Удивительное - рядом!
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Внеклассное занятие по литературе для учащихся 5 класса и их родителей построено на материале чудесных сказок С. Г. Писахова. И дети, и родители участвуют в творческих конкурсах, инсценировках, учатся у мастера слова находить "необычное в обычном".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnoe_ryadom..doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Онеги»
Архангельской области
Удивительное - рядом.
Внеклассное открытое занятие по литературе
для учащихся 5-А класса и их родителей.
Келарева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория.
Бусыгина Татьяна Анатольевна,
заведующая школьной библиотекой.
Онега
2012
Удивительное - рядом.
Внеклассное открытое занятие по литературе
для учащихся 5- А класса и их родителей.
Цели:
1.Углубить представление учащихся о художественных особенностях сказок С.Г. Писахова, помочь почувствовать яркость, необычность, образность слова северного сказочника.
2. Создать атмосферу «сопричастности чуду», побуждающую учащихся и их родителей к творчеству.
Задачи:
- воспитывать интерес к чтению.
- развивать творческие способности.
- развивать сотрудничество учащихся, родителей и педагогов.
Оборудование:
Презентация «Северный чародей», мультимедийный проектор, экран.
Плакат с изображением апельсинового дерева, вырезанные из бумаги «апельсины», на которых написаны названия конкурсов, магниты.
Выставка детских рисунков «Герои сказок С. Г. Писахова»
Выставка книг С.Г.Писахова «Душа Севера».
Костюмы для инсценировки сказок, народный костюм для ведущей.
Приглашения для родителей. Корзина с апельсинами.
Записи русских народных песен.
Вступление.
Ведущая - в народном костюме, звучит «Северный хоровод» (запись оркестра народных инструментов Академического Северного русского народного хора).
Ведущая:
Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы! Низкий поклон вам, гости дорогие, долгожданные! Сегодня мы с вами прикоснёмся к удивительной тайне и, возможно, эта тайна приоткроется. Тайна творчества и вдохновения.
А поможет в этом – чудо - дерево (плакат)
Почему оно выросло в море – океане? Из какой сказки попало к нам?
(С.Г. Писахов «Апельсин»)
Молодцы. А растут на этом дереве не простые апельсины, а волшебные: они будут нам путь - дорожку указывать. Сорвём первый апельсин и прочитаем: «Северный чародей». Так называется наша первая остановка.
1.Северный чародей (сообщение ученика).
Сто тридцать лет тому назад в Архангельске, в доме на Поморской, родился Степан Григорьевич Писахов – художник, сказочник, путешественник, публицист, педагог, его еще при жизни называли «оберегателем Севера, исторической достопримечательностью Архангельска». (Слайд № 1)
Когда он шёл по улице, архангелогородцы узнавали знаменитого сказочника:
“Был он приземист и широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос”.
Дети нисколько не боялись его, приходили в дом на улице Поморской целыми классами – “за книжками”. И он дарил им свои “сказки”, сколько экземпляров находилось.
Степан Григорьевич много путешествовал: Греция, Италия, Франция, именно там, вдали от родины, Писахов понял, что не может жить без Севера. Он удивительно тонко умел чувствовать первозданную красоту северного края. Наиболее известные его картины:
“Сосна, пережившая бури”
“Серебристый день”
“Берег Белого моря”
“Прибрежные сосны” (Слайд №2,3)
Степан Григорьевич, по определению писателя и нашего земляка Федора Абрамова, - один из великих сказочников мира. Его сказки проникнуты искрометным народным юмором и неуёмной фантазией, передают живую северную речь.
Ведущая:
- Давайте пофантазируем и представим: мы в Северном царстве, Поморском государстве. Море Белое плещется, солнце печёт. А нам навстречу сама Перепилиха торопится…
(Срывает второй апельсин)
2. В северном царстве, поморском государстве.
(Инсценировка учащимися сказки «Перепилиха» )
Автор: Перепилиха сама перестарок, а идёт фасонисто, как таракан по горячей печи. Голос у неё такой пронзительной силы, что страсть! И с чего взялось? С медведя. Пошла это Перепилиха (товды её другомя звали) за ягодами. Ягода брусника спела, крупна. Перепилиха торопится, ягоды собират и слышит: что-то трещит, кто-то пыхтит. Голову подняла, а перед ней медведь, и тоже ягоды собират, тоже торопится, рот набиват.
(Перепилиха во время слов автора ползёт на четвереньках навстречу медведю и они сталкиваются нос к носу. Как сошлись, Перепилиха вскакивает в полный рост и бегает вокруг медведя с открытым ртом, имитируя крик.)
