Урок литературы по трагедии В. Шекспира "Ромео и Джульетта" в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Обобщающий урок литературы в 8 классе "Любовь, смерть и бессмертие" по трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_8_klasse.doc | 58.5 КБ |
test_na_znanie_teksta.doc | 35.5 КБ |
inscenirovka.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
Тема: « Любовь, смерть и бессмертие»
по произведению В. Шекспира «Ромео и Джульетта»
Автор – Парфенова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 335 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Класс – 8
Образовательная программа – УМК Литература , 8 класс в 2 частях Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Раздел программы – Зарубежная литература
Тип урока – урок обобщения и систематизации новых знаний
Методы – проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Межпредметные связи – музыка, балет, живопись, кинематография
Цель урока - раскрыть глубину образов героев трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», причины их гибели и бессмертия; дать ответ на вопрос: «Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?»
Задачи:
Образовательные:
- раскрытие основного конфликта трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
- углубление представлений о жанровых особенностях трагедии
- развитие навыков логического высказывания
- обобщение и систематизация знаний учащихся по пьесе Шекспира
Развивающие:
- формирование представления об отражении трагедии Шекспира в различных видах искусства (живописи, музыке, балете, кинематографе)
- развитие познавательной активности
- развитие языковых и творческих способностей учащихся
- развитие речи
Общепредметные:
- развитие общекультурного кругозора учащихся
- воспитание интереса к зарубежной классике
- совершенствование умения подбирать материалы к уроку
- пробуждение активности и самостоятельности
- развитие аналитического мышления
Воспитательные:
- Приобщение учащихся к культурным ценностям
- развитие нравственных ценностей и идеалов у учащихся
Оборудование:
Портрет В. Шекспира, иллюстрации различных художников к пьесе, мультимедиа, аудиозапись произведений С. Прокофьева, Н. Рота, видеодиски с фильмами и мюзиклом «Ромео и Джульетта» (реж. Ф. Дзефирелли, Б. Лурман)
Опережающие индивидуальные и групповые задания:
- Инсценировка сцены на балконе (Ромео и Джульетта)
- Исполнение на гитаре старинной английской пьесы «Зеленые рукава»
- Исследовательская работа по тексту трагедии «Ромео и Джульетта о любви до встречи друг с другом и после встречи» (2 человека)
- Презентация «Тема Ромео и Джульетты в живописи» (2 человека)
- Презентация «Тема Ромео и Джульетты в музыке и балете» (2 человека)
- Презентация «Тема Ромео и Джульетты в кинематографе» (2 человека)
Теория литературы: пьеса, трагедия, конфликт, «вечная тема», авторская позиция
Эпиграф к уроку:
«Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев)
Ход урока:
1. Погружение в тему урока ( 1 минута)
Звучит заставка к уроку – музыкальный фрагмент с Прокофьев Тема любви из балета «Ромео и Джульетта»
Ученик1: Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.
Ученик 2: В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая не только стала бессмертной, но и дала жизнь множеству произведений литературы, живописи, музыки, балета, кинематографии.
Ученик 1: Самое интересное заключается в том, что У.Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.
Индивидуальное опережающее задание. Инсценировка «Сцена у балкона» (3 минуты)
Музыкальное сопровождение – гитара, старинная английская музыкальная пьеса «Зеленые рукава» (исполняет подготовленный ученик)
Учитель: Итак, сегодня у нас с вами завершающий урок по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» И тема нашего урока звучит так: « Любовь, смерть и бессмертие»
по произведению В. Шекспира «Ромео и Джульетта»
Запись темы в тетрадь.
2. Проверка домашнего задания. Тест на знание текста (3 минуты).
В начале урока я предлагаю вам выполнить небольшой тест на знание текста и освежить в памяти сюжет произведения Шекспира.
Тест на знание текста с последующей взаимопроверкой.
3. Постановка проблемного вопроса (3 минуты).
Учитель: Но перед тем, как мы обратимся к теме нашего урока, давайте вспомним, что такое трагедия?
Трагедия – драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя.
- Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта»
(это произведение о жестокости мира и о силе любви)
- В чем же секрет таланта великого Шекспира? Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви? В этом нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке.
Запись проблемного вопроса в тетрадь.
4. Анализ художественного произведения (10-13 минут)
- Вспомните, как Ромео до встречи с Джульеттой отзывается о любви? (Индивидуальное опережающее задание. Группа исследователей «Ромео и Джульетта о любви до встречи друг с другом и после встречи»)
Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.
