Развитие творческих способностей младших школьников на уроках ИЗО и технологии
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему
Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. согласна с тем, что «благодаря восприятию в природе и в искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Романенко Валентина Михайловна
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа
Белгородской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА
Романенко Валентина Михайловна,
учитель начальных классов
МОУ
«Средняя общеобразовательная
школа №33
с углубленным
изучением отдельных предметов»
2014 год
Содержание
Информация об опыте……………………………………. .3
Технология опыта…………………………………………..10
Результативность опыта………………………………….. 20
Библиографический список……………………………….23
Приложение к опыту………………………………………24
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда».
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации.
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.» На мой взгляд, этим требованиям отвечают уроки ИЗО и художественного труда. На этих уроках широко и многосторонне раскрываются основы художественного изображения, художественный образ вещи, слова, символика орнамента, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно – творческой активности.
Актуальность опыта. Данная проблема актуальна, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли, задачи дальнейшего совершенствования эстетического воспитания приобретают огромное значение. В ходе работы выявлены следующие противоречия: между традиционным взглядом на изобразительное искусство и художественный труд как на предмет, доступный отдельным обучающимся, и реальной практикой педагогической деятельности, показывающей обратное; между восприятием уроков изобразительного искусства и художественного труда как второстепенного предмета и высоким требованием государства к современной личности (необходимостью развития творчески мыслящего и эстетически развитого человека).
Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым
препятствием. Развитие творческих способностей младших школьников необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.
Ведущая идея опыта: развитие и совершенствование творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей младших школьников через освоение различных художественных материалов и техник на уроках ИЗО и художественного труда.
Цель – развитие способностей детей через творческие задания, посещение выставок, музеев.
Длительность работы над опытом составляет несколько лет (более 12).
Достижение цели я осуществляю решением следующих задач:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ;
- ознакомление с особенностями работы в области ИЗО и художественного труда «Рисование красками», «Техника разбрызгивания», «Аппликации», «Работа с бумагой», «Вышивки (гладью и крестом)», «Плетения» и др.;
- развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;
- воспитание интереса и любви к искусству.
1этап. Накопление фактического материала с целью выявления предпосылок формирования художественных интересов у детей в процессе работы.
2этап. Изучение работ педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей. Проведение диагностики художественно-творческих способностей учащихся (срезы практических умений, навыков; анкетирование, тестирование). Апробирование инновационных техник в ходе работы с детьми.
3этап. Систематизация и теоретическое оформление результатов. Выступление на городском методическом объединении по теме опыта: «Истоки мастерства » (2006г), выступление на курсах ИУУ «Использование бросового материала» (2005), «Использование художественных материалов для создания художественного образа»(2008), дан ряд открытых уроков. Обобщен опыт работы по данной теме на школьном уровне. В результате работы выяснилось, что интерес учащихся к предмету возрос. Дети с удовольствием занимаются этим предметом. Большинство моих учащихся занимаются в художественных школах. Качество знаний (100%).Работы стали интересней, оригинальней. Моя дочь закончила Белгородский Государственный Университет, факультет ИЗО.
Теоретическая база опыта: проблемой развития творческих способностей детей занимались: А.В.Бакушинский, А.А.Венгер, Л.С.Выготский, О,М,Дьяченко, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.В.Рождественская, К.Д.Ушинский, Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, Н.М.Сокольникова, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Неменский и др.
Доктор психологических наук О,М,Дьяченко считает, что «развитие творческих способностей зависит от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов».
Н.С.Лейтес указывал на развитие способностей в процессе деятельности, отношение способностей и задатков. Спонтанно возникающая у детей потребность в той или иной деятельности является основным признаком наличия у них специальных или общих способностей.
С.Л.Рубинштейн говорил о том, что способности являются функцией не задатков самих по себе, а развития, в котором задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Под способностями Рубинштейн понимал пригодность к определенной деятельности. О способностях можно судить по достижениям, по легкости усвоения и быстроте продвижения. Проблема интереса тесно связана с проблемой способностей.
Б.М.Теплов под способностями понимал индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого. Способности не могут быть врожденными. Способности существуют только в развитии, а создаются они и развиваются только в процессе деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности.
