Урок – беседа по повести В.Г.Распутина «Последний срок»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Материал может быть использован при изучении творчества В.Г.Распутина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_syu_rasputin.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР
Урок – беседа
по повести
В.Г.Распутина
«Последний срок»
Работу выполнила
учительница русского языка и литературы
Судякова Светлана Юрьевна
2012 г.
Эпиграф: Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
Е.Евтушенко.
Цель урока: 1)показать духовную красоту русской
женщины-крестьянки;
2)раскрыть тему взаимосвязи поколений
в повести;
3)вызвать любовь и уважение к своим
бабушкам и прабабушкам - к старшему
поколению.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, слова В.Распутина : «У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают, как нечто само собой разумеющееся»
или
«Распутин с особой остротой понимает, к чему могут привести наша беспомощность, равнодушие, безверие, утрата родовых корней»
(О. Барышева)
или
«Повторять и продолжать движение, начатое не тобой, а до тебя, растить детей, совершать круг непосредственной жизни -в этом большая правда, в этом есть и должен быть великий смысл…»
(В.Распутин)
Ход урока.
Слово учителя. Рассказ о своей бабушке.
Впервые я прочитала произведения В. Распутина в 1974 в выпускном классе. Тогда многие выписывали журналы, роман - газеты. И наша учительница русского языка и литературы Нина Григорьевна принесла в класс журнал «Наш современник» за 1970 год, помню и номера (7 и 8).Это была повесть Распутина «Последний срок» Так я впервые познакомилась с писателем. А потом была поездка в Чебоксары в Чувашский драмтеатр имени К.Иванова на спектакль по повести В.Распутина «Деньги для Марии» (на чувашском языке).
Благодаря этому писателю я по – другому взглянула на жизнь близкого мне человека. Мне почему – то кажется, что старуха Анна из «Последнего срока»-это моя бабушка Анастасия Антоновна, хотя знаю, что прототипом была бабушка Валентина Григорьевича.
Рожала бабушка много, как и Анна, а в живых осталось только пятеро: двое сыновей и три дочери. Всех, кроме моего отца, разбросала судьба по России: дядя Аверкий – в Буденновске, тётя Полина – в Оренбургской области, тётя Люся – в Краснодарском крае, дядя Володя в Уссурийском крае. Они давно уже сами бабушки и дедушки. Но, видимо, болит душа за родные могилки, и звонить стали чаще и больше, чем раньше, и вопрос один: как там наши могилки. Чувствуется, что очень хотят приехать на Родину, но не приедут, ведь самому старшему 82 год пошёл, а младшему – 65.
А в деревне остался только мой папа (самый старший из детей) и поэтому, наверное, был ближе всех к бабушке.
Моя бабушка прошла через то же, что и Анна Степановна: коллективизация, война…, так же растила детей, всю жизнь работала в колхозе, всем помогала.
Но только прочитав «Последний срок», я поняла, какая прекрасная, благородная, интеллигентная женщина была моя бабушка Настя, почему так тепло, надежно и уютно была рядом с ней.
Я помню бабушку, сидящую у окна, она смотрела вдаль, и, казалось, всегда кого- то ждала. Любила слушать чувашскую музыку, особенно песню «Тавах, аннем, çуратнăшăн» в исполнении Тамары Чумаковой и песни Ираиды Вдовиной.
В молодости была очень красива: черные блестящие волосы и синие глаза. Жаль, что ее красота не передалась нам, внукам. Сколько помню, бабушка всегда ходила в галошах и белоснежных шерстяных носках. Всегда в платке, в платье с оборками и фартуке. Очень чистоплотная была старушка.
А как она любила цветы! На подоконниках у нее всегда были бальзамин (она говорила «Ванька мокрый»), алоэ и фикусы в горшках.
А какие у бабушки пироги были! Ржаные пироги с капустой, картошкой, с яблоками. А варенье вишневое!
И чай она пила из блюдечка, держа обеими руками…
Умерла бабушка Настя 31 декабря 1985 года на 80 году жизни. Лежала недолго, неделю, и всегда рядом с ней была мой папа.
Смерть она приняла спокойно, достойно, «как нечто само собой разумеющееся». «Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти», -говорил Л. Толстой. Наверно, он прав.
Бабушка, как и Анна, не боялась умереть. Говорила, что устала, сказала, во что нарядить ее в последний путь, и тихонько уснула. Вся жизнь ее прошла бегом, на ногах, в труде, в заботах: ребятишки, дом, огород, поле, колхоз…
Приехали все дети, но только после похорон. Поплакали, вспоминали, пожили с неделю, оставили деньги на памятник и разъехались. А мы с папой поставили весной памятник, посадили вишню (ее очень любила бабушка) и березку. Теперь и папа мой давно лежит рядом с бабушкой, там же и дедушка, и моя сестренка. Хорошо, что есть родные могилки, где можно посидеть в тишине и слушать шепот деревьев, шелест трав, видеть бесконечное небо и думать о последнем сроке, который всех ожидает.
Вопросы классу (даны заранее)домашнее задание.
-Как вы думаете, почему повесть названа «Последний срок»?
- Что находится в центре внимания автора, жизнь или смерть Анны Степановны? – какой видится вам героиня (черты своих бабушек)
Беседа по повести
- С какой фразы начинается повесть «Последний срок»?
« Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят»
- А как заканчивается?