(Акт I. Сцена 1)
Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнём, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слёз,
Раздумье — необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.
(Акт I. Сцена 1)
Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.
(Акт I. Сцена 1)
- Почему герой так отзывается о любви? Зачем в пьесе говорится о любви Ромео к Розалине?
(Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)
- Таким был Ромео до встречи с Джульеттой. А какой перед нами предстает Джульетта до встречи с Ромео?
(Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает:
Ещё не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для вас.
(Акт I. Сцена 3)
Юная героиня ещё не думала о любви, о браке, она спокойна и послушна, согласна «сделать пробу», потому что пока никого не любит)
- Итак, мы видим, что Ромео и Джульетта не являли собой ничего особенного, они жили по общим законам, и на любовь смотрели, как все, пока не встретились.
Любовь вспыхнула тотчас же, как только герои увидели друг друга, она подобна вспышке молнии, электрической искре.
- Как меняется их отношение к любви? (продолжают работу группа исследователей)
Ромео:
Ее сиянье факелы затмило.
Она, подобно яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светла
Для мира безобразия и зла.
Как голубя среди вороньей стаи,
Ее в толпе я сразу отличаю.
Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.
Любил ли я хоть раз до этих пор?
О, нет то были ложные богини.
Я истинной любви не знал доныне…
Джульетта:
Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?
(Акт II. Сцена 5)
- Это слова не друг другу, а каждого самому себе, но они удивительно созвучны. Герои еще в плену прежних представлений, но уже ощущают мощь нового чувства.
- Как любовь воздействует на героев? Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?
(Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки.
Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется ещё сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстаёт и борется за свою любовь.
Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.)
- Что мешает влюбленным?
(Монтекки и Капулетти – кровные враги)
- Как отреагировали влюбленные на то, что они из враждующих семей? Найдите слова героев в тексте.
(Ромео:
Так это Капулетти!
Я у врага в руках и пойман в сети…
Джульетта:
Что могут обещать мне времена, Когда врагом я так увлечена…
- Герои видят смысл всей жизни в любви. Тогда почему же они выбирают смерть?
Они умирают за свою любовь. Любовь торжествует над враждой, непониманием. Отняв у себя жизни, герои трагедии вынесли приговор родовым распрям, сословным предрассудкам. Трагедия Шекспира утверждает бесценность и вечность любви.
- Есть ли смысл в гибели героев?
После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло.
5. Обращение к эпиграфу урока (2минуты)
- Давайте обратимся к эпиграфу урока. Соответствует ли он содержанию нашего урока?
Юные герои У.Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь действительно сильнее смерти.
6. Проблемный вопрос (8 (5+3) минут)
- А теперь я предлагаю вернуться к проблемному вопросу нашего урока: что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?
(Учащиеся работают 5 минут. Ответы учащихся3-4 человека)
Итак, обыкновенные мальчик и девочка, выросшие в патриархальных семьях, где цепко держались за традиции, полюбили друг друга, переросли эти семьи, самих себя, поднялись над своим временем и бросили ему вызов, сделав свою любовь не только прекрасной и возвышенной, но и героической. Они отстаивали право любить не имя, не положение, а просто человека, который «под любым названьем был бы тем верхом совершенства, какой он есть».
7. Тема Ромео и Джульетта в других видах искусства. (6 минут)
Тема Ромео и Джульетты перешла в ряд «вечных тем». Трагедия влюбленных до сих пор волнует многих известных писателей и поэтов, музыкантов и художников. И в этом бессмертие произведения Шекспира.
К сегодняшнему уроку ребята подготовили небольшие исследования о развитии темы Ромео и Джульетты в различных видах искусства.
Прослушивание сообщений, просмотр презентаций о музыке и балете, о живописи, о кинематографе.
8. Итоги урока (1-2 минуты):
По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу трагедии представляют так:
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетта.
Но, я думаю, Белла Ахмадулина предложила свой вариант заключительных строк, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.
Звучит музыка из мюзикла «Ромео и Джульетта» - «Счастье»
Род людской один, и он делим
Не на Монтекки и Капулетти,
Не тех, кто был убит и кто убил,
А лишь на тех, кто любит и любил…
Любовь есть гений и спасенье сердца.
И нет тому счастливее примера,
Чем повесть о Джульетте и Ромео.
