Экологическая игра "Удивительное рядом"
методическая разработка (5 класс) по теме
Игра проводится для учащихся 4-7 классов. Тема: "Редкие и исчезающие виды Самарской области"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy.docx | 29.58 КБ |
prilozheniya-zadaniya.doc | 67.5 КБ |
voprosy_i_otvety_erudit.doc | 26.5 КБ |
redkie_zhivotnye.pptx | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуально – познавательная игра « Удивительное рядом»
для учащихся 4-5ых классов.
Цель: Повышение личной заинтересованности учащихся в получении знаний по экологии и приобщение учащихся к личной ответственности за судьбу живого на земле.
Образовательная – актуализировать знания учащихся о современном состоянии природной среды, о роли природы в жизни человека;
Развивающая - формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
Воспитательная - воспитывать активную позицию, ответственное отношение к природе.
Участники акции:
Игра ориентирована на учащихся 10-11 лет. Учащиеся заранее делятся на команды, не менее 10 человек в команде. Игру можно проводить между параллелями или командами одного класса. Рекомендую провести как внеклассное мероприятие по природоведению в 5 классах (программа И.Н. Пономаревой).
Оформление: на доске висит физическая карта полушарий земли, выставка книг и журналов о животных, рисунки и фотографии животных.
Оборудование: проектор, процессор, магнитофон, 2 обруча, 2 галоши, маркеры, белые листы бумаги, 2 ватмана, фломастеры, ручки, стол для жюри, табло, столы и стулья для участников, часы, жетончики.
Действующие лица: 2 путешественника, ведущий, мальчик Вовка и девочка Маша – первооткрыватели, ученики 5 класса.
Играет музыка из передачи « Клуб путешественников», выходят два путешественника:
1 П:- Здравствуйте! Хелоо!
2П:- Привет! Бонжур! Гудмонинг!
1П:- Мы объехали весь свет!
Побывали и в Марокко, и в Бомбее и в Китае!
(подходит к карте и показывает эти города и страны)
2П:- По России колесили, С севера на юг, и с запада на восток!
1П:- Мы узнали, что на нашей планете, есть гигантские реки!
2П:- Нил в Египте
Амазонка в Южной Америке (показывает на карте).
Ведущий:- Ребята! А какие вы знаете реки нашей страны? (за правильный ответ вручается жетончик)
1П:- Мы узнали о крупных озерах.
2П:- оз. Виктория в Африке,
оз. Гурон в Северной Америке (показывает на карте).
Ведущий:- Уважаемые гости! А у нас ребята тоже знают озера! (за правильный ответ вручается жетончик)
1П:- Мы побывали на самых высочайших горных вершинах!
2П:- Эверест- 8.848 м над уровнем моря,
Килиманджаро- 5.895 м.
1П:- Вот, сколько удивительного мы узнали, путешествуя по всему миру!
Выходят мальчик Вовка и девочка Маша, в руках у них энциклопедии, журналы, альбом для рисования, за плечами рюкзаки, фотоаппарат на шее, из кармана торчит увеличительная лупа. Идут и что-то бурно обсуждают.
Звучит музыка из передачи « В мире животных».
Ведущий:- Здравствуйте ребята! Откуда вы?
Вовка:- Да вот, мы ходили с классом на экскурсию по природоведению «Удивительное рядом. Твое первое открытие».
Маша:- Ой, как было интересно! Сколько мы сделали удивительных открытий!
Ведущий:- Что- же и ехать, никуда не пришлось?
Вовка:- Да нет, конечно!
Маша (обращается к ребятам в зале):- Ребята, а вы уже сделали свои первые открытия в мире природы?
Ответы учащихся (вручаются жетоны).
Вовка:- А вот мы сейчас и проверим! Хотите поиграть?
Путешественники:- И мы с вами хотим!?
Маша:- Играем все!
Учащихся заранее нужно разделить на две команды и рассадить за столы.
Ведущий:- Первое задание называется « Рыбаки»- на знание обитателей водоемов (рыб).
