Литературная гостиная «Встреча с С.А. Есениным»
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме
Разработка мероприятия по теме "Есенин С.А. и его творчество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «Встреча с С.А. Есениным».
Оборудование: класс, переоборудованный под гостиную, в углу горит свеча, на столах томики стихов С.Есенина, портрет Т.Ф. Есениной, гитара, мультимедийное устройство, ноутбук, экран, фортепиано.
Ход мероприятия
Друзья поэта усаживаются в центре за круглым столом, гости – по обе стороны гостиной.
Среди друзей поэта – Гиппиус, А. Блок, В. Маяковский, Гриша Панфилов, Мариенгоф, Д. Мережковский, Е. Евтушенко, Татьяна Федоровна Есенина.
З. Гиппиус: Господа, прошло совсем немного времени с тех пор, как с нами нет С. Есенина. Но мне бы очень хотелось еще раз вспомнить Сергея Александровича, поговорить о нем, послушать его стихи. Сегодня у нас в гостиной собрались друзья поэта. Давайте послушаем, о чем они говорят.
Звучит стихотворение: Россия. Царщина…
Тоска…
И снисходительность дворянства.
Ну что ж!
Так принимай, Москва,
Отчаянное хулиганство.
Посмотрим! –
Кто кого возьмет!
И вот в стихах моих забила
В салонный вылощенный сброд
Мочой рязанская кобыла!
Д. Мережковский: Друзья, вы помните, что свои дерзкие стихи он называл «кабацкие», рассматривал их как вызов эстетам, людям, далеким от нужд трудового народа, которые не могут понять чувства простого деревенского парня.
Не нравится?
Да, вы правы.
Привычка к Лориган
И к розам.
Но этот хлеб,
Что жрете вы, -
Ведь мы того-с
Навозом.
З. Гиппиус: Саша, а ты можешь вспомнить, кем был Сергей Александрович?
А. Блок: Сережа всегда считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии (Кольцова, Никитина, Сурикова).
Он очень часто повторял нам сказку о трех братьях, упоминая «Конька-Горбунка» Ершова, и говорил, что старший – это Кольцов, средний – Клюев, младший – он сам. Се6ргей утверждал, что он единственный «последний поэт деревни» в России. Все его творчество было посвящено одной теме – теме Родины. Ее образ в стихах Есенина принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константиново – это была вся Русь.
Звучат стихи: «В хате»
«Край ты мой заброшенный».
Д. Мережковский: Господа, а если мы представим, как прекрасен у Сергея Александровича романтический образ Голубой Руси.
Звучит стихотворение: «Гой ты, Русь моя родная».
И вдруг шум в гостиной.
А. Блок: Смотрите! Смотрите!
(В гостиную входит С. Есенин и, медленно пройдя, становится у окна в углу)
С.Есенин: Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве. Нет поэта без Родины.
Звучит стихотворение: «Отговорила роща золотая».
З. Гиппиус: «Золотая осень». Ведь это сам Есенин, чувствующий свое увядание, и его поэзия. Для него поэзия – это прекрасный сад, где слова – листья, образы – яблоки, стряхиваемые с души, когда они нальются спелым соком.
Все живое вызывало в сердце С.Есенина глубокую нежность: русское поле, лес и река, березка над прудом, крестьянка-мать, девушка в белом, девушка в голубом.
- Володя, как произошла твоя первая встреча с Сергеем?
В. Маяковский: В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиком. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более, что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы. Как человек, уже в свое время относивший и отставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежды:
- Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. Что-то вроде
С. Есенин: Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем… Мы уж как-нибудь…по-нашему…в исконной, посконной.
В. Маяковский: На самом деле Есенин не был вовсе ни «простачком», ни «необразованным человеком». Порой ему приходилось очень туго.
З. Гиппиус: Гриша, а тебе что-нибудь известно об этом?
Гриша Панфилов (друг С.Есенина): Мне-то это известно. В письмах ко мне он жаловался на отсутствие средств, говорил, что не знает, как будет держаться, и все-таки упорно занимался, особенно поэзией. Его начитанности оставалось только удивляться. Вспомните: 1923 год. Вечер. За столиком в «Кафе поэтов» он читает:
Звучит стихотворение: «Дорогая, сядем рядом».
Я спрашиваю:
- Откуда начало этого стихотворения? Из частушки или из «Калевалы»?
- Что такое «Калевала»?
- «Калевала» - финский народный эпос.
- Не знаю, не читал.
- Да неужели? Притворяешься?
С минуту он говорил о всяких пустяках, а затем, улыбаясь, прочитал наизусть всю первую руну из «Калевалы».
А. Блок: Господи, а вы помните, как он любил людей, они были ему особенно дороги:
От того и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
З. Гиппиус: Так же ему были дороги сестра Шура, дед.
«Ты мое васильковое слово.
Я навеки люблю тебя».
К деду он обращался: «Голубчик! Дедушка».
