Урок литературы в 11 классе по теме «Традиции русской сатиры» с использованием дистанционных образовательных технологий
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Разговор о русской сатире в 11 классе требует логического завершения на основе того, чтобы было прочитано в 8-11 классах. Материал урока также можно использовать фрагметами, изучая произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Зощенко, Булгакова, Войновича, Искандера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_11_klasse.doc | 72 КБ |
blok_no1_tradicii_russkoy_satiry_.ppt | 203 КБ |
blok_no3_tradicii_russkoy_satiry.ppt | 1.2 МБ |
blok_no4_tradicii_russkoy_satiry.ppt | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе по теме «Традиции русской сатиры»
с использованием дистанционных образовательных технологий.
Учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ с.Воскресенское» Захарова О.В.
Цель:
углубить понимание специфики жанра сатиры;
проследить становление и развитие традиций русской сатиры;
развивать активную самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.
Задачи:
научить читать сатиру, развить навыки, которые помогут открывать произведения классиков и современных авторов;
научить сопоставлять произведения по идейному содержанию;
развивать навыки информационной деятельности учащихся;
формировать умения работать с электронными ресурсами;
создавать условия для ассоциативного мышления, активизации творческой деятельности;
создавать условия для воспитания эстетического вкуса;
способствовать формированию нравственной позиции.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного
Продолжительность урока – 90 минут
Основные понятия.
Первая группа понятий: сатира и юмор, критика смехом, традиции и новаторство, комическое в искусстве, автор и его герой, средства создания художественного образа, выразительные средства языка, нравственные вопросы, человек и общество;
Вторая группа: работа с сайтом, работа со ссылками, поиск информации, обработка информации
Место проведения – кабинет информатики
Информационная поддержка:
-Интернет-ресурсы,
-сайт «Традиции русской сатиры» (автор Захарова О.В.)
https://sites.google.com/site/tradiciirusskojsatiry/
Подготовка к уроку
Урок проводится как заключительное занятие после блока тем о сатире 20 века. Обучающиеся 11 класса самостоятельно знакомятся с материалами сайта учителя, работают со ссылками, разбирают задания и вопросы, обдумывают свой выбор на сайте - страничке «Рефлексия».
Эпиграф на доске
Только тот юмор будет жить, который возник на основе жизненной правды. (М.Твен)
№ этапа | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организации- оный. Целеполагание | 2 мин. | Знакомит с темой урока и целью | Определяют перед собой цель, обдумывают вид работы в каждом блоке урока |
2 | Почему судьба сатирика была трудной во все времена? Сатира – это только отрицание или утверждение? «Главная страница» сайта | 5 минут | Проводит «мозговой штурм»: -Что содержит в себе сатира? -Согласны ли вы с высказыванием М.М.Зощенко? Организует стартовую работу по страницам сайта и по слайдам презентации Блок №1 Слайды №3-№5 | Обсуждают вопросы, поставленные на первой «Главной странице» сайта. Высказывают гипотезы, находят аргументы |
3 | Виды комического в искусстве «Комическое в искусстве» (вторая страница сайта) | 5 минут | Организует работу по второй странице сайта, контролирует уровень подготовки по ссылкам этой страницы, а именно: повторение вопросов теории литературы по слайдам презентации Блок №1 Слайды №6-№7 | Работа по второй странице сайта «Комическое в искусстве» и по контрольным вопросам презентации учителя: сопоставление терминов и их толкований |
4 | Сатира 19 века. Третья страница сайта «Сатира XIX века» Н.В.Гоголь М.Е.Салтыков-Щедрин | 20 минут | Организует работу по странице сайта, а именно: обсуждение предложенных вопросов, комментарий к тезисам. Привлекает обобщающие вопросы по презентации учителя. Смех Гоголя Блок №2 Слайды №2-№6 Смех С-Щедрина Блок №2 Слайды №7-12 | Обращаются к третьей странице сайта «Сатира XIX века» Опираясь на материал сайта, обсуждают поставленные вопросы, рассуждают по поводу предложенных тезисов. Комментируют известные высказывания, анализируют характеры героев, размышляют над позицией автора. Делают выводы об особенностях творческой манеры. Знакомятся с презентацией ученика, выполненной по материалам повторения. Выбирают для просмотра небольшой видеофрагмент «Шинель» (фильм 1959 г.) Делают вывод, какими средствами пользуется литература и кинематограф для создания комического эффекта? |
