Интеграция физики и литературы
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Интегрирование  1 блока курсов физики и литературы в 11 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon integraciya_fizika_i_literatura.zip137.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоильинская средняя общеобразовательная школа»

Элементы интеграции физики и литературы

Ламеко Елена Петровна

Кулагина Светлана Витальевна

636 155 Томская область, Шегарский район, село Новоильинка, улица Новая, дом 2

Пояснительная записка

Цель: Интегрирование  1 блока курсов физики и литературы в 11 классе

Задачи: В результате интегрированных уроков дать целостное представление о мире при изучении специфических тем по физике (Излучения и спектры. Виды излучений. Спектры излучений. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений) и литературе (Литературный процесс второй половины 20 века. Художественные поиски русских поэтов)

Адресат: учителя малокомплектной школы, практикующие интегрированные уроки

Актуальность:  В современных малокомплектных школах для экономии средств практикуется вертикальное  и горизонтальное интегрирование. Вертикальное интегрирование: объединение разных классов, например, курс физики  9 класса дети 8, 9 класса изучают в первый год, на следующий год дети уже 9 класса изучают курс 8 класса с бывшими семиклассниками; такое интегрирование возможно только по тем предметам, курсы которых независимы друг от друга. Горизонтальное интегрирование – объединение часов разных курсов в одном классе. В нашей школе используются и то, и другое. Вашему вниманию представляется один из вариантов горизонтального интегрирования.

Научная обоснованность: Наша разработка основывается на методических рекомендациях для малокомплектных школ Е.Е. Сартаковой (г. Томск).

Длительность: 8 часов физики и  литературы

Условия реализации: Координирование рабочих программ по физике и литературе в 11 классе

Кто реализует: учителя физики и литературы

  1. Представлены блоки по физике: Излучения и спектры. Виды излучений. Спектры излучений. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений. (8 часов)
  2. Представлены блоки по литературе:

            Серебрянный век русской поэзии» - 4 часа

Литературный процесс второй половины 20 века. Художественные поиски русских       поэтов – 4 часа.

Цели и задачи:

Физика:

  1. Показать, что количественные различия в длинах волн приводят к существенным качественным различиям.
  2. Связать научные понятия с жизненными явлениями

Литература:

  1. Приобщать учащихся  к миру литературы;
  2. Формировать способность к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения, как искусства слова;
  3. Развивать индивидуальный читательский вкус;
  4. Способствовать становлению личностного самосознания;

Необходимое время для реализации каждой части: 8 часов – физика, 8 часов - литература

.

1 урок                Физика « Низкочастотные электромагнитные колебания»

Девиз: Ты открой мне природа объятья, чтоб я слился с красою твоей (Слайд)

  1. Объявление темы и цели урока.

Звучит музыка, слайд «Закат Солнца», выступление  учителя литературы о Солнце и его роли в поэзии.

«К. Д. Бальмонт». Портрет работы В. А. Серова.

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), русский поэт-символист. В стихах — культ «Я», игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданно целостного «солнечного» начала; музыкальность (сборники «Горящие здания», 1900, «Будем как солнце», 1903). Переводы, статьи по проблемам искусства. В 1920 эмигрировал.

Тема солнца проходит через всё творчество поэта.

Сообщение по теме ученика(3 мин)

Учитель физики: Да, Солнце является источником жизни на Земле, его энергия несёт свет и тепло – это практически одно и тоже. На первый взгляд это утверждение довольно нелепо, но ,тем не менее,  это так, если проникнуть поглубже. Но начнём с того, что и солнца луч, и линия электропередач – всё это источники колебаний, имеющих одну и ту же природу.

1 ученик:

На землю Солнце льёт лучи,

Они светлы  и горячи.

Хоть двери закрывай на ключ, к тебе придёт радиолуч.

Ты на рентген пришёл – врачи

Направят сквозь тебя лучи.

Не видно солнца из-за туч –

Согреет инфракрасный луч.

Луч радио и луч свечи –

Одной природы все лучи.

                (Ефим Ефимовский)

Учитель физики:  Вернёмся с вами к уже изученной теме: электромагнитные волны.

Идёт беседа с обучающимися о том, что такое электромагнитная волна, приводятся примеры низкочастотных колебаний: линии электропередач, работа электродвигателей и т.д.