9. Домашнее задание ( 1-2 минуты)
В конце трагедии главы обоих семейств обещают воздвигнуть памятник Ромео и Джульетте. Попробуйте создать словесный проект памятника Ромео и Джульетте. Не забудьте учесть место установки памятника, материал, из которого он будет создан, позы героев, выражения их лиц, надпись на памятнике. Все свои предложения обоснуйте. Это и будет вашим домашним заданием.
10. Оценки за урок (3 минуты)
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
1. В кого был влюблен Ромео перед тем, как встретить Джульетту?
А) Розалин
Б) Розмари
В) Джульетта
Г) Тибальт
Д) Офелия
2. Ромео был единственным сыном в семье Монтекки?
А) Нет, у него был брат
Б) Да
В) У него была сестра
3. Кого убил Ромео?
А) Меркуцио
Б) Тибальт
В) Бенволио
Г) Дездемона
4. Сколько лет было Джульетте, когда она познакомилась с Ромео?
А) 13
Б) 15
В) 14
Г) 18
5. За кого хотели выдать замуж родители Джульетту?
А) Принц
Б) Ромео
В) Парис
Г) Тибальт
6. Где Ромео первый раз встретил Джульетту и влюбился?
А) В его доме
Б) На балу
В) В саду
Г) В церкви
7.Где происходит действие трагедии?
А) Верона
Б) Лондон
1. В кого был влюблен Ромео перед тем, как встретить Джульетту?
А) Розалин
Б) Розмари
В) Джульетта
Г) Тибальт
Д) Офелия
2. Ромео был единственным сыном в семье Монтекки?
А) Нет, у него был брат
Б) Да
В) У него была сестра
3. Кого убил Ромео?
А) Меркуцио
Б) Тибальт
В) Бенволио
Г) Дездемона
4. Сколько лет было Джульетте, когда она познакомилась с Ромео?
А) 13
Б) 15
В) 14
Г) 18
5. За кого хотели выдать замуж родители Джульетту?
А) Принц
Б) Ромео
В) Парис
Г) Тибальт
6. Где Ромео первый раз встретил Джульетту и влюбился?
А) В его доме
Б) На балу
В) В саду
Г) В церкви
7.Где происходит действие трагедии?
А) Верона
Б) Лондон
В) Венеция
Г) Воронеж
8. Зачем монах Лоренцо обвенчал Ромео и Джульетту?
А) Потому что Ромео и Джульетта любили друг друга
Б) У него не оставалось выбора
В) Чтобы прекратить вражду между семьями
9. Что сделал Меркуцио, когда умирал?
А) Станцевал
Б) Проклял оба дома
В) Проклял Монтекки
Г) Проклял Капулетти
10. Кем Тибальт приходился Джульетте?
А) Родным братом
Б) Двоюродным братом
В) Дядей
11. В каком городе пришлось скрываться Ромео?
А) Мантуя
Б) Верона
В) Сицилия
Г) Арона
12. Из-за чего Ромео уехал из Вероны?
А) Потому что он убил Тибальта
Б) Потому что он был на балу у Капулетти, где быть не должен
В) Потому что они с Джульеттой поженились
13. Как умирают Ромео и Джульетта?
А) Он выпил яд, а она застрелилась
Б) Они оба отравились
В) Он пьет яд, а она наносит себе удар кинжалом Ромео
В) Венеция
Г) Воронеж
8. Зачем монах Лоренцо обвенчал Ромео и Джульетту?
А) Потому что Ромео и Джульетта любили друг друга
Б) У него не оставалось выбора
В) Чтобы прекратить вражду между семьями
9. Что сделал Меркуцио, когда умирал?
А) Станцевал
Б) Проклял оба дома
В) Проклял Монтекки
Г) Проклял Капулетти
10. Кем Тибальт приходился Джульетте?
А) Родным братом
Б) Двоюродным братом
В) Дядей
11. В каком городе пришлось скрываться Ромео?
А) Мантуя
Б) Верона
В) Сицилия
Г) Арона
12. Из-за чего Ромео уехал из Вероны?
А) Потому что он убил Тибальта
Б) Потому что он был на балу у Капулетти, где быть не должен
В) Потому что они с Джульеттой поженились
13. Как умирают Ромео и Джульетта?
А) Он выпил яд, а она застрелилась
Б) Они оба отравились
В) Он пьет яд, а она наносит себе удар кинжалом Ромео
Предварительный просмотр:
Сцена вторая
Сад Капулетти.