5 | Выводы и обобщения | 3 минуты | Ставит вопросы, с помощью которых обучающиеся могут сравнить позиции двух писателей и назвать художественные особенности их произведений (презентация учителя) Блок №2 Слайды №13-№14 | Работают по слайдам презентации учителя: таблицы, опорные конспекты, терминология Размышляют над тем, как воспринимает современный читатель произведения классики 19 века. Комментируют иллюстрации. Определяют злободневные темы, не переставшие быть актуальными в 21 веке. |
6 | Сатира начала 20 века. Четвёртая страница сайта «Сатира XX века» М.М.Зощенко Сатира М.А.Булгакова | 25 минут | Организует работу по странице сайта и по слайдам презентации учителя, а именно: постановка вопросов, обсуждение заявленных тем по поводу объектов сатиры М.М.Зощенко и М.А.Булгакова Выявляет образовательные интересы. Проверяет понимание темы. Блок №3 Слайды №2-5 Традиции и новаторство Блок№3 №6-8 | Обращаются к четвёртой странице сайта «Сатира XX века» Анализируют, опираясь на поставленные вопросы, идейное содержание произведения и характеры героев. Размышляют над темой «маленького человека» в русской литературе. Определяют особенности творческой манеры писателей. Называют пути развития традиций русской сатиры. Работают по слайдам презентации учителя: таблицы, опорные конспекты, обобщающие вопросы Выбирают для просмотра видеофрагмент, где И.Ильинский читает рассказ «Аристократка». Обращают внимание на актерское мастерство. |
7 | Современная сатира. Какие традиции русской сатиры остаются востребованными? Пятая страница сайта «Современная сатира» Ф.Искандер В.Войнович О чём можно поспорить? | 25 минут | .Организует работу по странице сайта и по слайдам презентации учителя, а именно: постановка вопросов, обсуждение заявленных тем - объекты сатиры Искандера и Войновича. Организует мини-дискуссию по волнующим вопросам современного понимания сатиры и юмора. Выявляет образовательные интересы. Проверяет понимание темы Создаёт ситуацию, способствующую расширению кругозора. Блок №4 №2-№4 Блок№4 №5-№8 | Обращаются к пятой странице сайта «Современная сатира» Анализируют, опираясь на поставленные вопросы, идейное содержание произведения и характеры героев. Размышляют над развитием темы «маленького человека» в русской литературе. Определяют особенности юмора и творческой манеры писателей. Называют пути развития традиций русской сатиры. Работают по вопросам презентации учителя: таблицы, обобщающие вопросы. Комментируют творческую работу школьного драматического кружка (Инсценирование по произведениям Л.Филатова) Высказывают свои суждения об известных «звездах» и «незвёздах» современной сатиры и юмора. Выбирают видеофрагмент из кинофильма об Иване Чонкине (охрана самолета). Сравнивают героев сатирических произведений разного времени и различных социальных эпох |
8 | Обобщение, подведение итогов. Домашнее задание Страницы сайта «Рефлексия», «Домашнее задание» | 5 минут | Организует работу в трех группах (по главным этапам урока), оценивает работу обучающихся на уроке, учитывая при этом уровень самоподготов- ки и навыки владения информацией. Направляет работу по страницам сайта, комментирует выбор домашнего задания Блок №4 Слайды№7-№11 | Работают в 3 группах, отвечая на вопросы заключительного обсуждения по слайдам презентации учителя(по 19 веку, по 20 и по современным писателям). Высказывают свои мнения по поводу знаний, полученных на уроке. Определяют выбор домашнего задания |
Восьмой этап
Домашнее задание:
- Обратитесь к материалам сайта «Традиции русской сатиры» https://sites.googl.com/tradiciirusskoisatiry/ho
- Выберите творческое задание, которое вам подходит по интересам и возможностям:
-Подготовьте сообщение по одной из предлагаемых на сайте тем о сатире 19-20 веков. Придерживайтесь требований к реферату, изложенных в материалах приложения к этой странице.