Учитель литературы: Очень серьёзным в развитии прогресса являлось изобретение радио

Эссе на тему «Радио в жизни человека начала века» (5-7 мин)

Чтение и анализ стихотворения Г Сапгира «Радиобред»

САПГИР Генрих Вениаминович (1928 — 7 октября 1999), русский писатель. Начинал как детский поэт. В стихах и рассказах, основанных на отстранении реальности, сочетал юмор и иронию, пародию и сатиру, реалистические бытовые эпизоды и гротеск. Книги: «Сонеты на рубашках» (1978, расширенное изд. — 1989), «Московские мифы» (1989), «Черновики Пушкина» (1992), «Избранное» (1993) и др.

-Абсурд, возникающий в сознании человека при столкновении с высокой трагедией смерти (Сизиф у Камю), почти неразличимо слился с абсурдом, возникающим при столкновении с мелкотравчатостью человеческих страстей и страстишек, человеческой глупостью и бессмысленностью существования. Сапгир замечательно показал это в стихотворении "Радиобред" (из цикла "Голоса (гротески)", 1958-62гг):

Г. Сапгир

РАДИОБРЕД

Лежа, стонет.
Никого нет.
Лишь на стенке черный рупор.
В нем гремит народный хор.
Дотянулся, дернул шнур!
Вилка тут, розетка там.
Не верит своим
Ушам:
Шум,
Треск,
Лязг металла.
Радио забормотало:

"Последние известия.
Экстренное сообщение!
...На месте
Преступления.
...Большинством голосов.
...Градусов
Мороза.
...Угроза
Атомного нападения
Эпидемия...
Война...
Норма перевыполнена!"

Снова хор. На фоне хора
Соло авиамотора.
Рев
Реактивной авиации.
Взрыв
Оваций!

Больной глядит остекленело.
Рука
Судорожно сжала одеяло.
Из дверей – издалека
Показался некто.
– Доктор!
– Надо
– У меня проверить гайки.
Диктор:
"Лунная соната.
Исполняется на балалайке".

Серьезно больной, может быть, даже умирающий, человек не в состоянии сосредоточится на себе, на своих мыслях - даже перед лицом смерти, даже выдернув радиошнур, поскольку радио уже не на стене, оно у него в голове, забитой вдалбливаемым десятилетиями пропагандистским бредом. Это стихотворение содержит  трансформацию сакральных кодов: отпевание - "народный хор", ангел - "доктор", исповедь - "проверить гайки". Завершающий аккорд этого абсурдного карнавала, который разворачивается в умирающем сознании: "Лунная соната. // Исполняется на балалайке".

-Какие чувства вызывает произведение? Как построено стихотворение? Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств? Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено? Как движется поэтическая мысль от начала к финалу?

2 урок 

Физика: «Видимый свет»

Литература «Содержание и форма лирического произведения»

Учитель физики: так что же такое свет? Мы уже знаем, что на этот счёт существует много теорий и  взгляды на природу света всё время менялись. Почему же светятся различные тела? На это есть несколько причин:

  1. Отражённый или рассеянный свет (Луна. Планеты)
  2. Собственный свет (высокие температуры) Солнце
  3.  Собственный свет, не связанный с нагревом – холодное свечение или люминесценция. Вот об этом холодном свечении мы и начнём разговор.

  1. Полярное сияние (слайд)

Ученики: Стихотворение – кн. Л.В. Тарасов « Физика в природе» гл. 10 или

Космос к нам пригнал попутный ветер,
Ветер солнца долетел до нас.
Как он был красив и очень светел,
Я скажу вам это без прикрас.

Радужной спиралью, длинной лентой
Закрутил он в небе хоровод
И шатёр цветной раскрыл при этом
Разных красовавшихся цветов.

Молча купол сам смотрел на это,
Как дитя резвилось в небесах.
Звёзды лишь подмигивали где-то,
Поощряя этот вернисаж.

Показал он много нам картинок:
Цвет и форму, и движенье рек,
Нити цвета вплоть до паутинок
Раскрутивших XXI век.

В чёрной вышине на фоне неба
Звёздные олени пронеслись,
Серебро цветов , роняя с неба,
К горизонту лихо унеслись.

Так они красиво порезвились,
Рассыпаясь радугой цветов,
Молча, вся земля остановилась,
Наблюдая это царство снов.