Автор: Перепилиха со всего голосу взвизгнула! И столь пронзительно, что медведя насквозь проткнула и наповал убила голосом.
(Медведь падает на спину и лежит. Перепилиха берёт его за руку и уволакивает со сцены.)
Автор: Взяла медведя за лапу и уволокла домой. И всю дорогу голосом верещала. И от того самого места, где медведя убила, и до самой Уймы просека стала. Больши и малы дерёва и кусты порубленными пали от перепилихиного голосу. Дома за мужа взялась!
(Мужик сидит на стуле,пьёт чай, вокруг него бегает Перепилиха, потом он откидывается на стул и на груди – метка-дырка.)
Перепилиха:
Зачем одну в лес пустил?
Зачем в эку опасность толконул?
Зачем не помог медведя волокчи?
Автор: Муж Перепилихи и рта открыть не успел. Перепилиха его перепилила. В мужике сквозна дыра засветилась.
Доктор осмотрел и сказал …
Доктор: Кабы в сторону на вершок – и сердце прошибла бы.
(Доктор в очках, белом халате измеряет дырку линейкой, топчется, вздыхает, потом говорит…)
Доктор: Жить дозволяю, только сделайте деревянную пробку.
Автор: Пробку сделали. Так с пробкой и ходит мужик.
Ведущая:
На Перепилиху и её мужа посмотрели, спасибо. Наша следующая остановка –
« Кто ты будешь такой?» (срывая третий апельсин)
Узнайте и других героев писаховских сказок.
3.Кто ты будешь такой?
«Она привередлива была, важничала: чаю не пила, только кофей, и первы восемнадцать чашек без сахару! ».
Кума Рукавичка.
«Дак благочестивая кипяточку с мёдом выпила пять чашек, да с постным сахаром пять, с малиновым соком пять, да с вишнёвым пять..»
Купчиха
«Сама перестарок, а идёт фасонисто, как таракан по горячей печи. Голос у неё такой пронзительной силы, что страсть».
Перепелиха
«О любезные мои други! Купите мне материи на новый подрясник шерстяной коричневого цвету и шёлковой материи на подкладку к подряснику?
Поп Сиволдай
«Толще меня никого нет, про меня все говорят: шире масленицы».
Попадья
«Оденется, повернётся – будто с картины выскочила. А ежели запоёт в наряде, прямо залюбуешься».
Жена Сени Малины
«Пришёл доктор – просмотрел, прослушал и сказал:
- Первый раз вижу, что до белой горячки объелась».
Купчиха
«Приходит в магазин… Вся гнётся, ковыляется – нарядну походку выделывает. Руки раскинула, пальчики растопырила».
Модница
Ведущая:
Вот и сама Модница в гости к нам пожаловала. Посмотрите, как она наряды себе
выбирает.
(Родители показывают инсценировку сказки «Модница»)
Ведущая:
В сказках Писахова есть, кажется, всё: и морожены песни, и собака, загоняющая зайца в пасть щуке, и северное сияние, которое девки в косы заплетают, и даже модницы. А в нашем сказочном путешествии – рекламная пауза.
4.Рекламная пауза.
(Библиотекарь представляет книгу С.Г. Писахова «Сказки Сени Малины» – Архангельск: Правда Севера, 2009)
Степан Григорьевич Писахов - удивительный северный сказочник. В октябре 2009 года отмечался сто тридцатилетний юбилей писателя. В честь этого знаменательного события в Архангельском издательстве «Правда Севера» вышла книга «Сказки Сени Малины». Особенность этого издания – прекрасные иллюстрации архангельского художника Дмитрия Трубина. У меня в руках книга с дарственной надписью и автографом художника (демонстрируются иллюстрации). Такими героев сказок Писахова увидел Дмитрий Трубин. На выставке в нашем кабинете представлены рисунки, сделанные вами, учениками пятого – А класса. Посмотрите, уважаемые мамы и папы, сколько фантазии и выдумки проявили ваши дети, как замечательно почувствовали колорит сказок
Писахова и характеры героев.
Ведущая:
Вы заметили, сколько необычных слов собрано в сказках Степана Григорьевича? Поморские, старинные и придуманные Писаховым. Разгадайте их, растолкуйте в нашем Справочном бюро. (Срывает ещё один апельсин)
5. Справочное бюро.
(Ведущая читает слова, лексическое значение которых объясняют дети)
Андели – (ангелы) возглас крайнего удивления, восхищения, радости, испуга.
