Интегрированный урок. Пушкин и музыка.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

 Интегрированный урок для учащихся 9 класса. Урок рассчитан на участие в нем учителя литературы, учителя музыки и профессиональных музыкантов. форма проведения музыкальная гостиная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Пушкин и музыка

Цели урока:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с романсами русских композиторов, написанными на стихи А.С. Пушкина;
  2. выяснить, как сам поэт относился к тому, что его произведения перекладывали на музыку

Развивающие:

  1. способствовать расширению кругозора учащихся в области классической музыки;
  2. развивать творческие способности детей

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство патриотизма, гордости за отечественное искусство

Средства обучения:

Форма проведения: музыкальная гостиная

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

   Сегодня мы собрались для того, чтобы еще раз поговорить о творчестве А.С. Пушкина. В конце встречи вы должны будете ответить на следующие вопросы:

  1. Сколько стихов Пушкина было переложено на музыку?
  2. Какая романтическая история связана с романсом «Я помню чудное мгновенье…»?
  3. Сколько романсов на стихи Пушкина написал М.И. Глинка?
  4. Перечислить композиторов-авторов романсов на стихи А.С. Пушкина.

   Академик Б.В. Астафьев утверждал, что нет ни одной области музыкального творчества, где так или иначе не сказалось воздействие пушкинской мысли, пушкинских образов. Нужно сказать, что творчество поэта вызвало огромное количество музыкальных откликов: свыше 350 его стихотворений переложено на музыку. Нередко случалось так, что один и тот же текст Пушкина многократно трактовался разными композиторами.

   Я предлагаю поближе познакомиться с чудесной страной, именуемой русским романсом, помогут нам в этом учитель музыки и профессиональные музыканты.

Звучит инструментальный вариант романса М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

   Литературно-музыкальные салоны пушкинской поры… Салоны, где любил бывать А.С. Пушкин. Уютные, гостеприимные дома Нащокиных и Волконских в Москве, Олениных и Смирновых в Петербурге, где собирались близкие друзья, где Пушкину были рады, где читали стихи, говорили о литературе и, конечно,  звучала музыка. Пушкинская пора – это не только становление русской литературы, но и появление русской национальной оперы, это оформление музыкального жанра, который потом назовут городским романсом. Композиторы того времени часто сочиняли небольшие музыкальные произведения для исполнения дома. И многие стихи Пушкина были положены на музыку уже его современниками. Некоторые романсы очень нравились Пушкину.

Ведущий 1

Из записок Вяземского:

   В доме Волконской соединились представители большого света. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли… Помнится и слышится ещё, как она в присутствии Пушкина пропела «Элегию» его, положенную на музыку Геништою:

Погасло дневное светило;,

На море синее вечерний пал туман…

   Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного кокетства…

Звучит романс Даргомыжского «Ночной зефир»

Ведущий 2

   Это был «Ночной зефир» Даргомыжского.

   А вы знаете, что первый романс на слова Пушкина был написан в 1815 году лицейским товарищем поэта Николаем Корсаковым На стихотворение «К живописцу», написанное и посвященное К.П. Бакуниной. Создателю стихов было 16 лет, а Корсакову, автору музыки, - 15. И надо сказать, романс пользовался большой популярностью.

Ведущий 1

   А вот ещё один любопытный факт о Пушкине-лицеисте. В 1816 году, то есть через год после романса «К живописцу», было написано стихотворение «Певец».

Ведущий 2

   Ну и что же здесь необычного и любопытного.

Ведущий 1

   Да то, что в разные годы откликнулись на эти строки совсем ещё юного поэта такие композиторы, как Н.С. Титов, А.И. Верстовский, П.И. Чайковский, А.И. Рубинштейн, Н.К. Метнер, И.Н. Соколов.

Ведущий 2

   Вот тебе и Пушкин-лицеист!!!

Звучит вступление следующего романса.

Ведущий 1

   Но давайте вернемся в наш музыкальный салон.

Ведущий 2

   Вы слышите, там опять музицируют. Если не ошибаюсь, это Глинка.

Звучит романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье…»

Ведущий 1

   А ведь с этим музыкальным произведением связана весьма романтическая история.

Ведущий 2

   Какая же?

Ведущий 1

 Да вот сам Глинка и расскажет её.

Ведущий 2

   Просим, просим

Глинка

   Да что тут рассказывать-то. Александр Сергеевич свое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» посвятил, как известно, Анне Петровне Керн. Это было, в году … дай Бог памяти, да, в 1825 году. А в 1849 году я имел счастье быть представленным дочери Анны Петровны – Екатерине Ермолаевне Керн. Это была незабываемая встреча. Екатерина Ермолаевна – это само обаяние…

Ведущий 1

   Ну, что же вы, Михаил Иванович, что дальше-то?