Н.М.Сокольникова подчеркивала, что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, развивает личность не односторонне, а цельно.
Л.С.Выготский считал, что творческие занятия детей могут возникать только из детских интересов. Он отмечает сложность процесса творчества, значение опыта, на основе которого происходит всестороннее развитие восприятия. Все то, что ребенок видит и слышит, является опорными точками для его творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Выготский дает ответ и на вопрос об угасании творчества к подростковому возрасту.
Т.А.Юшко утверждал, что художественные способности положительно влияют на познавательную среду и интеллект детей, способствуют выработке верной самооценке жизненных ориентиров.
И.П.Волков указывал на выявление и развитие индивидуальных творческих способностей. Выявить, учесть и развить творческие способности; фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Б.М.Неменский говорил о развитии познавательного интереса, о смене художественных материалов. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует интерес к предмету, является необходимым условием формирования личности ребенка. Необходимо чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, использование игровых форм. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.
Я.А.Коменский основным принципом считал наглядность. Основы, выдвинутые им в «Великой дидактике», включают важный для обучения рисованию принцип «от общего к частному», затем не менее важный принцип - «от более легкого к более трудному». Эти два положения Коменского являются следствием естественного хода обучения. Необходимым условием для успешности обучения Коменский считает правило: «двигаться вперед не спеша». Наконец, непосредственная польза от учения, по мнению педагога, содействует легкости усвоения. Требования Я.К.Коменского о наглядности обучения включает в его процесс внешние чувства учащихся. Он впервые выдвигает важные положения, к сожалению, часто забываемые: не навязывать «…ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения», учитывать при обучении возрастные особенности учащихся и учить их, исходя из особенностей содержания обучения.
К.Д.Ушинский придавал большое значение умению наблюдать. Он так рассматривает значение наблюдения в умственном развитии ребенка: «Всякое не мертвое, не бесцельное обучение имеет в виду готовить дитя к жизни; а ничего не может быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен. Если мы вникнем глубже в то, что обыкновенно зовется в людях замечательным или великим умом, то увидим, что главным образом есть способность – видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены. Если ученье имеет претензии на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения».
При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.
Практический аспект реализации развития творческих способностей детей средствами изобразительного творчества и художественного труда остается недостаточно раскрыт, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно меняется технология работы педагогов. Проблема раскрытия и развития творческих способностей не имеет стадии завершения. Можно лишь совершенствовать процесс обучения, искать новое в общении с детьми.
Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью.
Новизна опыта. Опыт можно считать репродуктивно-рационализаторским. Новизна опыта заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных художественных материалов и техник в обучении, направленном на развитие индивидуальных способностей учащихся.
Содержание образования. В условиях реформирования российского образования, введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования возрастает повышение качества общего художественного образования. Одной из основных отличительных особенностей изобразительного искусства является опора на чувственную и интеллектуальную сферу учащихся. Целостная, непрерывная система художественного образования, непрерывно педагогически направленный процесс общения с произведениями искусства обеспечивают формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности, культуры зрителя.
Обучение детей осуществляется в рамках традиционной системы: УМК «Школа России». Новый тематически-поурочный принцип планирования учебного материала: блоки уроков каждой четверти по всем годам обучения подчинены общей теме, каждый цикл уроков пронизывает ведущая воспитательная идея, создающая эмоциональный настрой для решения изобразительной задачи. Главный смысловой стержень - связь искусства и труда с жизнью человека, роль искусства и труда в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства и труда в развитии каждого ребенка. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик -зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух основополагающих звеньев системы художественного образования и эстетического воспитания. Приоритетные направления в преподавании предмета: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность. Формой проведения занятий является урок. Нетрадиционные формы: урок - сказка, урок-путешествие, урок - праздник, урок – экскурсия и др. Тетрада художественной деятельности - изобразительная, декоративная, конструктивная, систематизирующая основа курса. Впервые учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах. В содержании образования по искусству нашли отражение следующие аспекты: повышение роли духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания и формирование толерантного отношения к иным культурам; способность различать позитивные и негативные влияния масс - культуры. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Особенностью уроков изобразительного искусства и художественного труда является организация разных форм деятельности школьника.
В условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе на современном этапе все более отчетливо прослеживается тенденция формирования творческой личности.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Главная цель:
- формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.
Задачи, способствующие достижению цели:
- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащихся в процессе изобразительной деятельности;
- формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
- стимулирование интереса к изобразительной деятельности;
- воспитание нравственных качеств личности учащихся.
Осуществляя педагогическую деятельность, применяют особые методы художественно- эстетического воспитания:
- метод сравнений (для активизации мышления);
- метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
- метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);
- метод привлечения жизненного опыта детей;
- метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение);
- визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
- словесный метод;
- наглядный метод.
Формы работы:
- коллективно - творческая деятельность;
- индивидуально практическая деятельность;
- игровые формы работы.
Занятия по изобразительному искусству и художественному труду в классе проводятся по системе Б.М.Неменского. Эта система дарит детям полноту бытия, радость познания мира. Она охватывает всех без исключения детей. Выявляя подлинно одаренных, всем другим позволяет развивать свои, непохожие друг на друга способности. Бытует мнение, что изобразительное искусство - предмет, доступный лишь немногим, исключительным личностям. Между тем практика показывает, что потенциальная гениальность живет в каждом человеке – как способность создать и увидеть новое. Эту индивидуальность надо лишь проявить. А люди приучаются с детства не верить в себя, не чувствуют в себе присутствия этой силы. В школе немало ребят, способных делать чудеса. Вот только они сами не знают об этом. Задача учителя - помочь каждому ребенку обрести веру в свои возможности, в себя, не только определить, а развить, разбудить творческие способности детей, научить их видеть прекрасное, чувствовать прелесть окружающей жизни. Творчество - то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из глубины индивидуальности человека. Учить
творчеству нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы
оно не гасло, а развивалось – необходимо.
Уроки изобразительного искусства и художественного труда для детей – уроки познания неизвестного, развития своих сил и способностей. Развитие творческих способностей – это развитие творческого отношения и мышления; зрительной памяти и эмоциональности; целенаправленности и природной чувствительности; сенсомоторных свойств руки. Прежде чем говорить о развитии творческих способностей детей в практической деятельности, необходимо определить понятие «способности», так как каждый ребенок талантлив от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только впоследствии он теряет эти способности, потому что их вовремя до конца не развили. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности связаны с интересами детей. «Между развитием способностей и интересов существует …теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой – интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями»,- писал С. Л. Рубинштейн. Важным моментом поддержания интереса детей к урокам изобразительного искусства и художественного труда является его творческая активность. Поэтому первый принцип развития творческих способностей детей состоит в том, чтобы уделить одинаковое внимание всем качествам, входящим в систему творческих способностей. Второй принцип – объяснение и практический показ приемов работы. Третий принцип – использование каждого конкретного задания для формирования у детей общих навыков, которые могут им пригодиться всегда, в любых видах профессиональной деятельности. В результате ребята приобретают необходимые для творчества предпосылки: умение мыслить самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности, способность доводить решение полученных задач до конца, желание экспериментировать и накапливать все новый и новый опыт. Чем шире диапазон приобретенного на уроках изобразительного искусства и художественного труда практического и теоретического опыта, тем больше условий для возникновения у детей воображения, фантазии, ассоциативного мышления, а значит и творчества. Творчество – это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, принятие оригинального, нового, неповторимого
решения, способность выйти за пределы обыденного.
В младшем школьном возрасте каждый ребенок с упоением рисует. Рисует все, что видит, знает, слышит и ощущает. У него восприятие мира очень близко к художественному, поэтому именно художественные качества так ярко выражаются в их рисунках, а изобразительные возможности растут вследствие обучения и по мере практического опыта. В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок.