Участвуют две команды. На расстоянии 3 метров от команд, на полу лежат обручи (это озера) в которых стоит стул, на стуле листы бумаги и маркер. Каждый участник команды надевает галошу и на одной ноге должен допрыгать до озера, написать название рыбы и вернуться назад, передать следующему галошу, а рыбу положить в корзину команды. Побеждает та команда, которая больше наловит рыб.
Жюри проверяет улов, больше не значит качественно.
Маша:- В нашей реке- Волге, водились редкие рыбы – стерлядь и осетр, которых ловили без ограничений, и это привело к их исчезновению (на слайдах фото и рассказ о рыбах).
Ведущий оглашает результаты первого конкурса.
Вовка:- Хорошо вы справились с первым заданием, знаете вы рыб, а как с пернатыми братьями нашими меньшими, знакомы?
Маша:- Конкурс « Эрудиты»- на знание птиц.
Участвует по 5 человек от команды. Предлагается за 10 мин. Разгадать как можно больше слов из кроссворда. Слова в нем «ломаются» в горизонтальном и вертикальном направлениях. В скобках возле задания указано количество букв в слове-отгадке. Слово нужно найти в кроссворде и зачеркнуть. За каждое правильное угаданное слово 1 балл, максимальное количество баллов за кроссворд-20.
Остальные участники зарабатывают для команды дополнительные баллы. Называют песни, сказки, в которых упоминаются птицы ( вручаем жетончик).
Маша:- Ребята, а в нашей области есть птицы, которые на грани исчезновения – Авдотка, Орлан - белохвост (на слайдах фото и рассказ о птицах).
Ведущий объявляет итоги по 2 конкурсам.
Вовка:- Ребята, нам пришли телеграммы, но от кого нельзя разобрать - зашифрованные.
Конкурс « Угадай-ка»- на знание млекопитающих.
Участвуют две команды. Каждая получает по три зашифрованных телеграммы. Для этого нужно так переставить буквы (в правильном порядке), чтобы получилось название животного. За каждое расшифрованное животное 5 баллов. Максимальное количество- 15.
Маша:- Рядом с нами тоже живут представители этого класса, но есть те, которым нужна наша помощь. Это Выхухоль русская, Рысь, Лось (на слайдах фото и рассказ о животных).
Ведущий: - Вот какие ребята молодцы! Сколько удивительных животных вы знаете. А ведь их всех нужно оберегать, чтобы они остались на Земле и ими любовались все последующие поколения!
Маша:- Попробуйте сочинить небольшое воззвание, обращение к людям, чтобы они берегли природу!
Конкурс «Зарядка для ума».
Участвуют две команды. Каждой вручается список предлагаемых слов, с которыми нужно сочинить обращение. На ватмане (за 7 минут) записать обращение и нарисовать рисунок в защиту природы. Представители от каждой команды зачитывают свое обращение и демонстрируют рисунок. Максимальное количество- 5 баллов.
Маша (читает стихотворение И. Мазина):
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.
Давайте, люди,
Любить планету.
Во всей Вселенной
Похожей нету!
Жюри подводит итоги, самым активным участникам (по количеству жетонов) вручаются призы, команда победитель награждается дипломом « Знатоки природы I степени», вторая дипломом « Знатоки природы II степени».
Ведущий:- Сегодня мы проникли с вами в удивительный мир природы. Увидели, как много
интересного рядом! И нужно только остановиться, присмотреться и природа сама раскроет свои секреты. Нужно только уважать ее.
Спасибо! До новых встреч!
Задания в приложении.
Предварительный просмотр:
Приложение 1 Ход игры
Игра проводится в 4 этапа.
I Этап (конкурс) - « Рыбаки», на знание обитателей водоемов (рыб).
