литературная игра "Умники и умницы"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Литературная игра «Умники и умницы»
(по произведениям Ф.М.Достоевского) 10 класс
Цель: совершить путешествие по избранным страницам произведений Ф.М.Достоевского, чтобы ещё раз насладиться творчеством автора, погрузиться в художественный мир, придуманный мастером.
Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, репродукции из его произведений, высказывания.
Любовь к страждущим и сострадание к
людям стали господствующей
и несмолкающей нотой в его творчестве.
А.Кони
1. Слово учителя
Дорогие ребята! Сегодня мы проводим литературную игру «Умники и умницы» (по произведениям Ф.М.Достоевского). Мы ещё раз обратимся к творчеству писателя, его героям, повысим эрудицию в области литературы.
Правила игры
I тур - отборочный
Для вас, ребята, будут предложены вопросы. За каждый правильный ответ – орден. Учащиеся, набравшие наибольшее количество орденов, примут участие в последующих агонах. Судит наше состязание Высокий ареопаг. (представление жюри)
II. Отборочный тур
- Назовите имя героя романа Ф.М.Достоевского, который сказал: «Красота спасет мир!»
(князь Мышкин, роман «Идиот»)
- Назовите первую повесть Ф.М.Достоевского. Где она была напечатана?
(«Бедные люди», напечатана в «Петербургском сборнике», изданном
Н.Некрасовым в 1846 году)
- Сколько этажей было в доме, где жил Раскольников? (5)
- Сколько шагов сделал герой, пройдя от своего дома до дома процентщицы? (730)
- На каком этаже располагалась квартира старухи - процентщицы? ( на четвёртом)
- Какой цвет – символ чаще всего использует Ф .М.Достоевский в романе? Приведите примеры и объясните, почему этот цвет – символ? (желтый)
- Велико ли было причитающееся Дуне наследство от Марфы Петровны? (3 тысячи рублей)
- Раскольников вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней совершил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!» Где это произошло? (Сенная площадь, ныне площадь Мира)
- Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью, около стола 2 плетеных стула, небольшой, простого дерева комод, туалет с зеркальцем в простенке. Чья это комната?
(Сони Мармеладовой)
- На какой срок каторжных работ был осужден главный герой романа? (8 лет)
- Вспомним сон Раскольникова о забитой клячонке. Вспомните, как герой «пал на траву и в ту же минуту заснул». В каком районе Петербурга сие имело место? (На Петровском острове)
- Раскольников поинтересовался однажды у Сони, часто ли она бывает в церкви. «Когда вы последний раз ходили туда?- спросил Раскольников у Сони. Ответьте на вопрос.
(Не часто, «На прошлой неделе была… панихиду служила по Елизавете, её топором убили»)
- Это был очень молодой человек лет 22, со смуглою и подвижною физиономией, казавшеюся старее своих лет, одетый по моде с пробором на затылке… со множеством перстней и колец… и золотыми цепями на жилете. Чей это портрет? (Заметов)
- Диван с огромною выгнутою деревянною крышкой, через задний угол была протянута дырявая простыня, картин в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках, круглый стол овальной формы перед диваном. Чья это комната?
(комната старухи – процентщицы)
- Уходя из Ясной Поляны в «мир», Л.Толстой берет с собой 2 книги: Библию и роман Ф.М.Достоевского. Какое из творений Ф.М.Достоевского сопровождало Л.Толстого в его последней поездке? (роман «Братья Карамазовы» )
Подведение итогов
III. Розыгрыш дорожек
Заданием для розыгрыша дорожек послужит импровизированное выступление.
Представьте, что каждый из вас – Раскольников. Через 1 минуту вы должны раскрыть сущность своей теории.
IV. Выбор дорожек и заданий к ним.
Три дорожки:
Зеленая, на ней будет 5 вопросов, ошибаться можно 2 раза.
Вопросы:
- Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно – рус, ростом выше среднего, тонок и строен. (Р Раскольников)
-Порфирий Петрович проницательно подметил: «Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя………. теперь не считает. Кем? (Наполеоном)
- Уважаемый Родион Раскольников! Припомните, какую сумму денег прислала вам матушка? ( 35 рублей)
- «Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда………. Что же хотел узнать Раскольников?
-Объясните значения слов: антипод, двойник на примере героев романа.
Желтая- 4 вопроса, возможен 1 неправильный ответ.
Вопросы:
- « …Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, со скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Кто это? (Соня Мармеладова)
- Когда в последний раз, Соня, к вам пришел Раскольников, вы молча вынули из ящика два креста: кипарисный и медный, перекрестились сами, перекрестили его, надели ему на грудь крестик. Какой из двух? (кипарисный – простонародный)
- В чем трагедия семьи Мармеладовых?
- Назовите, Соня, сколько вы заработали в первый вечер по « желтому билету»?
(30 целковых).
Красная - самая короткая, но самая трудная, 2 вопроса, но ошибаться нельзя.
Вопросы:
- В романе «Преступление и наказание Ф.М.Достоевского неоднократно употребляется число 7. Ученые называют его «истинно святым числом», оно имеет символическое значение. Докажите эту мысль.
- «Широкое скуластое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его , очень еще густые, были совсем белокурые и чуть – чуть разве с проседью, а широкая , густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво, губы алые»
V. Подведение итогов игры. Награждение победителей.
VI. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова
Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....
Литературная игра "Умники и умницы"
Литературная игра "Умники и умницы" предназначена для обучающихся 9 класса. Цель игры: обобщение материала по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....
Литературная игра: «Умники и умницы» по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
Литературная игра по типу телевизионной передачи "Умники и умницы" по рассказу Тургенева И.С. "Муму"...
Литературная игра «Умники и умницы».
Игра «Умники и умницы». Тема игры : «Н.В.Гоголь Поэма «Мертвые души». Цели и задачи проведения:проверить уровень знакомства учащихся с поэмой Гоголя;повысить интерес ...
Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».
Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...
Литературная игра "Умники и умницы"
Литературная игра в 10 классе "Умники и умницы" по роману И.Гончарова "Обломов"...
Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».
Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...