На уроки изобразительного искусства и художественного труда во 2-4 классах отводится два часа в неделю. Темы четвертей последовательно обогащают общую тему года. Выбор материала определяется конкретными задачами обучения и требованиями к рисункам школьников. В использовании материалов для данных уроков в общеобразовательной школе есть свои традиции. Широко распространено представление о том, что в общеобразовательной школе можно ограничиться обыкновенным графитным карандашом, цветными карандашами, акварельными красками, альбомами. Графитный карандаш направляет ученика к строгости и четкости изображения, дает возможность достигнуть тонкой моделировки светотеневого рисунка, он удобен для подготовки изображения к акварели. (Приложение №1). Акварелью удобно работать в классе. Наблюдая за работой детей, видно, что благополучие изображения, часто сводится только к нанесению контура предметов и аккуратному раскрашиванию рисунка. Все это подавляет в изобразительной деятельности детей выражение живого, непосредственного наблюдения, представления, чувства.(Приложение №2). Перечисленными материалами, конечно, если они правильно применяются, можно решать разнообразные учебные задачи, но эти материалы нельзя рассматривать как наиболее доступные для первоначального обучения. Так, например, техника акварели очень сложна для обучения на начальном этапе. Очень часто дети просто раскрашивают рисунок, а неудачные работы порождают робость, подавляя возможности детей.
Программой под редакцией Б.М.Неменского предусмотрено расширение применяемых изобразительных материалов в начальной и средней школе. Так введение гуаши в начальных классах для передачи локального цвета очень обогащает технические умения учащихся (Приложение №3). Творческие возможности учащихся, эстетический вкус формируются посредством применения самых разнообразных художественных материалов и техник. Помимо работы с привычными материалами на уроках используют нетрадиционные техники.
Исходя из этого используется дифференцированный подход к интересам детей, включается в уроки различная художественная техника и материал, к которым у них сложилась наибольшая склонность и достаточные изобразительные возможности, посредством которых ученики могут реализовать свои творческие замыслы. Применяя разнообразную технику и материал для выполнения работ «маленький художник» раскрывает себя, появляется интерес к изучению искусства, что является необходимым условием формирования личности ребенка. Н.С.Лейтес подчеркивал: «Чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребенка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности».
Новизна и многогранная деятельность - залог творческого отношения к работе. Однако введение разных материалов и техник осуществляется с некоторой осторожностью и в определенной последовательности. Выбор техники и материала зависит от уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей. Возрастные возможности нужно знать достаточно хорошо, чтобы творчески их использовать при решении разных задач.
Овладение новой техникой работы требует повторности упражнений, чем достигается уверенность в их применении, приобретение в работе некоторой автоматичности. По мнению Б.М.Теплова: « Только благодаря постоянным упражнениям, связанными с систематическими занятиями, такими сложными видами человеческой деятельности, как художественное творчество, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности». Особенности изображения зависят от цели, назначения рисунка. Материал должен помогать наиболее простому, быстрому и убедительному выполнению поставленной перед учащимися задачи.
Для успешной работы с детьми большое значение имеет индивидуальный подход. Каждый ребенок должен в меру своих сил и возможностей овладеть некоторым уровнем знаний, умений, обязательным для всех. Что же касается творческой деятельности, то здесь сами критерии ее оценки более индивидуальны. Это объясняется самим характером творчества, разным возрастом учащихся. Индивидуальный подход обязателен на всех этапах работы. Дети не равны не только по возрастным особенностям, но и по своим природным задаткам. «В основе способностей лежит наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков» (С.А. Рубинштейн). Индивидуальный подход помогает вовлечь всех детей в активную изобразительную деятельность. Используются разные индивидуальные подходы к детям, например: подбираются соответствующие задания, варианты заданий, определенный режим работы, с учетом способностей ориентируют детей на тот или иной вид деятельности.
Приучайте же ребенка делать не только то, что занимает, но и то, что не занимает…» ( К.Д.Ушинский).
При выполнении работ учащиеся используют жизненный опыт, примеры из окружающей действительности. «Мы не можем игнорировать то обстоятельство, - писал Л.С.Выготский, - что школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определенную стадию детского развития, проделанную ребенком».
Основной формой работы с детьми по развитию и совершенствованию их художественных способностей является все же творческая их работа с разными художественными материалами и техникой, которые стимулирует интерес к искусству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. В начальной школе учащиеся приобретают первый опыт самостоятельной работы с различными материалами: гуашью, пастелью, бумагой, восковыми мелками и т. ( Приложение №1.) Каждый раз всему классу и персонально тем, кто не понял, показывают особенности работы с данным художественным материалом. Например, пастелью можно работать и плашмя, и торцом, а при работе с бумагой можно сделать однослойную и многослойную аппликацию и т.п.