Владимир Герун

                После прочтения стихов  объясняют явление электролюминисценции, запись в тетрадях

                Стр. 163  магнитная буря и её объяснение

  1. « Живой свет» - хемилюминисценция (Слайд ) книга «Биофизика», стр 170

Выступление лириков  «физика в природе», гл 11

Физики (объяснение данного явления по учебнику «Физика- 11», запись в тетради)

  1. Фотография (демонстрация фотографий)

Из книги «Недоступное глазу», стр 13

Объяснение данного явления учебник  «Физика -11 кл»

Так что же такое свет? В частности, что такое белый свет?. Оказывается . видимый свет имеет очень сложную структуру: он раскладывается на отдельные составляющие, и каждому цвету соответствует  своя энергия излучения.. Выделяется семь основных цветов, на которые раскладывается белый свет. Радужную полосу, на которую раскладывается белый свет принято называть спектром, в природе такую гигантскую полосу мы встречаем в виде одного из самых красивейших зрелищ природы – радуги (слайд)

Литература. В художественной литературе можно найти массу примеров описания видимого света.

Чтение поэтических текстов и их интерпретация по вопросам:

Какие чувства вызывает произведение? Как построено стихотворение? Какая нарисована картина? С помощью каких художественных средств? Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено? Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? Как передаётся движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т.д.?

В лабораторных условиях спектры можно получить при помощи дифракционной решётки, при помощи прибора спектрографа или спектроскопа (Демонстрация сплошного спектра, слайд «Спектр Солнца»)

Демонстрация мыльных пузырей, их радужной окраски и разбор описания  «Мыльный пузырь, витая в воздухе… зажигается всеми оттенками цветов, присущими окружающим предметам. Мыльный пузырь, пожалуй, самое изысканное чудо природы» (Марк Твен)

Урок 3 

Физика « Виды спектров»  Проводится урок, на котором изучаются непрерывные, линейчатые, полосатые спектры. Спектры излучения, спектры поглощения.  Спектральный анализ. Л/р. «Получение линейчатых спектров»

Урок  4 

Литература Литературный процесс второй половины 20 века. Художественные поиски поэтов (на усмотрение учителя литературы)

Урок 5, 6 

Физика : Инфракрасное излучение и ультрафиолетовое излучение

                Рентгеновское излучение

Литература: Содержание и форма лирического произведения (по произведениям поэтов 20 века, на усмотрение учителя литературы)

Учащимся предлагается Слайд «Закат Солнца»

Один из обучающихся рассказывает об инфракрасном излучении.

Ультрафиолетовое излучение – рассказ обучающегося.

Рассказ учителя о немецком физике Вильяме Рентгене и об его величайшем открытии. (Слайд)

  1. Свойства рентгеновских лучей – запись в тетради
  2. Применение рентгеновских лучей – работа с учебником и запись в тетради
  3. Работа по литературе. Чтение и анализ стихотворения (слайд)

Лоренс Рассел (из журнала life)

Она тонка, стройна; её скелет

Из хрупких кальция соединений

Лучей катодных всепроникновеньем

Воссоздан здесь. Рентгеновский портрет

Рисует гармоничность позвонков,

Стряхнувших эпидермиса покров.

И в дымке очертаний плоти слабой

Я вижу сердца трепетный овал;

Твою улыбку взор дорисовал,

И я шепчу: «Любимая, я раб твой!»

О жемчуг рта! О полутеней гамма!

Любовь и страсть моя, рентгенограмма

Как воспринимается стихотворение? Какие чувства и мысли вызывает? Как построено произведение? Какие ассоциации возникают? Почему? Какими художественными средствами изображена поэтическая мысль?

  1. Источник получения рентгеновских лучей

Гамма – излучение. ( «Как страшен может быть разум, если он не служит человеку». Софокл.)

Литература  

М Дудин Чтение и анализ стихотворений

ДУДИН Михаил Александрович (1916-93), русский поэт, Герой Социалистического Труда (1976). Фронтовая лирика (сборники «Фляга», 1943; «Переправа», 1945). Социальная и духовная жизнь человека в сборниках стихов «До востребования» (1963), «Время» (1969), «Полюс» (1979), «Ключ» (1983). Поэмы. Рассказы. Государственная премия СССР (1981).

 «Сонет, написанный на рассвете»

Жизнь беззащитна
И любовь-нежна
И Разум Землю
Облагает данью
И точная Ответственность
Должна
Сопутствовать
Великому познанью. (
М Дудин)

Надпись на атомном реакторе. 1985г.

Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает? Как движется поэтическая мысль? Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются? Какие художественные средства помогают понять идею произведения? Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?

2. ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич (1891-1967), российский писатель, публицист. В романе с авантюрными сюжетами «Хулио Хуренито» (1922), «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца» (1928, в России опубликован в 1989) — философско-сатирическая панорама жизни Европы и России 1910-20-х гг. Книга новелл «Тринадцать трубок» (1923). Роман «Падение Парижа» (1941-42), «Буря» (1946-47) — о Франции во время 2-й мировой войны. Острая антифашистская публицистика (книга «Испанский закал», 1938; «Война», 1942-44). Сборники лирики. Переводы (в т. ч. Франсуа Вийона). Эссе о художниках и писателях. Повесть «Оттепель» (1954-56), название которой стало метафорическим обозначением периода советской истории после смерти И.В. Сталина. Художественные мемуары «Люди, годы, жизнь» (кн. 1-6, 1961-1965) открыли многие, ранее замалчиваемые факты, события, имена из истории отечественной и европейской культуры и общественной жизни 20 в. Государственная премия СССР (1942, 1948), Международная Ленинская премия (1952).

 И.Г.Эренбург «Дождь в Нагасаки»

Дождь в Нагасаки бродит, разбужен, рассержен,

Куклу слепую девочка в ужасе держит.

Дождь этот лишний, деревья ему не рады,

Вишня в цвету, цветы уже начали падать.

Дождь этот с пеплом, в нём  тихой смерти заправка.

Кукла ослепла, ослепнет девочка завтра,

Будет отравой доска для детского гроба,

Будет приправой тоска и долгая злоба,

Элоба – как дождь, нельзя от неё укрыться,

Рыбы сходят с ума, наземь падают птицы.

Голуби скоро начнут, как вороны, каркать,

Будут кусаться и выть молчальники-карпы,

Будут вгрызаться в людей цветы полевые.

Воздух вопьётся в грудь, сердце высосет, выест.

Злобу не в силах терпеть, как дождь, Нагасаки.

Мы не дадим умереть тебе, Нагасаки!

Дети в далёких, в зелёных и тихих скверах, -

Здесь не о вере, не с верой, не против веры,

Здесь о другом – о простой человеческой жизни.

Дождь перейдёт, на вишни он больше не брызнет.

1957 г

Итог:  Слова М Дудина:

Наш мир прекрасен!

…Это мир и хрупок, и раним,

И мы ему в свои владычеств годы

Таких размеров нанесли невзгоды,

Чей в будущем урон необратим.

Берегите нашу Землю!

Урок 7   

Физика : Составление таблицы  « Изменение свойств излучений в зависимости от длины волны»        

Литература: УРР. Сочинение «Анализ стихотворного текста» (выбор произведения из темы «Серебряный век русской поэзии»).

(план анализа см в приложении)

Урок 8 

Повторительно – обощающий урок по теме

Физика « Шкала Электромагнитных колебаний»

Литература: Восприятие, истолкование, оценка лирического текста (произведение на усмотрение учителя литературы)

Общий итог: слайд

                

Приложение по литературе:

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

История создания

  1. Укажите дату написания стихотворения.
  2. Приведите реально-биографический и фактический комментарий.

Жанровое своеобразие

Идейное содержание

  1. 1. Укажите ведущую тему.
  2. 2. Сформулируйте основную мысль.
  3. 3. Определите эмоциональную окраску выраженных в стихотворении чувств в их динамике или статике.
  4. Сопоставьте внешнее впечатление, побудившее автора к созданию стихотворения, и внутреннюю реакцию автора на него.
  5. Какие интонации – общественные или личные – преобладают в стихотворении?

Структура стихотворения

  1. Сопоставьте основные словесные образы в стихотворении:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации.

  1. Проанализируйте поэтические приемы, используемые автором (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, оксюморон, сарказм, перифраза, аллегория, символ).
  2. Проанализируйте лексические ресурсы, используемые автором (общеупотребительная лексика, архаизмы, историзмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, вульгаризмы, варваризмы, макароническая речь).
  3. Укажите речевые особенности произведения в плане поэтических фигур (повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание).
  4. Определите основные особенности ритмики:

а) система стихосложения: силлабика, силлабо-тоника, тоника;

б) для силлабо-тоники: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест; наличие пиррихиев и спондеев;

в) для тоники: дольник, тактовик, ударник.

  1. Проанализируйте звуковую организацию стихотворения на уровне рифмы:

а) по месту: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая;

б) по точности созвучия: точная – неточная, богатая – бедная, простая – составная, каламбурная;

в) способы рифмовки: парная, перекрестная, кольцевая, смешанная (составьте формулу рифмовки).

  1. Укажите особенности строфики (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, секстина, септима, октава, сонет, онегинская строфа).
  2. Укажите виды звуковой инструментовки, которыми пользуется автор (эвфония, аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание и др.).

