Развитие творческих способностей у школьников на уроках литературы и русского языка
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме
Организация творческой деятельности школьников на уроках литературы обогащает их эмоционально, способствует формированию в классе комфортного психологического климата и играет нередко решающую роль в развитии речевых способностей школьников, самостоятельности в восприятии современного мира и человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческих способностей | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей у школьников на уроках литературы и русского языка
В настоящее время справедливо говорится о необходимости гуманизации образования, но на практике чаще всего учебный процесс направлен на развитие у учащихся прежде всего рационального начала, что приводит к недооценке эмоционально-образного уровня восприятия мира человеком.
И в этом смысле организация творческой деятельности школьников на уроках литературы обогащает их эмоционально, способствует формированию в классе комфортного психологического климата и играет нередко решающую роль в развитии речевых способностей школьников, самостоятельности в восприятии современного мира и человека.
Одним из ключевых аспектов работы учителя является развитие в процессе литературно-творческой деятельности жанрового мышления учащихся. Именно такое понятие, как жанр, объединяет в себе все компоненты художественного произведения – композицию, образную систему, сюжетные линии, язык, стиль – и придаёт им не только законченность, но и определённую тональность и стилистическую окрашенность. Именно жанр во многом обуславливает своеобразие авторского «Я» в произведении.
Когда учащиеся в 5-6 классах пытаются создавать жанровые модели сказки, басни, а в старших классах – рассказы и т.п., они более заинтересованно и углублённо осмысливают своеобразие жанровых структур и, как правило, более основательно анализируют в своих ответах жанрово-стилевое единство и своеобразие изучаемых произведений.
В процессе постижения жанровой специфики внимание учащихся акцентируется на способах выражения авторской позиции, на характере взаимодействия лирического и эпического начал, на особенности сюжета и языка. Помимо активного участия в процессе анализа произведения учащиеся могут подготовить инсценировки по произведениям, создать рисунки по мотивам произведения, написать собственные стихотворения и т.д.
В старших классах учащиеся пытаются писать рецензии, аннотации, учатся проявлять собственную критическую позицию.
Освоение произведений искусства слова тесно связано с чтением. Есть стадия возбуждения интереса (любопытства, удивления). Школьная практика имеет много приёмов, вызывающих интерес к книге. Это и выразительное чтение наиболее ярких её страниц, иногда сопровождаемое словом учителя; и чтение по принципу «продолжение следует», и выставки книг с отзывами писателей; и «круглые столы» для обсуждения книги, дата которых объявляется заранее; литературные вечера; игры; лекции учителя о судьбе писателя и его книг; уроки в библиотеке; просмотр кинокартины и т.д.
Следующая стадия – это этап углублённого освоения художественного произведения, связанной с его перечитыванием и анализом. В арсенале учителя – богатейший «набор» методов и приёмов, развивающих ум, чувство, творческую самостоятельность. Прежде всего это опять выразительное чтение, которое теперь становится средством анализа; далее – диспуты, доклады, беседы.
Важным в развитии творческих способностей является и разнообразие жанров уроков.
Урок-исследование: «Хотела бы я знать, какие вы, мужчины?» - вопрос задала Наташа Ростова Николеньке;
- «Кто вы, Николай Степанович?» - Николаю Гумилёву); лабораторная работа «Вл.Маяковский и культура футуристов».
Урок-диспут и «круглый стол». Например, урок по теме «Мировое значение русской классики». Вопрос для обсуждения: «Какие страницы русской классики ты прочтёшь своему сыну или дочери и почему?»
Не менее интересен урок «вопросов и ответов» (вопросы обычно пишут заранее).
Можно предложить и проведение на уроке заочной экскурсии (например, по грибоедовской Москве, Пушкинским горам, блоковскому Петербургу) с использованием слайдов или иллюстраций, открыток, презентаций и т.д.
Можно предложить нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат («Земля – наш дом» - после чтения книги В.П.Астафьева «Царь-рыба»); подобрать эпиграфы к уроку, циклу уроков; использование ролевых игр (Ты – актёр, какую роль ты хотел бы сыграть в «Ревизоре»? Ты – режиссёр. Какую пьесу ты включил бы в репертуар своего театра.)
Интересен детям и такой способ: встреча (воображаемая, конечно) какого-либо героя с автором произведения. Здесь все диалоги и монологи придётся придумывать самим. Можно провести конкурсы на лучший монолог, диалог, сочинение, игру, выразительное чтение – и всё это активизирует творчество всех.
Интересными оказываются групповые формы работы. Такая форма работы формирует умения коллективного творчества, учит работать сообща и сотрудничать. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться. И в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, вносит в работу злементы творческого соревнования.
Слово- главный инструмент учителя. И учить быть внимательным к слову необходимо с самого начала работы. При изучении художественного произведения, в котором встречается много новых для учащихся слов, можно провести словарную игру, игру-конкурс на лучшего толкователя слов. Победителем считается тот, кто понятнее, точнее, интереснее сумеет объяснить слова.
Обогащению словарного запаса способствует изучение темы «Пословицы и поговорки». Задача учителя – научить воспринимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Можно провести игру «Подскажи словечко!»,
«Закончи пословицу»,
«Отгадай пословицу по данному слову».
Игра помогает дать и первоначальное представление о строении художественного произведения. Это, например, игра с иллюстрациями. Используя наборы открыток по сказкам, можно попросить ребят рассказать, что изображено на иллюстрации, вспомнить сказку и её автора, подобрать «рассыпанные» открытки в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки.
