Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 5 класса по УМК Коровиной.
Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Уровень - базовый.
Направленность - основное общее образование.
В год – 105 ч.
Развитие речи -12 ч.
В неделю - 3 ч. из расчета не менее 34 недель.
Преемственность: изучение литературы в 5 классе является логическим продолжением программы по литературеначальной школы.
Организация учебного процесса:классно-урочная система
Реализация регионального компонента: отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l-ra_5.docx | 77.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Буденновска Буденновского района»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
Т.И. Припадчева
« » 2011
Рабочая программа
по литературе
5 класс
Срок освоения 1 год
Составитель: Ю.В. Краснощекова, учитель русского языка и литературы
Обсуждена и согласована на методическом объединении
Протокол №
от« » 20 г. Принята на методическом совете
Протокол №
от« » 20 г.
2011
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа. Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Уровень - базовый.
Направленность - основное общее образование.
В год – 105 ч.
Развитие речи -12 ч.
В неделю - 3 ч. из расчета не менее 34 недель.
Преемственность: изучение литературы в 5 классе является логическим продолжением программы по литературе начальной школы.
Организация учебного процесса: классно-урочная система
Реализация регионального компонента: отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам.
Материально - техническое обеспечение:
- Таблицы по основным темам курса литературы;
- Интернет ресурсы;
- Цифровые образовательные ресурсы;
- Тесты.
Структура документа. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Книга в жизни человека. | 1 |
Устное народное творчество | 12 |
Древнерусская литература | 4 |
Литература XVIII - XIX века. | 3 |
В.А. Жуковский | 3 |
А.С. Пушкин | 5 |
Литературные сказки XX века. | 6 |
М.Ю. Лермонтов | 3 |
Творчество Н.В. Гоголя и Н.А. Некрасова | 6 |
Творчество И.С. Тургенева | 6 |
Творчество Л.Н. Толстого | 3 |
Из литературы XIX века. | 34 |
Из литературы XX века. | 15 |
Из зарубежной литературы. | 9 |
ИТОГО | 105 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Содержание тем учебного курса.
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Ночь перед Рождеством» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
Повесть «Белый клык». Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья...»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «ВОВ» 1-2 стихотворения по выбору учащихся (А.Т. Твардовский, К.М. Симонов и др.)
Из раздела «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Список литературы для самостоятельного чтения.
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кру жат.......
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревен ский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон Аминадо. Колыбельная.
И. С. Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен. Приключения Тома Сойера.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы
5 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- учить наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-работать с книгой
-определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Календарно-тематическое планирование
Раздел | № урока | Дата | Тема урока | Тип урока, формы работы | Домашнее задание | |
Введение (1 час) | 1 | Книга в жизни человека | Беседа, игра, тестирование, пересказ | Оформить загадку | ||
Устное народное творчество (12 часов) | 2 | Малые жанры фольклора. Загадки | Рассказ учителя. Беседа. Игра. Сочинение загадки | Подготовить скороговорки | ||
3 | Частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни | Сказывание скороговорок | Выучить определение жанров | |||
4 | Русская народная сказка | Рассказ учителя. Беседа. Игра. Проверочная работа | «Царевна лягушка» (прочитать) | |||
5 | Высокий нравственный облик Василисы Премудрой | Беседа. Художественный пересказ. Составление плана | Художественный пересказ | |||
6 | Иван царевич, его помощники и противники | Беседа. Художественный пересказ | Ответ по плану | |||
7 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов сказки | Беседа | Художественный пересказ | |||
8 | Образ главного героя. Особенности сюжета сказки | Беседа. Составление плана | Рассказ по плану | |||
9 | Сказки о животных.«Волк и лиса» | Беседа. Рассказ по плану | Читать сказки о животных | |||
10 | «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости | Беседа. Сочинение сказки о животных | Читать бытовые сказки | |||