Входит Ромео.
Ромео
Но что за блеск я вижу на балконе?
Там брезжит свет. Джульетта, ты, как день!
Стань у окна. Убей луну соседством;
Она и так от зависти больна,
Что ты ее затмила белизною.
На балконе показывается Джульетта.
Джульетта
Ромео, как мне жаль, что ты Ромео!
Отринь отца да имя измени,
А если нет, меня женою сделай,
Чтоб Капулетти больше мне не быть.
Ромео
Прислушиваться дальше иль ответить?
Джульетта
Лишь это имя мне желает зла.
Ты был бы ты, не будучи Монтекки.
Что есть Монтекки? Разве так зовут
Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?
Неужто больше нет других имен?
Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
Ромео под любым названьем был бы
Тем верхом совершенств, какой он есть.
Зовись иначе как-нибудь, Ромео,
И всю меня бери тогда взамен.
Ромео
О, по рукам! Теперь я твой избранник.
Я новое крещение приму,
Чтоб только называться по-другому.
Джульетта
Кто это проникает в темноте
В мои мечты заветные?
Ромео
Не смею
Назвать себя по имени. Оно
Благодаря тебе мне ненавистно.
Когда б оно попалось мне в письме,
Я б разорвал бумагу с ним на клочья.
Джульетта
Десятка слов не сказано у нас,
А как уже знаком мне этот голос!
Ты не Ромео? Не Монтекки ты?
Ромео
Ни тот, ни этот: имена запретны.
Меня перенесла сюда любовь,
Ее не останавливают стены.
Джульетта
Мое лицо спасает темнота,
А то б я, знаешь, со стыда сгорела,
Что ты узнал так много обо мне.
Хотела б я восстановить приличье,
Да поздно, притворяться ни к чему.
Ты любишь ли меня? Я знаю, верю,
Что скажешь «да». Но ты не торопись.
Ведь ты обманешь. Говорят, Юпитер
Не ставит ни во что любовных клятв.
Мне следовало б сдержаннее быть,
Но я не знала, что меня услышат.
Прости за пылкость и не принимай
Прямых речей за легкость и доступность.
Ромео
Мой друг, клянусь сияющей луной,
Посеребрившей кончики деревьев…
Джульетта
О, не клянись луною, в месяц раз
Меняющейся, – это путь к изменам.
Ромео
Так чем мне клясться?
Джульетта
Не клянись ничем
Или клянись собой, как высшим благом,
Которого достаточно для клятв.
Ромео
Клянусь, мой друг, когда бы это сердце…
Джульетта
Не надо, верю. Как ты мне ни мил,
Мне страшно, как мы скоро сговорились.
покойной ночи! Я тебе желаю
Такого же пленительного сна,
Как светлый мир, которым я полна.
Ромео
Но как оставить мне тебя так скоро?
Джульетта
А что прибавить к нашему сговору?
Ромео
Клянись и ты, как клялся я тебе.
Джульетта
Я первая клялась и сожалею,
Что дело в прошлом, а не впереди.
Ромео
Ты б эту клятву взять назад хотела?
Джульетта
Да, для того чтоб дать ее опять.
Мне не подвластно то, чем я владею.
Моя любовь без дна, а доброта,
Как ширь морская. Чем я больше трачу,
Тем становлюсь безбрежней и богаче.
Меня зовут. Я ухожу. Прощай.
Уходит.
Ромео
Святая ночь, святая ночь! А вдруг
Все это сон, так непомерно счастье,
Так сказочно и чудно это все!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского 10 класс
Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского...
интегрированный урок литературы и МХК "Поэзия Велимира Хлебникова" 11 класс
Урок посвящен творчеству замечательного астраханского поэта XIX века Виктора Владимировича Хлебникова. Марериал дан в контексте эпохи....
Планирование уроков литературы под ред.В.Я.Коровиной -7 класс
Планирование уроков литературы в 7 классе под рдакцией В.П.Коровина....
Поурочное планирование уроков литературы по программе Г.И.Беленького 11 класс
Планирование уроков литературы в 11 классе....
урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" 7 класс
Методическая разработка метапредметного урока по литературе....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Методическая разработка Урок литературы по трагедии Трагедия Корнеля «Сид»
Методическая разработка урока литературы по трагедии Трагедия Корнеля «Сид»....