Черты литературного направления в произведении

  1. Укажите основные черты данного направления:

а) концепцию личности; приемы и средства типизации персонажа;

б) особенности взаимоотношений героя и среды; приемы и средства типизации среды;

в) конфликты, характерные для данного направления;

г) жанры, характерные для данного направления;

д) особенности стиля.

  1. Какие черты произведения свидетельствуют о его принадлежности данному направлению?
  2. Встречаются ли в произведении черты, свойственные другим направлениям? Охарактеризуйте их.
  3. Каково место произведения в творчестве автора и в литературном процессе?

Подборка стихотворений о физических явлениях:

Ф. Тютчев о радуге

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла -

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его - лови скорей!

Смотри - оно уж побледнело,

Ещё минута, две - и что ж?

Ушло, как то уйдёт всецело,

Чем ты и дышишь и живёшь.

5 августа 1865

Сергей Бёжёг о солнце

 

СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ

Очень ярко светит солнце,
Греет ласково и нежно.
Рано утром мне в оконце
Заглянуло важно.
Прикоснулося лучом
К розовой щеке.
Осветило все кругом.
Луч - сожму в руке.
Я его не отпущу,
Пусть ладонь мне греет.
В нем я лето отыщу,
Не всякий так сумеет.

СОЛНЦЕ   Д. Гулиа. Перевод С. Маршака

С неба смотрит солнце
Миллионы лет.
Льет на землю солнце
И тепло и свет.
Но посветит солнце
И уходит прочь,
А живое сердце
Греет день и ночь.
Значит, сердце лучше
Солнца самого.
Никакие тучи 
Не затмят его!

Л. Степанова  о мыльном пузыре

До вечерней до зари
Мы пускали пузыри:
Круглые и гнутые,
Важные , надутые,
Яркие, красивые,
Легкие, игривые.
В разноцветном пузыре
Видно все, что во дворе:
И скамейка, и цветы,
И зеленые кусты,
И деревья, и дома,
В них видна и я сама.

Андрей Белый  о солнце

В ПОЛЯХ

Солнца контур старинный,
золотой, огневой,
апельсинный и винный
над червонной рекой.

От воздушного пьянства
онемела земля.
Золотые пространства,
золотые поля.

Озаренный лучом, я
спускаюсь в овраг.
Чернопыльные комья
замедляют мой шаг.

От всего золотого
к ручейку убегу -
холод ветра ночного
на зеленом лугу.

Солнца контур старинный,
золотой, огневой,
апельсинный и винный
убежал на покой.

Убежал в неизвестность.
Над полями легла,
заливая окрестность,
бледносиняя мгла.

Жизнь в безвременье мчится
пересохшим ключом:
все земное нам снится
утомительным сном.
 

 

 Список источников:

  1. http://sapgir.narod.ru/
  2. slova.org.ru
  3. Библиотека отечественной классики. Поэзия серебряного века. Москва ДРОФА 2002
  4. Библиотека отечественной классики. Русская поэзия второй половины 20 века. Москва ДРОФА 2002
  5. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе Москва ДРОФА 2006
  6. Физика 11 класс Мякишев Г.Я.. Просвещение. 2011 г
  7. Физика. Справочник школьника и студента под редакцией Рудольфа Гёбеля, ДРОФА, Москва, 2003
  8. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. Москва, Просвещение, 1988 г
  9. Дариус Джон. Недоступное глазу. Москва, Мир, 1986 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Интеграция на уроках литературы"

В данной  методической разработке  представлены интегрированные  уроки литературы из опыта работы .  Материалы апробированы в работе с учащимися средней об...

Интеграция физики и математики при подготовке к итоговой аттестации

В работе представлены задачи с физическим содержанием ЕГЭ по математике, проанализирована их тематика в различных сборниках и место этих задач при изучении физики по учебникам «Физика 10-11» (Мякишев ...

Возможности интеграции физики с другими предметами

Реализация межпредметных  связей, представленная в данном методическом пособии в виде тематического планирования, дает возможность учителю определить, на какие знания по другим предметам мо...

Конспект урока 11 класс "Виды излучения" (интеграция предметов физики и литературы)

познакомить учащихся с видами излучения, показать на примере данного урока возможность интеграции предметов физики и литературы....

Статья "Актуальные вопросы межпредметной связи и интеграции физики и математики"

В статье рассмотрены основные проблемы межпредметных связей физики и математики: несогласованность программ, сложности применения математических знаний при изучении физики.Предложены некоторые вариант...

Исследовательская деятельность как интеграция физики и информатики

Исследовательская деятельность как интеграция физики и информатики...