Втора (что за втора!) – чудо, диковина, небывальщина, вздор, чепуха.
Выступки – род женских башмаков с высокими передами и круглыми носками.
Изгиляться – зубоскалить, поднять на смех, ломаться, дурачиться.
Карбас – беломорская лодка на 4-10 вёсел под парусом.
Обряжаться – управляться у печи, стряпать.
Парусоль – зонтик от солнца.
Пешня – железный лом с деревянной рукоятью.
Поветерь – попутный ветер.
Шаньга – ватрушка, сочень, просто лепёшка
Паужна – еда между обедом и ужином.
Ведущая:
Писахов умел из обычных слов такие узоры плести, что только диву даёшься. Любимые приёмы создания сказки - гипербола и сравнение. Посмотрите на экран. (Демонстрируются слайды №5-7. Дети читают примеры гипербол из сказок Писахова )
6.Очевидное – невероятное.
Попробуем придумать свои необычные гиперболы и сравнения. Дайте волю своей фантазии. Я начинаю фразу, вы на маленьких листочках, лежащих на столах, записываете продолжение. По сигналу волшебного колокольчика листки передаёте мне.
(Дети и родители в течение двух минут придумывают и записывают продолжение прозвучавшей фразы, затем передают листки ведущей. Ведущая сначала вслух зачитывает гиперболы, составленные родителями, потом - детьми. Отмечает наиболее удачные.)
Задание: Сеня улыбнулся, затянул песню так, что…
Ответы учеников:
- …что народ заслушался, рот открыл и больше не закрывал.
- …что самовар и блюдца стали танцевать.
- …что дом заплясал.
Ответы родителей:
- …что птицы в полёте остановились да попадали.
- …что все птицы из леса слетелись послушать.
- …что горшки в печи заплясали и др.
Ведущая:
Замечательно получается!
Почувствуйте неповторимость слова, не нужно пустых красивых слов-штампов, следует найти свое яркое, индивидуальное слово.
7. Что на что похоже?
Так называется наша следующая остановка. Давайте посмотрим, какие сравнения и с какой целью использует в своих сказках С.Г.Писахов.
(Демонстрируются слайды №8-10. Дети читают примеры сравнений, рассуждают об их необычности )
Творческое задание: на что похожа снежинка?
(Ответы снова записываем на листках и передаём ведущей.)
Ответы учеников:
- замёрзший алмаз;
- хлопья
- белая перина;
- будто облако и др.
Ответы родителей:
- звёздочка с неба упала;
- белый пух;
- хрустальные кружева и др.
Творческое задание: Сказки Писахова точно…
Ответы учеников:
- сундук с чудесами;
- песня без музыки;
- чудесный мир;
- словно жизнь;
Ответы родителей:
- радость какая – то;
- разноцветное кружево;
- волшебный мир;
- возвращение к детству и др.
Ведущая:
Какие молодцы!
Литературовед А.Горелов писал: «Сказки Писахова будто радуга, возникшая из сложной человеческой жизни и перекинувшаяся к людям сверкающим мостом. Такая радуга не меркнет». Я надеюсь, что отсветы этой радуги разбудили в ваших душах желание придумывать, сочинять. Нужно только уметь удивляться…
(См. презентацию, слайды 10 -13)
Два ученика читают стихотворение К. Кулиева:
1.Блистают звёзды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне жалко тех людей, которых
На свете ничего не удивляет.
Рождаются великие творения.
Не потому ли, что порою где – то
Обычным удивляются творениям
Учёные, художники, поэты.
2.Я удивляюсь и цветам, и птицам,
Хоть мне их не понять, как ни пытаюсь.
Я удивляюсь и словам, и лицам,
Чужим стихам и песням удивляюсь.
Текут ручьи, звенят их голоса,
Я слышу моря гул и птичье пенье.
Земля нам дарит щедро чудеса
И ждёт взамен труда и удивления.
К. Кулиев.
Ведущая:
Россыпи волшебных слов из сказок С.Г.Писахова помогли нам сегодня удивиться и ощутить радость сотворчества. Особая благодарность тем ребятам и взрослым, кто на славу потрудился сегодня. Им вручаются дипломы:
- За редкую в наши дни сообразительность.
- За лучшим образом подвешенный язык.
- За артистический дар.
- За просто так, но со значением.
