творчество писателя. Булгаков и театр.

презентация

14.12.11

42

М.А. Булгаков «Белая гвардия».

Судьбы революции и людей в романе.

1

Пересказ эпизодов.

17.12.11

43-44

История создания, проблемы и герои романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Работа с 1-й частью романа

2

Анализ эпизодов. История создания, проблемы и герои произведения.

19.12.11

21.12.11

45-46

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Работа со 2-й частью романа.

2

Анализ эпизодов в романе.

Пересказ отрывков.

23.12.11

24.12.11

47

Р/р Подготовка к сочинению.

1

26.12.11

48

Р/р. Сочинение

1

27.12.11

49-50

А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть  Платонова «Котлован»

2

Тип платоновско-го героя – мечтателя и прадоискате-ля.утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Пересказ отрывков.

51

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Любовная лирика А. Ахматовой

1

«песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью».

Рассказ о жизни и творчестве.

презентация

52

Судьба России и судьба поэта в лирике А. Ахматовой

1

«Мне ник чему одические рати», « Мне голос был. Он звал утешно», «Родная земля», «приморский сонет» выразит. чт. и анализ стих.

53

Поэма А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и пота.

1

Трагедия народа и поэта. Смысл названия. Тема суда времени и исторической памяти.

54

О. Э. Мандендельштам.  Жизнь и творчество. Трагический конфликт эпохи и поэта

1

Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике. Трагический конфликт поэта и эпохи. Выразит. чт. и анализ стих.

презентация

55-56

М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой

2

«Моим стихам,написанным так рано», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня», «Стихи к Пушкину»,

«Стихи о Москве». Своеобразие поэтич. стиля. Выразит. чт. стих.

презентация

57

М. А. Шолохов. Судьба и творчество. «Донские рассказы»

1

Пересказ рассказов. Сообщения о жизни  писателя.

58 - 59

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон»

2

Проблемы и герои романа. Пересказ и анализ эпизодов. Составление плана. Рассказ о героях романа.

60-61

Трагедия народа и судьба Григория Мелихова

2

Составление плана. Характеристика героев. Трагедия народа и Григория Мелехова.

62-63

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

2

Комментированное чтение отрывков. Пересказ отрывков.

презентация

64

Мастерство М. Шолохова в романе «Тихий Дон»

1

Функция пейзажа, психологический портет.

65

Р/р Подготовка к сочинению.

1

66

Р/р. Сочинение

1

67

Литература периода ВОВ: поэзия, проза, драматургия

1

Отзыв о прочитанных произведе-ниях.

68

Новое осмысление военной темы в литературе 50 – 90х годов.

1

К.Воробьев «Убиты под Москвой», Быков «Обелиск»

69- 70

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А. Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины

2

Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете…», «памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины» и др. выразит. чт. и анализ стих.

презентация

71-72

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Пастернака

2

«Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до сути», «Гамлет», «Зимняя ночь». Выразит. чт. стих.

73-74

Вн. ч. Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»

2

75

А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Образ И.Шухова

1

Жизнь и творчество. Своеобразие творчества писателя.. Характеристика героя. Пересказ отрывков.

76

А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

1

77

В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»

1

Отзыв о произведе-нии.

презентация

78

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта.

1

«Видения на холме» «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»

Анализ стих.

79 - 80

«Деревенская» проза в современной литературе. В. П. Астафьев «Царь-рыба».

2

Взаимоотно-шения человека и природы в рассказах. Пересказ и анализ отрывков.

81

В. Г. Распутин. «Живи и помни». Жизнь и творчество писателя.

1

Выборочный пересказ текста.

82

В. Г. Распутин. «Живи и помни». Нравственные проблемы произведения

1

Характеристика героев.

83

И. А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно – тематический диапазон лирики поэта

1

Выразит. чт и анализ стих. Биография и творчество поэта.

 84

Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта

1

Биография и творчество поэта. Анализ стих.

презентация

85

«Городская» проза в современной литературе. Ю. В. Трифонов «Обмен»

1

Анализ рассказа. Отношение к проблеме произведения.

86

Темы и проблемы современной драматургии. А. В. Вампилов «Утиная охота»

1

Отзыв о произведе-нии. Рассказ о герое.

87

Из литературы народов России. М. Карим. Жизнь и творчество

1

Рассказ о поэте. Чтение и анализ стих.

88-89

Основные направления и тенденции развития современной литературы

2

Конспектиро-вание лекции.

Сообшения о произведениях литературы последних лет.

90-91

Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». Труд как созидательная и очищающая сила.

2

Мастерство писателя в создании индивидуаль-ных характеров.

92

Т. С. Элиот. Слово о поэте.

1

Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры. Ирония автора.

 93-94

Э. М. Хемингуэй. Повесть «Старик и море»

2

Слово о писателе. Образ главного героя. Единения человека и природы.

 95-96

Э. М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.

2

Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев найти свое место в жизни.

97-98

Повторение изученного в 11 кл.

2

99-102

Резервные

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....