11 | «Солдатская шинель» | Беседа. Сочинение бытовой сказки | Повторить теорию сказки | |||
12Р | Сочинение сказки о соломенном человечке (устное рисование) | Урок развития речи | задания нет | |||
13Р | Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Алёнушка» | Урок развития речи | задания нет | |||
Древнерусская литература (4 часа) | 14 | Понятие о древнерусской литературе | Слово учителя. Беседа | Выучить записи | ||
15 | «Повесть временных лет» как литературный памятник | Слово учителя. Беседа | «Подвиг отрока киевлянина» (читать) | |||
16 | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Обучение чтению. Беседа. | «Подвиг отрока киевлянина» (художественный пересказ) | |||
17 | Образ главного героя фрагмента «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Выразительное чтение | Читать басни Крылова | |||
Литература 18- начала 19 века (3 часа) | 18 | М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» | Обучение чтению. Беседа | Читать басни Крылова | ||
19 | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра | Слово учителя | Выучить записи | |||
20 | И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом» | Рассказ учителя. Беседа. | Выучить басню | |||
В.А. Жуковский (3 часа) | 21 | В. А. Жуковский «Спящая царевна». Сюжет и герои | Слово учителя. Беседа. | Жуковский «Спящая царевна» (читать» | ||
22 | Черты литературной и народной сказки | Беседа. Составление таблицы | В. А. Жуковский «Кубок». (читать) | |||
23 | В. А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе | Беседа | Выучить определение баллады | |||
А.С. Пушкин (5 часов) | 24 | А. С. Пушкин. Родословная. Детские и юношеские годы | Слово учителя. Тестирование | Выучить записи | ||
25 | Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» | Беседа. Выразительное чтение | Пушкин «Руслан и Людмила» (читать) | |||
26 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | Беседа. Составление сценария | Подготовиться к контрольной работе | |||
27 | Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты» | Беседа | Читать сказки Пушкина | |||
28 В/Ч | Мои любимые сказки Пушкина | Урок-игра | Пушкин «Руслан и Людмила» (читать) | |||
Литературные сказки 20 века (6 часов) | 29, 30 | А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» | Беседа | Сказки Андерсена (читать) | ||
31 | Гаршин «Attalea Princeps”. Героическое и обыденное в сказке | Беседа | Андерсен «Снежная королева» (читать) | |||
32 | С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы | Рассказ учителя. Обучение чтению | Чтение по ролям, определение драмы | |||
33 | Положительные и отрицательные герои сказки | Беседа. Составление плана характеристики | Рассказ по плану | |||
34 В/Ч | С.Я. Маршак – детский писатель | Урок-игра | А.П. Платонов – «Никита» - читать | |||
М.Ю. Лермонтов (3 часа) | 35 | М. Ю. Лермонтов. Детские и юношеские годы. История создания стихотворения «Бородино» | Рассказ учителя. Заполнение таблицы. | Подготовить пересказ прослушанного | ||
36 | Образ воина. Героика произведения | Беседа. Обучение чтению | Выучить половину стихотворения | |||
37 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино» | Беседа. Обучение чтению | Доучить стихотворение | |||
Творчество Н.В. Гоголя и Н. А. Некрасова (6 часов) Творчество И.С. Тургенева (6 часов) Творчество Л.Н. Толстого (3 часа) Творчество А.П. Чехова (2 часа) Поэзия (3 часа) Русская литература 20 века (29 часов) Зарубежная литература (18 часов) Заключение (1 час) | 38 | Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Слово учителя. Викторина | Гоголь «Ночь перед Рождеством» | ||
39 | Н. В. Гоголь «Заколдованное место». Сюжет. Конфликт | Беседа. Инсценировки. Художественный пересказ | План характеристики | |||
40 | Система образов рассказа Гоголя «Заколдованное место» | Беседа. Рассказ по плану | Портрет героя | |||
41 | Н. А. Некрасов «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа | Рассказ учителя. Обучение чтению | Тургенев «Муму» (читать) | |||
42 | Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» | Беседа. Анализ стихотворения | Выучить стихотворение | |||
43 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | Чтение наизусть. Беседа | Выучить отрывок | |||
44 | И. С. Тургенев «Муму». Жизнь в доме барыни | Рассказ учителя. Обучение чтению | Художественный пересказ | |||
45 | Герасим и барыня. Герасим и Татьяна | Художественный пересказ | Подобрать цитаты к плану | |||
46 | Нравственный облик Герасима | Беседа. Составление плана характеристики | Рассказ по плану | |||