«Ночью старуха умерла»
Одна из основных тем всей мировой литературы: тема жизни и смерти. Но у Распутина она становится самостоятельным сюжетом: почти всегда у него из жизни уходит старый, много поживший и многое повидавший на своем веку человек, которому есть что и с чем сравнивать, есть о чем вспоминать, есть чем ответить на вопрос о сделанном; и почти всегда это- женщина: мать, воспитавшая детей, обеспечившая непрерывность рода.
Тема смерти для Распутина- размышления о том, что ОСТАЕТСЯ, в сравнении с тем, что БЫЛО.
Анна в «Последнем сроке»- ярчайший пример художественного исследования человеческой души, показанной писателем во всей ее величественной неповторимости, единственности и мудрости- души женщины, постигающей то, о чем каждый из нас хоть раз в жизни думал.
-Кто приезжает первой? Давайте мы посмотрим на них глазами Анны
(Рассказ о Варваре. Рассказ о Люсе, Илье, Михаиле, Таньчоре.)
-Как вы думаете, почему Анна приближена судьбою к Михаилу?
( Одинаковые условия, в которых они с матерью живут, долгое обучение,
совместной труд. Одна на двоих природа…)
- Кто олицетворяет надежду в «Последнем сроке»?
(Таньчора, «Старуха понимала, что Таньчора может приехать только сегодня, что это Последний срок, который ей отпущен»
«Сегодня был последний срок: если до темноты Таньчора не приедет, значит, нечего больше и надеяться».
-Почему Анна чувствует вину перед Таньчорой? На чем основана это вина?
На обоюдном последнем сроке.
«В старухе вдруг что-то оборвалась, что-то коротким стоном лопнуло, и стон этот, не успев заглохнуть, неожиданно переносился во вчерашний звон, запомнившийся ей еще в девичестве и звучащий мягкими благовестными ударами»; она заплакала, «не закрывая лица и не трогая по бокам рук.
Глаза ее были открыты, из них сочились редкие темные слезы и медленно стекали по лицу. Она плакала неподвижно и молча, без единого звука. Только катились слезы»
Анна готовится к смерти. Автор снова возвращает нас к ее детям.
-Как вы думаете, почему он это делает?
(Предлагает задуматься, каким же будет мир, когда из него уйдут все Анны и останутся только Ильи, Варвары и Люси)
-Понимают ли эти люди своего предназначенья на Земле?
-Они ли только виновны в происходящем с ними?
(Сцена пьянства в бане)
-Используют ли дети Анны последний срок,д ля того чтобы опомниться, задуматься, как это сумеет сделать Анна и старинная ее подруга Мирониха?
(Рассказ о Миронихе)
-Что значат для Анны Степановны понятия «долг», «совесть»?
-Почему, несмотря ни на что, прожитая Анной Степановной жизнь кажется ей удачной? В чем она видит смысл своей жизни?
(«Удачной. Как ни у кого. Надо ли жаловаться, что она всю ее отдала ребятам, если для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без детей».
-Как надо жить, чтобы мир не скудел без детей?
Урок заканчивается чтением стихотворения Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» или «Уходят матери»
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей.
У каждого- свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час.
Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных,
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
Мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратности кричать…
Уходят матери от нас,
Уходят потихонечку,
На цыпочках,
А мы спокойно спим, едой насытившись,
Не замечая этот страшный час.
Уходят матери от нас не сразу, нет,-
Нам это только кажется, что сразу,
Они уходят медленно и странно,
Ногами маленькими по ступеням лет.
Вдруг спохватившись нервно в кой-то год,
Им отмечаем шумно дни рожденья,
Но это запоздалое раденье
Ни их,
Ни наши души не спасет.
Все удаляются они,
Все удаляются,
К ним тянемся,
Очнувшись ото сна,
Но руки вдруг о воздух ударяются-
В нем выросла стеклянная стена!
Мы опоздали.
Пробил страшный час.
Глядим мы со слезами потаенными,
Как тихими суровыми колоннами
Уходят наши матери от нас…
Заключение:
-Для кого это был последний срок?
Последняя просьба матери:
«Помру я, помру. От увидите. Седни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ниче боле не надо, Люся! И ты, Илья! Погодите. Я говорю вам, что помру, и помру»
Последняя просьба эта осталась неуслышанной, и это даром не пройдет ни Варваре, ни Люсе, ни Илье. Это был для них – не для старухи – последний из последних сроков.
Домашнее задание: написать сочинение «Моя бабушка» или «Моя прабабушка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по повести В.Распутина "Последний срок"
Конспект и презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Последний срок"....
"Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В. Распутина "Последний срок".
Форма проведения: урок - исследование Цели и задачи работы 1. Осмысление нравственных проблем современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок». 2. У...
Уроки-беседы как вид учебной деятельности на уроке изобразительного искусства
Уроки-беседы незаслуженно отодвинуты на второй план в процессе обучения изобразительному искусству. В них содержится неисчерпаемый запас новых педагогических идей и приемов, с помощью грамотного постр...
Урок- беседа по краеведению. Тема беседы: "Павловск – одна из загородных резиденций императорской фамилии."
Данный урок входит в цикл уроков-бесед по теме краеведение "Люби и знай свой край". Урок выстроен в логике мативации учащихся через личную заинтерисованость, при изучении истории родного города ...
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок"
Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о не...
Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок»". Раздумья над страницами повести.
В данном материале представлен личностный подход к анализу повести Распутина "Последний срок.". Альтернативный подход в изучении повести позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения...
Урок по штукатурно-малярному делу "Вводный урок.Беседа о профессии штукатура-маляра"
Даются определения понятиям 2штукатур", "маляр".Что должен уметь маляр,штукатур.Правила безопасности при выполнении малярных работ......