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки рисования, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает учащимся избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «не похоже». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени его одаренности. Мнение, что изобразительная деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность. Работы получаются даже у того, кто не проявляет особых способностей к изобразительному искусству. С помощью таких работ дети начинают успешно рисовать. Все предложенные техники изучены и апробированы в работе с детьми. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей. «Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения …учитывать при обучении возрастные особенности учащихся …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному» (Я.А.Коменский).
Техника батик - роспись по ткани - появилась у народов Индонезии. Используют на уроках декоративного рисования, например: «Мамин платок»(3кл.). Занятия в этой технике дают ценную возможность детям для развития творческого воображения, фантазии. Ребята испытывают огромное эстетическое удовольствие.
При выполнении графических работ обращаются к технике напыления красками разной плотности и различных оттенков. Художники, работая в этой технике, используют аэрограф, ученики пользуются обычной зубной щеткой и карандашом, красками (акварель, тушь, гуашь). Дети с легкостью осваивают эту технику при прохождении тем: «Поздравительная открытка»(3кл.).
На уроках художественного труда ребята знакомятся с техникой ниткопись, изонить – техника изобретена в 17 веке английскими ткачами. Применяют при выполнении таких тем, как «Для художника любой материал может стать выразительным»(2кл.). При первом знакомстве с новой техникой задания могут быть одинаковыми, затем ребята создают различные композиции дифференцированно, самостоятельно. (Приложение №3)
Используют вместо карандашей и красок пластилин. Вмазывание пластилина по силуэту (мозаика из пластилина), например, при работе над темами: «Картина-пейзаж»(3кл.), «Гармония жилья с природой»(4кл.). (Приложение №4).
Тематические композиции могут выполняться в смешанной технике (фломастер, акварель, гуашь; тушь, белила, соль; акварель и тушь; акварель и гуашь; пастель и акварель; акварель и цветные карандаши; акварель и восковые мелки, аппликация с прорисовкой). Принцип смешивания основан на взаимном дополнении одной техники другой, а также на их совместимости. Она создает благоприятные условия для развития детского воображения, фантазии, способствует развитию творческих способностей детей.
Одним из интереснейших видов художественной деятельности, предлагаемой программой, является работа с бумагой. Дети выполняют работы в различной технике (папье-маше, аппликация, плетение, мозаика, вырезание, бумажная пластика). В руках ребят бумага превращается в красивые полезные вещи. Применяют при создании работ по темам: «Деревня - деревянный мир», «Древнерусский город крепость» (4кл.), «Выразительные возможности бумаги»(2кл.), «Поздравительная открытка»(3кл.), «Выразительные возможности аппликации»(2кл.), «Постройка и реальность»(2кл.), «Маски», «Посуда у тебя дома»(3кл.), «Изображение природы через детали» (4кл.) и другие (Приложение №5).Работа с бумагой позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий нас мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Перечисленные виды работ с бумагой доступны детям всех возрастов. Они развивают у ребят точность движения рук, глазомер, чувство формы и ритма, изобретательность, фантазию, воображение, мышление, художественный вкус. Не менее интересна работа аппликация из природного материала. Используют при изучении тем: «Изображение природы через детали» (4кл.). (Приложение №6).
Учет особенностей детского творчества и сосредоточение на решении выделенных основных задач развития творческих способностей детей приводит к возникновению в деятельности учащихся элементов новизны и оригинальности, к усложнению их творческих замыслов. Развитие художественных способностей может длиться всю жизнь, переходя от обучения к самообучению, поскольку даже известные художники совершенствуют свое мастерство бесконечно.
Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.
Развитие творческих способностей младших школьников не ограничивается только уроками изобразительного искусства и художественного труда. На базе моего класса работает кружок «Истоки мастерства», где помимо выполнения творческих заданий дети знакомятся с основами народного прикладного искусства. «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать.» (А.Б.Салтыков) На занятиях кружка использую местный материал замечательных мастериц, добрых бабушек – Ольги Михайловны и Натальи Михайловны Гончаровых. Лепили они без устали на радость детворе игрушки. Веселое это искусство – глиняная расписная игрушка. Орнаменты, используемые мастерами для росписи игрушек (деревянных и глиняных) включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле. (Приложение №7)
Известные исследователи народного искусства В,С,Воронов, А,В,Бакушенский, В.М.Василенко в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражали его в творчестве детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов. Именно поэтому народное искусство должно играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков.