47 | Осуждение крепостничества | Беседа. Практикум | Выучить определение портрета и пейзажа | |||
48 Р | Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | Урок развития речи | Подобрать материал к сочинению | |||
49 Р | Сочинение по повести Тургенева «Муму» | Урок развития речи | Толстой «Кавказский пленник» (читать) | |||
50 | А. А. Фет «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении | Рассказ учителя. Практикум | Выучить стихотворение | |||
51 | Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды | Рассказ учителя. Беседа | Художественный пересказ | |||
52 Р | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики | Урок развития речи | Рассказ по плану | |||
53 | А. П. Чехов «Хирургия» как юмористический рассказ | Практикум | Выучить записи в тетради | |||
54 В/Ч | Рассказы Антоши Чехонте | Инсценировки, викторина, беседа | Подготовиться к уроку-концерту | |||
55 | Русские поэты 19 века о Родине и родной природе | Урок-концерт | Отзыв на стихотворение | |||
56 | Лирика Ф. И. Тютчева | Практикум анализ стихотворения | Подготовиться к уроку-концерту | |||
57 Р | Анализ лирического произведения | Урок развития речи | Домашний анализ стихотворения | |||
58 | И. А. Бунин «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа | Урок внеклассного чтения | Короленко «Дети подземелья» (читать) | |||
59 | В. Г. Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец | Рассказ учителя. Беседа | Художественный пересказ | |||
60 | Жизнь семьи Тыбурция | Художественный пересказ. Беседа | Художественный пересказ. Подбор цитат | |||
61 | Общение Васи с Валеком и Марусей | Художественный пересказ. Беседа | Подготовка к сочинению | |||
62 Р | Сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» | Бажов «Сказы» (читать) | ||||
63 | С. А. Есенин «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями» | Анализ стихотворений | Выучить одно стихотворение | |||
64 | П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» | Рассказ учителя. Беседа | Подготовка к уроку внеклассного чтения | |||
65 | Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова | Беседа | Подготовка к уроку внеклассного чтения | |||
66 В/Ч | Сказы П. П. Бажова | Урок-игра | Паустовский «Тёплый хлеб» (читать) | |||
67 | К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Герои и их поступки | Беседа | Ответы на проблемные вопросы | |||
68 | Нравственные проблемы произведения | Беседа | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» (читать) | |||
69 | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» | Беседа | ответить на вопросы | |||
70 | Система образов в рассказе К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» | Комментированное чтение | А.П. Платонов – «Никита» - читать | |||
71 | А.П. Платонов – «Никита» | Беседа | ответить на вопросы с. 115 | |||
72 В/Ч | Рассказы А.П. Платонова о детстве и детях «Еще мама» | Беседа | В.П. Астафьев «Васюткино озеро» - читать | |||
73 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа. | Беседа | составить план | |||
74 | Герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». | Комментированное чтение | подготовиться к сочинению | |||
75 Р | Сочинение по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». | |||||
76 | Русские поэты 20 века о Великой Отечественной Войне | Урок-концерт | Стихотворения о ВОВ | |||
77 | А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | Беседа | Выучить стихотворение | |||
78 | К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». | Беседа | Отзыв на стихотворение | |||
79 | Писатели и поэты 20 в. о Родине, родной природе и о себе. | Урок-концерт | Стихотворения | |||
80 | Стихотворения Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева «Аленушка». | Комментированное чтение | Н. М. Рубцов «Родная деревня» - чтение наизусть | |||
81 | Поэзия Н.М. Рубцова. Стихотворение «Родная деревня» | Выразительное чтение | Дон-Аминадо «Города и годы» - выраз.читать | |||
82 | Дон-Аминадо «Города и годы» | Беседа | биография С. Черного | |||
83 | Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник» | Комментированное чтение | план характеристики | |||
84 | Образы детей в рассказе Саши Черного «Кавказский пленник» | Беседа | Саша Черный «Игорь-Робинзон» читать | |||
85 | Рассказ Саши Черного «Игорь-Робинзон» | Комментированное чтение | ответить на вопросы с. 173 | |||
86 | Ю.Ч. Ким «Рыба-кит» | Выразительное чтение | ответить на вопросы с. 176 | |||
87 | Р. Стивенсон «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. | Беседа | Индивидуальные задания по биографии Д. Дефо | |||
88 | Роман «Робинзон Крузо» и его автор. | Комментированное чтение | Д. Дефо «Робинзон Крузо» (читать) | |||
