Мир А.С. Пушкина. Какой он?
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме
Автор: И.А. Юлаева
Тэги: литература 9 класс лирика А.С.Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_yulaeva.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 580 Приморского района Санкт-Петербурга
2012
Мир А.С. Пушкина- какой он?
Литература, 9 класс.
Юлаева И.А.
Санкт- Петербург, пр. Авиаконструкторов, дом 29, корпус 3.
Оглавление
Конспект урока литературы в 9 классе
Памятка «Как работать в паре».
Конспект урока литературы в 9 классе
Тема: «Мир А.С.Пушкина - какой он?»
Цель: создание условий, способствующих духовно-нравственному самоопределению обучающихся, раскрытию их внутреннего мира.
Задачи:
1) формирование навыков анализа лирического произведения;
2) развитие критического и креативного мышления, речевых умений обучающихся;
3) воспитание чувства слова, нравственных и духовных качеств растущей личности.
Ведущая технология: исследовательская деятельность с элементами творческой мастерской.
Тип урока: обобщение изученного по теме «Лирика А.С.Пушкина»
Форма урока: урок-исследование лирического произведения с элементами мастерской.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, раздаточный материал (памятка «Как работать в паре», распечатки с текстом стихотворения), музыкальное сопровождение, тематическая выставка рисунков обучающихся «Мир А.С.Пушкина».
Ход урока
- Начало урока. Создание эмоционального настроя, атмосферы доверия, сотрудничества и творчества. Ознакомление с тематической выставкой «Мир А.С.Пушкина». Прослушивание музыкального фрагмента («Романс» Г.Свиридова к фильму «Метель»).
Задание для обучающихся: прослушайте музыкальный фрагмент, запишите слова, определяющие возникшие в результате прослушивания чувства, впечатления, настроение. ( Обмен впечатлениями в паре).
Работа с портретом А.С.Пушкина кисти О.Кипренского: каким мы видим великого художника слова? Записать своё видение внутреннего мира поэта. (Заслушать ответы обучающихся).
- Основная часть. Работа с текстом, эпиграфом к стихотворению.
Выразительное чтение стихотворения, подготовленное одним из обучающихся.
« Я воздвиг памятник…» Это эпиграф, выбранный поэтом к стихотворению, у которого нет названия. Обычно о нём говорят, называя в качестве заглавия первую строку. Строкой эпиграфа и мы назовём наш урок. Обратите внимание, ч то в конце фразы - многоточие, хотя может быть и другой знак. Какой? Поставим знак в конце урока, так как у каждого, наверно, будет свой знак.
Работа с ключевым словом эпиграфа - «памятник».
Что такое памятник? Кто, кому и почему их создаёт? (Заслушать ответы)
Вдумаемся в смысл этого слова. Запишите его полностью, затем по слогам, по буквам. Подберите к этому слову слова - синонимы, однокоренные слова, слова-ассоциации, включающие в себя отдельные слоги, буквы этого слова (не менее 10 слов). Зачитайте свой словарный ряд, дополните словами друг друга. Подчеркните в вашем ряду слово-доминанту (у каждого своё слово). С точки зрения слова-доминанты напишите, что такое памятник, используя другие слова вашего словоряда. Примерное начало - «Памятник-это…» (4-5 предложений). Учащиеся выполняют работу, затем - «диалог мнений»: зачитывают ответы, слушают друг друга.
Работа с текстом стихотворения (памятка « Как работать в паре»). Самоопределение, выбор и предъявление своей позиции.
Выпишите из стихотворения ключевую строку, фразу-цитату-основную, на ваш взгляд. Напишите (4-5 предложений), о чём это стихотворение с точки зрения ключевой строки. Подчеркните в вашем тексте слова-доминанты. Запишите в столбик выделенные вами слова. О каком памятнике идёт речь?
- Рефлексия.
Создайте небольшое эссе «Мир Пушкина - какой он для меня», исходя из услышанного, найденного и прочувствованного на уроке, используя ваш словоряд и лексический ряд поэта.
Прочтение работ, созданных обучающимися. Обращение к эпиграфу, выбор и обоснование выбора знака в конце эпиграфа.
- Подведение итогов: мои ощущения в конце урока, степень удовлетворённости своей работой.
Памятка «Как работать в паре».
I. 1.Внимательно перечитайте стихотворение.
2.Прочитайте ( не мешая остальным) стихотворение друг другу.
3. Поделитесь друг с другом первыми впечатлениями от прочитанного, запишите в виде словоряда:
- тема (о чём);
- тональность;
- настроение;
- впечатление.
4.Запишите (коротко) ваше первичное впечатление.
II. Выпишите из произведения
- непонятные слова;
- ключевые слова.
Что представляет собой «словарь» поэта?
III. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения:
- отметьте слова, которые необходимо логически и интонационно выделить;
- расставьте паузы (длинные и короткие); продумайте «характер» прочтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по литературе "...какая поэзия! Какая чувствительность!" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 6 класс
Игра -викторина по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»....
Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?
Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...
Какой я? Какая я? Какое я? - название части речи замечательное - это имя прилагательное.
Урок изучения нового материала в 5 классе в разделе "Морфология". Презентация из 12 слайдов....
Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос «Какие «чувства добрые» пробуждает А.С. Пушкин своими стихами?»
Материал для учащихся (план письменного высказывания)....
Положение о конкурсе «Светло-пушистая, снежинка белая, какая чистая, какая смелая!»
Цель: Привлечь обучающихся в объединениях Центра детей к подготовке к предновогоднему периоду, созданию праздничной, благоприятной для творчества атмосферы.Задачи:- побуждение детей к творческой...