Участвуют две команды. На расстоянии 3 метров от команд, на полу лежат обручи (это озера) в которых стоит стул, на стуле листы бумаги и маркер. Каждый участник команды надевает галошу и на одной ноге должен допрыгать до озера, написать название рыбы и вернуться назад, передать следующему галошу, а рыбу положить в корзину команды. Побеждает та команда, которая больше наловит рыбы. За каждую рыбку 1 балл, максимальное количество 20 баллов.
II Этап (конкурс) –« Эрудиты», на знание птиц.
Участвует по 5 человек от команды. Предлагается за 10 мин. Разгадать как можно больше слов из кроссворда (кроссворд прилагается). Слова в нем «ломаются» в горизонтальном и вертикальном направлениях. В скобках возле задания указано количество букв в слове-отгадке. Слово нужно найти в кроссворде и зачеркнуть. За каждое правильное угаданное слово 1 балл, максимальное количество баллов за кроссворд-20.
Остальные участники зарабатывают для команды дополнительные баллы. Называют песни, сказки, в которых упоминаются птицы (вручаем жетончик).
III Этап (конкурс) - « Угадай-ка», на знание млекопитающих.
Участвуют две команды. Каждая получает по три зашифрованных телеграммы. Для этого нужно так переставить буквы (в правильном порядке), чтобы получилось название животного. За каждое расшифрованное животное 5 баллов. Максимальное количество- 15.
IV Этап (конкурс) - «Зарядка для ума».
Участвуют две команды. Каждой вручается список предлагаемых слов, с которыми нужно сочинить обращение. На ватмане (за 7 минут) записать обращение и нарисовать рисунок в защиту природы. Представители от каждой команды зачитывают свое обращение и демонстрируют рисунок. Максимальное количество- 5 баллов.
Игра сопровождается мультимедийной презентацией «Исчезающие виды Самарской области», где представлены фото и рассказ об этом виде.
Жюри подводит итоги, баллы за все конкурсы выставляются в сводную таблицу (приложение 2) и оглашаются после каждого конкурса, самым активным участникам (по количеству жетонов) вручаются призы, команда победитель награждается дипломом « Знатоки природы I степени», вторая дипломом « Знатоки природы II степени» - приложение 3.
Приложение 2
Сводная итоговая таблица по игре «Удивительное рядом»
Команды (название) | Конкурс «Рыбаки» | Конкурс «Эрудиты» | Игра с болельщиками | Конкурс «Угадай-ка» | Конкурс «Зарядка для ума» | Итоговое кол-во баллов |
Приложение 3
Конкурс «Эрудиты»
Задание: Участвует по 5 человек от команды. Предлагается за 10 мин. Разгадать как можно больше слов из кроссворда (кроссворд прилагается). Слова в нем «ломаются» в горизонтальном и вертикальном направлениях. В скобках возле задания указано количество букв в слове-отгадке. Слово нужно найти в кроссворде и зачеркнуть. За каждое правильное угаданное слово 1 балл, максимальное количество баллов за кроссворд-20.
Кроссворд к конкурсу «Эрудиты»
Г | Ю | И | В | З | А | Н | Й | Ф | Ф | Т | В | О | Р | Н | И | З | Л |
О | Л | Ч | О | Л | Г | Ь | Е | Ш | Р | С | К | И | Е | Ц | К | Л | Е |
Л | У | Б | Ь | Й | А | О | В | Г | А | О | А | Ч | К | О | М | Е | В |
Р | Т | У | Ц | С | О | Л | У | Р | К | Г | Р | И | С | С | Е | Д | Ь |
Ф | И | Л | И | С | Р | И | Ж | О | Н | С | К | Ь | Ц | Т | С | И | О |
Ы | Ч | К | Н | С | Т | О | Р | Й | Ц | К | И | Ч | А | Р | М | Ж | Е |
Л | В | О | И | Р | К | Т | Ю | Р | Я | В | Ч | Р | У | З | Г | Ю | П |
М | А | Й | Н | А | Ь | У | К | Т | Ю | Ж | Н | К | С | Л | А | Т | Н |
Е | Р | Г | И | Р | И | Н | А | Ь | Н | У | О | Л | Ь | И | Г | Р | А |
С | Н | Е | З | Ь | Щ | Я | Н | Р | И | Р | А | В | Р | Ю | А | Р | К |
И | Г | О | Н | К | Л | У | Р | Л | И | К | В | А | Н | И | Н | З | А |
Н | А | Р | П | И | Я | Ч | К | У | Ц | И | Г | О | А | Ц | К | И | Я |
Вопросы к кроссворду « Эрудиты»
- Странствующий ………….. (6 букв).