89 | Д. Дефо «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа | Беседа | План характеристики | |||
90,91 | Характер главного героя романа Д. Дефо | Беседа | Х.К. Андерсен «Снежная королева» - читать | |||
92,93 | Х.К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда. | Слово учителя. Беседа. | художественный пересказ | |||
94 | В поисках Кая | Художественный пересказ | рассказ по плану | |||
95 | Глубинный смысл сказки | Беседа. Рассказ по плану. | сказки Андерсена - читать | |||
96 В/Ч | Любимые сказки Х.К. Андерсена | Урок-игра | Ж.Санд «О чем говорят цветы» - читать | |||
97 | Ж. Санд «О чем говорят цветы» | Беседа | М. Твен «Приключения Тома Сойера» (прочитать) | |||
98,99 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Черты характеров героев | Беседа | Художественный пересказ | |||
100, 101 | Том и Гек в романе | Беседа | подготовиться к уроку-игре | |||
102 | Итоговый урок по роману М. Твена «Приключения Тома Сойера». | Урок-игра | Д. Лондон «Сказание о Кише» - пересказ | |||
103 | Джек Лондон «Сказание о Кише» | Беседа | рассказы Д.Лондона - читать | |||
104 В/Ч | Рассказы Д. Лондона | Беседа | ||||
105 | Итоговый урок по курсу литературы 5 класса | Беседа |
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2011. | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2011 | Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008 |
В состав учебно-методического комплекта входят:
- Коровина В.Я. и др. Литература:Учебник – хрестоматия в 2-х частях. 5 кл. М.: Просвещение, 2011г.
- Коровина В.Я. и др. "Читаем, думаем, спорим…": Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2011 г.
- Полухина В.П. Литература: Учебник-хрестоматия в 2-х частях 6 кл. М.: Просвещение, 2008 г.
- Полухина В.П. "Читаем, думаем, спорим…": Дидактические материалы по литературе: 6 класс. М.: Просвещение, 2007 г.
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы 5 кл. М.: Просвещение, 2007 г.
- Полухина В.П. Литература: Методические советы 6 кл. М.: Просвещение, 2006 г.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 5 КЛАССА.
Тест по теме «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО».
1. Фольклор — это:
а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;
б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;
в) устное народное творчество;
г) набор произведений на различные темы.
2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?
а) греческого; в) английского;
б) латинского; г) русского.
3. Кто является автором фольклорных произведений?
а) поэт; в) певец-сказитель;
б) летописец; г) народ.
4. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
а) загадка; е) рассказ;
б) песня; ж) сказка;
в) пословица; з) легенда;
г) повесть; и) поговорка.
д) поэма;
5. Выберите пословицы, близкие по смыслу.
а) Любишь кататься, люби и саночки возить. | 1) Слово — не стрела, а хуже стрелы разит. |
б) Слово — не воробей, вы летит — не поймаешь. | 2) Без труда не выловишь и рыбку из пруда. |
в) Хоть в лесной избушке жить, а с любимым быть. | 3) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. |
г) С кем поведешься, от того и наберешься. | 4) С милым рай и в шалаше. |
7. Что такое народная сказка?
а) остросюжетный рассказ с фантастическим содержа нием;
б) историческая повесть;
в) жанр устного народного творчества;
г) легенда.
8. На какие виды делятся сказки?
а) приключенческие; г) исторические;
б) биографические; д) бытовые;
в) волшебные; е) о животных.
9. В волшебных сказках каждый персонаж играет определен ную роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите их из списка героев.
а) Конь; б) Заяц;
в) Змей Горыныч; г) Гуси-лебеди;
д) Щука; е) Баба-яга;
ж) Лиса; з) Кощей Бессмертный;
и) Серый Волк.
10. Соотнесите виды сказок и соответствующие им признаки.
а) волшебные сказки | 1) Цель сказки — весело и поучительно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоинства. |
б) бытовые сказки | 2) Задача сказки — испытать героя, вступившего в борьбу с волшебны ми силами. |
в) сказки о животных | 3) Цель сказки — рассказать о необычном происшествии; действие проис ходит в обычной обстановке. |
Тест по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
1. От чьего имени ведется повествование в поэме?
а) князя Владимира; в) Руслана;
б) древнего певца Баяна; г) автора.
2. О каком историческом лице упоминается в поэме?
а) об Олеге;
б) об Игоре;
в) о Владимире.
3. Какие традиционные элементы сказок встречаются в про изведении?
а) сказочный зачин; в) герои — животные;
б) волшебные предметы; г) победа добра над злом.
