Сценарий к юбилею А.П.Чехова.
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Снигирева Анастасия Владимировна

Сценарий к юбилею А.П.Чехова построен на диалогах трёх сестёр, героинь одноимённой пьесы драматурга. В ходе сценария зрители знакомятся с моральным кодексом Чехова, а также с отрывками из его произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chehov.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Визитка к юбилею А.П.Чехова.

Ольга. Сегодня тепло, можно окна держать настежь, а берёзы ещё не распускались. Отец получил бригаду и выехал с нами из Москвы одиннадцать лет назад, и я отлично помню, в начале мая, вот в эту пору, в Москве уже всё в цвету, тепло, всё залито солнцем. Одиннадцать лет прошло, а я помню там всё, как будто выехала вчера. Боже мой! Сегодня утром проснулась, увидела массу света, увидела весну, и радость заволновалась в моей душе, захотелось на родину страстно!

Ирина. Ольга, это всё замечательно, но ты не забыла, что у нас сегодня праздник?

Маша. Праздник? Какой праздник, Ирина? Наверное, свадьба?

Ирина. Нет, Маша, не свадьба.

Ольга. Тогда, пожалуй, юбилей?

Ирина. Конечно, юбилей.

Ольга. Боже мой! Так ведь сегодня мы отмечаем юбилей нашего родителя—Антона Павловича Чехова! Как же я могла забыть!

Маша. Это потому, что мы всё время страдаем: «В Москву! В Москву!», а про остальное забываем. Давайте вспомним некоторые  произведения писателя.

Сценка «Ванька». (ученик на коленях перед скамейкой, пишет письмо)

Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. (пауза)

А вчерась была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребёнка и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой  моей возможности…Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру.» (вытирает слёзы)

Ольга с Ириной уводят Ваньку, появляются Маша и Беликов.

Маша. А это что ещё за чудище? Я вас не приглашала.

Бел. Вовсе я не чудище, а фамилия моя—Беликов. Может, слыхали?

Ирина. А! Знаменитый «Человек в футляре»! Вы личность знаменитая, ваше имя уже давно стало нарицательным, правда, в не очень лестном смысле.

Бел. Эти ваши намёки меня совершенно не интересуют.  Я давно служу, вы же только ещё начинаете службу, и я считаю долгом, как старший товарищ, предостеречь вас. Вы катаетесь на велосипеде, а эта забава совершенно неприлична для воспитателя юношества… Если учитель едет на велосипеде, то что же остаётся ученикам? Им остаётся только ходить на головах. О том, что вы и ваша сестрица катаетесь на велосипеде, узнает директор, потом дойдёт до попечителя…Что же хорошего?

Ольга. С меня хватит! Вы пришли на юбилей, а сами читаете свои нотации.

Бел. Да я же боюсь, как бы чего не вышло! А теперь пора, всего хорошего.

Ирина. Уже много десятков лет Чехов и такие понятия, как интеллигентность, воспитанность,--синонимы. А что же сам Антон Павлович понимал под воспитанностью?

Маша. Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, вежливы, уступчивы.

Ольга. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они чистосердечны и боятся лжи как огня.

Ирина. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Сценка «Злоумышленник».

След. Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из неё грузило?

Ден. А то что же! Не в бабки играть!

След. Но для грузила ты мог бы взять свинец, пулю…гвоздик какой-нибудь…

Ден. Свинец на дороге не найдёшь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить. И тяжёлая, и дыра есть.

След. Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведёт отвинчивание? Недогляди сторож, так ведь поезд мог сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!

Ден. Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нечто мы некрещёные или злодеи какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было… Спаси и помилуй, царица небесная… Что вы-с!

След. А отчего, по-твоему, происходят крушения поездов? Отвинти две-три гайки, вот тебе и крушение!

Ден. Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем, и хранил господь, а тут крушение… людей убил… ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! Гайка!

След. Да пойми же ты, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

Ден. Это мы понимаем… Мы ведь не все отвинчиваем… Оставляем… Не без ума делаем…понимаем…

Уходят.

 

Маша.  Чехов научился в маленьком рассказе так передавать жизнь человека, как иному писателю не удастся в большом романе. Не зря появились такие широко известные афоризмы: «Краткость—сестра таланта».

Ольга. Искусство писать—это искусство сокращать.

Ирина. Умею коротко говорить о длинных вещах.

 Входят 2 человека с книгой, хихикают.

Маша. Здравствуйте, господа! Что вас так развеселило?

1-й. Да вы только прочтите, что тут написано!

2-й.  «Милостивый государь! Проба пера?» Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей подпись: «Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я—морда твоя.»

1-й. «Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай, жандарм!

2-й. Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать, я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов.

1-й. Лопай, что дают.

2-й. Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й.

1-й. Хоть ты и седьмой, а дурак.

Ирина. Браво, очень познавательная книга! Вся русская жизнь встаёт перед глазами, все характеры!

Ольга. Мы будем жить! Проживём длинный, длинный ряд дней, долгих вечеров, будем терпеливо сносить испытания, какие нам пошлёт судьба…

1-й. Будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя…

Маша. И Бог сжалится над нами и мы с тобою увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой—и отдохнём. Я верую, верую горячо, страстно…Мы отдохнём!

2-й. Мы услышим ангелов, мы увидим небо в алмазах, мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир…

Ирина. И наша жизнь станет тихою, сладкою, как ласка. Я верую, верую!

Шаг назад, все кланяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к юбилею детского дома

Материал будет полезен заместителям по учебно-воспитательной работе,педагогам-организаторам, классным руководителям, воспитателям....

Сценарии к юбилею

Сценарии к юбилеям работников МБОУ СОШ № 18 с. Харагун...

Сценарий коллективно- творческого дела, посвященного 150-летнему юбилею А.П.Чехова

Сценарий мероприятия способствует более глубокому знакомству с творчеством А.П.Чехова и оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя, способного воспринимать литературу ка...

Сценарий к юбилею школы

Сценарий  к Юбилею МКОУ Барсовская ООШ 2013 г (50 лет)...

Сценарий к юбилею гимназии «Пусть свет добра в гимназии не гаснет никогда»

Данная разработка подготовлена для празднования юбилейного мероприятия образовательного учреждения....

Сценарий литературного праздника, посвященного юбилею А.П.Чехова.

Проект мероприятия и сценарий литературного праздника "Человек поля... Кто он такой?"...