Интересен приём – рассказ с изменением лица (например, подготовить рассказ Митраши о том, как он шёл к палестинке. Слушатели не пассивны – подмечают: насколько точно удалось «исполнителю» показать героя).
Можно использовать и такой приём – домысливание действий, сочиняют на основе внимательного чтения отдельные эпизоды. Такие задания требуют творческой деятельности, перевоплощения.
Развитие творческих способностей учащихся помогает строить обучение на основе формирования «мыслеобразов», отражающих своеобразие творчества того или иного писателя; запоминание становится значительно устойчивей, активизируется мотивационный уровень подготовки к занятиям, и сам процесс обучения становится более интересным и плодотворным.
Для развития творческих способностей учащихся много дают и уроки русского языка. Это в первую очередь уроки развития речи, где учащиеся работают над обучением написания сочинений разного характера, изложений, небольших творческих работ лингвистического характера (например, сказки о буквах).
Использую в работе различные творческие диктанты:
1) со вставкой слов;
2) творческий диктант со вставкой слов по картине;
3) творческий диктант с заменой;
4) предупредительный творческий диктант;
5) творческий диктант с объяснением трудных случаев написания;
6) творческий диктант с комментированием;
7) творческий диктант с комбинированной подготовкой и т.д..
Практическая направленность школьного курса русского языка реализуется прежде всего через формирование прочных умений и навыков – учебно-языковых, правописных и речевых. Умения и навыки по русскому языку формируются с помощью упражнений. Данный вопрос очень подробно освещён в журнале «Русский язык в школе» № 3 за 1993 год.
Для развития воображения хорошо использовать на уроках ассоциативные рисунки для иллюстраций орфографических правил, понятий. Такие рисунки помогают запомнить правила, вызывают зрительные и смысловые ассоциации, способствующие быстрому запоминанию. Сначала дети используют рисунки, предложенные учителем, а затем и сами придумывают, как «оживить» то или иное правило. Вот, например, как можно запомнить правописание глаголов с суффиксами –ОВА-(-ЕВА-), -ЫВА-(-ИВА-):
НОЧ..?..ВАТЬ - Я НОЧУЮ
КОМАНД..?..ВАТЬ - Я КОМАНДУЮ
Видно, что суффикс «убегает», как колобок. Убегают суффиксы с «круглыми» буквами О, Е, которым легко «укатиться», «убежать».
Это суффиксы –ОВА- (-ЕВА-).
Хороший материал по данному вопросу вы найдёте в книге В.М.Бурмако «Русский язык в рисунках»
Для развития творческих способностей на уроках русского языка можно использовать и ролевые игры ( лучше всего такой вид работы уместен на уроках повторения, закрепления полученных знаний). Можно провести урок в форме заседания учёного совета, турниры смекалистых.
Например, вопрос:
- как называют лошадь по первому году? (жеребёнок, сосун);
- по второму году? (стригунок);
- по третьему году? (третьяк).
Или игра «Кукла наряжается».
Цель игры: научить употреблять слова ОДЕТЬ, НАДЕТЬ, ПАЛЬТО, КАШНЕ.
Задание: расскажите о том, как кукла Таня собирается на прогулку. Используйте слова: ОДЕТЬ, НАДЕТЬ, КАШНЕ, ПАЛЬТО.
Игры – «Я – продавец»,
«В поход»,
«Я работаю в музее».
Суть всех игр сводится к тому, что отбираются слова по определённой теме. С этими словами составляются устные ( или письменные ) диалоги, монологи, повествования.
В качестве отдыха на уроке можно использовать и такие игры:
1) «Измени слово, поменяв только одну букву: например, БАК - БОК – БЫК – БУК - …
2) «Что скрывается за чёрточками?»
Например, - О-У-А- - - -О ( государство),
А- - У-А- -Ы- (аккуратный),
И- -Е- -ИЕ (известие),
И- -Ю- - -А-ИЯ (иллюстрация) и т.п..
3) «Дежурная буква» - в течение минуты кто больше запишет слов, которые бы начинались, например, с К.
4) Игра «Найди пару» - (очень нравится детям):
Собака – щенок
Курица - ………
Стакан – подстаканник
Свеча - ……….
Дом – домик
Стол - ………..
Небо – земля
Потолок - …………
День – ночь
Утро - …………
Писатель – книга
Художник - ………
Писатель – читатель
Художник - ………..
Человек – рука
Кошка - ………..
Коза – козёл
Стрекоза - ……….
Надо сказать, что русский язык настолько богат, своеобразен, что придумать, заинтересовать учащихся можно очень быстро и интересно, развивая при этом их творческие способности.
Благодаря проводимой работе у учащихся появился интерес к предмету .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства»
Краткое содержание.Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо,...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО и технологии
Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. согласна с тем, что «благодаря восприятию в природе и в иск...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.
В данной статье рассматриваются такие аспекты,как: для чего необходимо развивать творческие способности? какие виды нетрадиционных уроков можно использовать,чтобы развивать творческие способности дете...
Выступление на педсовете "Развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы"
Выступление на педсовете«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках риторики, русского языка и литературы» Для развития творческих способностей у учащихся важно учитывать о...
Доклад "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках физической культуры"
Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления творчества носит достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества к...
Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...