-Просмотрев иллюстрации к произведениям сатириков, дайте аналитическую картину работы художников. Используйте материалы о сатире В.Маяковского, о содружестве Кукрыниксов.
-Напишите рассуждение в жанре эссе о высказывании М.Зощенко: « «Смешно сказать» - это великое дело и большое искусство. Во все времена».
Информационные ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0
http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke6/ke6-6731.htm (КЛЭ)
http://www.proza.ru/2009/11/29/346 (Миссия современной сатиры)
http://komichnoe.ru/content/sovremennaya-satira (Современная сатира)
school-collection.edu.ru/ Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
skillopedia.ru/ Skillopedia.ru - видео уроки, полезные советы
Источники и пособия
История русской литературы 19 века. Под редакцией С.М.Петрова. М., «Просвещение», 1978
Активные формы преподавания литературы. Р.И.Альбеткова. М., Просвещение,1991
Поиск новых путей. С.Н.Громцева, М.. Просвещение, 1990
Методика преподавания литературы. Под ред.В.Г.Маранцмана. М., Просвещение, 1994
Русская речь: Развитие речи. Е.И.Никитина. М., Дрофа, 2007
Литература. Научно-методическая газета для учителей словесности. Издательский дом «Первое сентября», 2009 №№1, 2,9,12
Материалы газеты «Первое сентября» http://rus.1september.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: раскрыть специфику жанра сатиры; проследить становление и развитие традиций русской сатиры; развивать активную самостоятельную познавательную деятельность. Задачи: научить читать сатиру, развить навыки, которые помогут открывать произведения классиков и современных авторов; научить сопоставлять произведения по идейному содержанию; развивать навыки информационной деятельности учащихся; формировать умения работать с электронными ресурсами; создавать условия для ассоциативного мышления, активизации творческой деятельности; создавать условия для воспитания эстетического вкуса; способствовать формированию нравственной позиции.
Только тот юмор будет жить, который возник на основе жизненной правды. М.Твен Почему имена сатириков в мировой литературе столь немногочисленны и их можно назвать наперечёт? Почему судьба сатирика во все времена была трудной?
Сатира – это только отрицание или утверждение? Что имел в виду М.Зощенко, когда говорил: « «Смешно сказать» - это великое дело и большое искусство. Во все времена»?
Комическое в искусстве Юмор Сатира Ирония Сарказм
… ..жизнеутверждающая форма комического. Серьёзное высказывание с усмешкой … ..беспощадно осмеивает несовершенный мир. человеческие пороки … .едкая, язвительная усмешка с откровенно обличительным , сатирическим смыслом … . отрицательное явление осмеивает в замаскированной форме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сатира в 20 век е После Октябрьской революции советская сатира была направлена на борьбу с классовым врагом, с бюрократизмом, с капиталистическими пережитками в сознании людей. Литература отражала связь традиций с классическими произведениями и ирреальное восприятие действительности Ирреальность героя Фантастичность сюжетных ходов Орнаментальная проза
Смех Зощенко Над чем смеётся автор? Как автор относится к своему герою? С какой целью автор пишет свои рассказы? Современны ли мысли Зощенко?
Герой Зощенко, или Как языковые средства служат созданию комического образа Каламбур Алогизм Избыточность Парадокс Ирония Столкновение разных стилей Обыватель , человек с убогой моралью и примитивным взглядом на жизнь Простодушно- наивный рассказчик
Сатира Булгакова Писатель показывает жизнь в трагически переломные моменты, когда мир стоит на грани катастрофы, а человек оказывается перед лицом хаоса. Характерно единство бытового и фантастического, сочетание злободневной сатиры с универсально-философской проблематикой.
