Некоторые аспекты использования аудиовизуальных средств обучения на уроках музыки
статья по музыке на тему
Использование АВСО на уроках музыки в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_avso_na_urokah_muzyki.docx | 20.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Некоторые аспекты использования аудиовизуальных средств обучения
на уроках музыки
Шаповалова М.С., учитель музыки
МБОУ "Палатовсккая СОШ"
Красногвардейского района
Целенаправленное применение аудиовизуальных средств обучения (АВСО) во всей полноте их творческого потенциала на уроках музыки является действенным фактором эффективного развития эмоционально-образного мышления учащихся, являющегося важнейшим компонентом эстетического формирования личности.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта, образы… очень ярки.
Довольно часто на уроках музыки учителя пользуются фотографиями, репродукциями картин. В этом случае необходимо помнить, что восприятие образа, эмоциональный отклик в душе ребенка зависят во многом от того, как будет преподнесена учителем репродукция или портрет композитора, ее формат, цвет, эстетический вид. Не сможет вызвать должный отклик неопрятный, потертый вид репродукции, гнутые, потрепанные края, просвечивающийся текст обратной стороны, жирные пятна...
Наша задача – рассмотреть некоторые аспекты использования аудиовизуальных средств обучения на уроках музыки.
Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) (иначе говоря – «слухозрительные» от лат. audire слышать и visualis зрительный) включают экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации, оказывают наиболее сильное обучающее воздействие, поскольку обеспечивают образное восприятие изучаемого материала и его наглядную конкретизацию, отображают жизненные явления художественными средствами (кино - и фотосъемка, художественное чтение, живопись, музыка и др.).
Использование АВСО на уроках музыки способствует реализации следующих дидактических принципов: принцип целенаправленности, принцип связи с жизнью, принцип наглядности, положительный эмоциональный фон учебно-педагогического процесса.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
– Для анонсирования темы. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса;
– Как сопровождение объяснения учителя. В процессе объяснения новой темы могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.
– Как информационно-обучающее пособие. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения.
– Для контроля знаний. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. Кроме того вывод вопросов теста организуется случайным образом (например, из 20 вопросов учащемуся предъявляются 10, выбранных случайным образом), что создает иллюзию наличия нескольких различных вариантов теста. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.
Преимущества использования мультимедийных презентаций:
В классе создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
- Повышение уровня использования наглядности на уроке.
- Повышение производительности урока.
- Установление межпредметных связей с другими предметами.
- Возможность организации проектной деятельности учащихся.
- Учитель, создающий или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала.
- Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
При работе с мультимедийными презентациями на уроках, необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т.к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.
Ввиду большого количества параллелей урока музыки в общеобразовательной школе с уроками музыкальной литературы в ДМШ, можно с успехом применять на уроках музыки «Методику применения фильмов о композиторах на уроках музыкальной литературы в Детских музыкальных школах» Л.Ф. Камаловой.
Дидактические возможности видеофильма на уроке: источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для самостоятельной работы учащихся.
Подавляющее большинство фильмов можно использовать в различных учебных ситуациях, в зависимости от цели и содержания урока.
Удобны и эффективны для создания проблемных ситуаций видеофрагменты. Они могут быть использованы в качестве вводного материала, предшествующего формированию проблемы.
Опыт использования видеозаписей на уроках по утверждению Л.Ф. Камаловой, позволяет говорить о несомненной целесообразности этой формы работы.
Почти ни один урок не проходит без применения звукозаписей (фрагментов музыкальных произведений) и репродукций картин или фрагментов картин известных художников, видеофрагментов. Это создает благоприятные условия для развития образного мышления, а также является средством воспитания общей культуры младших школьников.
АВСО являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информативной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и окружающую действительность.
Следует также отметить, что использование аудиовизуальных средств, в частности аудиовизуальных разминок (физкультминуток), оказывает благотворное влияние на учащихся. Применение игровых технологий такого рода вызывает у детей неподдельный интерес и активизирует даже тех детей, которые обычно стесняются принимать участие в какой-либо деятельности.
Таким образом, аудиовизуальные средства обучения,– особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации.
Следовательно, аудиовизуальная музыкальная информация может быть эффективным средством развития эмоционально-образной сферы младших школьников, а также их общей культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Иностранный язык - обязательный предмет учебного плана, который изучается в течение многих лет и требует особенной методики и мастерства преподавания от учителя. Но овладение им вне сре...
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера.
В данной статье представлены некоторые идеи, направленные на оптимизацию процесса обучения и преодоление языкового барьера....
Некоторые аспекты использования ИКТ при обучении химии и биологии
Описание методической системы учителя химии, биологии...
Некоторые аспекты использования ИКТ при обучении химии и биологии
Описание методической системы учителя химии, биологии...
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера. Подготовила: Елькина Вера Михайловна учитель МАОУСОШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера...
Использование инновационных технологий обучения на уроках музыки как средство реализации требований ФГОС
Инновационные технологии на уроках музыки помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают знания, позволяют добиться успеха и доводить до опр...
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках информатики
Статья о применении технических возможностей современных экранно-звуковых средств обучения в учебно-воспитательном процессе....