- Птенец этой птицы имеет на крыльях по два пальца с когтями (6 букв).
- «Лесная флейта» (6 букв).
- Птица отряда куриных (6 букв).
- Певчая птица, в песне которой можно насчитать до 40 колен (7 букв).
- Всякий …….. свое болото хвалит (5 букв).
- Попугай (3 буквы).
- Крупный тропический ястреб (6 букв).
- Вестник весны (7 букв).
- Кочующая красивая птица (7 букв).
- Птица, занесенная в красную книгу (6 букв).
- Эта птица полностью уничтожена человеком – бескрылая …. (7букв).
- Птица, изображенная на картине А.Соврасова (4 буквы).
- Венценосный ………. (7 букв).
- Птица, глотающая ежа вместе с колючками (5 букв).
- У этой птицы клюв по длине равен туловищу (5 букв).
- Одна из самых быстро летающих птиц (5 букв).
- Розовый скворец (5 букв).
- У этой птице на ноге 2 пальца (6 букв).
- Черный дятел (5 букв).
Ответы на кроссворд « Эрудиты» для жюри
1.Голубь, 2.Гоацин, 3.Иволга, 4.Рябчик, 5.Соловей, 6.Кулик, 7.Ара, 8.Гарпия, 9.Скворец, 10.Снегирь,
11.Лебедь, 12.Гагарка, 3.Грач, 14.Журавль, 15.Филин,16.Тукан,17.Стриж,18.Майна,19.Страус,20.Желна
Конкурс «Угадай - ка»
Задание: Участвуют две команды. Каждая получает по три зашифрованных телеграммы. Для этого нужно так переставить буквы (в правильном порядке), чтобы получилось название животного. За каждое расшифрованное животное 5 баллов. Максимальное количество- 15.
- Тара + дон = крупный грызун, ведет полуводный образ жизни.
- Лик + рок = родственник зайца.
- Дар + поле = крупная дикая кошка.
- Лев + пока = мышевидный грызун.
- Бас + ока = домашнее животное.
- Соха + рома = крупный зверь из семейства куньих; таежный житель.
- Пила + нота = копытное.
Ответы к конкурсу «угадай – ка»:1.ондатра,2.кролик,3.леопард, 4.полевка, 5.собака, 6.росомаха,7.антилопа.
Конкурс «Зарядка для ума»
Задание: Участвуют две команды. Каждой вручается список предлагаемых слов, с которыми нужно сочинить обращение. На ватмане (за 7 минут) записать обращение и нарисовать рисунок в защиту природы. Представители от каждой команды зачитывают свое обращение и демонстрируют рисунок. Максимальное количество- 5 баллов.
1 команда | 2 команда |
Земля Вода Одна Любовь Мир жизнь | Планета Дети Забота Земля Жизнь проблема |
Предварительный просмотр:
Вопросы к кроссворду
- Странствующий ………….. (6 букв).
- Птенец этой птицы имеет на крыльях по два пальца с когтями (6 букв).
- «Лесная флейта» (6 букв).
- Птица отряда куриных (6 букв).
- Певчая птица, в песне которой можно насчитать до 40 колен (7 букв).
- Всякий …….. свое болото хвалит (5 букв).
- Попугай (3 буквы).
- Крупный тропический ястреб (6 букв).
- Вестник весны (7 букв).
- Кочующая красивая птица (7 букв).
- Птица, занесенная в красную книгу (6 букв).
- Эта птица полностью уничтожена человеком – бескрылая …. (7букв).