4. Какие волшебные предметы используют герои «Руслана и Людмилы»?
а) волшебный клубок; г) меч-кладенец;
б) ковер-самолет; д) живая вода;
в) шапка-невидимка; е) молодильные яблоки.
5. О каком о русском городе говорится в произведении?
а) о Москве; в) о Владимире;
б) о Новгороде; г) о Киеве.
6. Определите, какие из эпитетов являются постоянными, а какие — авторскими.
а) верный меч; д) темная ночь;
б) конь ретивый; е) бранная слава;
в) молодая кровь; ж) ясны очи;
г) тоскующая душа; з) синие туманы.
Тест по теме «Литературные сказки».
1. Какой из перечисленных признаков отличает литературную сказку от народной?
а) в основе сказки - реальные события;
б) повторяющийся сюжет;
в) автор сказки — реальный человек;
г) добро всегда побеждает зло.
2. Какого героя сказки называют литературным?
а) положительного героя;
б) любого героя сказки;
в) главного персонажа сказки;
г) героя сказки, автор которой известен.
3. Какая из перечисленных сказок не является литературной?
а) «Аленький цветочек»; в) «Кот в сапогах»;
б) «Царевна-лягушка»; г) «Спящая царевна».
4. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
5. Соотнесите определения и литературные понятия:
а) ритм | 1) правило чередования ударных и безударных звуков |
б) размер | 2) созвучие концов строк |
в) рифма | 3) повторяемость однородных звуковых особенностей, равномерное чередова ние ударных и безударных слогов |
6. Как называется данная часть сказки?
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
а) зачин; в) развитие действия;
б) кульминация; г) концовка.
7. Кто из перечисленных писателей является автором извест ных сказок?
а) В.А. Жуковский; в) И.С. Тургенев;
б) А.С. Пушкин; г) П.П. Ершов.
8. Соотнесите произведения с их авторами.
а) П.П. Бажов | 1) «Спящая царевна» |
б) В.А. Жуковский | 2) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
в) А.С. Пушкин | 3) «Аленький цветочек» |
г) С. Т. Аксаков. | 4) «Каменный цветок» |
Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
1. Что описал автор в «Муму»?
а) любовь Герасима к Муму;
б) жизнь столичного дворянства;
в) духовное перерождение человека.
2. К кому из героев рассказа автор относится иронически?
а) к Татьяне; г) к Герасиму;
б) к барыне; д) к Капитону.
в) к Муму;
3. Что значит: Герасим в «счастливый год очень был доволен своей судьбой»?
а) спас Муму;
б) полюбил город;
в) пережил чувство участия и любви, понял, что кому-то нужен.
4. Распределите последовательно элементы композиции ли тературного произведения.
а) завязка; д) развитие действия;
б) развязка; е) экспозиция;
в) пролог; ж) кульминация.
г) эпилог;
5. Какие действия Герасима помогают понять его внутренние переживания до гибели Муму?
а) распахнул дверь и вышел на крыльцо;
б) зашел с Муму в трактир и накормил собаку;
в) долго греб против течения;
г) искал лодку.
6. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными?
а) описание жизни барской усадьбы;
б) угодливость и бесправие дворни;
в) деспотизм барыни;
г) немоту Герасима.
Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино».
1. К какому роду литературы относится произведение?
а) эпос;
б) лирика;
в) драма.
2. Кто является рассказчиком в стихотворении?
а) автор;
б) солдат — участник сражения;
в)полковник;
г) молодой воин.
3. Какую форму повествования использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении?
а) повествование; в) монолог;
б) диалог; г) авторское рассуждение.
4. К какому композиционному элементу стихотворения отно сятся приведенные ниже строки?
Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
а) завязка; в) экспозиция;
б) кульминация; г) развязка.
5. Кто является главным героем в стихотворении?
а) рассказчик; в) автор;
б) полковник; г) народ.
6. Когда было написано стихотворение?
а) во время сражения;
б) сразу после сражения;
в) через 10 лет после сражения;
г) через 25 лет после сражения.
Итоговый тест.
1. Стих — это:
а) синоним слова «стихотворение»;
б) стихотворная строка;
в) строфа стихотворения;
г) троп.
2. Какое произведение не принадлежит перу НА. Некрасова?