Ведущий 2

   Да что, пленила сия юная особа нашего господина Глинку, и появился новый романс…

Ведущий 1

   Так получается, что гениальный поэт стихи адресовал матери, а гениальный композитор на эти стихи сочинил романс и посвятил дочери.

Ведущий 2

   Чего только в жизни не бывает!

Ведущий 1

   Да, никогда ещё не достигал Глинка в своих романсах такой красоты, такой окрыленности мелодии.

Ведущий 2

   Вот что по этому поводу писал Шлифтштейн: «… ничто не может сравниться с классической красотой пушкинского чувства, нашедшего выражение в музыке Глинки к элегии «Я помню чудное мгновенье…»

Ведущий 1

   Пушкин искренне считал, что его поэтическая лира, повторенная в «пленительных звуках» музыки, получает новое звучание и пробуждает в человеке глубокие чувства.

Ведущий 2

   Вот почему поэт был настойчив в своих просьбах к композиторам, написать музыку на его слова.

Ведущий 2 (на фоне музыкального вступления)

   Ну что это?

Ведущий 1

   Как, не узнаете? Ведь это романс Глинки «Не пой, красавица, при мне».

Звучит романс «Не пой, красавица, при мне».

Ведущий 2

   А, кстати, вы помните, сколько Глинка сочинил романсов на стихи А.С. Пушкина?

Ведущий 1

   Конечно, помню, их 10. «Не пой, красавица, при мне», «Я здесь, Инезилья». Эти два были созданы при жизни поэта в 1828, и 1834 годах, а вот остальные восемь уже после смерти Александра Сергеевича.

Ведущий 2

   Это такие, как «Где наша роза», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Признание», «Заздравный кубок», «Мери», «Я помню чудное мгновенье…», «Адель».

 Ведущий 1

   Что-то все Глинка, Глинка… О других композиторах не забывайте.

Ведущий 2

   Что вы. Могу ещё кое-что рассказать. Так вот. Большой интерес проявлял Пушкин к творчеству талантливого скрипача и композитора А.П. Есаулова. В 1830 году он передал музыканту стихотворение «Прощание», посвященное Е.К. Воронцовой. Романс был опубликован и пользовался таким успехом, что потребовалось второе издание.

Ведущий 1

   А вот ещё о чем узнал, оказывается, и у Алябьева есть целый цикл романсов на стихи А.С. Пушкина: «Саша, я страдаю», «Я вас любил», «Если жизнь тебя обманет», «Элегия», «Пробужденье» и другие.

Звучит романс Алябьева «Пробуждение».

Ведущий 2

   Трудно перечислить всех композиторов, которые обращались к поэзии А.С. Пушкина. Да в этом и нет необходимости. Главное, что сегодня мы познакомились с некоторыми из них, и, может быть, у кого-то из вас возникнет желание узнать ещё что-нибудь самому, получить удовольствие не только от прекрасных стихов, но и от той музыки, которая рождалась под воздействием поэзии Пушкина.

Заключительное слово учителя.

   Трудно не согласиться с тем, что Пушкин был избранником Божьим. И музыка, как нельзя лучше, оттеняет прелесть пушкинских стихов. Не зря поэт утверждает:

Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает,

Но и любовь – мелодия.

 Ученики отвечают на вопросы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 7 классе "Беседа "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина). Особенности творчества Н.А.Римскова - Крсакова".

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Презентация к интегрированному уроку литературное чтение+ музыка в 3кл "Образ няни в лирике А.С.Пушкина и музыке"

Данная презентация сделает урок интереснее и ярче. Из-за большого размера пришлось разделить её на 2 части :"obraz niani 1"и "obraz niani 2"...

Интегрированный урок "Пушкин и музыка"

Методическая разработка интегрированного урока поможет учителю по-новому построить работу с классом, открыть учащимся что-то новое в творчестве А.С.Пушкина...

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

«Погружаясь в вальс метели..» повесть А.С.Пушкина « Метель» Открытый интегрированный урок литературы и музыки

Цели  урока:- Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование  самосознания учащихся на примере русской литературы и музыки.-Расширение культорологич...

Интегрированный урок литературы и музыки по новелле А.С. Пушкина "Метель" в 6 классе

Тема урока "Судьбу метелью назову..." Нравственные уроки повести А.С. Пушкина "Метель"На уроке достигаются предметные цели: осознать нравственные уроки новеллы Пушкина, определить роль образа метели (...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".

Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...