Музыкально-литературная гостиная «Встреча у портрета Пушкина»
учебно-методический материал по музыке по теме
Литературно-музыкальная гостиная "Встреча у портрета Пушкина" - это, прежде всего, жвиая непосредственная беседа с младшими школьниками о любимом поэте и его творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstrecha_u_portreta_pushkina.doc | 55 КБ |
notnoe_prilozhenie.doc | 290 КБ |
vstrecha_u_portreta_pushkina.ppt | 2.55 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-литературная гостиная
«Встреча у портрета Пушкина»
Э.Ю. Щербак,
учитель музыки МОУ СОШ № 32 г. Рыбинск
1. Осень в Болдино
Звучит «Романс» Г. Свиридова
(музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»)
Ведущий: Сегодня, в осенний день, мы хотим рассказать вам о том, как любил это время Александр Сергеевич Пушкин. Он сам об этом говорил так: «Осень…любимое моё время…пора моих литературных трудов».
Чтец: Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго…
Ведущий: Но была в жизни Пушкина особенная осень, – осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца.
В связи с предстоящей свадьбой Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь – холера. На многие города был наложен карантин, и Александр Сергеевич не мог выехать из Болдино три месяца.
Поэт в это время работал с невиданной творческой энергией, много и плодотворно. В Болдино написаны им множество стихотворений, закончено величайшее произведение «Евгений Онегин», создана «Сказка о попе и работнике его Балде», повести «Метель», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери». Всё, что написано Пушкиным в Болдинскую осень, трудно даже перечислить.
Что способствовало такому интенсивному творческому труду? Погода? Природа? Тишина и уединение?
Давайте пофантазируем немного, представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество.
Звучит «Весна и осень» Г. Свиридова
(музыкальные иллюстрации к повести Пушкин «Метель»)
Чтец: Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор…
Печальны лес и дол завялый,
Проглянет день – и уж темно,
И, будто путник запоздалый,
Стучится буря к нам в окно…
Чтец: Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубровах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист…
Исполняется песня Г. Струве «Уж небо осенью дышало»
Чтец: Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последний лист с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Чтец: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Ведущий: В Болдине Пушкин записывал русские народные песни. Возможно, песня крестьянских девушек в романе «Евгений Онегин» была тоже услышана им в деревне и по-своему изложена.
Чтец: В саду служанки, на грядах,
Сбирали ягоду в кустах
И хором по наказу пели
(Наказ, основанный на том,
Чтоб барской ягоды тайком
Уста лукавые не ели
И пеньем были заняты:
Затея сельской остроты!)
Исполняется хор девушек «Девицы-красавицы…»
из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»
Ведущий: Поэт Виктор Боков побывал в Болдино и в память об этом посещении посадил деревце – подарок поэту и этим местам. На его стихи композитор Георгий Струве написал песню «Берёзка в Болдино».
Исполняется песня Г. Струве «Берёзка в Болдино»
2. Сказки Пушкина
Ведущий: Следующая наша страничка расскажет о Пушкине-сказочнике.
- Какие сказки Пушкина вы знаете?
- От кого он услышал первые сказки?
- Как звали няню поэта?
С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Родионовна. Ей поэт посвятил знаменитые стихи.
Чтец: Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечастно грудь.
Ведущий: Сколько нежности, теплоты и заботы в этих строчках! Многие сказки, фантастические поэмы Пушкина навеяны рассказами няни.
Звучит фрагмент Увертюры к опере М.И. Глинки
«Руслан и Людмила»
Ведущий: У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Чтец: (в роли кота)
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках пред народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей
над златом чахнет;
Там русский дух…
там Русью пахнет!
И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Ведущий: Кот будет нам загадывать загадки. А вы будьте внимательны, смотрите, куда пойдёт кот. Если направо, то будет звучать… песня, а если налево, то вы услышите…сказку.
кот идёт направо,
звучит вступление к песне,
исполняется песня Г. Струве «Ветер по морю гуляет…»
Чтец: Назовите сказку, где встречаются эти строки.
кот идёт налево, ученица исполняет танец белки,
музыка Н. Римского-Корсакова из оперы
«Сказка о царе Салтане»
Чтец: Персонаж какой сказки пел эту песенку?
