Методы и приёмы технологии учебного диалога на уроке литературы
статья по литературе на тему

Неволина Елена Александровна

Статья освещает значение и содержание технологии учебного диалога на уроках литературы в современных условиях. Автор перечисляет этапы урока-диалога, методы технологии учебного диалога, подробно освещает приёмы работы учителя и виды деятельности учащихся в рамках метода творческого чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Неволина Елена Александровна

Направление форума: №4 Русская классическая литература и современность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Протвино, Московской области, РФ

nev_ea@mail.ru

Методы и приёмы технологии учебного диалога на уроке литературы

Статья освещает значение и  содержание  технологии учебного диалога на уроках литературы в современных условиях. Автор перечисляет этапы урока-диалога, методы технологии учебного диалога, подробно освещает приёмы работы учителя  и виды деятельности учащихся в рамках метода творческого чтения.

Ключевые слова: технология учебного диалога, метод творческого чтения

Перенос акцентов в обучении с увеличения объема информации на его познавательную, воспитательную,  развивающую функции, переориентация  системы преподавания на  «культуросообразную»[1]
систему,  пересмотр методики преподавания,  в основе  которой    должны лежать     такие     подходы,  как   коммуникативно-деятельностный, функциональный,        текстоориентированный,    этнокультуроведческий - вот каковы основные направления изменения целей, задач, содержания литературного образования в современных условиях.

Труды  психологов В.В. Давыдова[2],  Л.С. Выготского[3], опыт известных методистов-словесников: Е.Н.Ильина[4], Ю.М. Лотмана[5], И.И. Аркина[6] позволяют сделать вывод, что процесс развития ребенка возможен лишь при его активной познавательной деятельности, а роль учителя - создать необходимые условия, способствующие включению ученика в обучение на основе внутренней мотивации.

Как построить урок литературы, чтобы он был интересным и эффективным? Как сделать так, чтобы и ученику, и самому учителю урок приносил радость познания, открытия, радость общения. Вот актуальные задачи сегодняшнего дня.

Данные задачи решаются  при реализации технологии учебного диалога, в последнее время чрезвычайно востребованной и актуальной. Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы. Диалог – это равноправное субъект—субъектное взаимодействие, позволяющее искать истину вместе. Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель  направляет эту деятельность. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь.

Наиболее полное изложение особенностей технологии учебного диалога, на наш взгляд, можно найти в  монографии  Лавлинского С.П. «Технология литературного  образования. Коммуникативно-деятельностный подход»[7]. Особенно ценным является определение филолого-педагогического инструментария словесника в рамках данной технологии. Автор выделяет несколько основных способов коммуникативно-деятельностного обучения: метод творческого чтения, интуитивно-сознательный метод, метод акцентного пересказа, исследовательский метод, метод интерпретации. В данной статье нам хотелось бы уделить  особое внимание методу творческого чтения, т.к. именно с чтения начинается знакомство с литературным произведением.

Метод творческого чтения состоит из ряда приёмов: выразительное (акцентно-смысловое) чтение учителя; комментированное чтение; чтение с попутной формулировкой вопросов, активизирующих внимание читателей;

прогнозированное чтение; опознание художественной системы или приём «всепроникающего узнания»[8]. В рамках реализации метода творческого чтения на уроках  учебного диалога учитель предлагает учащимся следующие задания: выразительно прочтите фрагмент произведения, прокомментируйте слова героя, повествователя; сформулируйте вопрос; ответьте на поставленный вопрос; выделите в тексте наиболее непонятные места; продолжите сюжет произведения, реконструируйте отсутствующую часть текста; назовите элементы произведения, с которыми вы уже встречались в литературе; сформулируйте и обоснуйте свою гипотезу продолжения или завершения произведения. В процессе работу учащиеся осуществляют следующие виды деятельности: восприятие текста, чтение,

выделение и воспроизведение отдельных элементов текста; формулировка вопросов; рефлексия собственного восприятия; воспроизведение элементов содержания произведения; прогнозирование и реконструкция художественного текста в устной, письменной, графической формах.

Метод творческого чтения можно успешно использовать на всех этапах урока-диалога: этапе предпонимания - первоначального самоопределения читателя, этапе анализа текста, этапе интерпретации смысла произведения.


[1] Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. N4. С.29-36.

[2] Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996 . 544с.

[3] Выготский Л. С.  Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.480 с. 

[4] Ильин Е.Н. Герой нашего урока. М.: Педагогика, 1991.-320с.

[5] Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста.  М.: Просвещение, 1972. 271 с.

[6] Аркин И.И. Уроки литературы в 11 классе: Практическая методика: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2002. 350с.

[7] Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. М.: ИНФРА-М, 2003. с.387.

[8] Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная  литература, 1975. 504 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

Технология проблемного диалога на уроке литературы в 7 классе

Урок литературы в 7-ом классе Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики. Цель урока: закрепление понятий юмор, сатира, сюжет; ...

Презентация "Современные технологии, методы и приёмы в преподавании русского языка и литературы"

Презентация "Современные технологии, методы и приёмы в преподавании русского языка и литературы" соответствует требованиям ФГОС и может использоваться в публичном выступлении гуманитариев на заседания...

Технология проблемного диалога на уроках литературы

Данная технология применяется учителем на уроках литературы...

Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

Педагогическая мастерская по теме "Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС"...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...