Чем опасна шариковщина?
Как звучит тема эксперимента в повести «Собачье сердце»? На что направлена критика? Почему не была издана повесть «Собачье сердце»? Социальная антиутопия Сатирический памфлет Комическая буффонада Булгаков был ярым поборником общечеловеческих ценностей, певцом подлинного искусства, которое невозможно запретить или уничтожить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие традиции русской сатиры остаются востребованными? Современная сатира
Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости. Ф.Искандер Мужество, ирония, мягкий юмор помогли Ф.Искандеру не обозлиться, сохранить своё человеческое лицо и достоинство. Его юмор – часть его мудрости, а может быть оригинальная форма извинения за избыток мудрости. Традиции Салтыкова-Щедрина в произведениях Ф. Искандера Аллегория Ирония Гротеск Сарказм
Герои Фазиля Искандера
«Именно реакция публики помогла мне понять, что я пишу с юмором. Часто читатель как подлинный юмор воспринимает то, что он попросту узнаёт…»,- вспоминает Войнович. Своеобразный гиперреализм Войновича Вершина творчества – роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» Типаж главного героя Эффект отстранения Язвительный гротеск Сила романа в снижении пафоса, пронизавшего идеологию тоталитарного строя
Герои В.Войновича
Что скрывают иллюстрации?
Итоговые вопросы Что нового добавили сатирики в теме «маленького человека» в литературе 20 века? Над чем смеются сатирики 20 века? Какие традиции продолжают и развивают? Чем интересны современному читателю?
Домашнее задание Выберите творческое задание, которое вам подходит по интересам и возможностям: - Подготовьте сообщение по одной из предлагаемых на сайте тем о сатире 19-20 веков. Придерживайтесь требований к реферату, изложенных в материалах приложения к этой странице. -Просмотрев иллюстрации к произведениям сатириков, дайте аналитическую картину работы художников. Используйте материалы о сатире В.Маяковского, о содружестве Кукрыниксов. -Напишите рассуждение в жанре эссе о высказывании М.Зощенко: « «Смешно сказать» - это великое дело и большое искусство. Во все времена».
Информационные ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0 http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke6/ke6-6731.htm (КЛЭ) http://www.proza.ru/2009/11/29/346 (Миссия современной сатиры) http://komichnoe.ru/content/sovremennaya-satira (Современная сатира) school-collection.edu.ru/Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов https://sites.google.com/site/tradiciirusskojsatiry/ Традиции русской сатиры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационно-методическая разработка урока математики для 6 класса с использованием дистанционных образовательных технологий.
«Организационно-методическая разработка урока математики для 6 класса с использованием дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»....
Кейс – технологии как способ организация самостоятельной работы детей – инвалидов на уроке английского языка с использованием дистанционных образовательных технологий
Дистанционное обучение открыло новые возможности для детей с особыми потребностями....
Календарно-тематическое планирование (сетевая форма реализации образовательных программ на дому с использованием дистанционных образовательных технологий) 6 класс
Календарно-тематическое планирование (сетевая форма реализации образовательных программ на дому с использованием дистанционных образовательных технологий) 6 класс...
Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...
План-конспект урока в 6 классе по теме "Умножение десятичных дробей" с использованием электронных образовательных ресурсов.
Урок математики в 6 классе по теме «Умножение десятичных дробей» с использованием ЭОР по учебнику «Математика 6 класс. Авт. Дорофеев Г.В.». Урок № 1 по теме. Цель: вывести прав...
Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы «Практика использования дистанционных образовательных технологий в школе: ограничения и возможности»
Мое отношение к дистанционному обучению можно выразить так: "Дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только ...
План-конспект урока с использованием дистанционных образовательных технологий (при помощи программного обеспечения Skype) По теме: «Дикие животные в лесу» во 2 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Цель урока:Систематизировать и обогатить знания детей об изменениях в жизни диких животных с приходом зимы, о природных связях.Коррекционно-обучающие:1)Закрепление представлений о природе, о временах ...