Методы и приёмы технологии учебного диалога на уроке литературы
статья по литературе на тему
Статья освещает значение и содержание технологии учебного диалога на уроках литературы в современных условиях. Автор перечисляет этапы урока-диалога, методы технологии учебного диалога, подробно освещает приёмы работы учителя и виды деятельности учащихся в рамках метода творческого чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Неволина Елена Александровна
Направление форума: №4 Русская классическая литература и современность
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Протвино, Московской области, РФ
nev_ea@mail.ru
Методы и приёмы технологии учебного диалога на уроке литературы
Статья освещает значение и содержание технологии учебного диалога на уроках литературы в современных условиях. Автор перечисляет этапы урока-диалога, методы технологии учебного диалога, подробно освещает приёмы работы учителя и виды деятельности учащихся в рамках метода творческого чтения.
Ключевые слова: технология учебного диалога, метод творческого чтения
Перенос акцентов в обучении с увеличения объема информации на его познавательную, воспитательную, развивающую функции, переориентация системы преподавания на «культуросообразную»[1]
систему, пересмотр методики преподавания, в основе которой должны лежать такие подходы, как коммуникативно-деятельностный, функциональный, текстоориентированный, этнокультуроведческий - вот каковы основные направления изменения целей, задач, содержания литературного образования в современных условиях.
Труды психологов В.В. Давыдова[2], Л.С. Выготского[3], опыт известных методистов-словесников: Е.Н.Ильина[4], Ю.М. Лотмана[5], И.И. Аркина[6] позволяют сделать вывод, что процесс развития ребенка возможен лишь при его активной познавательной деятельности, а роль учителя - создать необходимые условия, способствующие включению ученика в обучение на основе внутренней мотивации.
Как построить урок литературы, чтобы он был интересным и эффективным? Как сделать так, чтобы и ученику, и самому учителю урок приносил радость познания, открытия, радость общения. Вот актуальные задачи сегодняшнего дня.
Данные задачи решаются при реализации технологии учебного диалога, в последнее время чрезвычайно востребованной и актуальной. Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы. Диалог – это равноправное субъект—субъектное взаимодействие, позволяющее искать истину вместе. Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель направляет эту деятельность. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь.
Наиболее полное изложение особенностей технологии учебного диалога, на наш взгляд, можно найти в монографии Лавлинского С.П. «Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход»[7]. Особенно ценным является определение филолого-педагогического инструментария словесника в рамках данной технологии. Автор выделяет несколько основных способов коммуникативно-деятельностного обучения: метод творческого чтения, интуитивно-сознательный метод, метод акцентного пересказа, исследовательский метод, метод интерпретации. В данной статье нам хотелось бы уделить особое внимание методу творческого чтения, т.к. именно с чтения начинается знакомство с литературным произведением.
Метод творческого чтения состоит из ряда приёмов: выразительное (акцентно-смысловое) чтение учителя; комментированное чтение; чтение с попутной формулировкой вопросов, активизирующих внимание читателей;
прогнозированное чтение; опознание художественной системы или приём «всепроникающего узнания»[8]. В рамках реализации метода творческого чтения на уроках учебного диалога учитель предлагает учащимся следующие задания: выразительно прочтите фрагмент произведения, прокомментируйте слова героя, повествователя; сформулируйте вопрос; ответьте на поставленный вопрос; выделите в тексте наиболее непонятные места; продолжите сюжет произведения, реконструируйте отсутствующую часть текста; назовите элементы произведения, с которыми вы уже встречались в литературе; сформулируйте и обоснуйте свою гипотезу продолжения или завершения произведения. В процессе работу учащиеся осуществляют следующие виды деятельности: восприятие текста, чтение,
выделение и воспроизведение отдельных элементов текста; формулировка вопросов; рефлексия собственного восприятия; воспроизведение элементов содержания произведения; прогнозирование и реконструкция художественного текста в устной, письменной, графической формах.
Метод творческого чтения можно успешно использовать на всех этапах урока-диалога: этапе предпонимания - первоначального самоопределения читателя, этапе анализа текста, этапе интерпретации смысла произведения.
[1] Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. N4. С.29-36.
[2] Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996 . 544с.
[3] Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.480 с.
[4] Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М.: Педагогика, 1991.-320с.
[5] Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М.: Просвещение, 1972. 271 с.
[6] Аркин И.И. Уроки литературы в 11 классе: Практическая методика: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2002. 350с.
[7] Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. М.: ИНФРА-М, 2003. с.387.
[8] Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...
Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе
Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...
Презентация "Современные технологии, методы и приёмы в преподавании русского языка и литературы"
Презентация "Современные технологии, методы и приёмы в преподавании русского языка и литературы" соответствует требованиям ФГОС и может использоваться в публичном выступлении гуманитариев на заседания...
Технология проблемного диалога на уроках литературы
Данная технология применяется учителем на уроках литературы...
Формирование коммуникативных умений посредством технологии проблемного диалога на уроках литературы (статья)
Работа по ФГОС...
Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС
Педагогическая мастерская по теме "Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС"...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...