Литературная игра "Умники и умницы"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Стибунова Елена Владимировна

Литературная игра в 10 классе "Умники и умницы" по роману И.Гончарова "Обломов" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra_.umniki_i_umnicy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя русского языка и литературы

 

 

 

 

 

МУЗЫКА

Слово учителя.

Ребята, на улице осень… Октябрь уж наступил! А в нашей школе в эту пору проходит традиционная неделя русского языка и литературы. И сегодня – наш кл.час посвящён игре «Умники и умницы» по роману Ивана Александровича Гончарова «Обломов»

Представляю жюри:

Мои помощники:

Правила игры:

1 тур – отборочный. Все вы являетесь его участниками, ответ засчитывается только по поднятой руке. Жюри следит, кто поднимал руку первый, второй….

По итогам отборочного тура – 3 игрока,  набравшие большее количество орденов,  выходят на игровые дорожки.

Итак, начинаем!

                 Зелёная                              жёлтая                                красная

              4 вопроса                               3 вопроса                       2 вопроса

                 2 ошибки                              1 ошибка                        0 ошибок

Отборочный тур

1.   К какому роду литературы относится «Обломов»?

  эпос

2.   В каком году поступил в Московский университет? (1831 - 1834 )

3.   Кто это?

«Ему уже за 30 лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу».

  Штольц.

4.   Кто это?

«И лицо её принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете».

     Агафья Матвеевна;

 

5.   В каком году умер отец будущего писателя? (1819)

 

6.    «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано: вышло...»

  обломовщина;                    

7.   Кто это?

«На лице ни сна, ни усталости, ни скуки <...> сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета лёгкая косынка; воротнички рубашки выпушены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щёгольской шляпе... Он весел, напевает...»

                  Обломов;              

8.   Вставьте нужное слово.

«...Он (Штольц) не предвидел, что он вносит...» (в жизнь Обломова)

  фейерверк;

 

9.    Какого цвета глаза И.И. Обломова:

  тёмно-серые

10.      Чин Обломова?

   коллежский секретарь;  

11.   Главной и первой жизненной заботой в Обломовке была забота:

  о пище.

12.   Кто это?

«Я два раза был за границей, после нашей премудрости, смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, с Иене, в Эрлангене, потом выучил Европу как своё имение».

  Штольц

13. Кто это?

«...Она без чувств. Голова у ней склонилась на сторону, из-за посиневших губ видны были зубы <...> (она) побледнела и не слыхала заключения его фразы".

  Ольга;                                

14 . Кто это?

«Всё лицо его как будто прожжено было багровой печатью, ото лба до подбородка. Нос был, сверх того, подёрнут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок, в каждой точно положено было по комку снега».

  Захар.

15. Кто это?

«(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту...»

  Ольга;  

                             

16. Чьё это признание?

«...Всё я чувствую, всё понимаю: мне давно совестно жить на свете! Но не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел... Я стою твоей Дружбы, но не стою твоих хлопот».

  Илья Ильича;                    

17.  Кто это?

«У него кипела кровь, глаза блистали. Ему казалось, что у него горят даже волосы...»

  Обломов;                          

 

18. Кто это?

«И родился и воспитан он был не как гладиатор для арены, а как мирный зритель боя...»

  Илья Ильич

19. В родовое имение Обломовых входили сёла:

  Сосновка и Вавиловка;  

20.     Каково происхождение Обломова?

  дворянин;  

21. Что считал Обломов синонимом слова «труд»?  

  сказка;  

22.   Последним посетителем Обломова: в I части был

  Штольц;  

 

23.  Куда Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке нужную бумагу? а) в Архангельск; б) в Астрахань; в) в Арзамас.

24.  Сколько крепостных душ досталось ему в наследство?  а) у него не было крепостных; б) 250; в) 350.

25. В каком году родился Гончаров?  (1812  )

26.   .   Закончите фразу: «Нет, моя жизнь началась с...»

   с угасания;

 27. Кто это?

«В комнату вошёл пожилой человек в сером сюртуке с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете с медными пуговицами, с голым как колено черепом и с необъятно широкими и густыми... бакенбардами».

  такого героя здесь нет.