Невозможно перечислить все виды деятельности. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы (Приложение №8). Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность создает положительные эмоции.
Овладевая основами изображения, младшие школьники приобщаются к труду, сами создают материальные и культурные ценности. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности. Я считаю, что работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. согласна с тем, что «благодаря восприятию в природе и в искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе».
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
В результате работы по данной теме удалось достигнуть положительную динамику роста по следующим показателям:
Уровень способностей учащихся к творчеству (тест - опросник Е.Генкин)
Диагностика выявление интереса учащихся к предмету (Н.И.Дереклеева )
Уровень обученности учащихся (методика В.П.Симонов)
Анализ результатов уровня воспитанности (Н.Е.Щуркова)
2008-2009 2009-2010
Мониторинг качества знаний
Год | Успеваемость % (2-3 кл.) | Качество знаний % (2-3кл.) | Качество знаний % |
2008-2009 | 100 | 94 | 97 |
2009-2010 | 100 | 95 | 98 |
Успешность реализации творческих способностей учащихся
( использование различных техник) (Приложение №12)
№ п\п | Ф.И. учащегося | Класс | Название конкурса | Уровень | Место |
1 2. 3. 4. | Емельянова Ю. Охотникова Ю. Овсянникова Л Коллективная работа | 1 2 3 2 | Золотая осень Зимняя сказка Золотая осень Белка песенки поет | Городской Городской Городской область | 1 2 3 2 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
- Бывальцева, М.В.Животные глазами детей на уроках изобразительного искусства//Начальная школа. 2001, №12, с. 44-45.
- Власов,В.Г.Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства СПб.:Лита,2000, с.848
- Гросул, Н.В.Детская одаренность в изобразительном творчестве//Изобразительное искусство в школе. 2008. №4, с.22-28
- Ершова, А.П. Искусство в жизни детей М.: Просвещение, 1991. с.128.
- Неменский Б.М.Изобразительное искусство и художественный труд М.:Просвещение,1995, с.270
- Павлик, К.В.Графические работы младших школьников на уроках изобразительного искусства//Изобразительное искусство в школе. 1997, №5. с.36-40
- Петрушкина, С.В.Образовательные и развивающие возможности аппликации//Начальная школа. 2004. №5, 36-37
- Решетников, П.Е.Развитие творческих способностей младших школьников//Начальная школа.-1987.-№1.-с.40-44
- Ростовцев Н.Н.Методика преподавания изобразительного искусства в школе/Н.Н.Ростовцев. М.: Просвещение, 1980,250с.
- Серякова, Т.С.Фантазия из ниток //Юный художник. 1996, №10, с.46. Соловьева, О.Необыкновенное рисование//Искусство детям. 2007, №11.-с.2-24
- Фомичева, А.П.Методика обучения рисованию в восьмилетней школе/А.П.Фомичева, М.:АПН РСФСР, 1963, с 35
- Щербакова,А.В.Искусство и художественное творчество детей/А.В.Щербакова. М.:1981, с.253
- Яшухин А.П.Живопись М.: Просвещение 1985, с.288
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников через внеклассные мероприятия
Видеть в каждом ученике личность, помочь словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, раскрыл свои способно...
Развитие творческих способностей младших школьников через метод проектов
На начальной ступени обучения одной из главных задач педагога является развитие творческих способностей ребенка. Этому в полной мере способствует уроки трудового обучения. Основная цель образова...
Выявление и развитие творческих способностей младших школьников
Данный материал поможет подобрать материал для развития творческих способностей младших школьников....
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства»
Краткое содержание.Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо,...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.
В данной статье рассматриваются такие аспекты,как: для чего необходимо развивать творческие способности? какие виды нетрадиционных уроков можно использовать,чтобы развивать творческие способности дете...
Доклад "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках физической культуры"
Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления творчества носит достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества к...