А чудо – дерево, приоткрывшее тайны творчества, приготовило сюрприз. (В класс вносят корзину с апельсинами, и ведущая угощает всех участников праздника)
Домашнее задание для желающих: придумать эпизод в стиле сказок Степана Григорьевича Писахова. (См. приложение )
Список литературы:
Литературный Север. – Архангельск: Издательство Поморского педагогического университета, 1995. – стр.84 –101
Писатели нашего детства: Биографический словарь в 3ч. Ч.2. – М.: Либерия, 1999. – стр. 358-360
Писахов С.Г. Сказки Сени Малины. – Архангельск: Правда Севера, 2009.
Писахов С.Г. Сказки. Очерки. Письма. – Архангельск: Сев. – зап. кн. изд-во, 1985.
Смышляева С.В. Степан Писахов – очаровательный художник слова.// Литература в школе, 1998, №1. – стр.150-153
Пономарёва И. Живая легенда // Двина.- 2004.- № 4.- С.13-20
Соловей Т.Г. Сказки С. Писахова // Литература в школе.- 2003.- № 9.- С.45-47
Фотография «В музее Степана Писахова» с сайта http://arkhkrai.ucoz.ru/
Фотографии с урока.
Приложение. Примеры сказок, сочинённых учениками 5 – А класса.
Волшебный ящик.
Давно енто было, в стародавнее время.
Жил в ту пору в нашем селе мужик. Звали его Еремей. И был у того Еремея волшебный ящик – туды что положишь, всё починится, отгладится и в пляс пустится.
И всё бы ладно, да только тот Еремей злящий – пуще старой ведьмы! И ящиком своим ни с кем не делился. А бабы наши в ту пору все в город ушли грамоте обучаться. И ходили мы не бриты, не мыты, рубахи не зашиты, сапоги не починены.
Пришли мы к Еремею, стали ящик просить, а он надулся, позеленел и не пускает. «Моё добро», - говорит.
Дулся он, дулся да и лопнул! А мы долго и не горевали – невелика потеря! Уложили в ящик все сапоги, вынули – а они новёхоньки, да и рубахи без единого шва, всё крепко и ладно! Нарядились мы, тут и бабы наши с городу вернулись. И устроили мы пир горой, да такой, что все к нам в гости приходили, а кто и оставался – всем были рады!
Тоня Андреева.
Ягода с арбуз.
Однажды я пошёл в лес и нашёл такую ягоду, наверное, с арбуз. Почти сорвал уже, но слышу: кто – то скребётся. Обернулся, а там медведь. Сорвал я ягоду да бежать, а медведь за мной гонится. Бегал я бегал, через заборы прыгал, на деревья заползал – никак от медведя убежать не могу. Потом я пошёл на хитрость: перебрался я через ручей по мосту, а ручей у нас глубокий, и мост сломал. Пришёл домой, на ягоду посмотрел, а она вся червивая. Вот так зря я от медведя бегал, мост зря сломал и без ягоды остался.
Павел Низамутдинов.
Клара и мыши.
В нашей деревне жила Клара, которая боялась котов. Дело необычно, согласен, но ведь она против котов собрала целую армию мышей! Много их развела! Научила драться, дала в руки пулемет и - к делу! Как только кот заведется, мыши его подстрелят и съедят. А потом ходят с набитыми животами. До чего смешная картина: словно шарики по полу катаются!
А хозяйка ими в футбол играет! Им очень нравится!!! Эх, только коты толстые и опытные мимо этого дома проходить пытаются! Но мышам сказано сторожить - они и сторожат! Приходится… А то семь арбузов на завтрак не получат! Вот такие чудеса в нашей деревне случаются.
Надя Келарева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ» (обобщение материала по разделу «Фонетика»)
Открытый урок по русскому языку в 5-м классе....
План проекта для 5 класса "Удивительное рядом"
Проект 5 класса. «Удивительное рядом» Цели проекта: создать условия для формирования сплоченного коллектива, способствовать развитию нравственных качеств. МесяцЭтапСодержаниеНоябрьВвод...
Учебная биологическая тропа по биологии "Удивительное рядом"
Данная биологическая тропа способствует расширению у обучающихся знаний об объектах и процессах окружающей нас природы. Биологическая тропа может быть использоваться для проведения учебных занятий раз...
сочинение "Удивительное рядом"
Сочинение учащегося....
Рабочая программа кружка по естествознанию "Удивительное рядом"
Рабочая программа кружка "Удивительное рядом". 34 учебных занятия....
Экологическая игра "Удивительное рядом"
Игра проводится для учащихся 4-7 классов. Тема: "Редкие и исчезающие виды Самарской области"...
Удивительное рядом или загадки в математике
Мастер-класс о том, что делает урок необычным, позволяет привлечь внимание учащихся, надолго запоминается....