Урок – беседа по повести В.Г.Распутина «Последний срок»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Материал может быть использован при изучении творчества В.Г.Распутина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbou_syu_rasputin.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР

Урок – беседа

по повести

В.Г.Распутина

«Последний срок»

                                                                                  Работу выполнила

учительница русского языка и литературы

                                                                        Судякова Светлана Юрьевна

2012 г.

                                            Эпиграф: Уходят люди… Их не возвратить.

                                                            Их тайные миры не возродить.

                                                                         Е.Евтушенко.

Цель урока: 1)показать духовную красоту русской                                                          

                        женщины-крестьянки;

                               2)раскрыть тему взаимосвязи поколений

                        в   повести;

                     3)вызвать любовь и уважение к своим

                        бабушкам и прабабушкам  - к старшему

                        поколению.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, слова В.Распутина : «У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают, как нечто само собой разумеющееся»

                                     или

«Распутин с особой остротой понимает, к чему могут привести наша беспомощность, равнодушие, безверие, утрата родовых корней»

                                 (О. Барышева)

                                        или    

«Повторять и продолжать движение, начатое не тобой, а до тебя, растить детей, совершать круг непосредственной жизни -в этом большая правда, в этом есть и должен быть великий смысл…»

                               (В.Распутин)

         

Ход урока.

Слово учителя. Рассказ о своей бабушке.

      Впервые я прочитала произведения В. Распутина в 1974 в выпускном классе. Тогда многие выписывали журналы, роман - газеты. И наша учительница  русского языка и литературы Нина Григорьевна принесла в класс журнал «Наш современник» за 1970 год, помню и номера (7 и 8).Это была повесть Распутина «Последний срок» Так я впервые познакомилась с писателем. А потом была поездка в Чебоксары в Чувашский драмтеатр имени К.Иванова на спектакль по повести В.Распутина «Деньги для Марии» (на чувашском языке).

      Благодаря этому писателю я по – другому взглянула на жизнь близкого мне человека. Мне почему – то кажется, что старуха Анна из «Последнего срока»-это моя бабушка Анастасия Антоновна, хотя знаю, что  прототипом была бабушка Валентина Григорьевича.

      Рожала бабушка много, как и Анна,  а в живых осталось только пятеро: двое сыновей и три дочери. Всех, кроме моего отца, разбросала судьба по России: дядя Аверкий – в Буденновске, тётя Полина – в Оренбургской области, тётя Люся – в Краснодарском крае, дядя Володя в Уссурийском крае. Они давно уже сами бабушки и дедушки. Но, видимо, болит душа за родные могилки, и звонить стали чаще и больше, чем раньше, и вопрос один: как там наши могилки. Чувствуется, что очень хотят приехать на Родину, но не приедут, ведь самому старшему  82 год пошёл, а младшему – 65.

      А в деревне остался только мой папа (самый старший из детей) и поэтому, наверное, был ближе всех к бабушке.

      Моя бабушка прошла через то же, что и  Анна Степановна: коллективизация, война…, так же растила детей, всю жизнь работала в колхозе, всем помогала.

      Но только прочитав «Последний срок», я поняла, какая прекрасная, благородная, интеллигентная женщина  была моя бабушка Настя, почему так тепло, надежно и уютно была рядом с ней.

      Я помню бабушку, сидящую у окна,  она смотрела вдаль, и, казалось, всегда кого- то ждала. Любила слушать чувашскую музыку, особенно песню «Тавах, аннем, çуратнăшăн» в исполнении Тамары Чумаковой и песни Ираиды Вдовиной.

      В молодости была очень красива: черные блестящие волосы и синие глаза. Жаль, что ее красота не передалась нам, внукам. Сколько помню, бабушка всегда ходила в галошах и белоснежных шерстяных носках. Всегда в платке, в платье с оборками и фартуке. Очень чистоплотная была старушка.

     А как она любила цветы! На подоконниках у нее всегда были бальзамин (она говорила  «Ванька мокрый»), алоэ и фикусы в горшках.

     А какие у бабушки пироги были! Ржаные пироги с капустой,  картошкой, с яблоками. А варенье вишневое!

     И чай она пила из блюдечка, держа обеими руками…

  Умерла бабушка Настя 31 декабря 1985 года на 80 году жизни. Лежала недолго, неделю, и всегда рядом с ней была мой папа.

      Смерть она приняла спокойно, достойно, «как нечто само собой разумеющееся». «Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти», -говорил Л. Толстой. Наверно, он прав.

      Бабушка, как и Анна, не боялась умереть. Говорила, что устала, сказала, во что нарядить ее в последний путь, и тихонько уснула.  Вся жизнь ее прошла бегом, на ногах, в труде, в заботах: ребятишки, дом, огород, поле, колхоз…

      Приехали все дети, но только после похорон. Поплакали, вспоминали, пожили с неделю, оставили деньги на памятник и разъехались. А мы с папой поставили весной памятник, посадили вишню (ее очень любила бабушка) и березку. Теперь и папа мой давно лежит рядом с бабушкой, там же и дедушка, и моя сестренка. Хорошо, что есть родные могилки, где можно посидеть в тишине и слушать шепот деревьев, шелест трав, видеть бесконечное небо и думать о последнем сроке, который всех ожидает.

      Вопросы  классу (даны заранее)домашнее задание.

-Как вы думаете, почему повесть названа «Последний срок»?

- Что находится в центре внимания автора, жизнь или смерть Анны Степановны? – какой видится вам героиня (черты своих бабушек)

Беседа по повести

  1. С какой фразы начинается повесть  «Последний срок»?

 « Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят»

  1. А как заканчивается?