а) «Крестьянские дети»; в) «Теплый хлеб»;
б) «На Волге»; г) «Мороз, Красный нос».
3. Какой автор не написал произведения с названием «Кав казский пленник»?
а) А.П. Платонов; в) Саша Черный;
б) Л.Н. Толстой; г) А.С. Пушкин.
4. В каких из перечисленных произведений главными героями являются дети?
а) «Медной горы Хозяйка»; в) «Сказание о Кише»;
б) «В дурном обществе»; г) «Заколдованное место».
5. Какие из перечисленных произведений имеют признаки баллады?
а) «Бородино»; в) «Вересковый мед»;
б) «Кубок»; г) «У лукоморья».
6. Какой главный литературный прием лежит в основе загадки?
а) гипербола; в) олицетворение;
б) эпитет; г) метафора.
7. Кто из художников написал картину «Бурлаки на Волге»?
а) И.Е. Репин; в) В.М. Васнецов;
б) В.Д. Поленов; г) И.И. Левитан.
8. Каким размером написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь...»?
а) ямбом; в) дактилем;
б) хореем; г) анапестом.
9. Соотнесите авторов и их произведения:
а) «Заколдованное место» | 1) С.Я. Маршак |
б) «Спящая царевна» | 2) Н.В. Гоголь |
в) «Двенадцать месяцев» | 3) А.С. Пушкин |
г) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 4) В. А. Жуковский |
10. Соотнесите писателей и литературные места, связанные с их именами.
а) Константиново | 1) Л.Н. Толстой |
б) Тарханы | 2) С. А. Есенин |
в) Ясная Поляна | 3) А.С. Пушкин |
г) Спасское-Лутовиново | 4) А. П. Чехов |
д) Таганрог | 5) И.С. Тургенев |
е) Захарово | 6) М.Ю.Лермонтов. |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В2ч. – М.:Просвещение, 2010.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2009.
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996.
2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.:Методическое
пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
5. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по
литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
6. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. –М.: Просвещение, 2006.
7. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен»
8. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Список литературы на лето для 6 класса
1. И.А. Крылов. «Листы и корни». «Ларчик». «Осёл и Соловей».
2. А. С. Пушкин. «Узник». «Зимняя дорога». «Зимнее утро». «Повести Белкина» (из них обязательно читать «Барышня крестьянка» и «Выстрел»). «Дубровский».
3. М.Ю. Лермонтов. «Тучи». «Три пальмы».
4. И.С. Тургенев. «Записки охотника» (5 рассказов по выбору). «Бежин луг».
5. Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…», «Листья»
6. А.А. Фет. «Ещё майская ночь». «Учись у них – у дуба, у берёзы…»
7. Н.А. Некрасов. «Железная дорога». «Дедушка»
8. Н.С. Лесков. «Левша». «Человек на часах».
9. Я.П. Полонский «По горам две хмурые тучи…». «Посмотри – какая мгла…»
10. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…». «Чудный град…».
11. А.К. Толстой. «Где гнутся над смутом лозы…»
12. А.П. Платонов. «Неизвестный цветок».
13. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».
14. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».
15. В.Г. Распутин. «Уроки французского».
16. Н.М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».
17. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
18. А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».
19. С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».
20. В.М. Шукшин. «Срезал».
21. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид».
22. Геродот. «Легенда об Арионе».
23. Ф. Шиллер. «Перчатка»
24. Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики».
25. А.П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий»
26. А.С. Грин. «Алые паруса».
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА.
Ребята, вам нужно завести читательский дневник – это тетрадь в клетку, где вы будете писать о прочитанных произведениях.
На первой странице пишем:
ПОРТРЕТ ЧИТАТЕЛЯ
Имя:__________________________________
Возраст:_______________________________
Класс:_________________________________
1.Мой любимый писатель (поэт) - __________________________________
2.Моей любимой книгой сегодня является________________________
4.Я люблю читать о ____________________________________________
Затем рисуем таблицу:
№ | автор | название произведения | жанр (что это - рассказ, стихотворение, миф и т.д.) | имена главного героя (героев) | краткий пересказ любого отрывка |
Не откладывайте ведение читательского дневника: прочитали произведение и сразу заполняйте. Можете рисовать в тетради, писать свои отзывы на произведения – это ваше творчество. Не забудьте обернуть тетрадь! В сентябре вы получите оценки за ведение читательского дневника!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....