А. Мариенгоф: Господа, давайте вспомним, как он любил свою мать. «Милая, добрая, нежная». Он писал: «Я Россию очень люблю. И мать свою люблю», - и тосковал по дому. И строил этот дому по бревнышку. В письмах ко мне он писал: «Если сестре моей худо живется, то помоги как-нибудь ей».он был крестьянский сын и относился к жизни серьезно, как к отчему краю, к матери.
С. Есенин: Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
З. Гиппиус: Говорят, что Есенину нравилась эта нехитрая мелодия, которую подобрал к его словам Василий Липатов.
И пошла эта песня по городам, окраинам, далеким деревням. Полюбилась она людям за нежность, за простые слова о своей деревне, о матери, для которой сын всегда остается сыном, каким бы он не стал взрослым и знаменитым, о материнском сердце, которое всегда болит о своих детях.
С. Есенин: Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж,
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
З. Гиппиус: Эти горькие слова не очень-то нравились матери, Татьяне Федоровне Есениной.
На экране появляется портрет Т.Ф. Есениной
Голос матери: Он стал читать «Москву кабацкую». Мне не понравилось это. Я обвинила его: «Не нужно это». Он говорит: «Мама, я как вижу, так и пишу вы меня не вините в этом. У поэта ни одно слово не должно быть лишним». Я больше в ответ ничего не сказала ему. Я больше не знаю его.
С. Есенин: Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Голос матери: А домой обязательно ездил. Каждое лето. Ну, приедет. Мы радостно встречали. Подарки нам привезет. И соседей всех угостит винцом. Стариков соберет, угостит. Все было хорошо.
Ну, тогда еще убирали барские луга. С отцом ходил косить на луга. И так у него все лето проходило. С гостями. Какую-нибудь старуху где-нибудь поймает, приведет, посадит, угостит ее, послушает, что она будет говорить за прошлое время. Ему было интересно. Все он знал: кто как живет, кто как понимает. Читал стихи мне. Он был знаменитым поэтом.
С. Есенин: Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Голос матери: А мы понятия не имели, что такое поэзия. Я занята была крестьянскими делами, а он занят головою. У него работала голова именно о том, чтобы читать и читать. Сергей был тогда именно для этого: для чтения, чтобы ему побольше ухватить на свете, узнать все.
А больше что ж? жил хорошо, слушался во всем. Обижаться на него никто не мог. Все восхищались.
С. Есенин: Так забудь же за свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на догу
В старомодном ветхом шушуне.
З. Гиппиус: О любви С. Есенина к родной деревне, к Родине, близким людям и людям вообще можно говорить бесконечно.
Даже в годы тяжелейшего духовного кризиса Есенин писал:
Я все такой же.
Сердцем я все такой же.
Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.
Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.
«Вам» - это людям, человечеству.
Учитель: К гуманизму можно прийти разными путями. Есенин пришел к нему от сыновьей любви к родной земле.
Скажите, что легче: говорить о любви к человечеству или быть чутким к людям, которые тебя окружают (родителям, братьям, сестрам, друзьям)?
Как часто мы бываем черствыми по отношению к самым близким людям, в особенности, к родителям.
Лирика Сергея Есенина воспитывает доброту, отзывчивость. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую он сам назвал «нежностью».
Под аккомпанемент гитары исполняется песня «Ты жива еще, моя старушка.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная "Встреча с Александром Вампиловым"
Литературная гостиная о жизи и творчестве А. Вампилова, посвящена 75-летию драматурга....
Музыкально-литературная гостиная «Встреча у портрета Пушкина»
Литературно-музыкальная гостиная "Встреча у портрета Пушкина" - это, прежде всего, жвиая непосредственная беседа с младшими школьниками о любимом поэте и его творчестве....
Литературная гостиная. Встреча с поэтессой Антониной Шматковой
Стихи, творческая судьба поэтессы А.Шматковой, члена Союза писателей Кузбасса, члена Союза писателей России, особенности ее духовного мира, поэтического мастерства....
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству С.А.Есенина
Сценарий содержит факты жизни и творчества русского поэта Сергея Александровича Есенина....
Литературная гостиная «Любовь в жизни Сергея Есенина»
Цель: познакомить учащихся с биографией и любовной лирикой С.Есенина Задачи: Образовательная: познакомить с любовной лирикой Сергея Есенина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучит...
Презентация к уроку (внеклассному мероприятию "Литературная гостиная" по творчеству С.А.Есенина )
В презентации представлены фотоматериалы жизни и творчества Сергея Александровича Есенина...
Конспект внеклассного мероприятия с использованием ИКТ ( презентация) 2020 год . Литературная гостиная по творчеству С.А.Есенина « Несказанное, синее, нежное…»
Цель занятия: познакомить учащихся с творчеством С.А.Есенина, его биографией; способствовать развитию творческих способностей учащихся, развитию речи, развитию таланта актёрского чтения стихов, развит...