- Птица, изображенная на картине А.Соврасова (4 буквы).
- Венценосный ………. (7 букв).
- Птица, глотающая ежа вместе с колючками (5 букв).
- У этой птицы клюв по длине равен туловищу (5 букв).
- Одна из самых быстро летающих птиц (5 букв).
- Розовый скворец (5 букв).
- У этой птице на ноге 2 пальца (6 букв).
- Черный дятел (5 букв).
Приложение 5
Ответы на кроссворд « Эрудиты»
для жюри.
- Голубь
- Гоацин
- Иволга
- Рябчик
- Соловей
- Кулик
- Ара
- Гарпия
- Скворец
- Снегирь
- Лебедь
- Гагарка
- Грач
- Журавль
- Филин
- Тукан
- Стриж
- Майна
- Страус
- Желна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема : низкая экологическая культура подрастающего поколения. Цель: Повышение личной заинтересованности учащихся в получении знаний по экологии и приобщение учащихся к личной ответственности за судьбу живого на земле .
Задачи: актуализировать знания учащихся о современном состоянии природной среды , о роли природы в жизни человека ; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации ; воспитывать активную позицию, ответственное отношение к природе.
Редкие и исчезающие виды животных Самарской области
Редкие рыбы семейства осетровых Стерлядь – обитает в Волге , встречается в Саратовском и Куйбышевском водохранилище. Длина около 125 см, масса до 16 кг. Типично придонный вид. Зрение слабое. Хорошее обоняние и осязание. Вид включен в Красную книгу Самарской области.
Редкие рыбы семейства осетровых Русский осетр – встречается единичными экземплярами в Саратовском и Куйбышевском водохранилищах. Проходной вид, в Волгу заходит для размножения. Раньше был и жилой осетр. Длина до 215 см, масса – более 100 кг. Возраст до 46 лет. Вид включен в Красную книгу Самарской области.
Редкие птицы Орлан – белохвост – рыбоядный орел. Редко встречается в Жигулевском Государственном заповеднике. Включен в Международную Красную книгу птиц.
Редкие птицы Авдотка – редчайшая птица области. По внешнему виду напоминает куликов, но по повадкам похожа на дроф. Насекомоядная, гнезд не строит, откладывает яйца в ямку на голой земле или песке. Единственное место гнездования этих птиц в области получило статус охраняемой природной территорией – памятник природы.
Редкие млекопитающие Выхухоль русская – насекомоядный зверек. Обитает в поймах равнинных рек, с большим количеством заводей, протоков, затонов. В нашей области встречается только на реке Большой Иргиз, единичными семьями. Включен в Международный союз охраны природы, а место обитания – памятник республиканского значения.
Редкие млекопитающие Лось – исконный житель Жигулей. Рысь – обитатель национального парка Самарская Лука. Сейчас встречается очень редко.
Удивительное рядом с тобой Я родилась и живу здесь, и корни моих родителей и дедов тоже на самарской земле. Очень часто ощущение Родины связано с тем местом, где человек родился и рос. Нет ничего милей для жителей севера, чем заснеженные просторы их холодной Родины, арабы любят бескрайние пески пустынь, горцы навсегда оставляют сердце в горах, для жителей туманного Альбиона близки и дороги моросящие дожди и вересковые пустоши, а моя Родина - Волжские просторы. Давайте сбережем эту красоту!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...
Разработка буклета экологической тропы для учащихся 5 классов "Удивительное рядом"
В работе показана экскурсия для учащихся 5 - 6 классов на тему "Удивительное рядом"на экологической тропе в районе школьного двора....
Экологическая тропа "УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ"
Экологическая тропа “Удивительное рядом” имеет большое значение для изучения экологии села Надеждино, она знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися в пределах с...
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...
Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»
ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...
Экологический фото кросс "Природа рядом с нами"
Фото кросс — комплексное эколого-этнографическое туристско-краеведческое мероприятие проводится как финальное по итогам эколого краеведческой работы за год.Мероприятие проводится с целью привлеч...