Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству С.А.Есенина
материал на тему
Сценарий содержит факты жизни и творчества русского поэта Сергея Александровича Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству
Сергея Александровича Есенина.
Ведущий:
Две даты: 3 октября 1895 года и 28 декабря 1925 года. Тридцать прожитых поэтом на этой земле лет…. Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили : «30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 - писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба — подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». То, что он нам дал, - это целый мир, он живёт, движется, переливается. Это задушевная песнь о великом, о вечном — о России.
(Чтение учеником стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!»).
Ведущий:
Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской семье. Детство поэта прошло у родителей матери. Места эти очень живописные — об этом можно судить по фотографиям на стенде (заранее оформлен стенд с видами рязанских раздолий). Воспоминания детства нашли отражение в автобиографии.
(Ученик зачитывает отрывок из автобиографии — внешне имеет сходство с Есениным).
Ведущий:
Есенин рассказывает о своей первой встрече с Блоком: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что я первый раз видел живого поэта». Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта 1915 года. Днём у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые...». В этом можно убедиться, прослушав стихотворение «Запели тёсаные дроги».
(Читает ученик).
Ведущий:
Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия... какое хорошее слово... и «роса», и «сила», и «синее что-то».... Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для неё он берёг самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой. Есенин — поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моё творчества».
(Чтение стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая».)
Ведущий:
Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне. Ему жаль было «Русь уходящую».
(Звучит стихотворение «Край ты мой заброшенный»).
Ведущий:
С Родиной связана лучшая метафора поэта – «страна берёзового ситца». Природу автор всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её: «Спит черёмуха в белой накидке», «Словно белою косынкой подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком».
(Звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении ученицы).
Ведущий:
Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. По ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням. Они напевны, мелодичны. Истоки этого нужно искать в детстве. Бабушка очень любила рассказывать ему сказки, а мать была лучшая песенница на селе, играла на гармони. Отец его в детстве пел в церковном хоре и сохранил умение петь на всю жизнь.
(Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении ученика).
Ведущий:
О жизни Есенина написаны тысячи статей и книг. И всё-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам. Образ поэта живёт, движется, меняется, приобретая всё новые и новые черты. Многие его стихи отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались самой нежностью.
(Чтение стихотворения «Заметался пожар голубой»).
Ведущий:
Стихи, обращённые к матери! Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме. О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, а потом мои впечатления пропадают, потому что зажало меня крепко и жестоко горло, таясь и прячась, я плакал…»
(Чтение стихотворения «Письмо матери»).
Ведущий:
Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству.
(Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ»).
Ведущий:
О животных, о «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищённость. Есть у Есенина стихотворение «Собаке Качалова». Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Однажды вернувшись домой после спектакля, Качалов видит, что Джим и Есенин сидят на диване, Есенин держал лапу собаки и говорил: «Что за лапа, я сроду не видал такой».
Джим радостно лаял и лизал лицо Есенина. Через несколько дней поэт снова пришёл к Качалову и принёс стихотворение.
(Чтение стихотворения «Собаке Качалова»).
Ведущий:
Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, поэт мучился от своих противоречий. Завершающее место в лирике Есенина занял цикл стихотворений, написанных в декабре 1925 года, который условно называют «зимним», так как в нём преобладает только зимний пейзаж. Но это внешний признак. Главное же здесь – воспоминание поэта о своей жизни. Поэт осмысливает свою жизнь.
(Чтение стихотворений «Синий туман. Снеговое раздолье», «Свищет ветер, серебряный ветер»).
Ведущий:
«Зимний цикл» - последний аккорд есенинской лирики. Времени на жизнь оставалось совсем мало.
(Звучит песня «Мне осталась одна забава» в исполнении А. Малинина в записи).
Ведущий:
На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса. Много передумал и перечувствовал поэт в это время. Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы жизни. Вот одно из последних его стихотворений.
(Звучит стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья!»)
Ведущий:
Стихи, написанные о Сергее Александровиче Есенине подтверждают всенародную любовь к поэту.
(звучит стихотворение Татьяны Смертиной «Есенин» и Татьяны Зубковой «Есенинское небо над Россией»).
Ведущий:
(Читает отрывок из книги Астафьева В.П. «Затеси»)
«Плачет тальянка, плачет. Только не там, за рекою, а в сердце. Отчего Есенина так мало поют? Самого певучего поэта?
Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей недоступной им мукой, которую мы часто слышим в себе и потому тянемся к слову рязанского парня, чтобы разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Я часто чувствую его таким близким и родным, что разговариваю с ним во сне и утешаю его. А где утешишь? Нет его. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью. На траве мокро, с листьев капает. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озёр оплаканная русским певцом Россия! Шапки долой, Россия! Есенина поют».
(Звучит песня «Над окошком месяц, под окошком ветер» в исполнении ансамбля учителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Р.Л.Стивенсона
Литературная гостиная проводится на английском языке. Рассказ о творчестве писателе сопровождается презентацией PowerPoint. Учащиеся рассказывают стихи Р.Л. Стивенсона, показывают инсценировку из "Ост...

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева
Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева. Кажется, нет русского человека, который не знал бы со школьной скамьи «Весенней грозы», «Весенних вод», «Чародейкою Зимою…»....

Сергей Есенин. Литературная гостиная, посвященная творчеству поэта.
Литературная гостиная, посвященная творчеству С.Есенина. Сценарий для учащихся 5-11 классов....
Сценарий литературной гостиной, посвященной страницам жизни и творчества А.А. Ахматовой «...В этом сумраке темно-зеленом был предчувствий таинственный зной»
Сценарий литературной гостиной, посвященной страницам жизни и творчества А.А. Ахматовой «...В этом сумраке темно-зеленом был предчувствий таинственный зной»...
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А. Есенина
Внеклассное мероприятие...

Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А.Есенина- «В гостях у Сергея Есенина».
Литератуно - музыкальная гостиная, посвящённая творчеству С.А. Есенина - " В гостях у Сергея Есенина"...

Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А.Есенина- «Коль гореть – так уж гореть сгорая».
Методическая разработка для 10-11 классов...