«Котлован» А. Платонова: творческий подход к анализу произведения
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Данная презентация составлена в помощь учителю при изучении темы «Творчество А. Платонова». Цель: помочь ученикам творчески подойти к написанию синквейнас целью интерпретации смысла названия повести «Котлован».
Она поможет детям творчески осмыслить произведение, с новой стороны открыть метафорическое мышление Платонова, провести параллель между «Котлованом» и картинами П. Филонова: взгляд на историю глазами писателя и художника…
Презентация может использоваться как самостоятельная методическая единица и как составная часть какого-либо урока по теме.
В презентации использованы работы художника А. Антонова.
Примеры школьных сочинений взяты из статьи Н. П. Терентьевой, доцента Челябинского педагогического университета (см. слайд «Ресурсы»). Признательна автору за интересную статью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platonov_kotlovan.ppt | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сожержание Синквейн по «Котловану» А. Платонова. Взгляд на историю глазами писателя и художника… (А. Платонов и П. Филонов).
Примечание Данная презентация составлена в помощь учителю при изучении темы «Творчество А. Платонова». Цель: помочь ученикам творчески подойти к написанию синквейна с целью интерпретации смысла названия повести «Котлован». Она поможет детям творчески осмыслить произведение, с новой стороны открыть метафорическое мышление Платонова, провести параллель между «Котлованом» и картинами П. Филонова: взгляд на историю глазами писателя и художника… Презентация может использоваться как самостоятельная методическая единица и как составная часть какого-либо урока по теме. В презентации использованы работы художника А. Антонова. Примеры школьных сочинений взяты из статьи Н. П. Терентьевой, доцента Челябинского педагогического университета (см. слайд «Ресурсы»). Признательна автору за интересную статью. С уважением Очирова Т. Н.
Я буду делать хорошие души из рассыпанных потерянных слов. А. Платонов
«Котлован». Художник А. Антонов. 2002 По страницам повести…
Иллюстрации А. Антонова помогут вам в работе над синквейном, так как эти картины тот же синквейн, только выраженный красками. Обратите внимание на цвет картин. Символичен ли он? Расположение фигур? Надписи?
Синквейн Синквейн Синквейн – стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или явления . " Cing " во французском языке значит пять. Синквейн — это пятистрочная строфа.
Композиция синквейна В первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное). Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета. Четвертая строк а представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающих отношение автора к теме/предмету. Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
“ Всякая попытка зафиксировать в рациональном слове содержательно-формальное подобие платоновских произведений готова обернуться абстракцией. Метафора же, напротив, позволяет выразить его с завидной лёгкостью: особая плотность текста, символическая глубина и ёмкость косноязычия... Есть множество спасительных фигур, которые, никак не снимая покров с тайны, вновь и вновь к ней возвращают”. Наверное, синквейн - одна из таких фигур. Кандидат филологических наук (1992, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург).
Интерпретации смысла названия повести «Котлован» Итак, первая строка синквейна — слово котлован ; вторая — два определения к этому существительному; третья строка включает три глагола; четвёртая — умозаключение, вывод к написанному выше; пятая — синоним к слову котлован либо слово, раскрывающее его смысл, образную оценку.
Подбор синонимов ( работа над 1 и 5 строками) Котлован – Ребенок – Будущее -
Котлован – это ► начало строительства будущего; ► обещание счастья; ► могила; ► иллюзия смысла существования; ► граница жизни и смерти; ► место, где люди роют, зарывая себя; ► пустота, ничто, бессмыслица;, ► временное пристанище, которое вдруг оказывается постоянным; ► воронка, втягивающая в себя всё; ► попытка проникнуть в тайны бытия… А что же это на самом деле?
Пробуем… Синквейн обнаруживает понимание метафорического смысла названия повести. Котлован. Глубокий, чёрный. Зияет, пугает, поглощает. Строить общий дом — рыть могилу. Бездна.
Работы учащихся… Котлован. Огромный, глубокий. Копать, надеяться, умирать. Надежда на светлое будущее. Могила. В чем смысл этого синквейна? В работе акцентируется трагический диссонанс между утопической мечтой и реальными результатами строительства.
Значимым оказался мотив бездумного фанатизма, присущего сознанию тоталитарной эпохи. Котлован. Сырой, бездонный. Разрушает, толкает в бездну, несёт гибель. Земля растерзана фанатиками идеи. Могила. Котлован. Страшный, бездуховный. Отучает думать, радоваться жизни. Самое страшное — бездумная вера. Крах.
Павел Николаевич Филонов — основоположник особого направления в живописи XX в., названного им «аналитическое искусство». Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись - это утверждение интеллектуальных принципов, некоторые их которых взяты с теории и идеологии художника. В живописи Филонова виден "проектный интеллект" в образе. П. Филонов. Автопортрет.
Взгляд на историю глазами писателя и художника… Проведите художественную параллель, найдите точки соприкосновения слова и краски.
Проиллюстрируйте картины цитатами из «Котлована». Результат потрясающий!
Человек во вселенной. 1925 Масло на бумаге. Русский музей
Возрождение человека. 1914-1915 Масло на холсте. Русский музей
Голова . 1918-1923 Русский музей
Голова. 1924 Музей Людвига. Германия
Колхозник, 1931 Масло на холсте. Русский музей
Рабочие, 1915-1916 Русский музей
Ресурсы http :// artenclave.ru / subj /1259 http :// www.kakumirali.ru / tag / pavel-filonov / http ://lit.1september.ru/article.php?ID=200600413 Л. Карасёв. Движение по склону: пустота и вещество в мире Платонова // Вопросы философии. 1995, №8. http :// theory.pushkinskijdom.ru /Default.aspx?tabid=7677
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Композиция художественного произведения. Компазиционный анализ произведения.
Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художест...
Творческая лаборатория: обучение анализу поэтического произведения
Статья представляет собой подробную запись "Мастер-класса", целью которого является демонстрация приёмов организации творческой лаборатории по комплексному анализу текста на уроках литературы. Автор и...
Сравнительный анализ произведений А.Платонова "Юшка" и Л.Андреева "Кусака"
Разработка урока по литературе в 7 классе....
Современные подходы к анализу текста на уроках литературы: цвет как составляющая эмоционального тона литературного произведения
Чтобы понять глубинный смысл произведения или разгадать необычное историческое явление, недостаточно хорошо знать текст художественного произведения, определить круг проблем, систему образов и ...
Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"
Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...
Восхождение к мифу: «Котлован» А.Платонова
Данная работа направлена на выявление жанровой структуры и определение особенностей поэтики повести А.Платонова «Котлован».Тема работы достаточно актуальна в настоящее вре...
Презентация "Комиксы как новый инструмент для творческого подхода к анализу прочитанного"
Комиксы – это не забава, а новый инструмент для творческого подхода к анализу прочитанного. Передавая содержание прочитанной книги и изображая персонажей произведения, можно смоделировать событи...