«Ночью старуха умерла»

 Одна из основных тем всей мировой литературы: тема жизни и смерти. Но у Распутина она становится самостоятельным сюжетом: почти всегда у него из жизни уходит старый, много поживший и многое повидавший на своем веку человек, которому есть что и с чем сравнивать, есть о чем вспоминать, есть чем ответить на вопрос о сделанном; и почти всегда это- женщина: мать, воспитавшая детей,  обеспечившая непрерывность рода.

     Тема смерти для Распутина- размышления о том, что ОСТАЕТСЯ, в сравнении с тем, что БЫЛО.

 Анна в «Последнем сроке»-  ярчайший пример художественного исследования человеческой души, показанной писателем во всей ее величественной неповторимости, единственности и мудрости- души женщины, постигающей то,  о чем каждый из нас хоть раз в жизни думал.

-Кто приезжает первой? Давайте мы посмотрим на них глазами Анны

(Рассказ о Варваре. Рассказ о Люсе, Илье, Михаиле, Таньчоре.)

-Как вы думаете, почему Анна приближена судьбою к Михаилу?

( Одинаковые условия, в которых они с матерью живут, долгое обучение,

совместной труд. Одна на двоих природа…)

- Кто олицетворяет надежду в «Последнем  сроке»?

  (Таньчора, «Старуха понимала, что Таньчора может приехать только сегодня, что это Последний срок, который ей отпущен»

«Сегодня был последний срок: если до темноты Таньчора не приедет, значит, нечего больше и надеяться».

-Почему Анна чувствует вину перед Таньчорой? На чем основана это вина?

 На обоюдном последнем сроке.

      «В старухе вдруг что-то оборвалась, что-то коротким стоном лопнуло, и стон этот, не успев заглохнуть, неожиданно переносился  во вчерашний звон, запомнившийся ей еще в девичестве и звучащий мягкими благовестными ударами»; она заплакала, «не закрывая лица и не трогая по бокам рук.

Глаза ее были открыты, из них сочились редкие темные слезы и медленно стекали по лицу. Она плакала неподвижно и молча, без единого звука. Только катились слезы»

 Анна готовится к смерти. Автор снова возвращает нас к ее детям.

-Как вы думаете, почему он это делает?

(Предлагает задуматься, каким же будет мир, когда из него уйдут все Анны и останутся только Ильи, Варвары и Люси)

-Понимают ли эти люди своего предназначенья на Земле?

-Они ли только виновны в происходящем с ними?

(Сцена пьянства в бане)

-Используют ли дети Анны последний срок,д ля того чтобы опомниться, задуматься, как это сумеет сделать Анна и старинная ее подруга Мирониха?

(Рассказ о Миронихе)

-Что значат для Анны Степановны понятия «долг», «совесть»?

-Почему, несмотря ни на что, прожитая Анной Степановной жизнь кажется ей удачной? В чем она видит смысл своей жизни?

(«Удачной. Как ни у кого. Надо ли жаловаться, что она всю ее отдала ребятам, если для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без детей».

-Как надо жить, чтобы мир не скудел без детей?

Урок заканчивается чтением стихотворения Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» или «Уходят матери»

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

У каждого- свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час.

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

Мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать…

Уходят матери от нас,

Уходят потихонечку,

На цыпочках,

А мы спокойно спим, едой насытившись,

Не замечая этот страшный час.

Уходят матери от нас не сразу, нет,-

Нам это только кажется, что сразу,

Они уходят медленно и странно,

Ногами маленькими по ступеням лет.

Вдруг спохватившись нервно в кой-то год,

Им отмечаем шумно дни рожденья,

Но это запоздалое раденье

Ни их,

Ни наши души не спасет.

Все удаляются они,

Все удаляются,

К ним тянемся,

Очнувшись ото сна,

Но руки вдруг о воздух ударяются-

В нем выросла стеклянная стена!

Мы опоздали.

Пробил страшный час.

Глядим мы со слезами потаенными,

Как тихими суровыми колоннами

Уходят наши матери от нас…

Заключение:

-Для кого это был последний срок?

       Последняя просьба матери:

«Помру я, помру. От увидите. Седни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ниче боле не надо, Люся! И ты, Илья! Погодите. Я говорю вам, что помру, и помру»

       Последняя просьба эта осталась неуслышанной, и это даром не пройдет ни Варваре, ни Люсе, ни Илье. Это был для них – не для старухи – последний из последних сроков.

Домашнее задание: написать сочинение «Моя бабушка» или «Моя прабабушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести В.Распутина "Последний срок"

Конспект и презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Последний срок"....

"Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В. Распутина "Последний срок".

Форма проведения: урок - исследование Цели и задачи работы 1. Осмысление нравственных проблем современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок». 2. У...

Уроки-беседы как вид учебной деятельности на уроке изобразительного искусства

Уроки-беседы незаслуженно отодвинуты на второй план в процессе обучения изобразительному искусству. В них содержится неисчерпаемый запас новых педагогических идей и приемов, с помощью грамотного постр...

Урок- беседа по краеведению. Тема беседы: "Павловск – одна из загородных резиденций императорской фамилии."

Данный урок входит в цикл уроков-бесед по теме краеведение "Люби и знай свой край". Урок выстроен в логике мативации учащихся через личную заинтерисованость, при изучении  истории родного города ...

Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок"

Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о не...

Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок»". Раздумья над страницами повести.

В данном материале представлен личностный подход к анализу повести Распутина "Последний срок.". Альтернативный подход в изучении повести позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения...

Урок по штукатурно-малярному делу "Вводный урок.Беседа о профессии штукатура-маляра"

Даются определения понятиям 2штукатур", "маляр".Что должен уметь маляр,штукатур.Правила безопасности при выполнении малярных работ......