Рабочая программа по литературе 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Рабочая программа для 8 класс по литературе по учебнику В.Я. Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_8_lit._2012-2013.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе 8 класс

на 2012 – 2013 учебный год

Программа разработана на основании   Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе,

автор В.Я. Коровина

                   

Учитель русского языка и литературы:

 Лидия Анатольевна Зайцева      

Пояснительная записка.

     

 Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2005.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компонент кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:
— «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);

— К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;

— М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок);

— С.А. Есенин «Пугачев»;

— И.С. Шмелев «Как я стал писателем».

 
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-
хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.
          Школьное  образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

       Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование  гуманистического

 мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  1. развитие эмоционального восприятия художественного текста , образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  2. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и  содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  3. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют  задачи обучения:

  1. приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;
  2. овладение теоретико-литературными понятиями;
  3. формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;
  4. освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.

          Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.    Изучение русской литературы включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной де ятельности.  
               
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития литературных  процессов открывает возможность для ос мысленного восприятия русской классической литературы как части мировой культуры.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

            Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет  адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному  взаимодействию с людьми.


С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. Основой  целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе основного общего образования, отражающее важнейшую  особенность  педагогической  концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных  результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных   предметов) к  межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты  представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику  не отдельных предметов, а ступеней общего образования.  В государственном стандарте они зафиксированы как
общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса литературы.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, ис пользовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитан ную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб ную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотно шения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

       

   

Тематический план

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Из них на развитие

речи,

ч.

Из них на внеклассное чтение,

ч.

Контр.

Работы,

тесты

1.

Вводный урок

1

-

-

-

2.

Раздел 1. Устное народное творчество

2

-

-

-

2.1

Тема 1. Исторические и лирические песни.

1

2.2

Тема 2. Пословицы и поговорки. Предания.

1

3.

Раздел 2.  Древнерусская литература

3

1

1

-

3.1

Тема 1. Житийная литература.

1

-

-

-

3.2

Тема 2. «Шемякин суд»

1

-

1

-

3.3

Тема 3. «Слово о полку Игореве»

1

1

-

-

4.

Раздел 3. Русская литература XVIII века

4

1

-

-

4.1

Тема 1. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

4

1

-

-

5.

Раздел 4. Русская литература XIX века

37

5

5

3

5.1

Тема 1. И.А. Крылов

2

-

1

-

5.2

Тема 2. К.Ф. Рылеев

1

-

-

-

5.3

Тема 3. А.С. Пушкин

11

2

-

1

5.4

Тема 4. М.Ю. Лермонтов

3

1

-

-

5.5

Тема 5. Н.В. Гоголь

6

1

2

-

5.6

Тема 6. М. Е. Салтыков-Щедрин

2

-

2

-

5.7

Тема 7. Н.С. Лесков

2

-

-

-

5.8

Тема 8. Л.Н. Толстой

5

-

-

1

5.9

Тема 9. А.П. Чехов

2

-

-

-

5.10

Тема 10. Поэзия родной природы.

3

1

-

1

6.

Раздел 5. Русская литература XX века

17

5

2

1

6.1

Тема 1. И.А. Бунин

1

-

-

-

6.2

Тема 2. А.И. Куприн

1

-

-

-

6.3

Тема 3. М. Горький

2

-

2

-

6.4

Тема 4. А.А. Блок

1

-

-

-

6.5

Тема 5. С.А. Есенин

2

1

-

-

6.6

Тема 6. И.С. Шмелев

1

-

-

-

6.7

Тема 7. Юмор и сатира в литературе 20 века

2

1

-

-

6.8

Тема 8. А.Т. Твардовский

2

-

-

-

6.9

Тема 9. А.П. Платонов

1

-

-

-

6.10

Тема 10. Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

1

-

-

6.11

Тема 11. В.П. Астафьев

1

-

-

-

6.12

Тема 12. Лирика русских поэтов о родине, природе

2

1

-

1

7.

Раздел 6. Зарубежная литература

5

1

-

-

7.1

Тема 1. У. Шекспир

1

-

-

-

7.2

Тема 2. Мольер

1

-

-

-

7.3

Тема 3. Д. Свифт

1

-

-

-

7.4

Тема 4. В. Скотт

2

1

-

-

8.

Итого

68

13

8

4

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ 8 КЛАСС

Введение (1ч.)

Русская литература и история. Интерес русских пи сателей к историческому прошлому своего народа. Ис торизм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество(2 ч.)

В мире русской народной песни (лирические, исто рические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга чев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнооб разие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред ставлений).

Древнерусская литература (3 ч.)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под виги Александра Невского и его духовный подвиг само пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бы товой сатирической повести.

«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. (обзор)

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая по весть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Литература XVIII века (4 ч.)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом про изведении. Домашнее сочинение по комедии.

Русская литература XIX века (37 ч.)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современни ками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в лите ратуре.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос стания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч ке» и «Истории Пугачева». Классное сочинение по повести «Капитанская дочка».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь ные представления). Реализм (начальные представ ления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще ние этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему об ществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтиче ски-условный историзм поэмы. Анализ эпизодов из поэмы «Мцыри».

Теория литературы. Поэма (развитие пред ставлений). Романтический герой (начальные представ ления), романтическая поэма (начальные представле ния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литерату ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя на дежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Домашнее сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен но-политическая сатира на современные писателю по рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче ские сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (раз витие представлений). Литературная пародия (началь ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред ставлений). Художественная деталь (развитие пред ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Анализ стихотворений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест венной литературы (развитие представлений).

Русская литература XX века (17 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа теле.

«Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писа теля.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Максим Горький «Челкаш» - романтическое произведение. Романтизм.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест ву. Сопоставление художественного произведения с до кументально-биографическими (мемуары, воспомина ния, дневники) 

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер ченко. «Всеобщая история, обработанная „Са тириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са тирического повествования. Смысл иронического пове ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи сателе. Творческая работа учащихся.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа ние. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реа листическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. 

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж дого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи сателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиогра фический характер рассказа. Отражение военного вре мени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз витие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Род ное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Анализ стихотворений.

Зарубежная литература

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече ский смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз витие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера».  Сатира на государст венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан глия в романе. Главные герои и события. История, изоб раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об становки, семейных устоев и отношений.

Перечень обязательных работ

  1. Домашнее сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
  2. Контрольный тест по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  3. Классное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
  4. Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
  5. Домашнее сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.
  6. Контрольный тест по творчеству Л.Н. Толстого.
  7. Анализ стихотворения поэтов 19 века.
  8. Творческая работа по произведениям писателей-сатириков.
  9. Анализ стихотворений поэтов 20 века.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать: 
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь: 
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
— осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный  жанр;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
— сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

1.Оценка устных ответов.


При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

- умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.


При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:


Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.


Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.


Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.


Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.



2. Оценка сочинений.


Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются:

- умение раскрыть тему;

- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

- соблюдение языковых норм и правил правописания.


Любое сочинение оценивается двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:


1. Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2. Полнота раскрытия темы;
3. Правильность фактического материала;
4. Последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1. Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2. Стилевое единство и выразительность речи;
3. Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается
 по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.


Оценка "5"

1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.


Оценка "4"
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.



Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.



Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.


В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.



Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
                                        

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5»  - 90 – 100 %;

«4»  - 78 – 89 %;

«3»  - 60 – 77 %;

«2»  - менее 59 %. 

Список литературы



1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.
4. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.
5. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
6. Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной, - Экзамен.- М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....