  1. В каком году роман «Обломов» был опубликован? (1859)  
  2. В каком году «Сон Обломова» опубликован в «Литературном сборнике» с иллюстрациями? (1849)    

 

 Внимание! Среди всех десятиклассников выделились три полуфиналиста:

Просим их выйти к игровому полю.

                      Разыграем дорожки. Вам даются  три пары карточек - вы должны правильно соотнести даты и события…

                             1812           -          родился Гончаров

                             1830         -            увольнение из купеческого звания

                             1831 - 1834    -      обучение в университете  

                             1839      -               написана повесть «Счастливая ошибка»

Первый правильно выполнил -  выбирает дорожку:

Второй:

Третий:

Все думают, если ответ будет неверным, то можно просто поднять руку и заработать орден!

Полуфинал:

Вопросы для красной дорожки:

1 Сценка №2. Смотрим сценку. Назовите фамилии героев.

(Волков и Обломов).

  1. Что такое приём реминисценции? Приведите пример на образе Обломова

 ( В   произведении черты, наводящие на воспоминание о другом произведении; ) Обломов – Манилов)

Вопросы для жёлтой дорожки:

1. Посмотрим внимательно сценку – 1  и ответим на вопрос:

(«За то, что в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце!»)

2.Назовите главное препятствие для любви Обломова и Ольги?

(обломовщина)

3.Кому принадлежит  эта комната?

«Кабинет и спальня обращены были окнами на двор, гостиная к садику. ..По стенам жались простые, под орех, стулья, на окнах теснились горшки с геранью и бархатцами и висели клетки с чижами и канарейками»

(дому А.М.Пшеницыной)

Вопросы для зелёной дорожки:

1. Какое время можно назвать в жизни Обломова «Временным  воскрешением»?

 (время любви к Ольге)

2. Мнение о романе каких критиков было противоположным?

 (Добролюбов и Дружинин)

3. Расположите даты и события в нужной последовательности:

1847 - Написана «Обыкновенная история»

1859 - «Обломов»

1869 -  «Обрыв»

4. . Какие предметы в романе играют роль символа обломовской лени?

(Халат, туфли, диван)

Запасные вопросы:

1.Назовите вещь, которая является деталью обломовского быта и дает характеристику герою (чернильница)

2. С помощью реквизита  переоблачитесь и покажите нам Обломова.

3. Кому принадлежит данное высказывание?

4. О чем попросил Обломов Штольца перед смертью: позаботиться о …(Сыне)

5. Кто это?

«Человек лет сорока, принадлежавший крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище» (Тарантьев)

6. Что случилось с Обломовым после разрыва с Ольгой? (болезнь)

        Дополнительные материалы

Сценка 1:

Штольц.

- Вот далась нам с тобой забота! И конца ей нет.

Ольга.

- Не говори, не говори! Если в тебе погасла дружба к нему, так из любви к человеку ты должен нести эту заботу.

Штольц.

- Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за что ты его ещё любишь?

Сценка 2:

 На диване лежит герой(в халате)

Входит другой герой, снимает шляпу.

- Вы ещё не вставали? Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить!

- Это не шлафрок, а халат.

- Здоровы ли вы?

- Какое здоровье!(зевает) А вы как поживаете?

- Я? Ничего.. Здорово и весело!

-Откуда вы так рано?

- от портного, посмотрите, хорош фрак?

- Отличный! С большим вкусом сшит, только зачем он так широк сзади?

- Это для верховой езды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Литературная игра "Умники и умницы"

Литературная игра "Умники и умницы" предназначена для обучающихся 9 класса. Цель игры: обобщение материала по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

Литературная игра: «Умники и умницы» по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Литературная игра по типу телевизионной передачи "Умники и умницы" по рассказу Тургенева И.С. "Муму"...

Литературная игра «Умники и умницы».

Игра «Умники и умницы». Тема игры : «Н.В.Гоголь  Поэма «Мертвые души». Цели и задачи проведения:проверить уровень знакомства учащихся с поэмой Гоголя;повысить интерес ...

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...

литературная игра "Умники и умницы"

по произведениям Ф.М.Достоевкого...

Литературная игра "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".

В  литературной викторине "Умники и умницы" по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" 3 агона и финал.В каждом агоне разыгрываются  зелёная, жёлтая и красная дорожки. Чтобы стать победителем зелё...