Ведущий: Давайте, ребята, и мы загадаем коту музыкальную загадку.
Звучит фрагмент «Марш Черномора»
из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Чтец: Раздался шум; озарена
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода…
Ведущий: Правильно угадал кот? Это Черномор из поэмы «Руслан и Людмила»
3. «Пушкинский бал»
Звучит «Вальс» Г. Свиридова
(музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель»)
Ведущий: Музыкальный мир Пушкина был разнообразным и прекрасным. Концерты! Музыка! Театр! Пушкин любил посещать оперный театр в Петербурге. Послушайте, как он описывает его в одном из своих произведений.
Чтец:
Театр уж полон;
ложи блещут;
Партер и кресла – всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт,
И быстрой ножкой ножку бьёт.
Ведущий: Эти строки о знаменитой современнице Пушкина – балерине Авдотье Ильиничне Истоминой.
Чтец:
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума…
… Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд…
Ведущий: Вспомните, какие танцы были популярными на балах в 19 веке во времена Пушкина?
Звучит «Мазурка» П.И. Чайковского
Чтец: Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромном зале всё дрожало,
Паркет ходил под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…
Ведущий: Чаще всего танцевали вальс и мазурку, но были и другие танцы: краковяк, гавот, кадриль, полонез.
Чтец:
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры,
Летают ножки милых дам…
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар…
Шум, грохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс…
Пара учащихся танцует вальс П.И. Чайковского
Ведущий: На балах не только танцевали, но и знакомились, вели светские беседы. Интересно, какими эти разговоры могли быть…
1 группа девочек:
- Вы были вчера на обеде у графини? Там Пушкин был, он читал свои удивительные стихи. Все в восторге!
- Везде только о Пушкине и говорят. Какой он? Вы знаете его стихи?
- Посмотрите, в этом альбоме он мне написал своё стихотворение.
2 группа девочек:
- Вы были вчера на музыкальном салоне?
- Нет, я была на вечере у княгини.
- А жаль! Там выступала музыкальная знаменитость. Его называют солнцем русской музыки.
- И что же он сочиняет?
- Музыку на стихи и поэмы Пушкина.
- Да кто же он?
- Это Михаил Глинка.
Солист исполняет романс М.И. Глинки «Я вас любил»
Ведущий: Вот и закончился наш бал. Весёлый вечер в жизни нашей запомним, милые друзья…
Чтец: Исполняет стихотворение А. Плещеева «Памяти Пушкина»
Мы чтить тебя привыкли с юных лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
И всё ещё горит нам светоч тот,
Всё гений тот пути нам освещает,
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Чтец: Исполняет стихотворение М. Пляцковского
Текут года, звенят негромко реки.
Рассветы зажигают петухи.
Но не подвластны времени вовеки
Горячие бессмертные стихи.
Нас делая добрее и красивей,
Шуршат страницы книги под рукой…
Ариной Родионовной Россия
Склоняется над пушкинской строкой.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-литературная гостиная "Чародей слова"
Методическая разработка "Чародей слова" посвящена жизни и творчествау Н.В.Гоголя в контексте культурной жизни его эпохи. Музыкальные номера, театрализация, украинские народные песни и костюмы делают м...
Музыкально-литературная гостинная "Здравствуй,осень"!
Разработка внеклассного мероприятия "Здравствуй, осень!"...
Музыкально-литературная гостиная "России славный сын" (о творчестве М.В.Ломоносова)
Музыкально-литературная гостиная "России славный сын" проходила в МОУ СОШ №1 п.Пангоды в рамках недели Наук и была поссвящена юбилею со дня рождения М.В.Ломоносова. Сценарий отражает разнообразие деят...
Музыкально-литературная гостиная "Пасхальный Вернисаж".
Формирование основ духовно- нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности - воспитание интереса и любви к музыкал...
Музыкально - литературная гостиная "Пасхальный Вернисаж"
Формирование основ духовно- нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности - воспитание интереса и любви к музыкал...
Музыкально - литературная гостиная "Пушкина знают повсюду".
Презентация проекта "Музыка и Пушкин"....
Музыкально-литературный вечер посвященный творчеству А.С.Пушкина.
Музыкально-литературный вечер посвященный творчеству А.С.Пушкина....