Методы и приёмы технологии учебного диалога на уроке литературы
статья по литературе на тему
Статья освещает значение и содержание технологии учебного диалога на уроках литературы в современных условиях. Автор перечисляет этапы урока-диалога, методы технологии учебного диалога, подробно освещает приёмы работы учителя и виды деятельности учащихся в рамках метода творческого чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Неволина Елена Александровна
Направление форума: №4 Русская классическая литература и современность
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Протвино, Московской области, РФ
nev_ea@mail.ru
Методы и приёмы технологии учебного диалога на уроке литературы
Статья освещает значение и содержание технологии учебного диалога на уроках литературы в современных условиях. Автор перечисляет этапы урока-диалога, методы технологии учебного диалога, подробно освещает приёмы работы учителя и виды деятельности учащихся в рамках метода творческого чтения.
Ключевые слова: технология учебного диалога, метод творческого чтения
Перенос акцентов в обучении с увеличения объема информации на его познавательную, воспитательную, развивающую функции, переориентация системы преподавания на «культуросообразную»[1]
систему, пересмотр методики преподавания, в основе которой должны лежать такие подходы, как коммуникативно-деятельностный, функциональный, текстоориентированный, этнокультуроведческий - вот каковы основные направления изменения целей, задач, содержания литературного образования в современных условиях.
Труды психологов В.В. Давыдова[2], Л.С. Выготского[3], опыт известных методистов-словесников: Е.Н.Ильина[4], Ю.М. Лотмана[5], И.И. Аркина[6] позволяют сделать вывод, что процесс развития ребенка возможен лишь при его активной познавательной деятельности, а роль учителя - создать необходимые условия, способствующие включению ученика в обучение на основе внутренней мотивации.
Как построить урок литературы, чтобы он был интересным и эффективным? Как сделать так, чтобы и ученику, и самому учителю урок приносил радость познания, открытия, радость общения. Вот актуальные задачи сегодняшнего дня.
Данные задачи решаются при реализации технологии учебного диалога, в последнее время чрезвычайно востребованной и актуальной. Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы. Диалог – это равноправное субъект—субъектное взаимодействие, позволяющее искать истину вместе. Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель направляет эту деятельность. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь.
Наиболее полное изложение особенностей технологии учебного диалога, на наш взгляд, можно найти в монографии Лавлинского С.П. «Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход»[7]. Особенно ценным является определение филолого-педагогического инструментария словесника в рамках данной технологии. Автор выделяет несколько основных способов коммуникативно-деятельностного обучения: метод творческого чтения, интуитивно-сознательный метод, метод акцентного пересказа, исследовательский метод, метод интерпретации. В данной статье нам хотелось бы уделить особое внимание методу творческого чтения, т.к. именно с чтения начинается знакомство с литературным произведением.
Метод творческого чтения состоит из ряда приёмов: выразительное (акцентно-смысловое) чтение учителя; комментированное чтение; чтение с попутной формулировкой вопросов, активизирующих внимание читателей;
прогнозированное чтение; опознание художественной системы или приём «всепроникающего узнания»[8]. В рамках реализации метода творческого чтения на уроках учебного диалога учитель предлагает учащимся следующие задания: выразительно прочтите фрагмент произведения, прокомментируйте слова героя, повествователя; сформулируйте вопрос; ответьте на поставленный вопрос; выделите в тексте наиболее непонятные места; продолжите сюжет произведения, реконструируйте отсутствующую часть текста; назовите элементы произведения, с которыми вы уже встречались в литературе; сформулируйте и обоснуйте свою гипотезу продолжения или завершения произведения. В процессе работу учащиеся осуществляют следующие виды деятельности: восприятие текста, чтение,
выделение и воспроизведение отдельных элементов текста; формулировка вопросов; рефлексия собственного восприятия; воспроизведение элементов содержания произведения; прогнозирование и реконструкция художественного текста в устной, письменной, графической формах.
Метод творческого чтения можно успешно использовать на всех этапах урока-диалога: этапе предпонимания - первоначального самоопределения читателя, этапе анализа текста, этапе интерпретации смысла произведения.
[1] Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. N4. С.29-36.
[2] Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996 . 544с.
[3] Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.480 с.
[4] Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М.: Педагогика, 1991.-320с.
[5] Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М.: Просвещение, 1972. 271 с.
[6] Аркин И.И. Уроки литературы в 11 классе: Практическая методика: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2002. 350с.
[7] Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. М.: ИНФРА-М, 2003. с.387.
[8] Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-136657-1351945470.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-212687-1363792678.jpg)
Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе
Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-687965-1445770998.jpg)
Презентация "Современные технологии, методы и приёмы в преподавании русского языка и литературы"
Презентация "Современные технологии, методы и приёмы в преподавании русского языка и литературы" соответствует требованиям ФГОС и может использоваться в публичном выступлении гуманитариев на заседания...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/02/picture-871959-1483368542.jpg)
Технология проблемного диалога на уроках литературы
Данная технология применяется учителем на уроках литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967206-1509529176.jpg)
Формирование коммуникативных умений посредством технологии проблемного диалога на уроках литературы (статья)
Работа по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/03/picture-34531-1633256252.jpg)
Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС
Педагогическая мастерская по теме "Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-893210-1669533536.png)
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...